Статья "ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Оценка 4.9

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"

Оценка 4.9
Семинары
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
08.11.2017
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ  В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
«Современные дети не хотят учиться», - в один голос заявляют взрослые: родители, педагоги. Эта фраза превратилась в нечто вроде присказки. Определённая доля правды в этом утверждении есть. Проблема учебной мотивации с каждым годом всё острее встаёт перед педагогами, психологами, родителями. Все понимают: нужно что-то менять в системе обучения. Но что? Логика подсказывает, что есть два возможных пути изменения ситуации. Первый путь – заставить детей хотеть, тогда и учителя смогут их учить без особых проблем. Второй путь – научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться. В настоящее время проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы. Учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов. Все эти мотивы учения могут быть разделены на две большие категории: 1. Внешние мотивы (социальные). Широкие социальные – долг и ответственность перед обществом, классом, учителем, родителями. Узколичные – стремление получить одобрение, мотивация престижа. Отрицательные – страх наказания, стремление избежать неприятностей со стороны родителей, одноклассников. 2. Внутренние мотивы (связанные с учебной деятельностью) – познавательный интерес, расширение кругозора, стремление овладеть способами действий, стремление овладеть знаниями, умениями и навыками и, мотивы, связанные с процессом учения – потребность в интеллектуальной активности, преодоление интеллектуальных трудностей, преодоление препятствий в процессе решения задач. Формирование этих мотивов основывается на трёх факторах: 1. Способности, задатки ребёнка. 2. Субъект (воля и эмоции ребёнка, преодоление своих неспособностей). 3.Среда (которая подаёт пример, образец, заинтересовывает, мотивирует или вынуждает действовать).Статья
Формирование учебной мотивации в младшем школьном возрасте..docx
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ  В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ «Современные  дети  не хотят  учиться», ­  в  один голос  заявляют   взрослые:  родители, педагоги. Эта фраза превратилась в нечто вроде присказки. Определённая доля правды в этом утверждении есть. Проблема учебной мотивации с каждым годом всё острее встаёт перед педагогами,   психологами,   родителями.   Все   понимают:   нужно   что­то   менять   в   системе обучения. Но что? Логика подсказывает, что есть два возможных пути изменения ситуации. Первый путь – заставить детей хотеть, тогда и учителя смогут их учить без особых проблем. Второй путь – научиться  учить по­другому, так, чтобы дети  научились  хотеть  учиться.  В настоящее время проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы. Учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов. Все эти мотивы учения могут быть разделены на две большие категории: 1. Внешние мотивы (социальные). Широкие социальные – долг и ответственность  перед обществом, классом, учителем, родителями. Узколичные – стремление получить одобрение, мотивация престижа. Отрицательные   –   страх   наказания,   стремление   избежать   неприятностей   со   стороны родителей, одноклассников. 2. Внутренние мотивы (связанные с учебной деятельностью) – познавательный интерес, расширение   кругозора,   стремление   овладеть   способами   действий,   стремление   овладеть знаниями, умениями и навыками и, мотивы, связанные с процессом учения – потребность в интеллектуальной   активности,   преодоление   интеллектуальных   трудностей,   преодоление препятствий в процессе решения задач. С первых же дней пребывания в школе, у детей возникает позиция общественно значимой деятельности.   Всё,   что   делается   в   школе,   связано   с   этой   позицией,   поддерживается   ею   и придаёт новой деятельности личный смысл, значимый и важный. Но такая широкая мотивация, как  новая  социальная  позиция, как  показывает практика,  не  может  поддерживать  учёбу  в течение длительного времени и теряет постепенно своё значение. К сожалению, многие учителя совершенно не обращают внимания на то, ради чего учится школьник,   не   анализируют   процесс   обучения   с   этой   точки   зрения.   Вместе   с   тем   самые, казалось   бы,   мелочи   методики   обучения,   как,   например,   подбор   и   последовательность примеров   и   задач,   имеют   прямое,   непосредственное   отношение   к   формированию   учебной мотивации.   Результатом   учебной   деятельности   является,   прежде   всего,   изменение   самого ученика, его развитие. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с её содержанием, то есть мотивы   приобретения   обобщённых   способов   действий,   или,   мотивы   собственного 1 совершенствования. Таким образом, важнейшая задача школьного обучения – формирование учебно­познавательных мотивов.  Формирование этих мотивов основывается на трёх факторах: 1. Способности, задатки ребёнка. 2. Субъект (воля и эмоции ребёнка, преодоление своих неспособностей). 3.Среда (которая подаёт пример, образец, заинтересовывает, мотивирует или вынуждает действовать). Дать равные возможности развития всем детям с разными способностями – задача школы. Все эти факторы взаимосвязаны и отсутствие или сформированность одного влияет на общее развитие ребёнка. В зависимости от уровня способностей, развитости, обучаемости, мотивации, учащиеся могут быть разделены на следующие группы, характеризуемые этими критериями: –высокий уровень развития интеллекта и + мотивация, –высокий уровень развития интеллекта и – мотивация, –низкий уровень развития познавательных процессов и + мотивация, –низкий уровень развития познавательных процессов и – мотивация. Последние 3 группы чаще всего пополняют ряды неуспевающих. Но, если ребёнок не успевает, значит нужно вести работу по изменению, то есть коррекции через мотивационный компонент.   Коррекционная   работа   в   младшем   школьном   возрасте   основана   на   изменении познавательной сферы. Когда мы говорим младший школьник, то включаем в это понятие ребенка в возрасте 6­ 10   лет.   Ведущим   видом   деятельности   ребенка   младшего   школьного   возраста   является   – учебная   деятельность.   Смена   социального   статуса   ребенка   ­   он   становится   учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на все его поведение. Новое для ребенка положение в обществе – положение человека, который занят общественно важной и оцениваемой обществом деятельностью, т.е. учением, ­ влечет за собой перемены в отношениях с другими детьми, со взрослыми, в том, как ребенок оценивает себя и других. Поэтому рассматриваемая тема весьма актуальна, ведь вся жизнь общества накладывает отпечаток на формирование социально­личностного развития ребенка. Особенно важны при этом те непосредственные отношения, в которые вступает ребенок с окружающими   его   людьми:   в   школе,   в   классе   –   в   любой   группе   или   коллективе,   членом которого он является.  Младшие   школьники   нуждаются   в   самопознании   и   самоутверждении,   в персонифицированном внимании и уважении к себе как к личности, в активной деятельности и общении. Однако эти потребности чаще всего до поступления в центр, как правило, не были удовлетворены в достаточной степени. Отсюда и деформации в ценностных ориентациях, и сужение   социальных   связей,   и   школьное   неблагополучие   детей.   Поэтому   педагогам   при поддержке других специалистов важно сосредоточить свое внимание на решении следующих задач:  2 ­  побуждение школьников к самопознанию и самовоспитанию;  ­   обеспечение   условий   для   ориентации   активности   детей   на   деятельность преобразующего плана; ­ создание условий для накопления воспитанниками позитивного опыта общения с окружающими.  Нормально   протекающее   социально   ­   личностное   развитие     ребенка   предполагает необходимость самопознания, становления у него образа своего “Я”.  Этот образ складывается под воздействием многих психологических, педагогических, социальных влияний. Если учесть, что практически весь спектр этих влияний для детей с девиантным поведением окрашен в негативные тона, то нетрудно понять, как деформированы у них представление о себе, оценка себя, отношение к себе.    Воспитанник     нуждается   в   эмоциональном   подкреплении   своего   меняющегося поведения. Поэтому “очень важно, чтобы он ощутил сопереживание значимых для него людей, прежде всего сотрудников центра, ему необходима их позитивная  оценка, стимулирующая поддержка,   вера   в   его   возможности:   “   Ты   можешь”   (Соболев   И.,   Недорезова   Н.),   “   Ты способен”, “ У тебя все получится” (Грищенко Т.).   Для ребенка, который зачастую не знает ласки в своей семье, очень значимы улыбка, сердечное слово педагога, одобрение пусть небольших достижений Алтынбаева И., Кыдымаев Р.), заинтересованное внимание, помощь в определении новых задач (Медведев Д.). Поощряя усилия воспитанника, мы помогает ему осознать свои достоинства, поверить в себя, укрепить желание стать лучше. Направляя   процесс перестройки жизненных ориентаций и поведения детей,   очень   важно   расширить   круг   их   представлений   о   социальной     жизни,   о   гуманных взаимоотношениях   людей,   о   подлинной   красоте,   т.е.   показать,   что   жизненный   опыт, накопленный ими в семье или сомнительной уличной компании, не исчерпывает всей полноты жизни.   Ребенок,   у   которого   снижена   планка   жизненных   ценностей,   должен   убедиться   в значимости новых для него ориентиров, носителями которых являемся мы, сотрудники центра. Причины недостаточной успешности учения могут быть самые различные и у каждого ребёнка свои. Для того  чтобы понять, в чём кроются причины неуспеваемости ученика, нужно обратиться   к   вопросу   его   учебной   мотивации.   В   первую   очередь   необходимо   определить, насколько сильно его желание учиться, учится ли он из интереса к новым знаниям или из­за желания выглядеть определённым образом перед сверстниками, учителями, родителями. Затем надо постараться культивировать у ребёнка тот или иной аспект его мотивации. Воспитать   у   отстающего   в   учении   ребёнка   положительное   отношение   к   учебной деятельности – значит, опираясь на уже имеющуюся у него мотивацию, сформировать мотивы, побуждающие к этой деятельности и придающие ей определённый смысл. В   целом   формирование   мотивации   учения   и   умения   учиться   у   отстающих   учеников включает следующие направления: ­ прежде всего,   восстановление положительного отношения к учению и к отдельным учебным   предметам   и   занятиям,   для   чего   следует   начинать   с   решения   этими   учениками доступных им задач, поддерживающих их уверенность в успехе, подкреплять даже маленькие 3 удачи,   создавать   условия   для   положительных   переживаний   успеха,   часто   спрашивать, терпеливо выслушивать. При   формировании   положительного   отношения   к   учению   следует   предусматривать специальную работу по формированию направленности на поиск разных способов решения задачи, вместо узкой ориентации только на результат; ­ использовать упражнения по отработке умений учащихся ставить и достигать цели, составлять план своей работы, связывать отдельные действия в систему, выполнять сложные предписания учителя; ­  так же использовать упражнения по формированию оценочных действий школьников, для чего  нужно привлекать самого ученика к оценке своих и чужих знаний, ориентироваться при   этом   на   предыдущие   успехи   данного   ученика,   усиливать   адекватные   критические суждения самого ученика.   Кроме   того,   у   слабоуспевающих   и   отстающих   детей   важно   укреплять   собственное умение учиться: ­ устранять пробелы в знаниях, расширять запас знаний и развивать знания по всем их параметрам (полнота, системность, гибкость, действенность и прочность); ­   обучать   учащихся   выполнению   действия   по   инструкции,     с   четкой   их последовательностью, с проговариванием, с обязательным доведением каждого действия до этапа автоматизации; ­ использовать наглядные опоры  при  объяснении  нового материала;  ­   специально   обучать     детей   более   сложным   действиям:   различению   способа   от результата,   сопоставлению   нескольких   способов,   изменению   способа   при   необходимости переноса его в новые условия, т.е. умению пользоваться способами и применять их, опираясь при этом на планы, наглядные схемы и т.д. 4

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ  В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ  В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ  В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ  В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2017