Статья "Формирование патриотических чувств у обучающихся средствами дополнительного образования"
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
15.12.2018
Гражданско-патриотическое воспитание в дополнительном образовании - это систематическая, целенаправленная деятельность, которая способствует развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель Гражданско-патриотического воспитания – создание условий для формирования значимых морально-психологических качеств учащихся, быть участниками социально активной деятельности.
Достижение цели становится возможным через решение следующих задач: проведение мероприятий гражданско-патриотической направленности; разработка и реализация социально-значимых проектов; участие в гражданских акциях.
Статья_Формирование патриотических чувств.docx
Формирование патриотических чувств у обучающихся средствами
дополнительного образования
Статья
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной
российской школе и дополнительном образовании является формирование
патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют
огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности
обучающегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и
национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство
ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение
материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство
личности.
Истинный патриотизм по свой сущности гуманистичен, включает в себя
уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и
традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В
этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим
образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и
определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое
включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к
ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей
духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство,
практическими делами укреплять могущество и независимость» (И. Ф.
Харламов).
Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия
«патриотизм».
Оно включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства,
свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего
народа, его обычаям и традициям;
-
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее,
выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению
могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Патриотическое воспитание
– это не разовые мероприятия, а
многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная
деятельность, включающая в себя:
организацию массовой работы на постоянной основе при активном
участии семьи, ветеранских и молодежных общественных организаций;
комплекс воспитательных задач, связанных с формированием
потребности стать патриотом, патриотического мировоззрения и
патриотических чувств; уважения к боевым традициям и интереса к изучению военного дела;
обучающихся;
необходимых физических качеств
Особое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает
Оно расширяет разновозрастное и
дополнительное образование.
межнациональное взаимодействия в творческих объединениях.
Одним из ключевых направлений воспитательной работы определило
гражданско-патриотическое воспитание, его целью является воспитание
патриотов России, граждан правового демократического
государства,
обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства,
любви к Отечеству, своему народу.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает всю
жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение
становится возможным через решение следующих задач:
формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому,
настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли
России в судьбах мира;
развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
создать условия для реализации каждым учащимся собственной
гражданской позиции;
т.к.
развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
Деятельность педагогов в воспитании истинного патриота своей страны
трудно переоценить,
формирование у школьников высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к
выполнению своего гражданского долга – это систематическая,
целенаправленная, комплексная деятельность, которая должна проводиться
с учетом возрастных особенностей.
Для реализации задач по патриотическому воспитанию необходимо
создание социальных условий.
Социально-педагогическое пространство
структурного подразделения клуба «им. Г.С. Титова» МАУ ДО ЦДТ «Шанс» г.
Перми решает эти задачи. Работа по гражданско -патриотическому
воспитанию дает возможность объединить различные виды деятельности
детей:
экологическую
деятельность, направленные на усвоение учащихся патриотических,
гражданских, нравственных понятий и норм поведения. При планировании
работы учитываются психологические особенности и возможности детей.
познавательную,
краеведческую,
трудовую,
Реализация работы «Формирование патриотических чувств у обучающихся
средствами дополнительного образования» позволит заложить основы:
формирование гражданственности и патриотического сознания учащихся;
снижению числа правонарушений, совершаемых подростками.
Ожидаемые результаты: повышение качества мероприятий по
организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
гражданско-патриотическая зрелость учащихся; развитие толерантного
отношения подростков к людям разных поколений; повышение уровня
воспитанности и нравственности учащихся; стремление к здоровому образу
жизни; привлечение подростков групп «риска» к общественным
мероприятиям патриотической направленности.
Для определения результатов патриотического воспитания
используются следующие основные методы: наблюдение, анализ результатов
деятельности, опрос, обобщение опыта. Формы работы: конкурсы рисунков, творческих работ, поисково-
исследовательская работа, акции, уроки мужества. Эти формы работы
развивают инициативу, обостряют эмоциональное восприятие, позволяют
активно использовать творческий потенциал учащихся. Они расширяют
кругозор и активизируют познавательные интересы.
Методы патриотического воспитания:
1. Убеждения - разъяснение, рассказ - размышление, убеждение на опыте и
опыте других, спор, дискуссия.
2. Побуждения - увлечение делом, творческим поиском; поощрение, похвала,
награда, требование и др. (формирование высокой значимости порученных и
выполненных дел для общества; разработка требований, рекомендаций
которые способствуют становлению и развитию патриотической
направленности личности.
3. Приучения - творческое поручение или игра, соревнование, традиции.
Основные направления патриотической работы: нравственное,
социально-патриотическое, историческое.
Нравственное – воспитание любви к Родине; знание и формирование
уважения к Российским традициям; формирование общечеловеческих
ценностей, знание прав и обязанностей человека современного общества;
развитие отрицательного отношения к правонарушениям. Содержание:
изучение культуры, российских традиций; участие в праздниках,
мероприятиях, конкурсах; ознакомление учащихся с социальными нормами
поведения; знакомство с различными видами искусств и организация
различных выставок;
проведение обще клубовских традиционных
мероприятий; проведение культурно-массовых спортивных мероприятий.
Патриотическое – воспитание активной гражданской позиции и
патриота своей страны; Содержание: изучение символики России, края,
города; проведение мероприятий и акций, посвященных знаменательным
датам России; через организацию походов, экскурсий; организация встреч с
ветеранами воин и космонавтики; акции «С днем Защитника Отечества».
Социальное – через формирование активной социальной позиции;
воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни; результативно
и эффективно выполнять общественные обязанности; формирование
культуры межличностных отношений, формирование общности интересов
детей и родителей.
ознакомление учащихся с
общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения;
организация совместных коллективных творческих дел; организация и
проведение благотворительных акций; проведение культурно-массовых
мероприятий совместно с родителями.
Содержание:
Экономическое – формирование добросовестного отношения к
государственной и личной собственности. Содержание: участие детей в
общественно полезном труде.
Обеспечение реализации работы по патриотическому воспитанию
Направление деятельности:
Организационно-методическое обеспечение - методические разработки;
отбор методик, направленных на гражданско-патриотическое воспитание.
обеспечивающей работу по
Создание нормативно-правовой базы,
патриотическому воспитанию
обобщение и распространение
педагогического опыта по гражданско-патриотическому воспитанию;
- создания положений творческих акций посвященных Дню защитников
Отечества, Дню Победы; положения выставки творческих работ для детей с
ограниченными возможностями «Вахта памяти»; сценария районного
праздника «День Победы!» Взаимодействие с ведомственными и
общественными организациями - ДОСААФ - РОСТО РОССИИ, МАУК «Пермский
планетарий», детские библиотеки №1,11,13, ТОС «Запруд», «Гарцы», участие
в городских, Всероссийских конкурсах, проектах; проведение совместных
мероприятий профилактического характера.
Организационные условия - создание условий для самореализации
каждого ученика; развитие лидерских качеств, сотрудничество с социумом.
Я как педагог – организатор клуба «им. Г.С. Титова» Центра детского
творчества «Шанс» считаю, что патриотическое воспитание должно быть
целенаправленным,
системным процессом постоянного приобщения
подростков к духовно-нравственным ценностям общества и неразрывно
связанным с темами занятий объединений разных направлений. Мероприятия
по патриотическому воспитанию в клубе проходят не только массовые, но и
традиционные, проводимые из года в год. Это позволяет расширить и
углубить знания детей о своей Родине, проникнуться ее героическим
прошлым и настоящим. Поэтому в планы работы детских объединений были
включены космические, историко-краеведческие и экологические темы и
вопросы, викторины, конкурсы, просветительские беседы, знакомство с
литературой и экскурсии. Дети и педагоги ведут поисково-собирательскую
работу, подбор методической литературы по темам, связанным с
патриотической работой объединений, составляют электронные презентации.
Таким образом, можно сделать вывод, что проводимая работа по
патриотическому воспитанию принесет результаты для гражданского
становления будущих патриотов нашей страны.
Статья "Формирование патриотических чувств у обучающихся средствами дополнительного образования"
Статья "Формирование патриотических чувств у обучающихся средствами дополнительного образования"
Статья "Формирование патриотических чувств у обучающихся средствами дополнительного образования"
Статья "Формирование патриотических чувств у обучающихся средствами дополнительного образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.