Статья "Формирование способов поисковой деятельности"
Оценка 4.9

Статья "Формирование способов поисковой деятельности"

Оценка 4.9
Педсоветы
doc
математика
6 кл
20.01.2017
Статья "Формирование способов поисковой деятельности"
Чтобы обучение было развивающим, необходимо строить урок так, чтобы перед учениками ставились небольшие проблемы, и школьники были в творческом поиске. Проблемный метод - это необходимое условие для воспитания творческой личности. Возможны 3 уровня применения проблемного метода: проблемное изложение знаний, поисковая беседа и исследовательский подход.
Формирование способов поисковой деятельности.doc
МОУ лицей №6 Октябрьского района городского округа город Уфа  Республики Башкортостан Формирование способов поисковой  деятельности как условие реализации  развивающего потенциала урока Тазетдинова Анастасия Николаевна Общеизвестна аксиома развивающего обучения – урок математики (и не только математики) надо строить так, чтобы перед учениками ставились небольшие проблемы, и школьники были в творческом поиске. В воспитании творческой личности возможности проблемного метода велики. Возможны 3 уровня применения проблемного метода: проблемное изложение знаний, поисковая беседа и исследовательский подход. Общее у этих трёх уровней – убеждение посредством постановки и решения проблем, а различия – по степени самостоятельности поисковой деятельности школьников. Проблемное изложение – это система познавательных задач, которые учитель ставит перед учениками и сам их решает, показывая ребятам образцы поиска, обобщённые  способы нахождения решения. При проблемном изложении учитель не просто передаёт  знания, а побуждает учеников мысленно следить за логикой изложения темы. Учитель  предполагает в ученике намерение работать и помогает ему делать эту серьёзную и  трудную работу, ведёт его, помогая ему делать первые шаги и уча идти дальше  самостоятельно. В случае поисковой беседы познавательные задачи решаются совместно с учителем.  Один из признаков поисковой беседы – умение преподавателя ставить вопросы и вызывать  встречные вопросы школьников. Важно, чтобы школьники мыслили творчески, а не  пытались отгадывать, что от них ожидает учитель. Исследовательский подход – это решение проблемных задач возрастающего уровня  сложности, которые учащиеся должны выполнять самостоятельно. Школьники изучают  проблему полностью и самостоятельно, последовательно проходя этапы  исследовательского пути: наблюдение и изучение фактов, выявление ядра проблемы,  составление плана исследования, его реализация, формулировка результата. Как правило,  истина, которую открывают школьники, не нова для науки, но она нова для них, открыта  заново в результате самостоятельных творческих поисков. В этом могут участвовать не  только сильные ученики, но и слабоуспевающие. Однако, исследовательская работа часто  рассчитана на длительное время и применяется главным образом в процессе  образовательной внеурочной деятельности, кроме того применению исследовательского  метода обучения препятствует недостаточно высокий в V­ VI классах уровень развития их  логического мышления. Это противоречие можно разрешить умелым использованием задач. Как известно, решение математических задач служит многим педагогическим целям:  Ученики знакомятся с применением теоретических знаний на практике, их  теоретические знания при этом расширяются, углубляются и закрепляются;  Ученики глубже усваивают одну из фундаментальных идей математики и  диалектического мышления – функциональную зависимость между величинами;  Решение задач формирует навыки творческой самостоятельной работы; кроме того,  решение задачи различными способами (которое должно всячески поощряться  учителем) является важным средством активизации познавательной деятельности  учащихся, средством развития самостоятельности, воли, настойчивости и других  качеств личности.  Решение задач служит надёжным средством контроля и учёта знаний учащихся. Хочу показать на примере, как я использую исследовательскую работу для развития у школьников пространственного воображения. Общеизвестно, что трудности, которые  испытывают учащиеся при изучении стереометрии, связаны с несформированностью их  пространственных представлений и воображения. Многие недостатки в геометрических  знаниях учащихся объясняются тем, что в процессе обучения геометрии не уделяется  должного внимания развитию пространственных представлений школьников. В практике  обучения я обращаюсь к моделям пространственных фигур, их развёрткам. Так, в V классе  при изучении объёмов куба и прямоугольного параллелепипеда учащиеся выполняют лабораторные работы по этим темам. Делается это так: я задаю домашнее задание  школьникам – сделать развёртку куба и наклеить её на двойной тетрадный листок таким  образом, чтобы с листком соприкасалась лишь одна грань куба. То же самое – с  прямоугольным параллелепипедом. У учащихся к уроку имеются 2 заготовки такого вида: Так как развёртки приклеены только одной из граней, из них очень легко  сформировать объёмные фигуры – куб и прямоугольный параллелепипед. Последующая  работа выполняется в классе ­ подписываем листки: «Лабораторная работа по математике  ученика 5 класса Иванова Максима» и далее на листке с приклеенной развёрткой:  Тема: «Определение объёма и площади поверхности куба». Оборудование: масштабная линейка, развёртка куба Формулы:  V = a 3 , где а – длина ребра куба, V – объём куба                     S = 6a 2 , где a – длина ребра куба,  S – площадь поверхности куба Ход работы. Длина ребра куба а = _____ см  (Измеряется масштабной линейкой) Объём куба V =____________ см 3 Площадь поверхности куба S = ____________ см 2 Аналогично оформляется  лабораторная  работа «Определение  объёма  и  площади поверхности прямоугольного параллелепипеда».  Как показал опыт, такие лабораторные работы способствуют  развитию  интереса  учащихся  к математике,  интереса  к познанию нового вообще, повышению активности класса, развитию пространственного воображения школьников. Одним   из   условий   успешного   изучения   математики   в   школе   является систематический   и   объективный   контроль   за   ходом   учебного   процесса.   Наряду   с традиционными   методами   проверки   знаний   я   использую   игровые,   т.к.   считаю,   что   они способствуют   развитию   познавательной   активности   школьников.   Многим   учителям математики эти методы знакомы: эстафета, математическая зарядка, «радуга», проверка с мячом, «красный­зелёный» и пр. Эстафета   представляет   собой   командное   соревнование   по  вариантам:   на  первые парты раздаются листки с примерами. Ученики, сидящие за первыми партами по команде решают свой пример и передают листок сидящим на второй парте своего варианта; те, решив   второй   пример,   передают   листок   сидящим   за   третьей   партой   и   т.д.   Побеждает команда, правильнее и быстрее всех решившая свои примеры. Математическую зарядку можно проводить различными способами, опишу один из них. Тема «Правильные и неправильные дроби». Договариваюсь с учениками, что если я называю   правильную   дробь,   они,   к   примеру,   поднимают   руки   вверх;   если   называю неправильную   дробь   –   делают   приседание.   Такая   проверка   знаний   позволяет   быстро определить, кто из учащихся не понял тему, кроме того, эта игра нравится самим ребятам. Проверка   с   мячом   –   бросаю   кому­либо   из   учащихся   мяч,   задав   вопрос   по пройденной теме; поймавший мяч должен вернуть его мне с ответом. «Красный   –   зелёный»   ­   говорю   учащимся   высказывания   по   пройденным   темам: ложные   и   правильные.   Если   говорю   истинное   высказывание,   они   должны   показать   мне зелёную   карточку,   если     ложное   –   красную.   Как   правило,   достаточно   нескольких высказываний, чтобы определить, готовы ли учащиеся к уроку. Хотелось бы сказать несколько слов о преемственности в обучении математике. Обеспечивать   преемственность   в   формировании   потребностей   и   интереса   к   изучению математики,   начиная   с   начальных   классов,   необходимо.   Дело   в   том,   что   согласно психолого­педагогическим   исследованиям   результативность   учебно­воспитательного процесса зависит как от изучаемого предмета и организуемой учителем учебной работы, так и от формирования благоприятного для воспитания и обучения отношения учащихся к изучаемому   предмету.   Преемственность   может   быть   достигнута   за   счёт   улучшения структуры   и   динамики   обучающей   деятельности   учителя.   Необходимо   использовать эффект взаимосвязанного изучения многих «родственных» друг другу вопросов. Так, при изучении темы «Уравнения» в V классе обычно даются задачи на взвешивание и в учебнике много   соответствующих   картинок   с   весами.   Можно   «попутно»   рассмотреть   ситуацию неравенств.   Или   другой   пример:   в   задаче   по   рисунку   требуется   найти   рост   каждого ученика   и   составить   список   учеников,   которые   по   росту   меньше   Тани.   Наличие графической модели условия задачи, удобство её использования для выявления различных отношений   между   длинами   позволяет   кроме   указанных   упражнений,   составить   задачи­ головоломки: «Лучше всех учится тот, кто выше Тани, но ниже Сергея», или «Назовите лучшего бегуна в классе, если он выше Оли и выше Коли». Дети активно включаются в процесс придумывания подобных задач. Кроме   того,   необходимо   и   полезно   использовать   межпредметные   связи   между различными учебными предметами. Приведу пример начала урока информатики в 7 классе по теме «Алгебраические выражения». Цель   урока:   обучить   учащихся   правилам,   с   помощью   которых   арифметические действия записываются на языке программирования qbasic. Урок начинается  с демонстрации  репродукции картины «Устный счёт» Николая Петровича Богданова­Бельского. Учащиеся рассматривают картину, рассказывают, что они видят: класс сельской школы. Идёт урок арифметики. Учитель написал на доске задачу, и ребятишки решают её в уме. На переднем плане – мальчик в длинной холщовой рубахе, подпоясанной бечёвкой. Из рваного рукава виден голый локоть (Сирота, наверное, некому присмотреть). Единственное, что на нём целое и ладное, ­ это новенькие лапти, сплетённые, должно   быть,   своими   руками.   По   его   облику   видно,   что   он   привык   самостоятельно доходить до сути вещей. Один из мальчиков наклонился к уху учителя и, прикрыв рот ладошкой, шепчет с видом заговорщика, ответ. Справа от него другой мальчик скосил глаза: ему хочется подслушать… Описывая   картину,   школьники   обращают   внимание   на   пример,   который   решают мальчики: 2 10  2 11   13 2  14 2 .  2 12 365 Я предлагаю учащимся: «Решите!». Многие тут же хватаются за калькуляторы и ручки, но я их останавливаю: «А ведь мальчики с картины решают устно!»  Далее засекается время, потраченное на решение данного примера, и сообщается о том,   что   компьютер   выдаёт   ответ   почти   мгновенно,   надо   только   правильно   написать программу.   Следующий   этап   –   знакомство   с   правилами,   с   помощью   которых арифметические действия записываются на языке программирования qbasic. Активизировать учебно­познавательную работу учащихся позволяет сопоставление опытного пути и пути логических  рассуждений, сопоставление выводов по индукции и дедукции, т.е. систематического наблюдения учащимися взаимосвязей между понятиями, суждениями,  умозаключениями.  Многое в этом плане зависит и от метода выполнения упражнений,   решения   задач.   Приведу   пример   сопоставления   учащимися   двух   путей получения правильных результатов: опытного пути (эмпирического) и пути рассуждений. При   изучении   темы   «Площадь   прямоугольника»   можно   воспользоваться   рисунком,   где представлены   2   прямоугольника,   составленные   из   одинаковых   квадратиков.   Учитель поясняет, что число этих квадратиков говорит о площади фигуры: чем их больше, тем больше площадь. Затем вводится понятие единицы площади – квадратного сантиметра, после   чего   следует   обобщение:   «определить   площадь   прямоугольника   можно   путём подсчёта квадратных сантиметров, составляющих эту площадь». Далее сообщается, что это хороший способ и если правильно считать, он даст правильный ответ. Но нельзя ли эту же площадь найти другим способом? В случае необходимости, можно подсказать идею считать рядами или столбцами, но, как правило, школьники сами приходят к этой мысли. Задаёмся   вопросом:   годится   ли   этот   способ   для   вычисления   площади   другого прямоугольника? Теми же рассуждениями (образуя столбцы или ряды единиц площади и находя   общее   число   этих   единиц)   приходим   к   выводу:   «Чтобы   вычислить   площадь прямоугольника   нужно   узнать   его   длину   и   ширину   и   найти   произведение   полученных чисел».   Полезно   сделать   и   такой   вывод:   «Как   бы   мы   ни   считали,   ответ   должен   быть одинаковым, т.е. от перестановки сомножителей произведение не меняется». Как правило, ученики   сами   способны   подвести   итог   такого   урока:     они   узнали   о   двух   способах нахождения   площади   прямоугольника   и   определили,   что   путь,   найденный   при   помощи рассуждений и умозаключений упрощает нахождение ответа. Известно, что однообразная работа утомляет учащихся, снижает интерес к учению, поэтому   необходимо   разнообразить   задания   и   формы   работы   с   учебником.   Наряду   с заданием на нахождение ответа на вопросы, на выделение главных мыслей, целесообразно задавать   учащимся   раскрытие   определений,   составление   таблиц,   схем   с   целью систематизации   изложенных   в   тексте   сведений.   Составление   учащимися   схем,   таблиц помогает   им   привести   разрозненные   факты   в   систему,   при   этом   очень   важно   в последующей работе систематически отсылать школьников к составленным ими таблицам, чтобы   они   работали   с   ними   как   со   справочным   материалом   и   постепенно   запоминали необходимые   сведения.   Так,   к   примеру,   может   выглядеть   таблица   для   определения площади поверхности куба и прямоугольного параллелепипеда: Длина ребра Площадь   одной грани Куб Прямоугольный параллелепипед а а, в, с а 2 ав вс ас Число   граней   с одинаковой площадью 6 2 2 2 Площадь поверхности 6а 2 2(ав+вс+ас) А так – схема, позволяющая определить, правильная дробь или неправильная: а в а < в а   в дробь правильная дробь неправильная И,   конечно   же,   нельзя   обойти   вниманием   тот   факт,   что   учебно­познавательная деятельность осуществляется не только в процессе обучения на уроках, она продолжается во внеурочное время в разнообразных формах. Хотелось бы остановиться на некоторых из них. 1. Организация взаимопомощи, налаживание поддержки отстающим в учёбе.  Здесь   прежде   всего   следует   проанализировать   причину   неуспеваемости   школьника. Очень часто причиной бывает неумение рационально использовать своё время, а порой и   просто   лень.   В   этом   случае   ощутимую   пользу   приносит   совместное   выполнение домашних   заданий   группой   учащихся,   направленное   на   выработку   у   отстающих прилежания, навыков усидчивости, умения преодолевать трудности и доводить дело до конца. Если же неуспеваемость обусловлена другими причинами (пропуски занятий из­ за   болезни,   непонимание   материала),   то   здесь   можно   использовать   дополнительное разъяснение изученного на уроках учебного материала или «группы поддержки», т.е. помощь сильных учеников отстающим, ибо помощь со стороны сильного ученика нужна не   только   отстающему   школьнику,   но   и   тому,   кто   помогает,   т.к.   расширяет   его кругозор,   совершенствует   навыки   самостоятельного   приобретения   знаний,   работы   с книгой, научно­методической литературой. «Группа поддержки» может иметь название ( у нас – «Служба спасения», «911», «help»,  « F1») и устав, к примеру, такой:   Помогай не ради благодарности, а по зову сердца  Помогай тому, кто хочет сам трудиться  Помогай не только другу, но и любому, кто испытывает трудности  Помогай даже тогда, когда самому нелегко  Не хвастайся тем, что помог 2. Проведение «предметных недель». Это своего рода общественный смотр знаний, способствующий   развитию   интереса   учащихся   к   предмету.   Приведу   список конкурсов, которые я включала в «неделю математики» для пятиклассников:  Конкурс сочинений по темам: «Математика в будущем», «Школа в будущем»,   «Кабинет   математики   будущего»,   «Математики   нашей школы» и т.д.  Конкурс математических стенгазет  Личное   первенство   (участники   решают   6   задач   повышенной сложности)  Командное   первенство   (по   типу   мини­олимпиад,   предложенных Цыгановым Ш. И.)  КВН 3. Занятия математического кружка 4. Проведение   различных   конкурсов,   направленных   на   развитие   у   школьников интереса к математике 5. Постановка  математических  спектаклей,   утренников,   вечеров.  Так,   с  учащимися пятых   классов   мы   поставили   и   провели   утренник   для   малышей   «Знакомство   с математикой», с учениками 7 класса подготовили спектакль «Сказание о потопе». Вообще, я считаю, что каждый учитель, искренне любящий своё дело и своих учеников, может сделать очень многое для развития учебно­познавательной активности учащихся.

Статья "Формирование способов поисковой деятельности"

Статья "Формирование способов поисковой деятельности"

Статья "Формирование способов поисковой деятельности"

Статья "Формирование способов поисковой деятельности"

Статья "Формирование способов поисковой деятельности"

Статья "Формирование способов поисковой деятельности"

Статья "Формирование способов поисковой деятельности"

Статья "Формирование способов поисковой деятельности"

Статья "Формирование способов поисковой деятельности"

Статья "Формирование способов поисковой деятельности"

Статья "Формирование способов поисковой деятельности"

Статья "Формирование способов поисковой деятельности"

Статья "Формирование способов поисковой деятельности"

Статья "Формирование способов поисковой деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017