Статья "ИCCЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ДИНАМИЧНО МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ"
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
администрации
Взрослым
10.04.2019
Необходимым условием социальной адаптации школьников в современном мире, на мой взгляд, является развитие и становление их внутренней свободы. Под внутренней свободой личности понимается её способность к самореализации, самовыражению, к осуществлению свободного выбора, контроля и оценки процесса и результата своей деятельности.
Существует мнение, что дети средних и начальных классов воспринимают в основном лишь событийную внешнюю сторону исследовательского процесса. Напрашивается вопрос - может ли учитель ставить перед детьми серьёзные исследовательские задачи и нужно ли это ребёнку?
статья.docx
ИCCЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК
МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ДИНАМИЧНО
МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ
Необходимым условием социальной адаптации школьников в современном
мире, на мой взгляд, является развитие и становление их внутренней свободы.
Под внутренней свободой личности понимается её способность к
самореализации, самовыражению, к осуществлению свободного выбора,
контроля и оценки процесса и результата своей деятельности.
Существует мнение, что дети средних и начальных классов
воспринимают в основном
лишь событийную внешнюю сторону
исследовательского процесса. Напрашивается вопрос может ли учитель
ставить перед детьми серьёзные исследовательские задачи и нужно ли это
ребёнку?
Не нужно недооценивать исследовательские возможности детей.
в том, что ребёнок часто
Особая сложность проблемы заключается
самостоятельно не способен объяснить своё восприятие, осознать его и
перевести на язык слов, на уровень логических понятий и чувств. Но ведь
учитель может помочь ему в этом, активизировав работу детской души и ума.
Ведь дети – прирождённые исследователи, неутомимые и старательные.
Участвуя в исследовательской деятельности, ребёнок ощущает себя
ответственным и важным первооткрывателем.
Степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов:
от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их жизненного
опыта, от сложности темы исследования, от собственных способностей. В
процессе исследовательской деятельности у учащихся развиваются
важнейшие общеучебные умения: осмысливать задачу, самостоятельно
находить недостающую информацию, находить несколько вариантов решения
проблемы, устанавливать причинноследственные связи, планировать процесс, принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать
собственную деятельность. А самое главное развиваются коммуникативные
умения: работать в сотрудничестве, вступать в диалог, уметь задавать
актуальные и правильно сформулированные вопросы, доступно и грамотно
презентовать достигнутые результаты коллективу. Тем самым у ребёнка
развивается чувство собственной значимости и нужности окружающему его
социуму, умение соответствовать запросам общества, и появляется
возможность не бояться реализовать себя.
Начинать заниматься исследовательской деятельностью следует с
самого раннего возраста. Дети дошкольного возраста с жадностью впитывают
знания об окружающем мире, наблюдая за тем, что происходит вокруг,
получая ответы на свои бесконечные вопросы. С началом обучения в школе
этот процесс становится более целенаправленным и систематичным. Главное,
вовремя распознать желание ребёнка, не оттолкнуть его равнодушием, не
погасить горящие детские глаза и желание к самовыражению.
Таким образом, детская любознательность, непосредственная жажда к
чему то новому и необъяснимому, умение замечать такие незначительные
детали, на которые не обратит внимание взрослый, создают благодатную
почву для начала исследовательской деятельности именно в младшем
школьном возрасте.
Довольно часто педагоги жалуются на скудность учебников, по
которым занимаются дети, нехваткой в них тем и поводов для организации
исследовательской деятельности учащихся. Исследователей можно вырастить
по любым учебникам. Пусть ребёнок изучает то, что ему интересно, то, что
для него значимо. С большим удовольствием, дети в начальной школе
исследуют любимые игрушки, домашних животных, семейные традиции,
собственное здоровье и нужность предметов их окружающих. Для формирования у ребёнка основ культуры мышления и развития
основных умений и навыков исследовательского поведения использую
различные методики.
1. Развитие умений видеть проблему.
Проблема – это затруднение, требующее разрешение. Поиск проблемы – дело
не простое. Умение видеть проблему – интегральное свойство мышления.
Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах
деятельности. Для того, чтобы научиться выявлять проблемы, необходимо
овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на
объект исследования с разных сторон. Могут в этом помочь некоторые
упражнения.
«Посмотри на мир чужими глазами»
Читаем детям неоконченный рассказ: С утра небо покрылось чёрными
тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, на
деревья, тротуары, дороги….
Продолжи рассказ, представив себя гуляющим во дворе с друзьями,
едущим по дороге, лётчиком, мэром города, вороной, зайчиком,
пришельцем.
Составь рассказ от имени другого героя.
Представь, что ты парта в классе, камешек на дороге, животное. Опиши
один день своей жизни.
Составь рассказ, используя данную концовку. Придумай и расскажи то,
что было вначале – нам так и не удалось выехать на дачу, сидевший на
лавочке мужчина не обратил на нас никакого внимания.
Сколько значений у предмета. Рассмотрев обычный предмет, найди как
можно больше вариантов нетрадиционного, но реального его
использования.
Сюжетов много – тема одна. Нарисуй сюжеты на тему «Осень», «Лес»..
2.Развитие умения выдвигать гипотезы.
Гипотеза – это предположение о закономерной связи явлений. Множество
интересных гипотез рождается в результате поиска ответов на собственные вопросы. Гипотезы позволяют увидеть проблему в ином свете, посмотреть на
ситуацию с другой стороны. Построение гипотез – основа исследовательского,
творческого мышления.
Упражнения:
«Давайте вместе подумаем» (Как птицы находят дорогу на юг?)
При каких условиях этот предмет полезен (бесполезен, вреден)
(Письменный стол, мобильный телефон);
«Почему это случилось?» (Трава пожелтела, медведь зимой не уснул.)
Что бы произошло, если бы….? (Волшебник исполнил 3 самых главных
желания каждого человека на Земле)
3.Развитие умения задавать вопросы.
В процессе исследования вопрос играет важную роль и обычно
рассматривается как форма выражения проблемы. Вопрос направляет
мышление ребёнка на поиск ответов, пробуждая потребность в познании,
приобщая его к умственному труду. Упражнения.
Найди загадочное слово; (Ведущий загадывает слово, дети задают
вопросы, пытаясь его отгадать. Ведущий отвечает только «Да» или
«Нет»
Угадай, о чём спросили. (Ребёнку даётся карточка. Он читает на ней
вопрос и отвечает на него. Нр: на карточке написано «Ты любишь
спорт?» Ребёнок отвечает «Да, Я люблю спорт!» Догадайтесь, каким
был вопрос.)
4.Развитие умения и навыков экспериментирования.
Эксперимент – важнейший из методов исследования и самый главный метод
познания. Любой эксперимент предполагает проведение практических
действий. Эксперименты могут быть мыслительными и эксперименты с
реальными объектами. В ходе мыслительных экспериментов исследователь
представляет себе каждый шаг своего действия с объектом и может увидеть
результаты этих действий. Участие в исследовательской деятельности воспитывает в детях
уверенность в своих силах, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные
навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими
людьми, что так нужно развивающейся личности. Однако, для того, чтобы
этого добиться, нужна систематичная, целенаправленная, творческая работа
педагога с учащимися. Именно в процессе сотрудничества ребёнок получает
опыт общения с окружающими людьми и научается проявлять себя личностью
и обращаться к другому человеку как к личности.
Проходя путь исследователя, дети получают огромный жизненный
опыт, кладезь знаний и умений, которые, как драгоценные камешки, будут
украшать их жизнь, и в дальнейшей жизни будет множество возможностей ими
неоднократно воспользоваться.
Статья "ИCCЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ДИНАМИЧНО МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ"
Статья "ИCCЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ДИНАМИЧНО МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ"
Статья "ИCCЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ДИНАМИЧНО МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ"
Статья "ИCCЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ДИНАМИЧНО МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ"
Статья "ИCCЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ДИНАМИЧНО МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.