Статья "Игры на уроках истории"

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 04.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Трудно переоценить роль исторических игр в развитии творческого воображения, столь необходимого для изучения прошлого. Создаваемые в процессе игры образы должны базироваться на прочном фундаменте понятий и фактов. Достаточно велик и воспитательный потенциал учебной исторической игры: выступая в ходе игры в роли более опытного и знающего человека, оказавшегося волею судьбы в гуще исторических событий, пытаясь понять и описать мотивы его поступков и переживаний, ученик «упражняется» в сопереживании и сочувствии, формирует и проявляет свой собственный внутренний мир.
Иконка файла материала игры на уроках истории.doc
Использование технологии игрового обучения  на уроках истории    В   последнее   десятилетия   мировое   педагогическое   сообщество   особое   внимание уделяет учебным играм, рассматривая их как модель обучения нового тысячелетия. Эту модель отличает не только наличие в ней плана активных внешних действий участников, но и   мощное   воздействие   на   эмоциональную   сферу   личности,   вовлеченной   в   атмосферу состязательности и событийных коллизий. По сути, игра является чуть ли не единственной моделью   обучения,   которая   вызывает   у   учащихся   неподдельный   интерес   и   желание проявить   свои   возможности,   часто   скрытые   в   ходе   традиционного   обучения.   Они предоставляют   школьникам   уникальную   возможность   активного   воссоздания   прошлого, понимания  исторических  проблем  «изнутри», с позиций  современников или  участников знаковых событий. Трудно   переоценить   роль   исторических   игр   в   развитии   творческого   воображения, столь необходимого для изучения прошлого. Создаваемые в процессе игры образы должны базироваться   на   прочном   фундаменте   понятий   и   фактов.  Достаточно   велик   и воспитательный потенциал учебной исторической игры: выступая в ходе игры в роли более опытного и знающего человека, оказавшегося волею судьбы в гуще исторических событий, пытаясь понять и описать мотивы его поступков и переживаний, ученик «упражняется» в сопереживании и сочувствии, формирует и проявляет свой собственный внутренний мир. Состязательность, часто доведенная до азарта в коллективных тренировочных играх (викторинах, чайнвордах   и т.д.), оказывает благотворное воздействие на формирование классного   коллектива   и   развитие   неформальных   отношений   учащихся.   Как   правильно отмечал   выдающийся   педагог   В.А.Сухомлинский,   «без   игры   школа   превращается   в скучнейшее казённое заведение, которое сушит ум и опустошает сердце». Учебные   исторические   игры   предоставляют   учащимся   высокую   степень самостоятельности   в   изучении   исторического   процесса,   а   педагогу   –   роль   старшего товарища, инструктора и координатора учебной деятельности.        Детской   игре   посвящены   фундаментальные   исследования   Д.Эльконина, Л.Выготского, А.Леонтьева, которые и в начале  XXI  века составляют методологическую основу её рассмотрения. Учебной игре посвящены  работы  Н.Аникеевой, Петровой Л.В., Секацкой К.И. и др. Из учебных пособий последнего времени следует отметить книгу П. Пидкасистого и Ж.Хайдарова «Технология игры   в обучении и развитии», Занько, С.Т. «Игра   и   учение»,   в   которых,   кроме   теоретических   основ   данной   проблемы,   подробно рассматриваются на конкретных примерах основные вопросы организации и проведения дидактических игр. По мнению С.Т. Занько, учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной   игры   как   средства   психологического,   социально­психологического   и педагогического воздействия на личность. Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном   росте   учащихся.   Педагогически   и   психологически   продуманное использование   ее   на   занятии   обеспечивает   развитие   потребности   в   мыслительной деятельности.  Для   значительной   части   учителей   обобщающим   пособием   продолжает оставаться изданная ещё в советский период книга Г.А. Кулагиной «Сто игр по истории».Игра – это вид деятельности, где ребёнок может проявить себя в разных позициях: просто  участник,   активный   участник,   ведущий,   организатор,   инициатор.   Игра  помогает сдружиться классу, учит оказывать взаимопомощь, поддержку, исчезает робость, возникает ощущение – я тоже могу, то есть в игре происходит внутреннее раскрепощение. В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний. Игр может быть множество.                                  Классификация исторических игр По характеру педагогического процесса выделяются следующие  группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Педагогические требования сводятся к следующему: применяя игру как форму  (средство, методический прием) обучения, преподаватель должен быть уверен в  целесообразности ее использования, определить цели игры в соответствии с задачами  учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их  определенную последовательность и постепенное усложнение. При этом необходимо  учитывать особенности группы ее членов. Педагогические требования подразумевают  вплетение оптимальных условий ведения игры.      В своей практике на протяжении многих лет активно применяю широкий спектр учебных игр,  часто используя либо модели с телеэкрана («Поле чудес», «Колесо истории», брейн­ринги,   «Что?   Где?   Когда?»,   «КВН»,   «Умники   и   умницы);   варианты   прототипов деловых встреч (конференция, симпозиум, интервью, суд и т.п.), адекватные изучаемой эпохе формы общественной практики (турнир, ассамблея, салон, вернисаж, круглый стол и т.д.)   При   выборе   игровых   форм,   в   основном,   полагаюсь   на   собственный   опыт   и педагогическую интуицию.В современных условиях новое прочтение получает идея «творческих сочинений» (образных   заданий,   персонифицированных   сочинений,   игровых   заданий)   как   вида самостоятельной  работы  учащихся.  Более  разнообразными   стали  не  только  темы,  но  и возможные формы выполнения, соответствующие эпохе и характеру изучаемого материала. В современной школьной практике применяется составление рассказов об исторических событиях   от  имени  современников,  их  участников,   свидетелей,   моделируются  диалоги, озвучиваются   исторические   картины,   ведутся   «дневники»   путешественников, составляются «записки» полководцев, «речи»  ораторов и трибунов, доклады «археологов» «искусствоведов»,   «политологов»   и   т.д.   расширилось   и   разнообразие   тренировочных, которые применяются учителями с целью повторения и закрепления дат, имён, событий и могут   рассматриваться   как   вид   коллективной   формы   организации   познавательной деятельности учащихся  на уроках истории. К хорошо известным и широко используемым кроссвордам, чайнвордам, ребусам прибавились поэтические викторины, сканворды.              Учебные   исторические   игры   способствуют   формированию   устойчивого   интереса учащихся   к   предмету   «История»,   через   их   вовлечение     в   интерактивное   изучение прошлого, развивают способность как критического изучения исторических событий, так и толерантности к иным взглядам и оценкам. Активное изучение исторического материала «изнутри»   формирует   глубокие   знания   и   помогает   более   прочному   запоминанию   и дальнейшему оперированию ими.          В соответствии со степенью преобладания в учебной игре того или иного структурного элемента игровой деятельности   предлагаются различные виды учебно­исторических игр. Например, преобладание в игре такого компонента как сюжет и связанной с ним роли, обуславливает выделение такой группы учебных игр, как  сюжетно­ролевые.  Сюжетно­ ролевая игра ­ это особая форма организации коллективной познавательной деятельности учащихся, в ходе которой   школьники совершают целенаправленные игровые действия в моделируемой   (воображаемой)   ситуации   прошлого   в   соответствии   с   игровой   задачей, сюжетом игры и распределением ролей. Сюжетно­ролевые игры не являются однородными по   содержанию   и   характеру   распределяемых   ролей.   Сюжет   некоторых   из   них разворачивается  в далёком  прошлом, и  участники  игры  получают роли  представителей общественных   групп,   уже   исчезнувших   с   исторической   арены:   князей,   дружинников, рыцарей и т.д. Содержание и сюжеты других сюжетно­ролевых игр посвящены событиям современности   или   относительно   недавнего   прошлого.   В   таких   играх   школьники исполняют   роли   своих   современников,   специалистов   в   той   или   иной   области   знаний: юристов,   историков,   археологов,   писателей,   дипломатов.   Сюжетно­ролевая   игра   –   это особая форма организации коллективной познавательной деятельности учащихся, в ходе которой     школьники   совершают   целенаправленные   игровые   действия   в   моделируемой (воображаемой) ситуации прошлого в соответствии с игровой задачей, сюжетом игры и распределением ролей. Таким   образом,   можно   выделить   два   самостоятельных   вида   сюжетно­ролевых исторических игр, которые условно можно определить  как ретроспективные и деловые игры. Эти виды игр могут принимать различные формы: суд над исторической личностью, историческое   расследование,   воображаемое   путешествие,   съезд   князей,   научная конференция. Подобное разделение может быть отнесено и к рубежным играм или игровымзаданиям, в которых ученику или  группе учащихся   могут быть предложены  роли  как современного   человека,   так     и   представителя   прошедших   эпох.   В   своей   практике   для подготовки   учащихся   к   участию   в   сюжетно­ролевых   играх     применяю   задания   на составление   рассказов  от первого  лица   об исторических   событиях,  а  также  одиночные воображаемые   путешествия,   использую   заданий   на   «оживление»   учебных   картин   и иллюстраций учебника.  Если в игре полностью отсутствуют роль и сюжет, но жёстко фиксируются правила, определяющие чёткий алгоритм игровых действий,   мы имеем дело с такой группой игр, как  игры   с   правилами   (тренировочные   игры).  Например,   видами   игр   с   правилами являются викторины, чайнворды, сканворды, лото, чайндаты и т.п. Вместе с тем, наряду с типом и видом игры выделяется её форма, т.е. внешний контур игры.  Сегодня в школьной практике популярны и довольно распространены такие игры как «Поле чудес», «Что? Где? Когда?»  и   другие   аналоги   широко  известных  телепередач.  Но  по  сути   своей   эти  игры являются   обычными   викторинами,   содержание   которых   оказывается   облечённым   в зрелищную форму.        Игры с правилами характеризуются следующими признаками:       ­  жёстко   фиксированные   правила,   несоблюдение   которых   может   привести   к   полному разрушению игры; ­ отсутствие ролей и сюжета, но наличие общей темы, объединяющей вопросы викторины, кроссворда, лото и т.п. ­ состязательность, способная довести мотивацию участников до азарта.             В   своей   практике   чаще   всего   с   целью   повторения,   закрепления   и   обобщения исторических   знаний   применяю   различные   варианты   викторин:   «О   каком   событии сказано?», «Узнай героя», «Кому принадлежат эти слова?», «Неотправленные депеши», «О каком   произведении   сказано?»,   «Когда   произошло   это   событие?»   и   т.д.   Во   многом причинами   особого   интереса   к   историческим   викторинам   является   их   динамичность, возможность   с   их   помощью   организовать   активную   познавательную   деятельность   всего класса.  В отличие  от викторин, основой  которых  являются  исторические  документы и прозаические   жанры   художественной   литературы,   поэтические   викторины   применяются значительно   реже.   Между   тем,   считаю,   что   именно   поэтические   викторины   содержат образные   и   ёмкие   описания   важнейших   событий   прошлого,   произведений   живописи   и архитектуры, облечённые в художественную форму реальные слова и оценки выдающихся личностей. Образность, яркость и эмоциональность этой модели исторических викторин способствуют созданию  у учащихся представлений о событиях и личностях прошлого.  Деловая игра требует большой подготовки и учителя, и учеников. Перед учителем  стоит задача технологически продумать и спроектировать учебную игру. В любой деловой  игре можно выделить этапы, то есть последовательность шагов по ее проведению: 1. Введение в игру. Обычно на этом этапе участников знакомят со смыслом, целями и  задачами проводимой игры, общим регламентом, осуществляют консультирование и  инструктаж. 2. Разделение слушателей на группы. Оптимальный размер группы 5–7 человек; в  каждой группе выбирается лидер и, при необходимости, распределяются игровые роли.  Деятельность по формированию игровой группы предполагает оценку индивидуальныхкачеств обучаемых, степени их подготовленности к деловой игре. Все участники должны  хорошо знать условия и правила игры и соблюдать их. Эффективность игры резко  снижается из­за участия в ней некомпетентных людей, незнакомых с ее теоретическими  основами и тем родом деятельности, который она имитирует. Для большинства игр  желателен однородный по уровню знаний, опыта и компетентности состав участников. Не  менее важно, чтобы между ними установились отношения доверия и открытости. Только в  этом случае оценки, советы, замечания и критика будут правильно восприниматься и  окажут обучаемым реальную помощь.  3. Погружение в игру. На этом фрагменте слушатели получают «игровое задание»,  например: разработать «визитную карточку команды», подготовить мини­презентацию,  сделать комплимент партнерам по игре и т.д. Существуют специальные упражнения,  осуществляющие функцию «погружения» в игровое взаимодействие. Их выбор зависит,  прежде всего, от намерений и ожиданий организатора игры, а также от особенностей  аудитории и времени, отводимого на такую форму занятий.  4. Игровой процесс. На этом этапе, в соответствии с принятой в каждой группе  стратегией, осуществляется поиск или выработка вариантов решений. В ходе дискуссии  вырабатывается коллективное решение, затем разрабатывается и обосновывается проект,  который визуализируется на плакатах или слайд­шоу, делаются расчеты и заполняются  документы, необходимые для решения и его презентации на пленуме с применением  стандартных программ. На этом этапе необходимо использовать сеть Интернет для  коммуникации и сбора информации; различные поисковые системы. Консультации с  преподавателем могут проводиться по электронной почте, с помощью форумов и чатов в  реальном времени. Среди Интернет­ресурсов, наиболее часто используемых в  самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные  порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических  изданий.  5. Общая дискуссия или пленум. Каждая группа делегирует представителя своей  команды для презентации и обоснования своих решений или проектов (обмен мнениями,  оппонирование, вопросы и ответы). Для проведения межгруппового общения изменяется  пространственная среда игры, и распределяются специальные роли, как правило,  исполняющие игровые функции («адвокат дьявола», провокатор, оппонент, критик и т.д.).  На пленуме активно работают экспертные группы, которые оценивают не только  результаты проективной деятельности команд, но и культуру коммуникации и презентации. По итогам дискуссии может выступить и преподаватель, но лишь с комментариями по  содержанию дискуссии, по проектам, а не вообще по всей игре. Кроме того, преподавателю на этом этапе приходится вести пленум, а, следовательно, ставить вопросы и корректно  управлять процессом обмена мнениями. 6. Подведение итогов игры. Необходимость этого этапа особенно важна, так как здесь  оцениваются решения и проекты, происходит знакомство с разными стратегиями,  определяется их эффективность и конкурентоспособность. Кроме того, на этом этапе  подсчитываются баллы, штрафные и поощрительные очки, выявляются лучшие команды,  игроки, проекты. Именно на этом этапе игра получает логическое завершение. Системаоценивания в конечном итоге должна соотносить планируемые цели и полученный  результат игры. 7. Выгружение из игры. Существует много техник, способствующих «выгружению»  участников из игрового процесса. Их выбор зависит от целей игры и игротехнической  компетентности преподавателя. Завершающая часть игры может быть посвящена  размышлениям участников об их будущем, о перспективах использования в учебном  процессе такого рода технологий обучения, домашним заданиям и т.д. 8. Анализ результатов. Анализируя учебную игру, учитель может определить, какие  факторы влияют на успешность деловой игры:    владение материалом по теме; подготовленность к игре всем ходом предшествующих занятий; проводится ли игра в первый раз, настроена ли учебная группа на продуктивное  сотрудничество, активная позиция каждого ученика по отношению к происходящему и  к своей роли в деловой игре. Таким   образом,   сегодня   в   школьной   практике   учителями   используется   огромное количество   различных   учебных   игр.   Эффективная   игра   способствует   формированию устойчивого интереса к предмету «История», накоплению глубоких исторических знаний и развитию личностного отношения к прошлому.

Посмотрите также