Статья: «Информационное сопровождение производственной практики в условиях внедрения ФГОС»
Оценка 4.8
Раздаточные материалы
docx
информатика
Взрослым
01.03.2018
Сегодня важнейшей задачей подготовки высококвалифицированных специалистов становится осмысление новых подходов к профессиональному обучению молодежи, поэтому основными направлением становится реализация приоритетов, обозначенных современным обществом. Важнейшим компонентом профессиональной подготовки является производственная практика, квалифицированное информационное сопровождение которой, способствует формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Статья: «Информационное сопровождение производственной
практики в условиях внедрения ФГОС»
Волкова А.С.
мастер производственного обучения/преподаватель
высшей квалификационной категории
ГБПОУ ВО «Владимирский индустриальный колледж»
Достижение нового качества российского образования является на
сегодняшний день актуальной задачей. Внедрение образовательных
стандартов третьего поколения, подразумевающих компетентностный подход,
является объективной необходимостью, обусловленной переходом от
постиндустриального общества к обществу инновационному, основанному на
знаниях и умениях использования современных технологий. Суть
компетентностного подхода заключается в том, чтобы выпускник не только
соответствовал определенным рыночным ожиданиям, но и мог быстро
адаптироваться к изменяющимся условиям и демонстрировать высокую
эффективность в профессиональной деятельности.
Современный специалист должен отвечать всем требованиям и мировым
тенденциям развития рынка рабочей силы, обладать мобильностью,
активностью, умением ориентироваться в сложных профессиональных
ситуациях. В связи с этим традиционные подходы в образовании,
направленные на усвоение обучающимися определенной суммы знаний и
умений, теряют свое значение. Ориентация на новые цели образования
(компетенции) требует изменения содержания изучаемых дисциплин, методов
и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности
обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и
поисков путей решения возникающих проблем.
Переход российской системы образования на новую содержательную и
технологическую модель, обусловил необходимость развивать у обучающихся большой спектр общих и профессиональных компетенций, которые
необходимы в решении новых сложных профессиональных задач. Главными
целевыми установками в реализации ФГОС СПО третьего поколения
освоенные обучающимися в процессе
являются компетенции,
профессионального обучения, которые в совокупности формируют у
выпускника способность самостоятельно ориентироваться в ситуации и
квалифицированно решать стоящие перед ним задачи.
Важнейшим компонентом профессиональной подготовки является
производственная практика. Прохождение практики на предприятии является
для обучающегося сложным и ответственным этапом на пути к профессии.
При прохождении производственной практики обучающийся оказывается в
непривычной для него среде и начинает соизмерять свои возможности в
соответствии с реальными условиями и конкретными ситуациями. Анализ
собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности,
возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления. В этих
условиях подготовки выпускников всестороннее развитие их личности
возможно только лишь при активации их познавательной деятельности,
воспитании самостоятельности, формировании компетенций, необходимых в
профессиональной деятельности.
В ходе производственной практики возникают реальные жизненно
важные для обучающегося проблемные ситуации, для которых он должен
найти правильное решение, что, в свою очередь, требует квалифицированной
помощи со стороны мастера производственного обучения. Такой помощью
может стать информационное сопровождение деятельности обучающегося на
производственной практике. Термин «сопровождение» активно используется
в теории и практике образования. Сопровождение представляет собой
многоуровневое взаимодействие субъектов образовательного процесса,
способствующее профессиональному самоопределению обучающегося, его
личностнопрофессиональному развитию. Информационное сопровождение обучающихся в период
производственной практики направлено не только на оказание помощи в
решении различных производственных задач, но и оказание психологической
помощи в решении различного рода психологических проблем, связанных с
трудностями в профессиональной деятельности. Так, изолированный от
студент может испытывать психологический
учебного заведения,
дискомфорт, остро переживать свою изолированность, ощущать некоторое
пренебрежение к себе или откровенное игнорирование по сравнению с
другими студентами. Поэтому для производственной практики очень важно
помочь обучающемуся наладить постоянные контакты наставником,
администрацией и сотрудниками предприятия, а также со своими коллегами
(обучающимися группы), разобщенными между собой территориально.
Одним из направлений решения поставленной задачи является
внедрение информационных технологий в самостоятельную работу
обучающихся в период производственной практики, обеспечивающих
самостоятельную работу с информацией.
Современные
технологии предоставляют
обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают
информационные
эффективность самостоятельной работы, дают новые возможности для
обретения новых профессиональных навыков, позволяют создавать условия
для развития творческих способностей обучающихся, организации их
творческой деятельности. В данном направлении за счет активизации
индивидуализации учебного процесса,
деятельности обучающихся,
применение информационных технологий призвано повысить эффективность
обучения.
Перед выходом обучающихся на производственную практику на
предприятие мастер производственного обучения выдает задания и
методические рекомендации по оформлению отчета о прохождении практики
на предприятии.
Информационное сопровождение производственной практики осуществляется путем обмена информацией через образовательный
блог матера производственного обучения, а так же средствами электронной
почты.
Обучающиеся осуществляют поиск, анализ и последующий отбор
информации, руководствуясь методическими рекомендациями, и оформляют
свой отчет в виде презентации, используя при этом пакет прикладных
программ и графические редакторы. При осуществлении поиска информации
для формирования отчета о производственной практике обучающиеся
проводят беседы с наставниками и администрацией предприятия в ходе
которых преодолевается психологический барьер в общении, преодолевается
внутренний страх перед самостоятельной работой, появляется устойчивый
интерес к профессиональной деятельности.
При проведении такой формы самостоятельной работы наряду с
формированием общих и профессиональных компетенций развиваются
творческие способности обучающихся, наблюдается положительная динамика
формирования уровня информационной культуры, происходит формирование
личностных качеств (умение осуществлять поиск и отбор информации,
планировать свою работу, поиск оптимальных решений, уверенность в своих
силах). Происходит адаптация учебного процесса к интересам обучающихся и
ускорение адаптации обучающихся к условиям производственной
деятельности.
Информационное сопровождение содержит элементы обратной связи,
такие как дискуссионные формы, индивидуальные и групповые консультации.
Индивидуальные консультации проводятся преимущественно по электронной
почте, обучающийся посылает вопрос, мастер производственного обучения
дает пояснения в режиме offline. Преимуществом использования электронной
почты является возможность вложить ответы с дополнительным материалом:
графиками, рисунками, фотографиями, видеофрагметами и т.д. При этом никаких ограничений для полноценного взаимодействия обучающегося с
мастером производственного обучения нет.
Информационное сопровождение обучающихся в период
производственной практики определяется возрастающими требованиями к
профессиональной подготовке высококвалифицированных специалистов в
сопровождение
условиях внедрения ФГОС.
Информационное
производственной практики мастером п/о, а также внедрение заданий для
самостоятельной работы в период производственной практики, требующих
применения информационных технологий и творческого подхода к их
решению способствует смене приоритетов с усвоения готовых знаний на
самостоятельную активную познавательную деятельность каждого
обучающегося, способствуют формированию общих и профессиональных
компетенций обучающихся, что позволяет в конечном результате подготовить
конкурентоспособного на рынке труда выпускника.
Список используемых источников
1. Дурыманова А.В. Организация самостоятельной работы учащихся в
период практики, с.228229, Самостоятельная работа в современном
образовательном учреждении: теория и практика: сборник научных
трудов по итогам Международной конференции, 1720 марта 2010 г. /
Урал. гос. пед. унт, Екатеринбург. – в 3х ч.: Ч.1. – 333 с.
2. Чучалина А.И.,
Ляхова О.Г.,
К проблеме педагогического
сопровождения студентов в информационно – образовательной среде в
Вестник Кемеровского государственного
процессе практики/
университета, 2014 № 2 (58) Т.1
Статья: «Информационное сопровождение производственной практики в условиях внедрения ФГОС»
Статья: «Информационное сопровождение производственной практики в условиях внедрения ФГОС»
Статья: «Информационное сопровождение производственной практики в условиях внедрения ФГОС»
Статья: «Информационное сопровождение производственной практики в условиях внедрения ФГОС»
Статья: «Информационное сопровождение производственной практики в условиях внедрения ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.