Статья "Формирование мотивации к взаимодействию посредством занятия "Утренний круг".
Оценка 5
Особые потребности
doc
дефектология
1 кл
02.08.2018
В этой статье описывается, что такое «Утренний круг», какие задачи на нём решаются, как его организовать, структуру и примеры наших занятий.
"Занятие «Утренний круг» заимствовано из лечебной педагогики, которая традиционно использует ритмические игры в кругу. Такие игры положительно влияют на состояние детей, имеющих разные нарушения развития" (Зарубина Ю.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г /Адаптация ребёнка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ).
статья_Утренний круг_.doc
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И РАЗВИТИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВКОВ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕН
ЫМИ НАРУШЕНЯМИ РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ
«УТРЕННИЙ КРУГ».
Бевзюк (Коломейчук) Елена Борисовна
ГБОУ «Центр специального образования №3»г. Великие Луки
В этой статье описывается, что такое «Утренний круг», какие задачи на нём
решаются, как его организовать, структуру и примеры наших занятий.
Занятие «Утренний круг» заимствовано из лечебной педагогики, которая
традиционно использует ритмические игры в кругу. Такие игры положительно
влияют на состояние детей, имеющих разные нарушения развития [1]. КРУГ –
«это ритмически организованное, недлительное по времени занятие,
эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию
активного участия ребёнка в общей игре, на развитие его коммуникативных
возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции»[1].
Цель занятия КРУГ: формирование у детей мотивации общения и освоение
различных форм взаимодействия с другими детьми.
Данная форма занятия позволяет решать как общие задачи социализации и
развития эмоциональноволевой сферы ребёнка, так и непосредственно
связанные с особенностями нарушения развития детей [1]. Занятие позволяет
активизировать и развивать зрительное и слуховое восприятие,
наблюдательность, память, внимание, воспитывает выдержку, стимулирует
игровую, коммуникативную и речевую активность детей и др., помогает
настроиться на последующие уроки (занятия).
Для проведения занятия все участники садятся в круг на стулья или пол.
Форма круга ограничивает пространство и помогает сконцентрироваться. Все
педагоги, кроме ведущего, который объявляет начало и конец каждой игры и всего занятии, наравне с детьми выполняют все задания и участвуют в играх.
Но при необходимости взрослый помогает ребёнку, испытывающему
трудности. Важным является то, что КРУГ должен проходить в одно и то же
время (в начале дня).
Начало и конец занятия должны чётко обозначаться [1]. Приветствие и
окончание занятия не изменяются, что позволяет детям легче в них
включиться.
Составляющие КРУГа:
Приветствие (Все участники берутся за руки и хором произносят слова
приветствия, повторяют имя каждого играющего. Это позволяет детям
почувствовать себя членами группы, учит их обращать внимание друг на
друга, активизирует речь)
Ритмические игры и игры на подражание (их задача – вызвать
положительные эмоции. Смена ритма активизирует детей, помогает
организовать свою активность с действиями других участников. Игры на
подражание готовят ребёнка к более сложным играм, и способствуют
речевому развитию. Для детей со сложными и множественными нарушениями
развития надо подбирать игры с ритмическим, несложным текстом и
простыми движениями)
Сенсорные игры (помогают созданию благоприятного эмоционального фона
и развитию сенсорной сферы)
Игры с правилами (направлены на формирование коммуникативных навыков
и эмоционально – волевой сферы)
Окончание занятия (может включать общую песенку, стихотворение или
сообщать о распорядке дня)
Проводимый нами «Утренний круг» сразу понравился всем детям. Это стало
традиционным началом дня. Визуальное расписание, которое дети научены
выстраивать почти самостоятельно, организует их деятельность. Пример занятия.
Характеристика детей.
Дети восьми лет, диагнозы: умеренная и тяжёлая умственная отсталость,
несформированность языковых средств, ДЦП, синдром Дауна, синдром
Апера).
Занятие «Утренний круг» для детей с тяжёлыми и
множественными нарушениями развития (второй год обучения).
1. Все сидят на стульях по кругу на небольшом расстоянии. Учитель
прикрепляет на доску пиктограмму, обозначающую занятие. Все берутся за
руки и произносят: «Всем, всем доброе утро!».
2. Педагог, называя каждого участника по имени, поёт или ритмически
говорит:
а, где наша Таня? (дети показывают и отвечают «вот, вот, вот»)
а, кто у нас Таня? (ребёнок показывает на себя и отвечает «я, я, я»)
3. На доску прикрепляется слово «БАРАБАН». Учитель спрашивает:
кто будет с нами здороваться? (барабан)
кто первый будет играть на барабане? (дети выбирают сами, но можно
назначить начинающего игру)
каждый участник по кругу берёт барабан, отстукивает ритм мелодии
песенки про барабан, затем передаёт инструмент соседу. Учитель последним
поёт приветственную песню. Предварительно спрашивает:
а, кто ещё не здоровался и не пел песню? (дети называют имя или имя и
отчество педагога)
4. Сенсорная ритмическая игра «Ветер по морю гуляет».
Учитель берёт платок за края, поднимая и опуская его, произносит слова игры Ветер по морю гуляет,
Ветер парус надувает,
Парус /Таню, Васю…/ накрывает.
где наша Таня? (дети снимают платок и говорят: «Вот Таня»)
5. Ритмическая игра «Изза леса, изза гор» (с использованием музыкального
инструмента «Ложки»)
Дети по очереди играют в ложки, соблюдая ритм песни (лучше подобрать
мотив из русских народных песен), подпевают все участники занятия, хлопая
ладонями по коленкам.
Изза леса, изза гор
Ехал дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках, хлопки прекращаются, а участники
шёпотом говорят:
Внуки на козлятках. все хлопают в ладоши.
6. Окончание занятия.
Выстраивание ряда пиктограмм распорядка дня.
Учитель прикрепляет на доску месяц и число, название дня недели,
сопровождая свои действия речью. Ребёнок по инструкции находит
расписание уроков, соответствующее дню недели (карточки могут храниться в
специальном накопителе). Прочитывает название первого урока. Педагог
громко повторяет, и просит другого ребёнка прикрепить соответствующую
пиктограмму и прикрепить в начало ряда (происходит формирование
представлений: начало конец, следующий, первый последний).
Выстраивается распорядок, включая завтрак, обед, переход в группу
продлённого дня, уход домой. Затем, следующий ребёнок прикрепляет
таблички с названиями уроков над соответствующими пиктограммами. Литература:
1. Зарубина Ю.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г /Адаптация
ребёнка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ/. – М.:
Теревинф, 2009. 56с. – (Лечебная педагогика: методические разработки).
2. http://autismaba.blogspot.com/2011/12/pictureactivityschedile1.html.
/Использование визуального расписания/
Статья "Формирование мотивации к взаимодействию посредством занятия "Утренний круг".
Статья "Формирование мотивации к взаимодействию посредством занятия "Утренний круг".
Статья "Формирование мотивации к взаимодействию посредством занятия "Утренний круг".
Статья "Формирование мотивации к взаимодействию посредством занятия "Утренний круг".
Статья "Формирование мотивации к взаимодействию посредством занятия "Утренний круг".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.