Статья "Формирование толерантности у участников образовательного процесса в условиях мультикультурного общества"
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
классное руководство
5 кл—11 кл
31.01.2018
В данной статье представлен опыт работы школы а так же учителя информатики и классного руководителя над темой "Формирование толерантности у участников образовательного процесса в условиях мультикультурного общества". Данная тема работы была выбрана неслучайно, в классе появились новенькие ребята из Армении и Азербайджана, поведение и речь которых для русских ребят казалась достаточно непривычной. Учителем был разработан комплекс практических работ для уроков информатики на которых ребята знакомились с культурой, бытом и традициями различных стран. Проведенная работа подкреплена диагностическими данными, которые являются лучшим показателем эффективности представленной работы.
file32.docx
Формирование толерантности у участников образовательного процесса в условиях
мультикультурного общества
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям
иной национальности, культуры. Сложные экономические и политические процессы, происходящие
в современном мире, влияют на рост количества иностранных граждан эмигрирующих в Россию,
что приводить к росту интенсивности соприкосновения различных культур, поэтому актуальность
проблем, связанных с формированием толерантности у учащихся в условиях мультикультурного
общества трудно переоценить.
Таким образом, целью проекта становится выявление эффективности использования
методического комплекса заготовок для практических работ на уроках информатики, на
формирование толерантности у участников образовательного процесса.
Объектом нашей работы становятся учащиеся 7 класса МБОУ СОШ№3.
Предметом выступает процесс формирования толерантности у учащихся в условиях
мультикультурного общества.
Согласно Статье 5 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» от 29
декабря 2012 г. N 273ФЗ государство « …гарантирует право на образование в Российской
Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного,
социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».
В том же 2012 году президент России В.В.Путин фактически сформулировал концепцию
национальной политики государства. "Любой ответственный политик, общественный деятель
должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей
страны является гражданское и межнациональное согласие." … "Любой человек, живущий в нашей
стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего
быть гражданином России и гордиться этим."
Если обратить внимание на данные прессслужбы УФМС по г.Братску и Братскому
району, можно проследить приток иностранных граждан на территорию нашего города. Так, с 1
декабря 2012 года по 18 августа 2014 года 1648 иностранных гражданина представили документ,
подтверждающий владение русским языком, и тем самым подтвердили своё право официально
работать и получать образование в России. Всего обратились жители следующих стран:
Узбекистана – 474 человек, Кыргызстана – 239, Таджикистана – 171, Армении – 31, Украины 13,
Азербайджана – 10.
Приток иностранных граждан на территорию г.Братска приводит к естественному
увеличению числа детеймигрантов в общеобразовательные учреждения. Что в свою очередь влияет
на новый заказ для школы по воспитанию и формированию толерантной личности выпускника в
условиях мультикультурного общества.
В программе ЮНЕСКО «Школа XXI века» констатируется, что выпускник школы должен
творчески, поновому смотреть на привычные вещи, самоопределяться, брать на себя
ответственность за свое образование, быть толерантным, эмоционально устойчивым,
доброжелательно относится к многообразию жизни.
А что же такое толерантность? Согласно декларации принципов терпимости ЮНЕСКО,
«толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего
мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей
способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность
это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая
потребность. Толерантность это добродетель, которая делает возможным достижение мира и
способствует замене культуры войны культурой мира».
Проявлять толерантность это значит признавать то, что люди различаются по внешнему
виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя
при этом свою индивидуальность. На сегодняшний день необходимость воспитания культуры толерантности возникает с
самых первых дней обучения. И именно учителю принадлежит значительная роль в формировании
будущего члена общества. Дети, получившие основные знания и понимание нравственности и
морали, будут управлять страной в будущем.
Толерантность глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее
формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности
способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического
осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по
воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей как в
классе, так и в рамках школы. При этом широко распространена организация диалоговых форм
работы (дискуссий,
дебатов) основанных на использование произведений
художественной литературы и кинофильмов.
диспутов,
В рамках воспитательной работы по формированию толерантного отношения так же
используются единые и тематические классные часы для всех учащихся школы. Например, в этом
году: единые классные часы по темам: «Беслан, вывод войск из Афганистана», «Блокада
Ленинграда», «Узники Концлагерей» и др.
Также в нашей школе уже вошло в традицию такое удивительное по красоте мероприятие
как «Единство непохожих», которое проводится на параллель 57 классов, и его цель не только
познакомится с культурой, бытом и традициями какойто определенной страны, но и представить
её на сцене. В процессе подготовки данного мероприятия ребята работают и в группах и парах, при
этом часто их состав меняется. Окончательным продуктом становится Презентация страны,
инсценировка, постановка танца, исполнение музыкального номера, приготовление национального
костюма и национального блюда.
Однако для формирования такого личностного качества как толерантность недостаточно
лишь мероприятий в рамках воспитательной работы школы и класса. Необходимо включение и в
систему самого образовательного процесса моментов воспитания толерантности. Таким образом,
цели воспитания толерантной личности неразрывно связаны со всеми общеобразовательными
предметами, изучаемыми в современной общеобразовательной школе. При этом важно учесть, что
педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе
форм продуктивной деятельности учащихся.
Одним из предметов, который средствами учебного содержания формирует нравственный
облик ребенка, является информатика. Работая в области информатики, можно выделить
следующие подходы к воспитанию толерантности учащихся:
1. Использование различных форм обучения: парных, групповых, коллективных, причем с
обязательным условием сменности состава и распределяемых ролей в группе.
2. Использование уроковдискуссий и уроковдиалогов для помощи учащимся разных
национальностей в преодолении национальной замкнутости и совершенствовании общения на
русском языке
3. Использование заготовок для практикума в которых содержится информация различных
национальных культурах как в целом так и в сравнении (например в рамках изучения программы
Microsoft PowerPoint ребята создают презентации по выбранной им стране, а в рамках изучения
графического редактора Paint не только знакомятся с символикой разных стран и её значением, но
и создают собственную символику для своей семьи)
4. Использование сети Интернет для воспитания культуры общения и внутренней культуры
учащихся (например при изучении темы «Таблицы и диаграммы» ребятам предлагается ввести один
и тот же запрос в различных поисковых системах сети Интернет и оформить результаты в таблицы
на основании которых будут построены диаграммы, что наглядно показывает безграничные
возможности которые нам дает разнообразие как среди поисковых систем так и среди людей)
Специфика структуры урока информатики позволяет в полной мере реализовать задачу по
формированию толерантности учащихся в условиях мультикультурного общества за счет такого
этапа как Практическая работа на ПК. В рамках обучения курса «информатики и ИКТ» ученики осваивают возможности пакета
прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word, Microsoft Exsel, Microsoft PowerPoint,
Microsoft Acses и графический редактор Paint.
Практические работы строятся на комплексе определенных заданий и упражнений на базе
имеющейся информации (заготовки) требующей дальнейшей обработки в соответствии с
осваиваемой программой. Исходя из выше сказанного, основной задачей педагога является подбор
информационного текста для заготовки или темы для минипроекта, которые знакомили бы
ученика с разнообразием культуры, быта и традициями различных народов нашей страны. Все это
позволит ученикам лучше понимать ребят других национальностей обучающихся в их классе,
школе, дворе, городе и стране.
Определив такие безграничные возможности правильного подбора информации для
заготовки к практической работе, нами был разработан комплекс Практических работ по
различным разделам в соответствии с осваиваемой прикладной программой. Данный комплекс
применялся на уроках информатики в системе.
Для определения эффективности этого комплекса, на начало и конец эксперимента среди
учеников 7 класса МБОУ СОШ№3 была проведена анкета из трех вопросов позволяющая
определить каково отношение учеников к людям других национальностей. Наиболее интересными
оказались следующие результаты: 19% учащихся считают, что истинной может быть только одна
религия, 46% согласились с утверждением "есть нации и народы, к которым трудно хорошо
относиться", а на утверждение о том, что "государство имеет право в своих интересах пойти на
ущемление какойлибо нации", безоговорочно поддержали 27%. Анализ анкеты показал следующее:
на начало реализации этого проекта сложно говорить о наличии толерантности, как основного
качества личности в условиях многокультурного общества. На момент повторного анкетирования в
3 четверти данные показатели заметно снизились. Это хорошо видно по таблице1.
Таблица1
Сравнительная таблица «Отношение к другим нациям»
ответ
процедура
истинной может быть
только одна религия
есть нации и народы,
к которым трудно
хорошо относиться
согласен Первичная
Повторная
Первичная
Повторная
Первичная
Повторная
не
согласен
не могу
ответит
ь
19%
5%
45%
83%
36%
12%
46%
8%
14%
82%
40%
10%
государство имеет
право в своих
интересах пойти на
ущемление какой
либо нации
27%
3%
17%
93%
56%
4%
Второй методикой для отслеживания результативности нашего проекта стала социометрия,
проводимая в конце каждой четверти, которая позволяла определить изменения в статусе ребят
другой национальности в нашем классе. В классе обучается два мальчика первый приехал из
Таджикистана и обучается с 3 класса, а второй приехал из Армении в начале этого года. В
результате данной методики мы выявили следующее: на начало проекта эти мальчики имели
нейтральный статус, они не были отвергаемыми но и не вошли в долю тех ребят которых выбирали
бы хотя бы 23 раза. На момент 3 четверти статус этих ребят повысился, и на их долю уже
приходилось до 89 выборов одноклассников. Стоит так же отметить, что в ходе реализации
проекта мальчики раскрылись для класса совсем с другой стороны, их поведение стало более
понятно одноклассникам, так как они уже были знакомы с национальными обычаями и культурой
этих ребят. В ходе реализации данного проекта было выявлено следующее: взаимоотношения между
ребятами намного улучшились, они стали более терпимы к словам и действиям друг друга, стали
больше общаться за пределами стен школы. А так же стали более активны в социальной жизни
нашей школы. На данный момент ими готовится два проекта посвященные 70летию Великой
Отечественной войны и юбилею школы.
Проведенная работа показывает, что вся система учебновоспитательной работы, все
педагогические средства в той или иной мере влияют на формирование толерантности у детей.
Методика воспитания толерантности базируется на знании педагогом особенностей детей,
коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. Таким образом, проблема
формирования толерантного сознания в условиях мультикультурного общества оказывается более
чем актуальной, и решение ее, на наш взгляд, требует комплексного подхода, организации
определенной системы целенаправленных действий как на уровне каждого образовательного
учреждения, так и в широких рамках всего российского образования..
Список литературы:
1. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и
общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1
2. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
3. Декларация ЮНЕСКО о принципах толерантности.
4. Лизинский В. М. Принципы, нормы и правила успешного воспитания // Народное
образование. – № 4. – 2002. – С. 174–178.
5. Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебновоспитательном процессе школы как путь
к преодолению межличностных конфликтов подростков.
6. Перегудова Ю. М. Реализация целей программы ЮНЕСКО «Образование для всех» в
контексте Концепции модернизации российского образования // Педагогическая наука и
практика: проблемы и перспективы. Сборник научных статей. Выпуск второй. – М.: ИОО
МОН РФ, 2010. – С. 133–139.
7. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе
поликультурного образования на уроках.
8. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
9. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001
№№1112
10.Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1,
2002 №9
Статья "Формирование толерантности у участников образовательного процесса в условиях мультикультурного общества"
Статья "Формирование толерантности у участников образовательного процесса в условиях мультикультурного общества"
Статья "Формирование толерантности у участников образовательного процесса в условиях мультикультурного общества"
Статья "Формирование толерантности у участников образовательного процесса в условиях мультикультурного общества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.