Статья "ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Педсоветы
  • doc
  • 19.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье даны определения компетенции и компетентности, перечислены ключевые компетентности. Даны характеристики некоторым видам и формам внеурочной работы в образовательной организации. также приведены примеры из опыта работы школы, а именно участие обучающихся в различных конкурсах. И в ходе подготовки, и в ходе мероприятия продолжается работа учителей по формированию многих ключевых компетентностей обучающихся.
Иконка файла материала Бородкина М.Г. Статья.doc
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Бородкина Марина Григорьевна, Учитель физической культуры КГКОУ Школа 1 г.Комсомольск­на­Амуре           Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного   подхода – это важное условие повышения качества образования.           Компетентностный   подход     в   образовании       связан   с   личностно­ ориентированным   и   действующим   подходами   к   образованию,   поскольку касается   личности   ученика   и   может   быть   реализованным   и   проверенным только   в   процессе   выполнения   конкретным   учеником   определенного комплекса действий. Что такое компетенция и компетентность? Компетенция  –   круг вопросов, в которых кто­нибудь хорошо осведомлен, или  круг чьих­то полномочий, прав. Компетентный  –   знающий,   осведомленный,   авторитетный   в   определенной отрасли человек, т.е. специалист, владеющий компетентностью. Компетентный   специалист,   компетентный   человек   –   это   очень   выгодная перспектива.               Согласно программе внедрения компетентностно ­ ориентированного подхода   в   учебно­воспитательный   процесс   выделяют   следующие   ключевые компетентности: социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей; коммуникативная   компетентность коммуникацию с целью быть понятым;  –   способность   вступать   в предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры;  автономизационная   компетентность  –   способность   к   саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности;математическая компетентность  – умение работать с числом, числовой информацией;  продуктивная   компетентность  –   умение   работать     и   зарабатывать,  быть способным   создать   собственный   продукт,   принимать   решения   и   нести ответственность за них;  информационная   информационными технологиями, работать со всеми видами информации; компетентность способность  –     владеть нравственная   компетентность  –   готовность,   способность   жить   по традиционным нравственным законам.                Совершенно невозможно представить, что успешное формирование ключевых   компетентностей   возможно   без   внеурочной   деятельности обучающихся.   Внеурочная   работа   может   осуществляться   в   самых разнообразных   видах   и   формах,   которые   условно   можно   разделить   на следующие:    работа   с   одаренными   обучающимися, индивидуальная   работа  –   работа   с   отдельными   обучающимися   при подготовке   ими   рефератов,   докладов,   презентаций;   руководство   детским творчеством;   п.;   групповая   работа  –   систематическая   работа,   проводимая   с   небольшим постоянным   коллективом   учащихся   и   направленная   на   удовлетворение определенных интересов, приобретение новых знаний и практических умений (кружки, группы);   массовая работа  – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом (лекции, вечера, конференции; предметные недели; олимпиады и конкурсы; выставки, внепрограммные экскурсии и т. п). творческие   и   т. секции,             Внеурочная работа является естественным продолжением и дополнением основных   форм   работы   учащихся   на   уроке   и   основывается   на   тех   же педагогических принципах, что и учебная (классная) работа с детьми.              Главными   из   них   являются   принципы   доступности,   научности   и систематичности,   а   также   принципы   развивающего   и   воспитывающего обучения. Для внеурочной работы характерны: • необходимость удовлетворения интересов и запросов учащихся; • добровольность выбора ими вида работы;• определенная самостоятельность участников работы; •  учет местных условий. Из практики.  В   течение   последних     лет   в   школе   ведется   кружок   «Математическая   мозаика», ежегодно поводятся неделя математики и физики и традиционно отмечается 12 апреля ­ День Космонавтики. Учащиеся основного звена (5­9 классы)   активно   участвуют   в   общероссийских   конкурсах:   по   физической культуре, чемпионаты, олимпиады, «Олимпус», «Кенгуру» и «Кенгуру плюс», республиканском конкурсе «Мегаталант».       Хотя содержание конкурсов каждый год новое, но принципы их подбора сохраняются. В них  присутствуют:   материалы программы по физике 7­9 и математике 5 ­9 классов;  практическое   применение   школьных   компетенций   к   жизненным ситуациям:  межпредметные связи;  исторический или краеведческий момент.      Также   школьники   участвуют   в   творческих   конкурсах   в   рамках   недели математики   и   физики,   при   проведении   Дня   Космонавтики,   на   уроках математики и физики при изучении отдельных тем.    При проведении КВНа и математических игр команды демонстрируют свои математические  способности.  Форма выполнения заданий  конкурсов также разнообразна и построена по принципу постоянной смены вида деятельности. Конкурсы   разной   направленности     позволяют   участникам продемонстрировать  свои знания по математике и физике и смежным наукам, умение   работать   в   команде,   а   также   увидеть   и   оценить   умения   других участников игры.  Они проходят  на высоком эмоциональном уровне.          Учителя   и  учащиеся   щколы  становятся   на  время   игры   членами   жюри   и ведущими. Члены жюри оценивают выступления игроков по единой  системе, предложенной   в   правилах   проводимых   мероприятий   . Завершаются   всемероприятия награждением команд – победителей, а  все участники получают грамоты и  призы .    Проводимая   внеклассная   работа   относится   к   массовым   внеурочным мероприятиям.   Ежегодно   в   них   добровольно   участвуют   более   половины учащихся школы. Время показало, что такой вид совместной деятельности обучающихся и учителей нужен.    И в ходе подготовки, и в ходе мероприятия  продолжается работа учителей по   формированию   многих   ключевых   компетентностей   обучающихся,   а именно:   предметной компетентности – способности  действовать в разных  ситуациях с помощью полученных на уроках знаний и умений; математической компетентности – умения работать с числом, числовой  информацией; продуктивной компетентности – быть способным создать собственный  продукт, принимать решения и нести ответственность за них;  информационной компетентности – способности владеть  информационными технологиями, работать со всеми видами информации;  социальной компетентности – способности действовать в социуме; коммуникативной компетентности – способности вступать в общение с  целью быть понятым;  автономизационной компетентности – способности к саморазвитию,  самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности; нравственной компетентности – готовности, способности жить по  традиционным нравственным законам.           Необходимо   еще   раз   сделать   ударение   на   главной   особенности   компетентности как педагогического явления, а именно:   компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные   действия   или   логические   операции,   а   конкретные,   жизненно необходимые   человеку   любой   профессии   любого   возраста.     Добиваться формирования   у   школьников   ключевых   компетентностей     разнообразнымипедагогическими приемами  в  ходе уроков и во внеурочной деятельности – главная задача современного педагога.