Статья выполнена на достаточно важную тему, указывает на актуальность проблемы воспитания слабослышащих обучающихся младшего школьного возраста в духе толерантности, обусловлена изменениями, которые вызывают тревогу. В первую очередь – это рост нетерпимости, конфликтов, приводящих к агрессивности. Поэтому в процессе всей жизнедеятельности детей, через урочные и внеурочные мероприятия формируем у младших школьников навыки толерантных отношений: гуманные качества (сочувствие, отзывчивость, справедливость, сопереживание).
«Формирование толерантности сознания и поведения у слабослышащих
детей младшего школьного возраста»
(Из опыта работы)
Раиса Ивановна Моисеева
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
ТОГКОУ С (К) ОШИ №15, I II вида
@ list
. ru
г. Томск
rimoiseeva
Будь не таким, как другие,
и позволь другим быть другими.
Хенрик Ягодзинский
Наша Земля – это место, где мы должны принимать друг друга такими, какие
есть, где мы можем любить друг друга, где мы обязаны соблюдать традиции,
основанные на принципах толерантности.
Младший школьный возраст –
сензитивный период для воспитания нравственности и формирования толерантного
поведения через основные принципы толерантности:
уважение человеческого достоинства всех без исключений людей;
уважение различий;
понимание индивидуальной неповторимости.
Составляющие полноценно развитой личности:
умение общаться;
умение строить и поддерживать взаимоотношения;
сотрудничать и сосуществовать с людьми.
У слабослышащих обучающихся младшего школьного возраста актуальность
проблемы воспитания в духе толерантности обусловлена изменениями, которые
вызывают некую тревогу у нас, педагогов. В первую очередь – это рост
нетерпимости, конфликтов, приводящих к агрессивности. Поэтому в процессе
всей жизнедеятельности детей, через урочные и внеурочные мероприятия
формируем у младших школьников навыки толерантных отношений: гуманные
качества (сочувствие, отзывчивость, справедливость, сопереживание).
В собственной педагогической деятельности особую роль отводим работе над
слухом, как в общем речевом, так и социальном развитии, дада, недостатки
слухового развития значительно осложняют формирование толерантности у
слабослышащих детей, поскольку это связано с резким недоразвитием речи, и
следствие – нарушением социальных контактов ребёнка с окружающим миром, в
целом формирования толерантности сознания.
Поэтому, развиваем речевую культуру, культуру общения, воспитываем
дружеские взаимоотношения, желание поддержать одноклассников, товарищей по
школе, заботиться о младших, проявлять уважение к старшим. При любомвозможном случае внушаем ребятам: «Мы – единое целое, мы – одна семья, одна
команда. Уважайте друг друга, не давайте воли собственным отрицательным
эмоциям, это, прежде всего, разрушает вас».
Внушение это хорошо, но оно не стоит и ломаного гроша без практического
подкрепления, без нашего личного примера, а наш личный пример зиждется на трёх
китах: уважение, внимание и почтение ко всем окружающим – это отличный пример
для подражания. Посредством интеграции образовательных областей приобщаем к
элементарным нормам и правилам поведения, способствуем пополнению словаря
выражениями речевого этикета, учим вербально приветствовать, формируем
представления о себе, социуме, гендерной принадлежности, закладываем основы
собственной жизнедеятельности и безопасности окружающих, создаём условия для
проведения совместных игр, трудовых поручений, акций, праздников,
способствующих формированию толерантности.
Формирование толерантности и поведения у детей с ограниченными
возможностями здоровья проходит определённые этапы, непременно от простого к
сложному.
На первом этапе – это взаимоотношения с окружающими близкими людьми,
далее – знакомим младших школьников с законами, правилами человеческого
общежития.
На втором этапе – закрепляем полученные знаний, формируем оценочные
отношения к поведению людей.
В процессе третьего этапа формируем устойчивое толерантное поведение,
самостоятельное оценивание собственных действий, поступков.
Взаимодействие с семьей имеет особое значение в формировании у детей
толерантности, заключается в активизации и обогащении воспитательных умений
родителей через поддержание в них уверенности в собственных педагогических
возможностях, используем следующие формы работы:
консультации;
рекомендации;
родительские собрания;
выставки детского творчества;
чаепитие;
дни открытых дверей.
Такая система работы по формированию толерантного отношения к
сверстникам, родителям, окружающим позволяет сформировать у обучающихся
следующие интегративные качества:
овладеть средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками;
поведения;
усвоить элементарные общепринятые моральные нормы и правила
развить способность управлять своим поведением;
сформировать доброжелательное отношение к окружающим.В классе царит особая атмосфера взаимопонимания, взаимоподдержки. Дети
доверяют друг другу, прислушиваются к нашим советам и советам товарищей по
классу, испытывают симпатии, доброжелательны, отзывчивы, отличаются особой
воспитанностью.
Создаём комфортные психологопедагогические условия для обучения и
воспитания. Ребята с уважением относятся к окружающим, что в целом
свидетельствует об их воспитанности. Данное направление в работе основано на
«Методике изучения социализированности» (социальной адаптированности,
автономности, нравственной воспитанности) личности обучающихся
М.И.
Рожкова.
Отношение к ценностям у слабослышащих младших школьников выражается
следующим образом: все дети усвоили элементарные нормы поведения,
дисциплину, этикет. Положительный эмоциональнонравственный уровень
отношений также свойственен детям. Ребята активно участвуют в общественно
полезной работе, выполняют трудовые обязанности без принуждения. С учебными
обязанностями справляются соответственно своим психофизиологическим
возможностям. Проявляется познавательный интерес к знаниям. Не совершают
правонарушения, переживают неудачи товарищей, всегда сочувствуют друг другу,
уважительно относятся к окружающим, не позволяют себя обижать.
Не смотря на то, что наши дети нуждаются в помощи и поддержке, которую и
получают от государства, общественных организаций, сами постоянно проявляют
заботу и внимательное отношение к окружающим.
Забота об улучшении жизни выступает всегда на первый план. Мы ведём
ребят от творчества в забаве до социального творчества, с пользой для
окружающих. Форма и содержание коллективных творческих дел (КТД)
зависят от возраста школьников. Первые шаги в этом направлении были сделаны
в 20102011 учебном году. Мы взяли шефство над первоклассниками, стали их
наставниками.
Другими словами, наладила с ребятами «вожатское» движение. К каждому
значимому мероприятию организуем выставки детского творчества для родителей,
гостей, товарищей, педагогов. На переменах координируем игры, чтобы
первоклашки не скучали (слабослышащие дети первых, вторых классов не могут
самостоятельно организовать коллективную деятельность), поэтому помогаем во
всех посильных делах классному руководителю Татьяне Петровне Муриной; где
то за ребятами присмотреть, гдето помочь раздать материал к уроку. Проводим
совмещённые классные часы, помогаем малышам собраться на прогулку, занимаем
их какимлибо видом творческой деятельности, показываем театральные сценки,
знакомим с правилами внутреннего распорядка на уроках, на переменах.
Дети – часть общества и должны соучаствовать в решении его злободневных
социальных проблем, но без принуждения. Даже если дети с ограниченными
возможностями здоровья, их не надо уводить от насущных, житейско
бытовых, общественнополезных дел.В соседнем классе обучается девочкасирота, мы проявляем всяческую
заботу о ней, всегда внимательны, чутки, приглашаем на чай, обязательно
готовим подарок ко дню её рождения, к другим праздничным мероприятиям.
Валентина отлично рисует, она в свою очередь помогает нашей Надежде
рисовать, выполнять любую творческую работу, требующую включения
мелкой моторики.
Положение инвалидов и пожилых людей в России оставляет желать лучшего.
Это наиболее социально незащищенная категория населения, нуждающаяся в
особом внимании и социальной защите со стороны государства. Этим людям
необходима не только материальная, но и психологическая помощь.
В нашем образовательном учреждении традиционными стали движения:
«Забота о ближнем», «Подарок для ветерана». Ежегодно в школе проходят
праздничные мероприятия, посвящённые Дню матери, Дню учителя, Дню
старшего поколения, Дню Победы. На праздник приглашаем ветеранов
Великой Отечественной войны,
воиновафганцев,
ликвидаторовчернобыльцев, ветеранов педагогического труда. Ребята всегда
с большим интересом слушают гостей, готовят для них концертные номера,
подарки.
тружеников тыла,
«Когда внуки и старики вместе, внуки добреют, взрослея телом, старики
добреют, молодея духом». Гарун Агацарский
Коллектив школыинтерната №15 проявил инициативу и решил взять шефство
над парковой зоной в Ярлыковском сквере на ул. Дзержинского, где в 2003 году
была воздвигнута часовня «В честь Преображения Господня», посвящена жертвам
чернобыльской аварии.
В парке часто гуляют молодые мамы с детками, отдыхают на лавочках люди
старшего поколения. Вечерами собираются подростки, которые, бывает зачастую,
оставляют мусор после себя. Совместными усилиями приводим парк в достойный
вид, подкармливаем голубей, сами отдыхаем в парке. В этом заложен
качественный воспитательный момент – школьники не мусорят там, где наводят
порядок!
Ещё одним важным делом для наших ребят является возложение цветов. Ведь
сюда в любой день приходят ветеранычернобыльцы, которым приятно видеть, что
память о товарищах, земляках бережно хранят ребята из школыинтерната №15.
«Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных
проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где
взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы,
обучение ценностям и навыкам “жизни общества” стало первоочередной задачей
воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств …, ответственным за
образование на всех уровнях …, ко всем учителям …, журналистам и родителям:
воспитывайте и учите наших детей … относиться с пониманием к другим народам,
их истории и культуре …, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и
искать мирные пути разрешения споров и конфликтов». (Федерико Майор,
генеральный директор ЮНЕСКО).