Статья «Формирование умений целенаправленно владеть волевыми усилиями у младших школьников»
Оценка 4.7

Статья «Формирование умений целенаправленно владеть волевыми усилиями у младших школьников»

Оценка 4.7
Игры
docx
математика +1
1 кл
17.09.2019
Статья «Формирование умений целенаправленно владеть волевыми усилиями у младших школьников»
В статье "«Формирование умений целенаправленно владеть волевыми усилиями у младших школьников»" описывается опыт учителя по формированию важнейших волевых качеств с помощью игр, игровых приёмов и игровых ситуаций на уроках в начальной школе. Использование данных приёмов позволяет учителю включить выполняемые задания в мотивационную сферу личности школьников, сделать обычные задания значимыми именно для детей, оживить занятия, разнообразить, создать особый положительный эмоциональный фон, который вызывает у детей желание учиться, а значит, постепенно приучает детей к новой социальной ситуации развития.
педагогический опыт Бергер Ю.А..docx
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ОПЫТ  «Формирование умений целенаправленно владеть волевыми усилиями у младших школьников» В современных условиях процесс подготовки детей к обучению в школе сводится к натаскиванию их в процессе занятий навыкам чтения, решению примеров и задач, письму цифр и букв. Недостаточное развитие эмоционально­волевой сферы, а именно волевых качеств, затрудняет обучение ребенка в школе, вызывает трудности у педагогов в обучении детей, которые проявляются в импульсивных формах поведения, в неумении трудиться, в неадекватной реакции на трудности в учении, в неумении слушать и понимать учителя, добиваться решения поставленных задач.  Воля ­   сознательное   регулирование   личностью   своих   поступков,   действий, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении поставленной цели. С началом   обучения   в   школе   формирование   воли   у   ребёнка   вступает   в   новый   этап, характеризующийся целенаправленным и систематическим воспитанием под руководством учителя. Учение является интересным и увлекательным для детей занятием. Вместе с тем, в   нём   есть   немало   и   неинтересного,   и   подчас   даже   трудного.   Именно   в   этих   случаях необходимы   волевые   усилия.   Преодоление   различного   рода   трудностей   в   процессе обучения,  в  процессе  занятия   той  или  иной  учебной  деятельностью,  воспитывает волю, развивает важные   волевые качества личности школьника. Существуют   важные   волевые качества,   необходимые   для   успешного   обучения   в   школе:   выдержка   и   самообладание, целеустремлённость, решительность, последовательность   действий,   настойчивость,   упорство.   В   процессе   воспитания   воли   у учеников младших классов преподавателю необходимо учитывать возрастные особенности воли детей. Так, младший школьник ещё не способен делать длительных волевых усилий, особенно   при   выполнении   однообразных   заданий.   Отсюда,   понятна   необходимость постоянно   разнообразить   деятельность   младшего   школьника.   В   целях   формирования волевых качеств личности школьников можно включать в процесс обучения   различные игры и игровые приёмы: самостоятельность,   инициативность,     ­игры,   упражнения,   направленные   на   представление   о   понятии   «успех»,   выработку уверенности  в  своих  возможностях:  «Я   сильный!  Я   слабый!»,   игра  «Я   справлюсь»,  «Я смогу!», «Мусорное ведро», «Звезда удачи», «Слушай хлопки», «Запретное число»;  ­ любые развивающие коллективные игры, содержащие правила игры или условие;  ­дидактические игры;  ­сюжетно­ролевые игры;  ­игры – соревнования, игры­ эстафеты;  ­релаксационные упражнения на снятие напряжения и скованности;  ­игры   на   перевоплощения,   подвижные   игры   на   управление   эмоциями   и   упражнение   «Яблонька», контролирование   импульсивного   поведения: «Самолетики», «Птенчики», «Море волнуется», «Дыши и думай красиво»;  ­физкультминутки с музыкой;  ­игры с пальчиками;  ­игры   с   правилами,   включающие   очередность   действий     или   направленные   на выработку усидчивости: игры Никитина: «Уникуб», «Сложи узор»; головоломки, блоки Дьенеша, «Танграм», настольно­ печатные игры, шахматы, шашки, домино, лото. В игре  «Танграм» ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот ­ составлять из элементов заданную модель, а самое главное ­ логически мыслить.  ­подвижные игры, проводимые на переменах; Игровые приёмы из учебников О.Л. Соболевой «Русский язык», «Дошкольный букварь» также позволяют учителю оживить атмосферу на обычных уроках, сделать неинтересное обучение   лёгким.   Например,   выделение   орфограмм   на   уроках   русского   языка,   чтобы ученику не «упасть в болото» зелёным цветом, наиболее интересно, чем просто   скучное подчеркивание. Или использование  сказки учителем  о буквах из дошкольного букваря на уроках обучения грамоте, развивает интерес и воспитывает важные волевые качества при правильной организации урока учителем. Ассоциативный приём изучения словарных слов одновременно     позволяет   учителю     научить     правильному   запоминанию   и   воспитывает такие качества, как упорство. инициативу и т.д. Игра является условием, наиболее адекватным для развития личности ребёнка и волевых действий   у   детей     младшего   школьного   возраста.   Особенностью   предлагаемых   игр является то, что правило в них  становится всё менее связанным с воображаемой ситуацией и всё более относится к самому играющему ребенку. В правилах заключается значение игры   для   развития   произвольности.   При   помощи   используемых     игр,   ребенок     учится принимать   постепенно   усложняющиеся   инструкции,   уметь   удерживать   инструкцию   на протяжении   всего   занятия,   приобретает     навыки   самоконтроля.   Правило   становится средством   осознания   своего   поведения   и   средством   овладения   им,   которое свидетельствует   о   том,   что   у   ребенка   появляются   первые   формы   самоконтроля   и саморегуляции,   следовательно,   его   поведение   поднимается   на   новый   уровень произвольности  не только  в  игре,  но и  в  других,  неигровых  ситуациях. Использование различных игр  позволяет учителю включить выполняемые задания в мотивационную сферу личности школьников, сделать обычные задания   значимыми   именно для детей, оживить занятия, разнообразить, создать особый положительный эмоциональный   фон,   который вызывает   у   детей   желание   учиться,   а   значит,   постепенно   приучает   детей   к   новой социальной ситуации развития. Необходимо помнить о том, что в воспитании всех волевых качеств   младших   школьников,   так   же,   как   и   во   всей   воспитательной   работе,   учителю следует   поддерживать   тесную   связь   с   родителями,   быть   в   тесном   контакте   с   семьёй школьника.  Знаменитые слова  Р. Эмерсона «Учитель ­ человек, который может делать трудные вещи легкими» актуальны  и по сей день  и должны стать девизом для каждого преподавателя. Автор статьи: Бергер Юлия Александровна, учитель МБОУ «Гимназия №1».

Статья «Формирование умений целенаправленно владеть волевыми усилиями у младших школьников»

Статья «Формирование умений целенаправленно владеть волевыми усилиями у младших школьников»

Статья «Формирование умений целенаправленно владеть волевыми усилиями у младших школьников»

Статья «Формирование умений целенаправленно владеть волевыми усилиями у младших школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2019