Статья "Инклюзивное образование в Казахстане"
Оценка 4.6

Статья "Инклюзивное образование в Казахстане"

Оценка 4.6
Семинары
docx
дефектология
Взрослым
09.04.2018
Статья "Инклюзивное образование в Казахстане"
Инклюзивное образование в процессе осуществления адаптации личности опирается на восемь основных принципов: 1) Все ученики равны в школьном коллективе; 2) каждый человек способен чувствовать и думать; 3) каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4) все люди нуждаются друг в друге; 5) подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6) все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; Семьи активно участвуют в жизни школы; 7) для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 8) разнообразие усиливает все стороны жизни человека.Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование.docx
Инклюзивное образование в Казахстане Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. В Казахстане, как и во всем мире, наблюдается рост числа инвалидов, в том   числе   среди   детей,   что   является   индикатором   ухудшения   состояния здоровья   населения.   Этот   факт   вызывает   озабоченность   всего   общества. Известно,  что   именно   здоровье   детей   определяет   репродуктивный   потенциал нации   и   является   фактором   национальной   безопасности,   имеет   большое социальное значение. Поэтому инвалидность у детей – более тяжелое явление, чем инвалидность у взрослых. Инклюзивное образование (фр. inclusif­включающий в себя, лат. include­ заключаю,   включаю)­   процесс   развития   общего   образования,   который подразумевает  доступность  образования  для всех, в плане приспособления к различным   нуждам   всех   детей,   что   обеспечивает   доступ   к   образованию   для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на   детей   и   признающую,   что   все   дети   —   индивидуумы   с   различными потребностями   в   обучении.   Инклюзивное   образование   способствует преподаванию и обучению, которые будут более гибким для удовлетворения различных   потребностей   в   обучении.   Если   преподавание   и   обучение   станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование,   тогда   выиграют   все   дети   (не   только   дети   с   особыми потребностями). В   настоящее   время   система   образования   для   детей   с   ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) находится в состоянии активного обсуждения. Эта   тема   содержит   множество   дискуссионных   вопросов.   Один   из   самых актуальных   —   где   должны   обучаться   дети   с   ОВЗ.   В   специальных образовательных учреждениях или же, как гласит ныне популярный слоган, «все дети должны учиться вместе»?  «Мы живем, как можем, а ОНИ живут, как мы поможем». За этой рифмовкой — весь смысл инклюзии. Инклюзивное образование в процессе осуществления адаптации личности опирается на восемь основных принципов:  1) Все ученики равны в школьном коллективе; 2) каждый человек способен чувствовать и думать;  3) каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;  4) все люди нуждаются друг в друге; 5) подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных  взаимоотношений; 6) все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; Семьи активно  участвуют в жизни школы; 7) для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что  они могут делать, чем в том, что не могут;  8) разнообразие усиливает все стороны жизни человека.  Обучение   в   массовой   школе,   среди   нормально   развивающихся сверстников,   дает   возможность   ребенку   с   особыми   образовательными потребностями,   чувствовать   себя   обычным,   таким   же,   как   его   друзья, одноклассники, мальчишки и девчонки во дворе. Общество не должно лишать детей с ограниченными возможностями   права получить образование, развить свои   способности,   талант   и   главное,   иметь   среду   общения   с   нормальными детьми. Теперь, детей с ограниченными возможностями в развитии   можно не отдавать в закрытые интернаты, а определять в обычные детские сады и школы. Это  и называется инклюзивным образованием.   В   Казахстане   инклюзивное   образование   делает   только   первые   шаги.   В послании Президента Н. Назарбаева «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые   интересы,   единое   будущее»   отмечается,   что   необходимо   «усилить внимание   нашим   гражданам   с   ограниченными   возможностями.   Для   них Казахстан   должен   стать   безбарьерной   зоной.   Позаботиться   об   этих   людях, которых немало, – наш долг перед собой и обществом».  Развитие   инклюзивного   образования   в   республике   нашло   отражение   в «Государственной программе  развития образования», в «Национальном  плане действий   по   развитию   инклюзивного   образования»   в   рамках   выполнения «Конвенции о правах инвалидов».  Согласно Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011­2020 годы планируется к 2020 году увеличить до 70 % долю школ,   создавших   условия   для   инклюзивного   образования   от   их   общего количества.   В   целом   можно   выделить   основные   направления   в   планах мероприятий по реализации Государственной программы:  увеличение   доли   школы,   создавших   условия   для   инклюзивного образования;  увеличение   доли   детей,   охваченных   инклюзивным   образованием,   от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии;  совершенствование   системы   инклюзивного   образования   в   школе   и повышение качества образовательных услуг. Образовательные   учреждения   с   системой   инклюзивного   образования основываются   в   своей   работе   на   нормативно­правовую   базу,   включающую следующие документы: 1. Конвенция   о   правах   ребенка   от   20   ноября   1989   г.   (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.). 2. Всемирная   декларация   об   обеспечении   выживания,   защиты   и   развития детей от 30 сентября 1990 года. 3. Конституция Республики Казахстан.  4. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, приняты   генеральной   Ассамблеей   ООН   20  декабря  1993  г. (резолюция 48/96). 5. Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года N 343 «О социальной и медико­педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями». 6. Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан». 7. Закон «Об образовании». 8. Типовые   правила   организации   деятельности   кабинетов   коррекции   и инклюзивного образования детей дошкольного возраста. Проекты: 1. Национальный  план действий  по  развитию инклюзивного  образования в Республике Казахстан. 2. План   действий   по   развитию   системы   инклюзивного   образования   в Республике Казахстан. 3. Методические   рекомендации   по   определению   детей   с   ограниченными возможностями   в   инклюзивные   (общеобразовательные)   организации образования. 4. Концептуальные   подходы   к   развитию   инклюзивного   образования   в республике Казахстан. 5. Правила   о   порядке   организации   деятельности   инклюзивных (общеобразовательных) организаций образования. Более 150 тысяч детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем, живут в нашей стране и нуждаются в нашей поддержке. Один из путей преодоления их проблем   –   продвижение   идеи   инклюзивного   (включающего   или интегрированного   образования),   о   котором   говорится   в   Конвенции   о   правах инвалидов, подписанной Казахстаном в 2008 году. Международные организации отмечают, что в Казахстане, по сравнению с другими центральноазиатскими республиками, процесс внедрения инклюзивного образования   идет   очень   активно,  –   говорит   директор   департамента   среднего образования Министерства образования и науки Нургали Аршабеков. – Нужно делать все, чтобы дети с ограниченными возможностями чувствовали равенство. Кстати,  один   из   опросов   показал:   более  68%   казахстанцев   считают,   что   эти ребята   должны   учиться   в   обычной   среде,   чтобы   быстрее   развиваться   и включаться в общество. Множество   проблем   стоит   на   пути   детей­инвалидов   к   получению образования.   И   родители,   и   педагоги   отлично   понимают,   что   в   целом   наше образование   еще   не   готово   к   приему   детей   с   инвалидностью.   Необходима модернизация среды с целью ее максимальной доступности для особого ребенка. Так,   например,   если   у   ребенка   нарушения   опорно­двигательного   аппарата   – нужно специальное техническое оснащение, подъемники, поручни. Для   детей   с   нарушениями   слуха   и   зрения   необходимо   специальное оборудование. Специальную   подготовку   должны   иметь   педагоги,  знать,  как   оценивать успехи   особых   детей.   Главный   эксперт   Национального   научно­практического центра коррекционной педагогики (ННПЦКП) Роза Сулейменова считает, что без основательной подготовки кадров проблему инклюзива не решить. Сейчас в год   выпускается   до   тысячи,   специалистов­дефектологов.   Самым   мощным учебным,   методическим   центром   является   Казахский   национальный педагогический университет имени Абая. Переподготовка специалистов ведется на   базе   ННПЦКП.   Недавно   в   Актюбинском   педагогическом   институте появилась   кафедра   дефектологии.   И   главной   их   задачей   является   качество обучения   тех,   кто   займется   на   практике   коррекционной   педагогикой.   Ведь сегодня и дети уже не те, что 10–20 лет назад: мир меняется, в нашу жизнь прочно вошли компьютер, новые средства связи. Перед   нашим   обществом   стоит   острейшая   проблема   вовлечения   наших сограждан, имеющих некоторые особенности физического развития в социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества и на благо общества. Одним из вариантов решения этой проблемы является развитие в Казахстане  инклюзивного образования, нацеленного на: • вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс; • социализация детей­инвалидов в современном обществе; • создание активной поведенческой установки у детей­инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе; • умение превращать свои недостатки в достоинства; •   изменение   отношения   современного   общества   к   людям   с   ограниченными возможностями. Инклюзивная   политика   ­   это   правовая   политика,   в   рамках   которой родители   должны   иметь   право   выбора   школы.   Исследования,   проводимые   в странах ближнего Зарубежья и в нашей стране, показывают, что сейчас не все родители желают отдавать своих детей в систему общего образования, так как понимают,   что   пока   необходимые   условия   созданы   только   в   системе специального образования.          По­прежнему   остается   ряд   нерешенных   проблем   и   барьеров   на   пути внедрения инклюзивного образования в Казахстане: ­ Некорректное отношение к детям с ограниченными возможностями. У нас нет адекватного представления об этих детях. Мы просто боимся того, чего не знаем. ­ Отсутствие специально подготовленного педагогического состава. Пока учителя общей школы не готовы к обучению детей, имеющих отклонения в развитии.   Государству   необходимо   поменять   стандарты   высшего педагогического образования, уделив особое внимание подготовке специалистов соответствующего профиля. ­ Плохая материально­техническая оснащенность учебных заведений.  Пока   же   к   этому   непростому   процессу   нужно   готовиться.  Первое,   что следует сделать, – дополнить законодательную базу. Второй важный момент – необходимы   специализированные   кадры.   Третий   нюанс –   надо   подготовить основную массу детей к тому, что в их среду придут ребята с особенностями в развитии. Начинать эту интеграцию следует не со школы, а еще с детского сада. Поиск   наиболее   оптимальных   путей,   средств,   методов   для   успешной адаптации   и   интеграции   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно­белый мир «особого   ребенка»   яркими   и   светлыми   тонами   можно   только   совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро. Для   того,   чтобы   эта   система   работала,   нужно   тщательно   создавать   классы   с   меньшей условия:   нужна   особая   оборудованная   среда, наполняемостью, специально подготовленные педагоги...  Преодолеть   особенности  развития  помогает   среда  и   общество,  которое гуманно и лояльно относится к этим добрым и отзывчивым детям. Делать любую работу с душой – залог успеха!!! Список использованной литературы 1. РИА   Новости http://ria.ru/spravka/20120903/741880407.html#ixzz2QVPzLEbE 2. Статья   «Инклюзивное   образование:   реальный   опыт,   проблемы, перспективы»  авторы:Замдиректора по УВР Кузгибекова Г.М., 3. Статья   «Инклюзивное   образование:   реальный   опыт,   проблемы,  перспективы» автор: Драпак В.В. (общеобразовательной средней школы № 11 города  Новокуйбышевска). 4. Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118 5. Конвенция «О правах инвалидов».

Статья "Инклюзивное образование в Казахстане"

Статья "Инклюзивное образование в Казахстане"

Статья "Инклюзивное образование в Казахстане"

Статья "Инклюзивное образование в Казахстане"

Статья "Инклюзивное образование в Казахстане"

Статья "Инклюзивное образование в Казахстане"

Статья "Инклюзивное образование в Казахстане"

Статья "Инклюзивное образование в Казахстане"

Статья "Инклюзивное образование в Казахстане"

Статья "Инклюзивное образование в Казахстане"

Статья "Инклюзивное образование в Казахстане"

Статья "Инклюзивное образование в Казахстане"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018