Статья "Формирование нравственной компетентности младших школьников"
Оценка 4.9

Статья "Формирование нравственной компетентности младших школьников"

Оценка 4.9
Лекции +1
docx
классное руководство
4 кл
15.09.2018
Статья "Формирование нравственной компетентности младших школьников"
Статья предназначена для учителей начальных классов и родителей. В настоящее время в современном обществе проблеме нравственного воспитания уделяется особое внимание Данная статья рассматривает вопрос формирования нравственного развития младших школьников. В статье описывается, как через систему поступков и воспитание нравственной привычки осуществляется формирование личности ребенка.
Формирование нравственной компетентности младших школьников.docx
Формирование нравственной компетентности младших школьников Интенсивное   социальное   развитие   нашего   общества   повышает   требования   к формированию   активной,   созидающей,   компетентной   личности,   которая   может самостоятельно   регулировать   собственное   поведение   и   деятельность,   определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации.  Именно поэтому сегодня как   никогда   ранее   встает   проблема   приобретения   опыта   нравственного   поведения школьниками. Опыт   нравственного   поведения   ­   это   один   из   компонентов   содержания воспитания,   который   включает   в   себя   нравственные   нормы   воспитания   и   развития нравственных   чувств,   нравственное   сознание,   выработку   привычек,   умений   и   норм нравственного поведения. Нравственными   нормами   являются   общечеловеческие   моральные   свойства,   а именно: совестливость, гуманность, честность, порядочность, действенный патриотизм, гражданственность,   доброжелательность,   стремление   к   добросовестному   социально­ направленному труду,  доброта, совесть, порядочность и другие качества. Чтобы воспитать у учеников определенные качества, нужно ставить их в условия, в которых эти качества проявляются и закрепляются. Это закономерность воспитания.  Нравственные  качества формируются на основе нравственных понятий, оценок, суждений, а также убеждений, которые, в конечном счете, и определяют поведение и поступки человека. Нравственно убежденный человек глубоко уверен в справедливости моральных норм, признают необходимость их выполнения. Однако знание и понимание нравственных норм еще не могут сами по себе обеспечить действенность убеждений, а становятся   лишь   необходимой   предпосылкой   для   их   формирования.   Нравственные знания   становятся   убеждениями,   когда   они   проявляются   в   жизненном   опыте, продуманы и критически переработаны воспитанникам. Только при правильно организованной жизни и деятельности учащихся (в школе и вне ее) у них вырабатываются представления, убеждения и чувства, а следовательно формируется опыт нравственного поведения. Сложные нравственные понятия и категории могут выводиться из переработки сознанием   своего   общественно­исторического   опыта   и   являться   результатом,   как личного   опыта,   так   и   овладением   наукой     о   морали.   Поэтому   руководить формированием нравственного сознания  ­ значит и вооружать учащихся нравственным знанием. Формирование   нравственного   сознания   предполагает   воспитание   нравственных чувств.   Моральные   или   нравственные   чувства   ­   это   переживание   человеком   своего отношения к действительности, людям, собственному поведению. Современные   психологи   и   педагоги   придают   большое   значение   моральным чувствам, которые определяют устойчивые отношения  к окружающему миру. Чувства побуждают человека   к активной деятельности, придают убеждениям силу страсти и устойчивости.  Важнейшее   значение     в   воспитании   чувств   имеет   проблема   нравственной направленности   таких   простых   чувств,   как   например,   удовольствие,   радость, негодование, стыд. Удовольствие от поступка, нужного коллективу, чувство раскаяния и стыда за недостойное поведение все эти переживания включаются в нравственный опыт младшего школьника.  Опыт   нравственного   поведения   состоит   из   цепи   нравственных   поступков, которые   проявляются   в   ежедневных   жизненных   ситуациях.   Именно   поступок характеризует   отношение   человека   к   окружающей   его   действительности.   Чтобы вызвать   нравственные   поступки,   необходимо   создать   соответствующие   условия,   а чтобы воспитанник совершил нравственные поступки, у него  должна возникнуть в этом потребность. Такая сложная задача , как воспитание нравственного поведения реализуется по двум основным направлениям: организация нравственных поступков и  формирование нравственных привычек. Нравственный поступок или действие, в котором проявляется отношение ребенка к окружающему миру, прежде всего надо вызвать. Из системы нравственных поступков складывается система нравственного поведения учащихся. Сами по себе эти поступки еще не означают нравственной воспитанности. Их побудительные силы и мотивы могут быть диаметрально противоположны по своему характеру, например, полезные дела для коллектива могут совершаться ради  удовлетворения тщеславия и даже ради личной выгоды. Вот почему в процессе формирования нравственного опыта необходимо   не   только   вызывать   нравственные   поступки,   но   и   формировать высоконравственную мотивацию этих поступков. Система поступков ведет к приобретению нравственной привычки ­  устойчивой потребности   совершать   нравственные   поступки.   Организация   нравственного   опыта немыслима без выработки навыков и привычек поведения как способов осознанных действий,   доведенных   до   автоматического   исполнения.   Привычка   к   поведению, определяемому глубоко усвоенными нравственными нормами, является показателем устойчивого морального мотива. Воспитание   нравственной   привычки   необходимо   осуществлять   на   основе положительной   мотивации   поведения   учащихся.   Психологическими   исследованиями установлено,   что   условием   формирования   устойчивых   форм   поведения   является педагогически ценная организация мотивации поступка. Формирование личности младшего школьника, правильная организация его жизни и деятельности, опыт положительного нравственного, социального   и общественного поведения, который ребенок   приобретает под руководством воспитателей, должны происходить в единстве  с формированием у учащихся системы знаний – естественных, моральных   и   идейных.   Только   при   этом   условии   у   школьников   формируется мировоззрение как основное выражение личности и основной стимул ее поведения. Для   успешного   нравственного   воспитания   важно   организовать   учение   как коллективную   деятельность,   пронизанную   высоконравственными   отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится   перед   школьниками   как   общая   для   всех,   и   для   ее   решения   нужен коллективный   поиск.   При   таком   способе   обучения   обеспечивается   комфортное психологическое самочувствие обучающихся и обучающих, снижаются конфликтные ситуации на уроках и внеклассных занятиях, создаются благоприятные предпосылки для   повышения   уровня   общекультурной   подготовки   школьников,   развития   их творческого   потенциала.     При   этом   формируется   новый   тип   личности,   человек знающий, коммуникабельный, способный к саморазвитию.

Статья "Формирование нравственной компетентности младших школьников"

Статья "Формирование нравственной компетентности младших школьников"

Статья "Формирование нравственной компетентности младших школьников"

Статья "Формирование нравственной компетентности младших школьников"

Статья "Формирование нравственной компетентности младших школьников"

Статья "Формирование нравственной компетентности младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2018