Тема: Число и цифра 9.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: формировать представление о числе 9, научить распознавать и писать цифру 9, развивать навыки счета в пределах 10, закреплять знания состава чисел, умение определять место цифры 9 на числовом отрезке.
Задачи урока:
Предметные:
- в совместной деятельности с учителем учиться, воспроизводить последовательность чисел от 1до 9,
- считать различные объекты (предметы,
слова, множества предметов)
- научить правильно, писать цифру 9 и соотносить количество предметов с цифрой.
-сравнивать любые два числа в пределах 9.
- способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, мышления.
Развивающие (метапредметные):
Регулятивные:
-учиться принимать учебную задачу через анализ рисунка
- уметь определять и формулировать цель на
уроке.
- способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска цифры 9
- создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- развивать умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания
из учебника, рабочей тетради, на доске.
- оценивать правильность своих действий.
Познавательные:
- ориентироваться в информационном материале учебника.
- отличать новое от уже изученного материала.
- находить ответы на вопросы, строить
простые рассуждения, используя свой личный опыт и информацию, полученную на
уроке.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли устно. Включаться в диалог.
- отвечать на вопросы учителя.
-слушать и понимать речь других.
- соблюдать правила поведения и общения в школе.
Воспитательные (личностные):
-проявлять положительное отношение к
учебному предмету «математика»
- работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха или неуспеха в
учебной деятельности.
- способствовать проявлению познавательной инициативы.
- способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: Организовать направленное внимание на начало урока, создать мотивацию к учебной деятельности, определить содержательные рамки урока.
Прозвенел и смолк звонок
Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол
Начинаем разговор.
- А какой сейчас у нас урок? ( Ответы детей)
-Предлагаю девиз нашего урока: «Если много хочешь достичь и узнать, надо твердо на «5» математику знать»
- Как понимаете это высказывание?
-Как мы должны работать, чтоб наш урок прошёл успешно? (ответы)
2.Актуализация опорных знаний
Цель этапа: Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий, тренировать вычислительные навыки, осуществлять взаимоконтроль и оценку своих умений и навыков.
Запомните все, что без устного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Ребята, у нас сегодня необычный урок. Отгадав загадку, можно узнать, кто придет к нам на урок.
Загадка.
Над мальчишкой все смеются:
Всё он делает не так!
Не желает он учиться –
Несознательный чудак! (Ответ учащихся: Незнайка)
Из какой сказки этот герой? (Ответ учащихся: «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Н. Носов)
-Ребята, Незнайка не хотел учиться. Поможем ему стать прилежным? (Ответ учащихся: да)
- Вам нужно выполнить задания.
1. Решение задач в стихах.
Три цыплёнка стоят,
Пять в скорлупках сидят.
Сосчитай поскорей,
Отвечай поверней.
Сколько будет цыплят
У наседки моей? (Ответ учащихся: 3+5= 8)
Семь весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (Ответ учащихся: 7-1= 6)
Шли подружки по дорожке
Было их немножко:
Две матрёшки, 3 матрёшки
И одна матрёшка.
Сколько же матрёшек
Шли по дорожке? (Ответ учащихся: 2+3+1=6)
Три котёнка на диване,
Два котёнка – у Вани.
Теперь спросим у ребят
Сколько было всех котят? (Ответ учащихся: 3+2=5)
По зелёной травке
Разбрелись овечки.
Три пошли на горку,
А четыре – к речке.
Девочка овечек
Сосчитать не может.
Кто из вас, ребята.
Девочке поможет?
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (Ответ учащихся: 3+4=7)
На полке восемь книг,
Толя взял одну из них.
Кто посчитал вмиг,
Сколько осталось на полке книг? (Ответ учащихся: 8-1=7)
3.Постановка цели урока. Открытие нового.
Цель этапа: Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
1. Работа с числовым рядом.
На доске карточки с числами 1 2 3 4 5 6 7 8
- В правильном ли порядке расположены числа? (Ответ учащихся: да)
-Прочитайте их в прямом порядке (Ответ учащихся: 1 2 3 4 5 6 7 8)
-Прочитайте эти числа в обратном порядке (Ответ учащихся: 8 7 6 5 4 3 2 1)
2. Игра «День – ночь»
Учитель произносит слово «ночь», дети закрывают глаза. В это время учитель меняет карточки с числами местами. 3 8 1 6 4 2 7 5
Учитель произносит слово «день», дети открывают глаза.
-Ребята, восстановите ряд чисел. (Ответ учащихся: учащиеся меняют карточки с числами местами 1 2 3 4 5 6 7 8)
Учитель произносит слово «ночь», дети закрывают глаза.
В это время на доске появляются карточки с числами 1 2 3 4 5 6 7 8 ?
Учитель произносит слово «день», дети открывают глаза.
- Ребята, что новое появилось ? (Ответ учащихся: появился вопросительный знак)
-Какой вопрос мы можем здесь задать? (Ответ учащихся: какое число будет следовать за числом 8?)
4. Формулировка темы урока. Постановка задач.
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока. (Число 9. Цифра 9. - открывается карточка с темой урока)
- Какие цели вы поставите? Чему будем учиться? (Учиться писать цифру 9, получать число 9. Узнать состав числа 9)
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
5. Открытие новых знаний
– Где в ряду чисел место числа 9? (Справа от 8)
- Почему справа? (Потому, что следующее число больше 8.)
- За каким числом следует число 9? (Число 9 следует за числом 8)
- Как получить число 8? (Надо к 8 прибавить 1)
- Можем на числовом отрезке обозначить знаком число 9? (Нет, не умеем писать цифру 9.)
- Какая цифра обозначает число 9? (Цифра 9)
- Как мы различаем понятие число и цифра?
Для обозначения количества
Мы используем число, его величество!
Цифра - значок для написания,
Быстро справимся с заданием!
- А на что похожа цифра 9?
- Как пишется цифра 9?
(Объяснение написания) Цифра 9 состоит из двух элементов: небольшого овала и большого правого полуовала. Начинаем писать овал немного ниже вершины правого верхнего угла клетки. Закругляем вверх - влево, закругляем, ведём вниз до середины клетки, закругляем, ведём вверх к началу овала и затем вниз по правой стороне касаемся нижней линии и поднимаемся чуть выше клеточки.
- Прежде чем приступим к письму, вспомните, как должны сидеть за партой.
- Как располагаем пропись на столе?
- Приступим к письму.
Потренируйтесь в написании.
* обведи в воздухе;
* «напишите» на ладошке
- Откройте тетради на с.____, найдите образец написания цифры, обведите её по стрелкам, начиная с красной точки.
- Обведите цифры в клетчатом поле и продолжите ряд старательно и аккуратно.
( Дети записывают цифру в прописях. Индивидуальная помощь учителя.)
Подчеркните самую красивую цифру .
4) - Возвратимся к числовому отрезку. Теперь мы можем обозначить число 9 на отрезке цифрой?
7.Обобщение усвоенного материала.
Цель этапа: Закрепить изученный материал, развивать навыки счета, продолжить формирование УУД.
Самостоятельная работа (дифференцированная)
У каждого на столе лежит карточка с заданием. Ваша задача, в примеры вставить пропущенные числа.
4+5= 4+*=9 *+*=9
6+3= *+3=9 *+*=9
7+2= *+2=9 *+*=9
8+1= 1+*=9 *+*=9
Работа в парах.
-Поменяйтесь листочками и проверьте друг у друга решение примеров.
8. Итог урока.
- Вспомните, какой была тема нашего урока.
- Достигли целей урока?
- Что вы можете рассказать о числе 9?
- Назовите состав числа 9?
- Какие знания вы получили?
- Где вам могут пригодиться эти знания?
8.Рефлексия учебной деятельности.
Цель этапа: зафиксировать изученный на уроке материал, организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями на уроке.
Надеюсь, что наш сказочный герой Незнайка, как и вы, станет прилежным учеником.
На столе у вас лежат сердечки.
Я хотела бы, чтобы вы раскрасили сердечко вот в какие цвета.
1. Красный – если вы усвоили тему урока и урок был интересным.
2. Зеленый – возникли затруднения, но урок понравился.
3. Желтый – не получилось, нужно еще потренироваться.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.