Статья "Формирование толерантности у участников образовательного процесса в условиях мультикультурного общества"
Оценка 4.8

Статья "Формирование толерантности у участников образовательного процесса в условиях мультикультурного общества"

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
классное руководство
5 кл—11 кл
31.01.2018
Статья "Формирование толерантности у участников образовательного процесса в условиях мультикультурного общества"
В данной статье представлен опыт работы школы а так же учителя информатики и классного руководителя над темой "Формирование толерантности у участников образовательного процесса в условиях мультикультурного общества". Данная тема работы была выбрана неслучайно, в классе появились новенькие ребята из Армении и Азербайджана, поведение и речь которых для русских ребят казалась достаточно непривычной. Учителем был разработан комплекс практических работ для уроков информатики на которых ребята знакомились с культурой, бытом и традициями различных стран. Проведенная работа подкреплена диагностическими данными, которые являются лучшим показателем эффективности представленной работы.
file32.docx
Формирование толерантности у участников образовательного процесса в условиях мультикультурного общества В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Сложные экономические и политические процессы, происходящие в современном мире, влияют на рост количества иностранных граждан эмигрирующих в Россию, что приводить к росту интенсивности соприкосновения различных культур, поэтому актуальность проблем, связанных с формированием толерантности у учащихся в условиях мультикультурного общества трудно переоценить. Таким   образом,  целью  проекта   становится   выявление   эффективности   использования методического   комплекса   заготовок   для   практических   работ   на   уроках   информатики,   на формирование толерантности у участников образовательного процесса.  Объектом нашей работы становятся учащиеся 7 класса МБОУ СОШ№3. Предметом  выступает   процесс   формирования   толерантности   у   учащихся   в   условиях мультикультурного общества. Согласно Статье 5 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря   2012  г.  N  273­ФЗ    государство  «  …гарантирует     право  на  образование  в   Российской Федерации   независимо   от  пола,  расы,   национальности,  языка,   происхождения,  имущественного, социального   и   должностного   положения,   места   жительства,   отношения   к   религии,   убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». В том же 2012 году президент России В.В.Путин фактически сформулировал концепцию национальной   политики   государства.   "Любой   ответственный   политик,   общественный   деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие." … "Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим." Если   обратить   внимание   на   данные   пресс­службы   УФМС   по   г.Братску   и   Братскому району, можно проследить приток иностранных граждан на территорию нашего города. Так, с 1 декабря 2012 года по 18 августа 2014 года 1648 иностранных гражданина представили документ, подтверждающий владение русским языком, и тем самым подтвердили своё право официально работать   и   получать   образование   в   России.   Всего   обратились   жители   следующих   стран: Узбекистана – 474 человек, Кыргызстана – 239, Таджикистана – 171, Армении – 31, Украины ­ 13, Азербайджана – 10. Приток   иностранных   граждан   на   территорию   г.Братска   приводит   к   естественному увеличению числа детей­мигрантов в общеобразовательные учреждения. Что в свою очередь влияет на новый заказ для школы по воспитанию и формированию толерантной личности выпускника в условиях мультикультурного общества.  В программе ЮНЕСКО «Школа XXI века» констатируется, что выпускник школы должен творчески,   по­новому   смотреть   на   привычные   вещи,   самоопределяться,   брать   на   себя ответственность   за   свое   образование,   быть   толерантным,   эмоционально   устойчивым, доброжелательно относится к многообразию жизни. А что же такое толерантность?  Согласно декларации принципов терпимости ЮНЕСКО, «толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и  способов проявлений  человеческой  индивидуальности.  Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность ­ это  гармония   в   многообразии.   Это   не  только   моральный   долг,   но   и   политическая,   и  правовая потребность. Толерантность ­ это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».  Проявлять толерантность ­ это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. На  сегодняшний  день  необходимость   воспитания   культуры толерантности возникает  с самых первых дней обучения. И именно учителю принадлежит значительная роль в формировании будущего   члена   общества.   Дети,   получившие   основные   знания   и   понимание   нравственности   и морали, будут управлять страной в будущем. Толерантность   ­   глобальная   проблема,   и   наиболее   эффективным   способом   ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует   формированию   у   молодежи   навыков   независимого   мышления,   критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. В   педагогической   практике   накоплено   немало   методов,   форм   и   приемов   работы   по воспитанию   толерантности   у   школьников,   связанных   с   организацией   деятельности   детей   как   в классе, так и в рамках школы. При этом широко распространена организация диалоговых форм работы   (дискуссий,   дебатов)   основанных   на   использование   произведений художественной литературы и кинофильмов.   диспутов, В   рамках   воспитательной   работы   по   формированию   толерантного   отношения   так   же используются  единые и тематические классные часы для всех учащихся школы. Например, в этом году:   единые   классные   часы   по   темам:   «Беслан,   вывод   войск   из   Афганистана»,   «Блокада Ленинграда», «Узники Концлагерей» и др. Также в нашей школе уже вошло в традицию такое удивительное по красоте мероприятие как «Единство непохожих», которое проводится на параллель 5­7 классов, и его цель не только познакомится с культурой, бытом и традициями какой­то определенной страны, но и представить её на сцене. В процессе подготовки данного мероприятия ребята работают и в группах и парах, при этом   часто   их   состав   меняется.   Окончательным   продуктом   становится   Презентация   страны, инсценировка, постановка танца, исполнение музыкального номера, приготовление национального костюма и национального блюда. Однако для формирования такого личностного качества как толерантность недостаточно лишь мероприятий в рамках воспитательной работы школы и класса. Необходимо включение и в систему самого образовательного процесса моментов воспитания толерантности. Таким образом, цели   воспитания   толерантной   личности   неразрывно   связаны   со   всеми   общеобразовательными предметами, изучаемыми в современной общеобразовательной школе. При этом важно учесть, что педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся. Одним из предметов, который средствами учебного содержания формирует нравственный облик   ребенка,   является   информатика.   Работая   в   области   информатики,   можно   выделить следующие подходы к воспитанию толерантности учащихся: 1. Использование различных форм обучения: парных, групповых, коллективных, причем  с обязательным условием сменности состава и распределяемых ролей в группе. 2. Использование   уроков­дискуссий   и   уроков­диалогов   для   помощи   учащимся   разных национальностей   в   преодолении   национальной   замкнутости   и   совершенствовании   общения   на русском языке 3. Использование заготовок для практикума в которых содержится информация различных национальных культурах как в целом так и в сравнении (например в рамках изучения программы Microsoft  PowerPoint  ребята создают презентации по выбранной им стране, а в рамках изучения графического редактора Paint не только знакомятся с символикой разных стран и её значением, но и создают собственную символику для своей семьи) 4. Использование сети Интернет для воспитания культуры общения и внутренней культуры учащихся (например при изучении темы «Таблицы и диаграммы» ребятам предлагается ввести один и тот же запрос в различных поисковых системах сети Интернет и оформить результаты в таблицы на   основании   которых   будут   построены   диаграммы,   что   наглядно   показывает   безграничные возможности которые нам дает разнообразие как среди поисковых систем так и среди людей) Специфика структуры урока информатики позволяет в полной мере реализовать задачу по формированию толерантности учащихся в условиях мультикультурного общества за счет такого этапа как Практическая работа на ПК. В рамках обучения курса «информатики и ИКТ» ученики осваивают возможности пакета прикладных   программ   Microsoft   Office:   Microsoft   Word,   Microsoft  Exsel,   Microsoft  PowerPoint, Microsoft Acses  и графический редактор Paint.  Практические работы строятся на комплексе определенных заданий и упражнений на базе имеющейся   информации   (заготовки)   требующей   дальнейшей   обработки   в   соответствии   с осваиваемой программой. Исходя из выше сказанного, основной задачей педагога является подбор информационного   текста   для   заготовки   или   темы   для   мини­проекта,   которые   знакомили   бы ученика с разнообразием культуры, быта и традициями различных народов нашей страны. Все это позволит   ученикам   лучше   понимать   ребят   других   национальностей   обучающихся   в   их   классе, школе, дворе, городе и стране. Определив   такие   безграничные   возможности   правильного   подбора   информации   для заготовки   к   практической   работе,   нами   был   разработан   комплекс   Практических   работ   по различным разделам   в соответствии с осваиваемой прикладной программой. Данный комплекс применялся на уроках информатики в системе.  Для определения эффективности этого комплекса, на начало и конец эксперимента среди учеников   7   класса   МБОУ   СОШ№3   была   проведена   анкета   из   трех   вопросов   позволяющая определить каково отношение учеников к людям других национальностей. Наиболее интересными оказались следующие результаты: 19% учащихся считают, что истинной может быть только одна религия,   46%   согласились   с   утверждением   "есть   нации   и   народы,   к   которым   трудно   хорошо относиться", а на утверждение о том,  что "государство имеет право в своих интересах пойти на ущемление какой­либо нации", безоговорочно поддержали 27%. Анализ анкеты показал следующее: на начало реализации этого проекта сложно говорить о наличии толерантности, как основного качества личности в условиях многокультурного общества. На момент повторного анкетирования в 3 четверти данные показатели заметно снизились. Это хорошо видно по таблице1. Таблица1 Сравнительная таблица «Отношение к другим нациям» ответ процедура истинной может быть только одна религия есть нации и народы, к которым трудно хорошо относиться согласен Первичная Повторная  Первичная Повторная  Первичная Повторная  не  согласен не  могу ответит ь 19% 5% 45% 83% 36% 12% 46% 8% 14% 82% 40% 10% государство имеет право в своих интересах пойти на ущемление какой­ либо нации 27% 3% 17% 93% 56% 4% Второй методикой для отслеживания результативности нашего проекта стала социометрия, проводимая   в конце каждой четверти, которая позволяла определить изменения в статусе ребят другой   национальности   в   нашем   классе.   В   классе   обучается   два   мальчика   первый   приехал   из Таджикистана   и   обучается   с   3   класса,   а   второй   приехал   из   Армении   в   начале   этого   года.   В результате   данной   методики   мы   выявили   следующее:   на   начало   проекта   эти   мальчики   имели нейтральный статус, они не были отвергаемыми но и не вошли в долю тех ребят которых выбирали бы   хотя  бы   2­3  раза.  На  момент  3  четверти   статус  этих  ребят  повысился,   и  на  их  долю   уже приходилось   до   8­9   выборов   одноклассников.   Стоит   так   же   отметить,   что   в   ходе   реализации проекта  мальчики  раскрылись  для класса  совсем  с другой  стороны,  их поведение стало  более понятно одноклассникам, так как они уже были знакомы с национальными обычаями и культурой этих ребят. В ходе реализации данного проекта было выявлено следующее: взаимоотношения между ребятами намного улучшились, они стали более терпимы к словам и действиям друг друга, стали больше общаться за пределами стен школы. А так же стали более активны в социальной жизни нашей   школы.   На   данный   момент   ими   готовится   два   проекта   посвященные   70­летию   Великой Отечественной войны и юбилею школы. Проведенная   работа   показывает,   что   вся   система   учебно­воспитательной   работы,   все педагогические средства в той или иной мере влияют на формирование толерантности у детей. Методика   воспитания   толерантности   базируется   на   знании   педагогом   особенностей   детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. Таким образом, проблема формирования толерантного сознания в условиях мультикультурного общества оказывается более чем   актуальной,   и   решение   ее,   на   наш   взгляд,   требует   комплексного   подхода,   организации определенной   системы   целенаправленных   действий   как   на   уровне   каждого   образовательного учреждения, так и в широких рамках всего российского образования..  Список литературы: 1. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и  общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1 2. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007 3. Декларация ЮНЕСКО о принципах толерантности. 4. Лизинский В. М. Принципы, нормы и правила успешного воспитания // Народное  образование. – № 4. – 2002. – С. 174–178. 5. Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно­воспитательном процессе школы как путь  к преодолению межличностных конфликтов подростков.   6. Перегудова Ю. М. Реализация целей программы ЮНЕСКО «Образование для всех» в  контексте Концепции модернизации российского образования // Педагогическая наука и  практика: проблемы и перспективы. Сборник научных статей. Выпуск второй. – М.: ИОО  МОН РФ, 2010. – С. 133–139. 7. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе  поликультурного образования на уроках.  8. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001 9. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001  №№11­12 10.Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1,  2002 №9

Статья "Формирование толерантности у участников образовательного процесса в условиях мультикультурного общества"

Статья "Формирование толерантности у участников образовательного процесса в условиях мультикультурного общества"

Статья "Формирование толерантности у участников образовательного процесса в условиях мультикультурного общества"

Статья "Формирование толерантности у участников образовательного процесса в условиях мультикультурного общества"

Статья "Формирование толерантности у участников образовательного процесса в условиях мультикультурного общества"

Статья "Формирование толерантности у участников образовательного процесса в условиях мультикультурного общества"

Статья "Формирование толерантности у участников образовательного процесса в условиях мультикультурного общества"

Статья "Формирование толерантности у участников образовательного процесса в условиях мультикультурного общества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2018