Статья "ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Оценка 4.9
Семинары
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
08.11.2017
«Современные дети не хотят учиться», - в один голос заявляют взрослые: родители, педагоги. Эта фраза превратилась в нечто вроде присказки. Определённая доля правды в этом утверждении есть. Проблема учебной мотивации с каждым годом всё острее встаёт перед педагогами, психологами, родителями. Все понимают: нужно что-то менять в системе обучения. Но что? Логика подсказывает, что есть два возможных пути изменения ситуации. Первый путь – заставить детей хотеть, тогда и учителя смогут их учить без особых проблем. Второй путь – научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться. В настоящее время проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы.
Учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов. Все эти мотивы учения могут быть разделены на две большие категории:
1. Внешние мотивы (социальные).
Широкие социальные – долг и ответственность перед обществом, классом, учителем, родителями.
Узколичные – стремление получить одобрение, мотивация престижа.
Отрицательные – страх наказания, стремление избежать неприятностей со стороны родителей, одноклассников.
2. Внутренние мотивы (связанные с учебной деятельностью) – познавательный интерес, расширение кругозора, стремление овладеть способами действий, стремление овладеть знаниями, умениями и навыками и, мотивы, связанные с процессом учения – потребность в интеллектуальной активности, преодоление интеллектуальных трудностей, преодоление препятствий в процессе решения задач.
Формирование этих мотивов основывается на трёх факторах:
1. Способности, задатки ребёнка.
2. Субъект (воля и эмоции ребёнка, преодоление своих неспособностей).
3.Среда (которая подаёт пример, образец, заинтересовывает, мотивирует или вынуждает действовать).Статья
Формирование учебной мотивации в младшем школьном возрасте..docx
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
«Современные дети не хотят учиться», в один голос заявляют взрослые: родители,
педагоги. Эта фраза превратилась в нечто вроде присказки. Определённая доля правды в этом
утверждении есть. Проблема учебной мотивации с каждым годом всё острее встаёт перед
педагогами, психологами, родителями. Все понимают: нужно чтото менять в системе
обучения. Но что? Логика подсказывает, что есть два возможных пути изменения ситуации.
Первый путь – заставить детей хотеть, тогда и учителя смогут их учить без особых проблем.
Второй путь – научиться учить подругому, так, чтобы дети научились хотеть учиться. В
настоящее время проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников
актуальна в педагогике, психологии и практике школы.
Учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов.
Все эти мотивы учения могут быть разделены на две большие категории:
1. Внешние мотивы (социальные).
Широкие социальные – долг и ответственность перед обществом, классом, учителем,
родителями.
Узколичные – стремление получить одобрение, мотивация престижа.
Отрицательные – страх наказания, стремление избежать неприятностей со стороны
родителей, одноклассников.
2. Внутренние мотивы (связанные с учебной деятельностью) – познавательный интерес,
расширение кругозора, стремление овладеть способами действий, стремление овладеть
знаниями, умениями и навыками и, мотивы, связанные с процессом учения – потребность в
интеллектуальной активности, преодоление интеллектуальных трудностей, преодоление
препятствий в процессе решения задач.
С первых же дней пребывания в школе, у детей возникает позиция общественно значимой
деятельности. Всё, что делается в школе, связано с этой позицией, поддерживается ею и
придаёт новой деятельности личный смысл, значимый и важный. Но такая широкая мотивация,
как новая социальная позиция, как показывает практика, не может поддерживать учёбу в
течение длительного времени и теряет постепенно своё значение.
К сожалению, многие учителя совершенно не обращают внимания на то, ради чего учится
школьник, не анализируют процесс обучения с этой точки зрения. Вместе с тем самые,
казалось бы, мелочи методики обучения, как, например, подбор и последовательность
примеров и задач, имеют прямое, непосредственное отношение к формированию учебной
мотивации. Результатом учебной деятельности является, прежде всего, изменение самого
ученика, его развитие.
Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с её содержанием, то есть
мотивы приобретения обобщённых способов действий, или, мотивы собственного
1 совершенствования. Таким образом, важнейшая задача школьного обучения – формирование
учебнопознавательных мотивов.
Формирование этих мотивов основывается на трёх факторах:
1. Способности, задатки ребёнка.
2. Субъект (воля и эмоции ребёнка, преодоление своих неспособностей).
3.Среда (которая подаёт пример, образец, заинтересовывает, мотивирует или вынуждает
действовать).
Дать равные возможности развития всем детям с разными способностями – задача школы.
Все эти факторы взаимосвязаны и отсутствие или сформированность одного влияет на общее
развитие ребёнка.
В зависимости от уровня способностей, развитости, обучаемости, мотивации, учащиеся
могут быть разделены на следующие группы, характеризуемые этими критериями:
–высокий уровень развития интеллекта и + мотивация,
–высокий уровень развития интеллекта и – мотивация,
–низкий уровень развития познавательных процессов и + мотивация,
–низкий уровень развития познавательных процессов и – мотивация.
Последние 3 группы чаще всего пополняют ряды неуспевающих. Но, если ребёнок не
успевает, значит нужно вести работу по изменению, то есть коррекции через мотивационный
компонент. Коррекционная работа в младшем школьном возрасте основана на изменении
познавательной сферы.
Когда мы говорим младший школьник, то включаем в это понятие ребенка в возрасте 6
10 лет. Ведущим видом деятельности ребенка младшего школьного возраста является –
учебная деятельность. Смена социального статуса ребенка он становится учеником,
человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на весь его психологический
облик, на все его поведение. Новое для ребенка положение в обществе – положение человека,
который занят общественно важной и оцениваемой обществом деятельностью, т.е. учением,
влечет за собой перемены в отношениях с другими детьми, со взрослыми, в том, как ребенок
оценивает себя и других. Поэтому рассматриваемая тема весьма актуальна, ведь вся жизнь
общества накладывает отпечаток на формирование социальноличностного развития ребенка.
Особенно важны при этом те непосредственные отношения, в которые вступает ребенок с
окружающими его людьми: в школе, в классе – в любой группе или коллективе, членом
которого он является.
Младшие школьники нуждаются в самопознании и самоутверждении,
в
персонифицированном внимании и уважении к себе как к личности, в активной деятельности и
общении. Однако эти потребности чаще всего до поступления в центр, как правило, не были
удовлетворены в достаточной степени. Отсюда и деформации в ценностных ориентациях, и
сужение социальных связей, и школьное неблагополучие детей. Поэтому педагогам при
поддержке других специалистов важно сосредоточить свое внимание на решении следующих
задач:
2 побуждение школьников к самопознанию и самовоспитанию;
обеспечение условий для ориентации активности детей на деятельность
преобразующего плана; создание условий для накопления воспитанниками позитивного опыта
общения с окружающими.
Нормально протекающее социально личностное развитие ребенка предполагает
необходимость самопознания, становления у него образа своего “Я”. Этот образ складывается
под воздействием многих психологических, педагогических, социальных влияний. Если учесть,
что практически весь спектр этих влияний для детей с девиантным поведением окрашен в
негативные тона, то нетрудно понять, как деформированы у них представление о себе, оценка
себя, отношение к себе.
Воспитанник
нуждается в эмоциональном подкреплении своего меняющегося
поведения. Поэтому “очень важно, чтобы он ощутил сопереживание значимых для него людей,
прежде всего сотрудников центра, ему необходима их позитивная оценка, стимулирующая
поддержка, вера в его возможности: “ Ты можешь” (Соболев И., Недорезова Н.), “ Ты
способен”, “ У тебя все получится” (Грищенко Т.).
Для ребенка, который зачастую не знает ласки в своей семье, очень значимы улыбка,
сердечное слово педагога, одобрение пусть небольших достижений Алтынбаева И., Кыдымаев
Р.), заинтересованное внимание, помощь в определении новых задач (Медведев Д.). Поощряя
усилия воспитанника, мы помогает ему осознать свои достоинства, поверить в себя, укрепить
желание стать лучше. Направляя процесс перестройки жизненных ориентаций и поведения
детей, очень важно расширить круг их представлений о социальной жизни, о гуманных
взаимоотношениях людей, о подлинной красоте, т.е. показать, что жизненный опыт,
накопленный ими в семье или сомнительной уличной компании, не исчерпывает всей полноты
жизни. Ребенок, у которого снижена планка жизненных ценностей, должен убедиться в
значимости новых для него ориентиров, носителями которых являемся мы, сотрудники центра.
Причины недостаточной успешности учения могут быть самые различные и у каждого
ребёнка свои. Для того чтобы понять, в чём кроются причины неуспеваемости ученика, нужно
обратиться к вопросу его учебной мотивации. В первую очередь необходимо определить,
насколько сильно его желание учиться, учится ли он из интереса к новым знаниям или изза
желания выглядеть определённым образом перед сверстниками, учителями, родителями. Затем
надо постараться культивировать у ребёнка тот или иной аспект его мотивации.
Воспитать у отстающего в учении ребёнка положительное отношение к учебной
деятельности – значит, опираясь на уже имеющуюся у него мотивацию, сформировать мотивы,
побуждающие к этой деятельности и придающие ей определённый смысл.
В целом формирование мотивации учения и умения учиться у отстающих учеников
включает следующие направления:
прежде всего, восстановление положительного отношения к учению и к отдельным
учебным предметам и занятиям, для чего следует начинать с решения этими учениками
доступных им задач, поддерживающих их уверенность в успехе, подкреплять даже маленькие
3 удачи, создавать условия для положительных переживаний успеха, часто спрашивать,
терпеливо выслушивать.
При формировании положительного отношения к учению следует предусматривать
специальную работу по формированию направленности на поиск разных способов решения
задачи, вместо узкой ориентации только на результат;
использовать упражнения по отработке умений учащихся ставить и достигать цели,
составлять план своей работы, связывать отдельные действия в систему, выполнять сложные
предписания учителя;
так же использовать упражнения по формированию оценочных действий школьников,
для чего нужно привлекать самого ученика к оценке своих и чужих знаний, ориентироваться
при этом на предыдущие успехи данного ученика, усиливать адекватные критические
суждения самого ученика.
Кроме того, у слабоуспевающих и отстающих детей важно укреплять собственное
умение учиться:
устранять пробелы в знаниях, расширять запас знаний и развивать знания по всем их
параметрам (полнота, системность, гибкость, действенность и прочность);
обучать учащихся выполнению действия по инструкции,
с четкой их
последовательностью, с проговариванием, с обязательным доведением каждого действия до
этапа автоматизации;
использовать наглядные опоры при объяснении нового материала;
специально обучать детей более сложным действиям: различению способа от
результата, сопоставлению нескольких способов, изменению способа при необходимости
переноса его в новые условия, т.е. умению пользоваться способами и применять их, опираясь
при этом на планы, наглядные схемы и т.д.
4
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.