Статья "Формирование исторического пространства базовый компонент образовательного пространства"
Оценка 4.7

Статья "Формирование исторического пространства базовый компонент образовательного пространства"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
история
Взрослым
20.11.2017
Статья "Формирование исторического пространства базовый компонент образовательного пространства"
Формирование мышления учащихся один из аспектов пространственного представления учащихся. Правильно организованная работа с картой должна помогать, ученику брать учебную информацию не только из учебника, но и из карты. Методика критического анализа карт близка к методике научной критики источников. Учащиеся должны задаться вопросом: кто, когда, где, с какой целью, это заставляет провести исследование источника и сделать собственные выводы. Наша задача помочь ученику осознать это, научится использовать карту как источник получения знаний.История представляет собой одну из базовых областей современного образования, ее роль обусловлена историческими обществоведческими и правоведческими знаниями в овладении закономерностями происхождения и развития человека, общества и природы, современной научной картины мира. С развитием интеграционных процессов в мире нужна конкурентно-способная личность, овладевшая историко - культурными ценностями, выработанными человечеством. Задача учителя помочь овладеть этими ценностями на основе исторического анализа, осмысления событий и явлений действительности, в их уникальной принадлежности к единому потоку исторического движения.Данный материал содержит моменты формирования исторического пространства учащихся на уроках истории
Олейник С.М..doc
Олейник С.М. высшая категория директор учитель истории КГУ "Кенаральская сш" отдела образования  акимата Федоровкого района Костанайской области ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Формирование, история, карта, интеграция, локализация, историческое  пространство,  пространство, время, мышление, чтение.   Формирование мышления учащихся один из аспектов пространственного  представления учащихся.  Правильно организованная работа с картой должна  помогать, ученику брать учебную информацию не только из учебника, но и из  карты.  Методика критического анализа карт близка к методике научной  критики источников. Учащиеся должны задаться вопросом: кто, когда, где, с  какой целью,  это заставляет провести исследование источника и сделать  собственные выводы. Наша задача помочь ученику осознать это, научится  использовать карту как источник получения знаний.  «Каждый гражданин, углубляясь в историю,  должен стать достойным продолжателем дел своих предков Н.А. Назарбаев.[1] История представляет собой одну из базовых областей современного  образования, ее роль  обусловлена историческими обществоведческими и  правоведческими знаниями в овладении закономерностями происхождения и  развития человека, общества и природы, современной научной картины мира.  С развитием интеграционных процессов в мире нужна конкурентно­способная  личность, овладевшая историко ­ культурными ценностями, выработанными  человечеством. Задача учителя помочь овладеть этими ценностями на основе  исторического анализа, осмысления событий и явлений действительности, в  их уникальной принадлежности к единому потоку исторического движения.  Одна из главных задач исторического образования – формирование  пространственного представления учащимися исторических событий. Каждое  событие, изучаемое на уроке должно, быть представлено, не только во  времени, но и в пространстве. Этому способствует организация системы  работы учащихся с исторической картой. Учащийся должен научиться читать  легенду карты, правильно заполнять контурную карту, анализировать  историческое событие по исторической карте, а для этого нужно с картой  работать систематически, то есть каждый урок. Приемы, формы работы с  картой зависят от возраста учащихся. Учитель должен знать, что цели и  задачи, а значит и формы работы, по формированию пространственного исторического мышления не могут быть одинаковыми для всех учащегося. .[2, 17] Работа   с   картой   на   уроке   истории   это    ­     формирование   у   учащегося пространственного       представления о том или ином историческом событии. Какие задачи должен ставить перед собой учитель, организуя работу с картой на уроке? 1) определить место и значение работы с исторической картой на уроках; 2) охарактеризовать картографические знания и умения; 3) изучить  приёмы формирования умений работать с картой; 4) определить методы мотивации учащихся для поддержания интереса к данной работе. Правильно  организованная работа  с  картой  должна  помогать,  ученику брать учебную информацию не только из текста учебника, но и из учебной карты, исторического атласа. Ученик будет благодаря этому более осознано воспринимать историческое событие или явление. Он будет видеть место, где это событие произошло!           Историческая  карта  «изображает  поверхность  Земли  или  её часть  на плоскости   в   уменьшенном   и   обобщённом   виде   и   отражает   особенности природы,   местности   и   общества   в   какой­либо   момент».   Она   служит   для наглядного   пространственного   изображения   тех   событий,   явлений   и процессов, знакомство с которыми осуществляется в рамках преподавания истории.  Основная   функция   таких   карт   –   пространственная   локализация некогда произошедшего. Когда учитель истории может и когда должен работать с картой? Карта должна присутствовать на уроке практически всегда.  Во­первых, карта помогает установить, где и когда произошло то или иное событие, т.е. локализовать его. Локализация в узком смысле означает определение   местонахождения.   Но   для   понимания   исторической   ситуации локализация   событий   должна   сопровождаться   демонстрацией   картины   или словесным описанием ландшафта.   Во­вторых, карты уместны в ходе фронтальной работы со всем классом. Особенно   эффективно   одновременное   использование   настенной   карты   и атласов, которые находятся на руках у школьников, при обучении чтению карт.   Атласы,   помимо   иных   функций,   служат   справочными   пособиями,   а также, если это необходимо, облегчают выполнение домашних заданий.  .[3, 21] На   протяжении   урока   историческая   карта   выполняет   различные функции. Она может использоваться в самом начале урока – как отправной пункт   для   размышлений,     как   своеобразное   введение   в   материал   и   как иллюстрация. (Побуждение). В таком случае разумно ещё раз обратиться к той же самой карте в конце   урока,  когда   она   будет   восприниматься   уже   на   ином   уровне,  более осмысленно. (Рефлексия) Историческая   карта   может   стать   хорошим   подспорьем   в   ходе   всего объяснения нового материала, а в других случаях – на завершающей стадии объяснения,   при   закреплении   изученного   и   при   применении   новых   знаний. Пока   ученики   ещё   не   вполне   свободно   ощущают   себя   у   карты,   учителю целесообразно сначала продемонстрировать приёмы работы с картой, затем проделать эту работу вместе со школьниками и таким образом подготовить их к самостоятельному выполнению заданий. Необходимость   более   основательного   знакомства   с   картами определяется   важной   педагогической   задачей   –   помочь   учащимся ориентироваться в исторических и современных политических реалиях. Правила работы по карте для учащихся При   помощи   условных   знаков,   выбранных   вами,   выполните   задание, условные   знаки   отобразите   в   легенде   карты.   Правильно   подпишите географические   и   исторические   объекты   –   названия   городов   и   поселков; названия рек подписывают по течению реки: от истока к устью, надписи не должны   перекрывать   контуров   других   обозначений;   надписи   делайте   по возможности мелко, но четко.                 Чтобы   не   перегружать   карту,   мелкие   объекты   обозначаются   цифрами   с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).  При нанесении на карту исторических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).  Необходимо   точно   выполнять   предложенные   вам   задания   (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по   предложенным   заданиям   может   быть   снижена   на   один   балл   в   случае добавления в работу излишней информации) Географические и исторические названия объектов подписывайте с заглавной буквы. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматических ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один балл).[4] Критерии оценивания работы с контурной картой   Умение точно и правильно выполнить задание по карте  Умение точно и аккуратно нанести объекты и надписи на карту  Наличие в работе условных обозначений и их объяснение (легенда карты)  Соблюдение   правил   работы   с   картой   (использование   светлых   тонов   для закрашивания, работа при закрашивании только цветными карандашами)  Отсутствие речевых и грамматических ошибок. Критерии оценивания работы с исторической картой  Умение соблюдать алгоритм чтения карты  Умение точно определить географические ориентиры и продемонстрировать их на карте  Умение преобразовать условную информацию карты в текстовую  Умение использовать название, даты, условные обозначения для соблюдения трёхчастной   структуры   ответа  (вступление  (название,  дата   изображения)  – основная часть (описание информации карты или ответ на вопросы по карте) – итог)  Речевая грамотность. Между   тем,   уже   в   начальном   звене,   используя   традиционные «инструменты»   обучения,   такие   как   историческая   и   контурная   карты, возможно   учить   ученика   добывать,   интерпретировать,   преобразовывать   и использовать   информацию.   При   правильном   подходе   к   подобному «инструменту»   учитель   может   решить   массу   проблем:   перехода   от репродуктиного   к   продуктивному   уровню   обучения,   узкопредметного характера информации и формируемых умений и навыков, отсутствия связи между обучением и социализацией ученика. Работая   с   картой   по   традиционным   заданиям   понимаешь,   что   ученику необходимо  механически   перенести информацию   из   атласа   на   контурную карту.   При   работе   по   новым   стандартам   задания     заставляют   ученика  самостоятельно добывать  информацию в результате мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза. Итогом работы является самостоятельный выход. Примеры заданий для работы с контурной картой. Репродуктивный уровень (воспроизведение информации) ­ 1. Выделите основные районы земледелия в позднем средневековом Казахстане; 2. Подпишите столицы Казахского ханства; 3. Обозначьте район   средневековых   архитектурных   памятников   на территории Казахстана; 4. Покажите границу Казахского ханства в XV и начале XVI вв. Продуктивный   уровень (самостоятельное   добывание   информации   в результате мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза) ­1. Выдели наиболее благоприятные территории в Казахстане для занятий земледелием (отделите с   помощью   цвета   территории с   естественно   благоприятными условиями   и   территории   с   искусственно   созданными   условиями); 2. Разделите территорию и неблагоприятные для занятия земледелием зоны (придумайте условные знаки, с   помощью   которых   вы   можете   показать   это   деление   на   карте);   3. Укажите наиболее благоприятные районы для занятие земледелием в Южном Казахстане;   Обоснуйте   свой   выбор;   4.   На   карте   обозначьте   территорию государства  Казахское ханство в конце  XV  и начале  XVI  вв. Определите, почему   Казахские   ханы   стремились   закрепить   свой   контроль   над Сырдарьинским регионом? Какие династии вступали в военные столкновения за право владеть Сырдарьинским регионам в конце XV и начале XVI вв. благоприятные   Казахстана на Таким образом, при подобном подходе, ученик не только получает знание  о предмете, но и учится его добывать и использовать. Уроки истории необходимо дифференцировать при помощи отработки  алгоритма чтения карт, схем, таблиц их понимания, анализа и использования в углублении знаний предмета. При работе с картой необходимо соблюдать  алгоритм чтения исторической  карты:   Прочитай   название   карты   (в   нём   содержится   информация   о   территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);  Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);  Чтение   информации   на   карте   начинай   с   самых   крупных   объектов   и (морями)   находится, постепенно двигайся к более мелким: а)   определи   природно­климатические   признаки   территории   (в   какой   части света   омывается); б)   определи   признаки   государства   (граница,   столица,   государства­соседи); в) определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути).    какими   озерами    Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой. Одним   из   способов   “добывания”   информации   может   служить   сравнение информации, представленной на нескольких картах   В чём главное отличие в выборе места для города? С чем это может быть связано?  Откуда мог начинаться и каким образом вырастал город?  Выделите особенности формы средневековых Казахстанских городов. Также важно обращать внимание на наличие чётких критериев, по которым учитель   будет   оценивать   работу   по   контурной   карте   и   преобразование условной   информации   карты   в   текстовую.   Критерии   позволят   помимо предметных отработать некоторые общеучебные умения и навыки.  Правила работы по карте для учащихся. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты. Правильно  подпишите   географические   и  исторические   объекты –  названия городов и поселков; названия рек подписывают по течению реки: от истока к устью,   надписи   не   должны   перекрывать   контуры     других   обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                           Чтобы   не   перегружать   карту,   мелкие   объекты   обозначаются   цифрами   с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).  При нанесении на карту исторических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов). Необходимо   точно   выполнять   предложенные   вам   задания   (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по   предложенным   заданиям   может   быть   снижена   на   один   балл   в   случае добавления в работу излишней информации) Географические и исторические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.      Методика критического анализа карт близка к методике научной критики  источников. Учащиеся должны задаться вопросом: кто, когда, где, с какой  целью, при каких обстоятельствах,  это заставляет провести исследование  источника и сделать собственные выводы. Наша задача помочь ученику  осознать это, научится использовать карту как источник получения знаний. Необходимо более серьезно уделять работе с картами.  Литература 1. Н. Назарбаев В потоке истории 1999г  Алматы, Атамура  стр. 296 2. Вяземский Е.Е Стрелова О.Ю. Теория  и методика преподования истории.  учебник Вузов Москва, 2003г. стр. 17 3. Суденикин М.Т. Методика преподования истории вшколе и Вузах Москва  2003г. стр 21 4.  Учебно ­ методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации  История Казахстана Национальный центр тестирования Астана 2017г стр. 15­ 16

Статья "Формирование исторического пространства базовый компонент образовательного пространства"

Статья "Формирование исторического пространства базовый компонент образовательного пространства"

Статья "Формирование исторического пространства базовый компонент образовательного пространства"

Статья "Формирование исторического пространства базовый компонент образовательного пространства"

Статья "Формирование исторического пространства базовый компонент образовательного пространства"

Статья "Формирование исторического пространства базовый компонент образовательного пространства"

Статья "Формирование исторического пространства базовый компонент образовательного пространства"

Статья "Формирование исторического пространства базовый компонент образовательного пространства"

Статья "Формирование исторического пространства базовый компонент образовательного пространства"

Статья "Формирование исторического пространства базовый компонент образовательного пространства"

Статья "Формирование исторического пространства базовый компонент образовательного пространства"

Статья "Формирование исторического пространства базовый компонент образовательного пространства"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.