Трудно переоценить роль исторических игр в развитии творческого воображения, столь необходимого для изучения прошлого. Создаваемые в процессе игры образы должны базироваться на прочном фундаменте понятий и фактов. Достаточно велик и воспитательный потенциал учебной исторической игры: выступая в ходе игры в роли более опытного и знающего человека, оказавшегося волею судьбы в гуще исторических событий, пытаясь понять и описать мотивы его поступков и переживаний, ученик «упражняется» в сопереживании и сочувствии, формирует и проявляет свой собственный внутренний мир.
Использование технологии игрового обучения
на уроках истории
В последнее десятилетия мировое педагогическое сообщество особое внимание
уделяет учебным играм, рассматривая их как модель обучения нового тысячелетия. Эту
модель отличает не только наличие в ней плана активных внешних действий участников, но
и мощное воздействие на эмоциональную сферу личности, вовлеченной в атмосферу
состязательности и событийных коллизий. По сути, игра является чуть ли не единственной
моделью обучения, которая вызывает у учащихся неподдельный интерес и желание
проявить свои возможности, часто скрытые в ходе традиционного обучения. Они
предоставляют школьникам уникальную возможность активного воссоздания прошлого,
понимания исторических проблем «изнутри», с позиций современников или участников
знаковых событий.
Трудно переоценить роль исторических игр в развитии творческого воображения,
столь необходимого для изучения прошлого. Создаваемые в процессе игры образы должны
базироваться на прочном фундаменте понятий и фактов.
Достаточно велик и
воспитательный потенциал учебной исторической игры: выступая в ходе игры в роли более
опытного и знающего человека, оказавшегося волею судьбы в гуще исторических событий,
пытаясь понять и описать мотивы его поступков и переживаний, ученик «упражняется» в
сопереживании и сочувствии, формирует и проявляет свой собственный внутренний мир.
Состязательность, часто доведенная до азарта в коллективных тренировочных играх
(викторинах, чайнвордах и т.д.), оказывает благотворное воздействие на формирование
классного коллектива и развитие неформальных отношений учащихся. Как правильно
отмечал выдающийся педагог В.А.Сухомлинский, «без игры школа превращается в
скучнейшее казённое заведение, которое сушит ум и опустошает сердце».
Учебные исторические игры предоставляют учащимся высокую степень
самостоятельности в изучении исторического процесса, а педагогу – роль старшего
товарища, инструктора и координатора учебной деятельности.
Детской игре посвящены фундаментальные исследования Д.Эльконина,
Л.Выготского, А.Леонтьева, которые и в начале XXI века составляют методологическую
основу её рассмотрения. Учебной игре посвящены работы Н.Аникеевой, Петровой Л.В.,
Секацкой К.И. и др. Из учебных пособий последнего времени следует отметить книгу П.
Пидкасистого и Ж.Хайдарова «Технология игры в обучении и развитии», Занько, С.Т.
«Игра и учение», в которых, кроме теоретических основ данной проблемы, подробно
рассматриваются на конкретных примерах основные вопросы организации и проведения
дидактических игр. По мнению С.Т. Занько, учебная игра воспитывает культуру общения и
формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции
учебной игры как средства психологического,
социальнопсихологического и
педагогического воздействия на личность. Психологическое влияние игры проявляется в
интеллектуальном росте учащихся. Педагогически и психологически продуманное
использование ее на занятии обеспечивает развитие потребности в мыслительной
деятельности. Для значительной части учителей обобщающим пособием продолжает
оставаться изданная ещё в советский период книга Г.А. Кулагиной «Сто игр по истории».Игра – это вид деятельности, где ребёнок может проявить себя в разных позициях:
просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор. Игра помогает
сдружиться классу, учит оказывать взаимопомощь, поддержку, исчезает робость, возникает
ощущение – я тоже могу, то есть в игре происходит внутреннее раскрепощение. В игре
ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний. Игр может быть множество.
Классификация исторических игр
По характеру педагогического процесса выделяются следующие
группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Педагогические требования сводятся к следующему: применяя игру как форму
(средство, методический прием) обучения, преподаватель должен быть уверен в
целесообразности ее использования, определить цели игры в соответствии с задачами
учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их
определенную последовательность и постепенное усложнение. При этом необходимо
учитывать особенности группы ее членов. Педагогические требования подразумевают
вплетение оптимальных условий ведения игры.
В своей практике на протяжении многих лет активно применяю широкий спектр
учебных игр, часто используя либо модели с телеэкрана («Поле чудес», «Колесо истории»,
брейнринги, «Что? Где? Когда?», «КВН», «Умники и умницы); варианты прототипов
деловых встреч (конференция, симпозиум, интервью, суд и т.п.), адекватные изучаемой
эпохе формы общественной практики (турнир, ассамблея, салон, вернисаж, круглый стол и
т.д.) При выборе игровых форм, в основном, полагаюсь на собственный опыт и
педагогическую интуицию.В современных условиях новое прочтение получает идея «творческих сочинений»
(образных заданий, персонифицированных сочинений, игровых заданий) как вида
самостоятельной работы учащихся. Более разнообразными стали не только темы, но и
возможные формы выполнения, соответствующие эпохе и характеру изучаемого материала.
В современной школьной практике применяется составление рассказов об исторических
событиях от имени современников, их участников, свидетелей, моделируются диалоги,
озвучиваются исторические картины,
ведутся «дневники» путешественников,
составляются «записки» полководцев, «речи» ораторов и трибунов, доклады «археологов»
«искусствоведов», «политологов» и т.д. расширилось и разнообразие тренировочных,
которые применяются учителями с целью повторения и закрепления дат, имён, событий и
могут рассматриваться как вид коллективной формы организации познавательной
деятельности учащихся на уроках истории. К хорошо известным и широко используемым
кроссвордам, чайнвордам, ребусам прибавились поэтические викторины, сканворды.
Учебные исторические игры способствуют формированию устойчивого интереса
учащихся к предмету «История», через их вовлечение в интерактивное изучение
прошлого, развивают способность как критического изучения исторических событий, так и
толерантности к иным взглядам и оценкам. Активное изучение исторического материала
«изнутри» формирует глубокие знания и помогает более прочному запоминанию и
дальнейшему оперированию ими.
В соответствии со степенью преобладания в учебной игре того или иного структурного
элемента игровой деятельности предлагаются различные виды учебноисторических игр.
Например, преобладание в игре такого компонента как сюжет и связанной с ним роли,
обуславливает выделение такой группы учебных игр, как сюжетноролевые. Сюжетно
ролевая игра это особая форма организации коллективной познавательной деятельности
учащихся, в ходе которой школьники совершают целенаправленные игровые действия в
моделируемой (воображаемой) ситуации прошлого в соответствии с игровой задачей,
сюжетом игры и распределением ролей. Сюжетноролевые игры не являются однородными
по содержанию и характеру распределяемых ролей. Сюжет некоторых из них
разворачивается в далёком прошлом, и участники игры получают роли представителей
общественных групп, уже исчезнувших с исторической арены: князей, дружинников,
рыцарей и т.д. Содержание и сюжеты других сюжетноролевых игр посвящены событиям
современности или относительно недавнего прошлого. В таких играх школьники
исполняют роли своих современников, специалистов в той или иной области знаний:
юристов, историков, археологов, писателей, дипломатов. Сюжетноролевая игра – это
особая форма организации коллективной познавательной деятельности учащихся, в ходе
которой школьники совершают целенаправленные игровые действия в моделируемой
(воображаемой) ситуации прошлого в соответствии с игровой задачей, сюжетом игры и
распределением ролей.
Таким образом, можно выделить два самостоятельных вида сюжетноролевых
исторических игр, которые условно можно определить как ретроспективные и деловые
игры. Эти виды игр могут принимать различные формы: суд над исторической личностью,
историческое расследование, воображаемое путешествие, съезд князей, научная
конференция. Подобное разделение может быть отнесено и к рубежным играм или игровымзаданиям, в которых ученику или группе учащихся могут быть предложены роли как
современного человека, так и представителя прошедших эпох. В своей практике для
подготовки учащихся к участию в сюжетноролевых играх применяю задания на
составление рассказов от первого лица об исторических событиях, а также одиночные
воображаемые путешествия, использую заданий на «оживление» учебных картин и
иллюстраций учебника.
Если в игре полностью отсутствуют роль и сюжет, но жёстко фиксируются правила,
определяющие чёткий алгоритм игровых действий, мы имеем дело с такой группой игр,
как игры с правилами (тренировочные игры). Например, видами игр с правилами
являются викторины, чайнворды, сканворды, лото, чайндаты и т.п. Вместе с тем, наряду с
типом и видом игры выделяется её форма, т.е. внешний контур игры. Сегодня в школьной
практике популярны и довольно распространены такие игры как «Поле чудес», «Что? Где?
Когда?» и другие аналоги широко известных телепередач. Но по сути своей эти игры
являются обычными викторинами, содержание которых оказывается облечённым в
зрелищную форму.
Игры с правилами характеризуются следующими признаками:
жёстко фиксированные правила, несоблюдение которых может привести к полному
разрушению игры;
отсутствие ролей и сюжета, но наличие общей темы, объединяющей вопросы викторины,
кроссворда, лото и т.п.
состязательность, способная довести мотивацию участников до азарта.
В своей практике чаще всего с целью повторения, закрепления и обобщения
исторических знаний применяю различные варианты викторин: «О каком событии
сказано?», «Узнай героя», «Кому принадлежат эти слова?», «Неотправленные депеши», «О
каком произведении сказано?», «Когда произошло это событие?» и т.д. Во многом
причинами особого интереса к историческим викторинам является их динамичность,
возможность с их помощью организовать активную познавательную деятельность всего
класса. В отличие от викторин, основой которых являются исторические документы и
прозаические жанры художественной литературы, поэтические викторины применяются
значительно реже. Между тем, считаю, что именно поэтические викторины содержат
образные и ёмкие описания важнейших событий прошлого, произведений живописи и
архитектуры, облечённые в художественную форму реальные слова и оценки выдающихся
личностей. Образность, яркость и эмоциональность этой модели исторических викторин
способствуют созданию у учащихся представлений о событиях и личностях прошлого.
Деловая игра требует большой подготовки и учителя, и учеников. Перед учителем
стоит задача технологически продумать и спроектировать учебную игру. В любой деловой
игре можно выделить этапы, то есть последовательность шагов по ее проведению:
1. Введение в игру. Обычно на этом этапе участников знакомят со смыслом, целями и
задачами проводимой игры, общим регламентом, осуществляют консультирование и
инструктаж.
2. Разделение слушателей на группы. Оптимальный размер группы 5–7 человек; в
каждой группе выбирается лидер и, при необходимости, распределяются игровые роли.
Деятельность по формированию игровой группы предполагает оценку индивидуальныхкачеств обучаемых, степени их подготовленности к деловой игре. Все участники должны
хорошо знать условия и правила игры и соблюдать их. Эффективность игры резко
снижается изза участия в ней некомпетентных людей, незнакомых с ее теоретическими
основами и тем родом деятельности, который она имитирует. Для большинства игр
желателен однородный по уровню знаний, опыта и компетентности состав участников. Не
менее важно, чтобы между ними установились отношения доверия и открытости. Только в
этом случае оценки, советы, замечания и критика будут правильно восприниматься и
окажут обучаемым реальную помощь.
3. Погружение в игру. На этом фрагменте слушатели получают «игровое задание»,
например: разработать «визитную карточку команды», подготовить минипрезентацию,
сделать комплимент партнерам по игре и т.д. Существуют специальные упражнения,
осуществляющие функцию «погружения» в игровое взаимодействие. Их выбор зависит,
прежде всего, от намерений и ожиданий организатора игры, а также от особенностей
аудитории и времени, отводимого на такую форму занятий.
4. Игровой процесс. На этом этапе, в соответствии с принятой в каждой группе
стратегией, осуществляется поиск или выработка вариантов решений. В ходе дискуссии
вырабатывается коллективное решение, затем разрабатывается и обосновывается проект,
который визуализируется на плакатах или слайдшоу, делаются расчеты и заполняются
документы, необходимые для решения и его презентации на пленуме с применением
стандартных программ. На этом этапе необходимо использовать сеть Интернет для
коммуникации и сбора информации; различные поисковые системы. Консультации с
преподавателем могут проводиться по электронной почте, с помощью форумов и чатов в
реальном времени. Среди Интернетресурсов, наиболее часто используемых в
самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные
порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических
изданий.
5. Общая дискуссия или пленум. Каждая группа делегирует представителя своей
команды для презентации и обоснования своих решений или проектов (обмен мнениями,
оппонирование, вопросы и ответы). Для проведения межгруппового общения изменяется
пространственная среда игры, и распределяются специальные роли, как правило,
исполняющие игровые функции («адвокат дьявола», провокатор, оппонент, критик и т.д.).
На пленуме активно работают экспертные группы, которые оценивают не только
результаты проективной деятельности команд, но и культуру коммуникации и презентации.
По итогам дискуссии может выступить и преподаватель, но лишь с комментариями по
содержанию дискуссии, по проектам, а не вообще по всей игре. Кроме того, преподавателю
на этом этапе приходится вести пленум, а, следовательно, ставить вопросы и корректно
управлять процессом обмена мнениями.
6. Подведение итогов игры. Необходимость этого этапа особенно важна, так как здесь
оцениваются решения и проекты, происходит знакомство с разными стратегиями,
определяется их эффективность и конкурентоспособность. Кроме того, на этом этапе
подсчитываются баллы, штрафные и поощрительные очки, выявляются лучшие команды,
игроки, проекты. Именно на этом этапе игра получает логическое завершение. Системаоценивания в конечном итоге должна соотносить планируемые цели и полученный
результат игры.
7. Выгружение из игры. Существует много техник, способствующих «выгружению»
участников из игрового процесса. Их выбор зависит от целей игры и игротехнической
компетентности преподавателя. Завершающая часть игры может быть посвящена
размышлениям участников об их будущем, о перспективах использования в учебном
процессе такого рода технологий обучения, домашним заданиям и т.д.
8. Анализ результатов. Анализируя учебную игру, учитель может определить, какие
факторы влияют на успешность деловой игры:
владение материалом по теме;
подготовленность к игре всем ходом предшествующих занятий;
проводится ли игра в первый раз, настроена ли учебная группа на продуктивное
сотрудничество, активная позиция каждого ученика по отношению к происходящему и
к своей роли в деловой игре.
Таким образом, сегодня в школьной практике учителями используется огромное
количество различных учебных игр. Эффективная игра способствует формированию
устойчивого интереса к предмету «История», накоплению глубоких исторических знаний и
развитию личностного отношения к прошлому.