Статья "Формы и методы работы с младшими школьниками, имеющими задержку психического развития".
Оценка 4.6
Особые потребности
docx
дефектология +1
Взрослым
03.11.2019
Статья предназначена для учителей начальных классов, работающих с детьми с задержкой психического развития. В ней даны методические рекомендации по обучению детей с ЗПР, раскрыта специфика обучения детей данной категории математики, чтению и русскому языку, а также обозначены правила работы с данными учащимися.
Формы и методы работы с детьми с ЗПР. Рекомендации для учителей начальных классов.docx
Формы и методы работы с младшими школьниками, имеющими задержку психического
развития. Рекомендации для учителей начальных классов.
ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и
занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического
развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное
недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они
испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и
обучением.
Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также
отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться поразному и
отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, мы можем попытаться
выделить круг особенностей развития, форм и методов работы, характерных для большинства
детей с ЗПР.
Одни специалисты считают, что основные причины ЗПР носят прежде всего социально
педагогический характер (неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и
культурного развития, тяжелые условия жизни). Дети с ЗПР определяются как
неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные. Другие авторы связывают
отставание в развитии с легкими органическими поражениями мозга и относят сюда детей с
минимальной мозговой дисфункцией.
Методические рекомендации обучения детей с ЗПР
Руководствуясь общими принципами и правилами коррекционной работы учителю
необходимо обеспечить:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства
(чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими
дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств
наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся,
развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи,
своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы
и
возможности.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные
методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней
изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети
выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при
изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном
материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого
ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания
кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного
вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на
вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов
изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце
изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания
помощи при выполнении заданий.
4.Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами
используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной
деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т.
д.
5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени
стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Специфика обучения детей с ЗПР математике.
Обучение действий с числами детей данной категории строится на конкретном материале.
Этим детям мы долгое время разрешаем при решении примеров пользоваться счетным
материалом (лучше всего счетами), линейкой. Но одновременно постепенно, но настойчиво,
учим с детьми таблицу сложения и вычитания (умножения) в пр. 10, 100. Для того, чтобы
вычислительные навыки стали для учащихся более понятными используем различные опорные
сигналы: дуги, лучи, рамки и др. Особенно полезны такие опоры при изучении действий с
числами в пр. 100, когда отрабатываются приемы устных вычислений. Для лучшего усвоения
того или иного способа вычисления ребенку предлагается карточка с развернутым образцом
способа вычисления:86:2= (80+6):2= 80:2 + 6:2= 40+3=43
Затем этот развернутый образец заменяется сокращенным 86:2=(80+6):2=43
И, наконец, задание выполняется без образца, самостоятельно.
Эффективным приемом для нормализации учебной деятельности учащихся с ЗПР является
алгоритмизация. С помощью этого приема достигается подчинение детей какомулибо
предписанию. Это различные памяткиинструкции, в которых записана последовательность
действий при решении уравнений, задач, трудных случаев умножения и деления. Памятки учат
детей правильно рассуждать и контролировать себя во время выполнения самостоятельных
работ.
Стойкие затруднения у учащихся с ЗПР вызывает решение составных арифметических
задач. Здесь требуется умение выстраивать цепочку рассуждений, чтобы ответить на главный
вопрос задачи. Учитель должен особое внимание уделить этапу пропедевтики. Продумывая
методику изучения составной арифметической задачи, педагог вычленяет в ней наиболее
трудное звено и проводит упражнения, которые подготавливают учащихся к восприятию. В это
же время необходимо уточнить понимание терминов, необходимых для решения задачи (цена,
количество, скорость, время, расстояние и др.). Нужно постараться ввести каждого ученика в
задачу как действующее лицо. Пусть ребенок представит себе как он едет в поезде, собирает
урожай и т.д.
Приучаем детей читать задачу дважды для лучшего понимания смысла.
Все слова задачи должны быть понятны ученикам. Особенно это касается тех слов,
которые помогают уяснить зависимости величин: поровну, в каждом, одновременно и др. Для
пояснения ситуации следует использовать наглядные действия или чертеж.
При решении задачи оказываем помощь через готовую краткую запись, на которой
объясняется способ решения. Ребенок записывает только решение задачи, что экономит его
время и дает возможность вместе со всем классом в одно и то же время закончить запись
решения задачи. В дальнейшем коррекционная помощь сворачивается. Ребенок сам составляет
краткую запись, ориентируясь на выделенные учителем для него ключевые слова в тексте
задачи. При решении составной арифметической задачи возможна индивидуальная запись
учителем для данного ребенка промежуточных вопросов, помогающих ему подобрать нужное
действие и самому закончить решение задачи. Возможно составление алгоритма разбора задачи,
по которому ученик сможет решить задачу.
Дифференцированные задания с учетом особенностей каждого ребенка помогут им
преодолеть недостатки своего развития, восполнить пробелы в знаниях, заложат основу для
дальнейшего изучения курса математики.
При заучивании букв используем рисование, штриховку, конструирование букв из
проволоки, элементов и др. Учить слиянию слогов лучше на слоговых таблицах с одинаковыми
Обучение детей с ЗПР чтению. согласными (БА – ВА – ГА – ДА – ЖА – ЗА – КА – ЛА; БО ВО – ГО – ДО – ЗО; БИ – ВИ – ГИ
– ДИ – ЖИ – ЗИ – КИ и т.д.). Такие таблицы позволяют ребенку избежать трудностей при
переключении внимания с одного типа слогов на другой.
Затем учим чтению двусложных, трехсложных слов с этими прямыми слогами. Подбираем
предложения с такими словами:
У УЖА УЖАТА. Я БУЖУ МАМУ. Я ЕДУ. ЧАПА ДАЛА ЛАПУ.
Читаем односложные слова (РАК – МАК – ТАК – БАК; СОК – СОР – СОМ). Слова со
стечением согласных: ТОЛ – СТОЛ, РАК – РАМКА, КРЫША – КРЫШКА. Предложения с
этими словами: РАМКА СТОИТ НА СТОЛЕ.
Для того, чтобы научить детей устанавливать причинноследственные связи нужно
помнить, что учащиеся с ЗПР лучше воспринимают и понимают смысл текста, прочитанный им
взрослым, чем при самостоятельном чтении. Поэтому на первых порах необходимо первично
читать текст учителю. При составлении пересказа по плану дети с ЗПР лучше понимают план,
составленный из вопросительных предложений. Затем постепенно переводим их на план,
составленный из повествовательных предложений.
Изучение грамматических правил должно происходить на опорных таблицах с выделением
Обучение детей с ЗПР русскому языку.
ключевых слов правила:
слова – предмет – кто? что? – это существительное
слова – одинаковый корень – это родственные слова
Такой опорой можно пользоваться при выполнении грамматических заданий, при
рассказывании правила.
Существует особая методика изучения словарных слов с учащимися, имеющими трудности
в развитии письменной речи. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не
только в именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные словарному слову
слова:
Работа, на работе, после работы, работать.
Командир, командиры, к командиру, за командиром, команда, команды,
командовать.
Именно по такой схеме учим с детьми словарные слова в классе и задаем задание на дом.
Особое внимание уделяем работе над ошибками, заполняя таблицу
Слово
(предложение), в
котором допущена
ошибка
Как я
написал слово
(предложение)
Правильное
написание слова
(предложения)
Примеры
слов на данную
орфограмму
Прием сравнения правильного и неправильного написания слов (предложений) позволит
ученику лучше запомнить правила (орфограммы).
При изучении правил используем памятки, алгоритмы, например, для написания
безударной гласной, нахождения приставки, корня, суффикса и т.д.
Памятка для вычленения окончаний
1. Читаю слово.
2. Изменяю слово по числам или вопросам.
3. Часть слова, которое изменяется и есть окончание.
4. Обозначаю окончание.
Рассмотрим еще некоторые правила работы с данной категорией детей.
Учить школьников использовать опоры при ответах, в самостоятельных работах: план
1.
связного рассказа, вопросы, карточки схемы, рисунки, опорные слова и т.д.
2.
Специально готовить к контрольным и проверочным работам: давать подобные
упражнения на уроке, включать фактический и речевой материал контрольных заданий и другие
предварительные работы, давать похожие задания на дом. По итогам контрольных нужно вести учет индивидуальной динамики развития, учитывая количество ошибок ,их характер,
спланировать индивидуальную работу над ошибками.
Предлагать индивидуальные домашние задания: то же упражнение как у всех, но меньшее
по объему, облегченное или полностью индивидуальное задание.
Выработать умение работать по алгоритму или предварительно познакомиться с темой
следующего урока.
3.
4.
5.
6.
Включать в парную работу с более сильным учеником и групповую, проектную
деятельность, где он выполнит посильную часть.
тетради: что получилось, что не получилось.
Разработать систему оценивания (словесную) с учетом динамики развития, вести записи в
Статья "Формы и методы работы с младшими школьниками, имеющими задержку психического развития".
Статья "Формы и методы работы с младшими школьниками, имеющими задержку психического развития".
Статья "Формы и методы работы с младшими школьниками, имеющими задержку психического развития".
Статья "Формы и методы работы с младшими школьниками, имеющими задержку психического развития".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.