Абдулова Г.Х.
учитель биологии
Формирование положительной мотивации на уроках биологии как условие повышения качества обучения.
Одной из центральных проблем современной школы является формирование учебной мотивации. Мотивы являются условием успешности усвоения и степени осознанности всего процесса обучения. Учителю невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед ним, без активизации познавательной деятельности, без формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Активизация деятельности и развитие интереса невозможно без положительной мотивации обучающихся. Самым действенным среди всех мотивов является интерес к предмету. Интерес - мощный побудитель активной личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной [4]. Так как же вызвать этот интерес, повысить мотивацию? Доказано, что в формировании мотивации учения, важную роль играют содержание учебного материала и организация учебной деятельности.
Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают. Поэтому, давая учебный материал, необходимо учитывать потребности обучающихся конкретного возраста. Содержательно и иллюстративно бедный материал не может вызвать интерес к учению.
При организации учебной деятельности, необходимо продумать все этапы урока, так как, от этого зависит его конечный результат. Если ученик будет убежден в том, что этот материал значим для него, он им заинтересуется.
Содержание учебного предмета «Биология» представляет большие возможности для развития мотивации его изучения. Одним из методов повышения мотивации к изучению биологии является привлечение внимания учащихся к изучаемой теме материалом, содержащим необычные сведения, способные пробудить интерес [2]. Так при изучении растений различных семейств, для лучшего запоминания представителей, использую необычные описания:
ü семейство лилейные: по преданию, лилия - саранка выросла из сердца атамана Ермака. Положив на ладонь луковицу саранки, можно разглядеть это сердце, и даже почувствовать его теплоту. Говорят также, кто хоть раз прикоснется к лилии – саранке, обретет в бою мужество.
ü семейство сложноцветные: на Руси тысячелистник называли солдатской травой. Всегда стоит он прямо и не боится ни чего - ни жары, ни заморозков. Впрочем, его могли так называть и за способность останавливать кровотечение [1 ]
В своей практике часто использую проблемные ситуации. Проблемная ситуация обычно трактуется как интеллектуальное затруднение, возникающее у человека, когда он не может достичь цели известными ему средствами или способами. Неожиданное затруднение всегда удивляет, озадачивает и стимулирует самостоятельную поисковую деятельность [6]. Например, на уроках анатомии использую задания:
Тема «Дыхательная система»
При быстром всплытии с большой глубины в крови образуются пузырьки газа (в основном азота), которые разрушают кровеносные сосуды. Это называется кессонной болезнью. В обычных условиях азот находится в крови в «спокойном» растворенном состоянии, не причиняя никакого вреда организму. При тяжёлой форме кессонная болезнь (ее еще называют болезнью водолазов) может привести к параличу или смерти.
Сформулируйте проблему.
«Каким образом можно объяснить это явление?»
Надувание воздушных шариков полезно для здоровья. А наш запас здоровья напрямую зависит от резервных возможностей системы дыхания. По сути, любая дыхательная гимнастика очень полезна для здоровья, поэтому стоит обратить на это внимание.
Сформулируйте проблему.
«Каким образом надувание шариков полезно для здоровья?»
Тема «Кровеносная система»
«Почки — это органы, очищающие кровь. Почти у каждого из нас две почки, но большинство выживет и с одной. В 1954 году пациент доктора Дж. Хартвелла Харрисона и доктора Джозефа Мюррея был очень болен, поскольку у него отказали обе почки. Ему срочно требовалась пересадка. К счастью, у него был брат-близнец. В первой поистине успешной пересадке такого рода близнец пациента отдал одну из своих почек и спас своему брату жизнь [8]
Сформулируйте проблему.
«Как объяснить причину успешной пересадки?»
В своей работе использую элементы кейс – технологии. Будучи интерактивным методом обучения, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе[5]. По некоторым темам ботаники, зоологии, анатомии мною были разработаны кейсы со структурированными вопросами (содержит перечень вопросов после основного текста), с описанием или иллюстрацией.
Например, кейс по теме «Класс Пресмыкающиеся»:
Кейс «Покров пресмыкающихся»: Наружный кожный покров современных пресмыкающихся в результате утолщения и ороговения образует чешуйки или щитки. У ящериц роговые чешуйки перекрывают друг друга, напоминая черепицу. У черепах сросшиеся щитки формируют сплошной прочный панцирь. Смена рогового покрова происходит путём полной или частичной линьки, которая у многих видов происходит несколько раз в год. Плотная и сухая кожа содержит пахучие железы. Слизистые железы отсутствуют — кожа рептилий сухая, характерный блеск ей придают гладкие чешуи. В наружной части внутреннего слоя кожи часто находятся специальные клетки — хроматофоры. В этих клетках секретируются пигменты: меланины и каротиноиды. Также в хроматофорах встречается способный отражать свет гуанин. Благодаря хроматофорам, некоторые пресмыкающиеся способны изменять окраску своего тела за сравнительно короткое время. Хамелеоны — наиболее известные представители с подобным свойством. [9 ]
1.Какое значение имеет роговой покров на теле рептилий?
2.Почему у рептилий происходит линька?
3.Отчего зависит окраска рептилий?
4.Для каких рептилий характерна изменение окраски тела и от чего зависит эта особенность.
5.Все ли пресмыкающиеся имеют чешуйки или щитки?
Кейс «Узнай – кто я?»
1. Фотография самой крупной змеи мира. Что это за змея и где она обитает?
2.Это животное обитает в пустынях Средней Азии, в предгорьях. Это хищник, поедающий грызунов, мелких черепах, ящериц, змей, жуков, птиц. Цвет его кожи желтовато-серый, поэтому оно незаметно среди песка и камней. Зиму и жаркое время дня оно проводит в старых норах сусликов и черепах. Это самая крупная ящерица в тех местах [9 ].
Применение кейс-метода позволяет сформировать высокую мотивацию к учебе. Он предназначен для развития у школьников умений самостоятельно принимать решение и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы [2,3]
На уроках биологии знакомлю школьников с профессиями. Основными мотивами выбора профессии школьниками является: социальная значимость, престиж, интерес к профессии, интерес к школьному предмету. Все эти мотивы между собой взаимосвязаны. Интерес к предмету, побуждает заниматься какой – то деятельностью, а деятельность совершенствует способности. В последнее время среди подростков большой популярностью пользуются квесты. В образовательном процессе квест - это организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам [7] Так, например Web - квест в химико- биологическом классе по теме «Биополимеры. Белки». С помощью этого Web – квеста можно расширить свои знания о белках как удивительных природных биополимерах, узнать строение и свойства, биологическую роль, практическую значимость и выяснить к каким последствиям может привести нарушение белкового обмена, а также получить дополнительные знания из области биохимии, медицины[10]. Также среди обучающихся популярны игры: биологические лабиринты, «Поле чудес», «Брейн – ринг» и т.д. Психологи утверждают, что развитие ребенка осуществляется преимущественно через игру. Игровые моменты на уроках активизируют познавательную деятельность учеников, помогают акцентировать внимание на определенных явлениях, устанавливать причинно-следственные связи.
Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе потому, что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности. Мотивы являются условием успешности усвоения и степени осознанности всего процесса обучения.
Я представила лишь некоторые свои разработки, все они позволяют сформировать положительную мотивацию учащихся к учебной деятельности и следовательно, повысить качество образования.
Использованная литература:
1.Артемов
И.А., Королюк Е.А., ОвчинниковаС.В. Биология. Три уровня обучения. Новосибирск
1997
2.Загорулько Н.И. Статья на тему «Методы, формы, приёмы формирования учебной
мотивации школьников с целью развития основных ключевых компетенций в условиях введения
ФГОС на уроках биологии». [Электронный ресурс]
https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=5660
3.Сергеева Б. В. Использование метода кейс-стади как средство формирования профессиональной компетентности будущих педагогов начального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 9. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95020.htm.
4.Щукина Г.И.. Проблема познавательного интереса в педагогике. https://gigabaza.ru/doc/68595.html
5. Активные методы обучения как инструмент реализации деятельностного подхода. Модуль2.Лекция. https://znanio.ru/
6.Активные методы обучения как инструмент реализации деятельностного подхода. Модуль3.Лекция .https://znanio.ru/
7.Активные методы обучения как инструмент реализации деятельностного подхода. Модуль 4.Лекция. https://znanio.ru/
8.Кровь, сердце и сосуды человека. Интересные факты Режим доступа: https://doctor.kz/health/news/2010/09/29/10002
9.Пресмыкающиеся. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пресмыкающиеся
10. http://web-kvest.tilda.ws/page4806281.html.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.