В статье даны определения компетенции и компетентности, перечислены ключевые компетентности. Даны характеристики некоторым видам и формам внеурочной работы в образовательной организации. также приведены примеры из опыта работы школы, а именно участие обучающихся в различных конкурсах. И в ходе подготовки, и в ходе мероприятия продолжается работа учителей по формированию многих ключевых компетентностей обучающихся.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Бородкина Марина Григорьевна,
Учитель физической культуры
КГКОУ Школа 1 г.КомсомольскнаАмуре
Главная задача современной системы образования – создание условий
для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это
важное условие повышения качества образования.
Компетентностный подход в образовании связан с личностно
ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку
касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным
только в процессе выполнения конкретным учеником определенного
комплекса действий. Что такое компетенция и компетентность?
Компетенция – круг вопросов, в которых ктонибудь хорошо осведомлен,
или круг чьихто полномочий, прав.
Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в определенной
отрасли человек, т.е. специалист, владеющий компетентностью.
Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная
перспектива.
Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного
подхода в учебновоспитательный процесс выделяют следующие ключевые
компетентности:
социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом
позиций других людей;
коммуникативная компетентность
коммуникацию с целью быть понятым;
– способность вступать в
предметная компетентность – способность анализировать и действовать с
позиции отдельных областей человеческой культуры;
автономизационная компетентность – способность к саморазвитию,
самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности;математическая компетентность – умение работать с числом, числовой
информацией;
продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть
способным создать собственный продукт, принимать решения и нести
ответственность за них;
информационная
информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
компетентность
способность
–
владеть
нравственная компетентность – готовность, способность жить по
традиционным нравственным законам.
Совершенно невозможно представить, что успешное формирование
ключевых компетентностей возможно без внеурочной деятельности
обучающихся. Внеурочная работа может осуществляться в самых
разнообразных видах и формах, которые условно можно разделить на
следующие:
работа с одаренными обучающимися,
индивидуальная работа – работа с отдельными обучающимися при
подготовке ими рефератов, докладов, презентаций; руководство детским
творчеством;
п.;
групповая работа – систематическая работа, проводимая с небольшим
постоянным коллективом учащихся и направленная на удовлетворение
определенных интересов, приобретение новых знаний и практических умений
(кружки,
группы);
массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским
коллективом (лекции, вечера, конференции; предметные недели; олимпиады и
конкурсы; выставки, внепрограммные экскурсии и т. п).
творческие
и т.
секции,
Внеурочная работа является естественным продолжением и дополнением
основных форм работы учащихся на уроке и основывается на тех же
педагогических принципах, что и учебная (классная) работа с детьми.
Главными из них являются принципы доступности, научности и
систематичности, а также принципы развивающего и воспитывающего
обучения. Для внеурочной работы характерны:
• необходимость удовлетворения интересов и запросов учащихся;
• добровольность выбора ими вида работы;• определенная самостоятельность участников работы;
• учет местных условий.
Из практики.
В течение последних лет в школе ведется кружок «Математическая
мозаика», ежегодно поводятся неделя математики и физики и традиционно
отмечается 12 апреля День Космонавтики. Учащиеся основного звена (59
классы) активно участвуют в общероссийских конкурсах: по физической
культуре, чемпионаты, олимпиады, «Олимпус», «Кенгуру» и «Кенгуру плюс»,
республиканском конкурсе «Мегаталант».
Хотя содержание конкурсов каждый год новое, но принципы их подбора
сохраняются. В них присутствуют:
материалы программы по физике 79 и математике 5 9 классов;
практическое применение школьных компетенций к жизненным
ситуациям:
межпредметные связи;
исторический или краеведческий момент.
Также школьники участвуют в творческих конкурсах в рамках недели
математики и физики, при проведении Дня Космонавтики, на уроках
математики и физики при изучении отдельных тем.
При проведении КВНа и математических игр команды демонстрируют свои
математические способности. Форма выполнения заданий конкурсов также
разнообразна и построена по принципу постоянной смены вида деятельности.
Конкурсы разной направленности
позволяют участникам
продемонстрировать свои знания по математике и физике и смежным наукам,
умение работать в команде, а также увидеть и оценить умения других
участников игры. Они проходят на высоком эмоциональном уровне.
Учителя и учащиеся щколы становятся на время игры членами жюри и
ведущими. Члены жюри оценивают выступления игроков по единой системе,
предложенной в правилах проводимых мероприятий . Завершаются всемероприятия награждением команд – победителей, а все участники получают
грамоты и призы .
Проводимая внеклассная работа относится к массовым внеурочным
мероприятиям. Ежегодно в них добровольно участвуют более половины
учащихся школы. Время показало, что такой вид совместной деятельности
обучающихся и учителей нужен.
И в ходе подготовки, и в ходе мероприятия продолжается работа учителей
по формированию многих ключевых компетентностей обучающихся, а
именно:
предметной компетентности – способности действовать в разных
ситуациях с помощью полученных на уроках знаний и умений;
математической компетентности – умения работать с числом, числовой
информацией;
продуктивной компетентности – быть способным создать собственный
продукт, принимать решения и нести ответственность за них;
информационной компетентности – способности владеть
информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
социальной компетентности – способности действовать в социуме;
коммуникативной компетентности – способности вступать в общение с
целью быть понятым;
автономизационной компетентности – способности к саморазвитию,
самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности;
нравственной компетентности – готовности, способности жить по
традиционным нравственным законам.
Необходимо еще раз сделать ударение на главной особенности
компетентности как педагогического явления, а именно: компетентность
– это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные
умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненно
необходимые человеку любой профессии любого возраста. Добиваться
формирования у школьников ключевых компетентностей разнообразнымипедагогическими приемами в ходе уроков и во внеурочной деятельности –
главная задача современного педагога.