Инклюзивное образование в процессе осуществления адаптации личности опирается на восемь основных принципов:
1) Все ученики равны в школьном коллективе;
2) каждый человек способен чувствовать и думать;
3) каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4) все люди нуждаются друг в друге;
5) подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6) все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; Семьи активно участвуют в жизни школы;
7) для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8) разнообразие усиливает все стороны жизни человека.Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование.docx
Инклюзивное образование в Казахстане
Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же
права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в
реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества – сделать так,
чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно,
вне зависимости от возможностей здоровья.
В Казахстане, как и во всем мире, наблюдается рост числа инвалидов, в
том числе среди детей, что является индикатором ухудшения состояния
здоровья населения. Этот факт вызывает озабоченность всего общества.
Известно, что именно здоровье детей определяет репродуктивный потенциал
нации и является фактором национальной безопасности, имеет большое
социальное значение. Поэтому инвалидность у детей – более тяжелое явление,
чем инвалидность у взрослых.
Инклюзивное образование (фр. inclusifвключающий в себя, лат. include
заключаю, включаю) процесс развития общего образования, который
подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к
различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для
детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную
на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными
потребностями в обучении.
Инклюзивное образование способствует
преподаванию и обучению, которые будут более гибким для удовлетворения
различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут
более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное
образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми
потребностями).
В настоящее время система образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) находится в состоянии активного обсуждения.
Эта тема содержит множество дискуссионных вопросов. Один из самых
актуальных — где должны обучаться дети с ОВЗ. В специальных
образовательных учреждениях или же, как гласит ныне популярный слоган, «все
дети должны учиться вместе»?
«Мы живем, как можем, а ОНИ живут, как мы поможем». За этой рифмовкой —
весь смысл инклюзии.
Инклюзивное образование в процессе осуществления адаптации личности
опирается на восемь основных принципов:
1) Все ученики равны в школьном коллективе;
2) каждый человек способен чувствовать и думать;
3) каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4) все люди нуждаются друг в друге; 5) подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений;
6) все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; Семьи активно
участвуют в жизни школы;
7) для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что
они могут делать, чем в том, что не могут;
8) разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Обучение в массовой школе, среди нормально развивающихся
сверстников, дает возможность ребенку с особыми образовательными
потребностями, чувствовать себя обычным, таким же, как его друзья,
одноклассники, мальчишки и девчонки во дворе. Общество не должно лишать
детей с ограниченными возможностями права получить образование, развить
свои способности, талант и главное, иметь среду общения с нормальными
детьми. Теперь, детей с ограниченными возможностями в развитии можно не
отдавать в закрытые интернаты, а определять в обычные детские сады и школы.
Это и называется инклюзивным образованием.
В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги. В
послании Президента Н. Назарбаева «Казахстанский путь – 2050: Единая цель,
единые интересы, единое будущее» отмечается, что необходимо «усилить
внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них
Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях,
которых немало, – наш долг перед собой и обществом».
Развитие инклюзивного образования в республике нашло отражение в
«Государственной программе развития образования», в «Национальном плане
действий по развитию инклюзивного образования» в рамках выполнения
«Конвенции о правах инвалидов».
Согласно Государственной программы развития образования Республики
Казахстан на 20112020 годы планируется к 2020 году увеличить до 70 % долю
школ, создавших условия для инклюзивного образования от их общего
количества. В целом можно выделить основные направления в планах
мероприятий по реализации Государственной программы:
увеличение доли школы, создавших условия для инклюзивного
образования;
увеличение доли детей, охваченных инклюзивным образованием, от
общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии;
совершенствование системы инклюзивного образования в школе и
повышение качества образовательных услуг. Образовательные учреждения с системой инклюзивного образования
основываются в своей работе на нормативноправовую базу, включающую
следующие документы:
1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ратифицирована
Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.).
2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития
детей от 30 сентября 1990 года.
3. Конституция Республики Казахстан.
4. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов,
приняты генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. (резолюция
48/96).
5. Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года N 343 «О социальной и
медикопедагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными
возможностями».
6. Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан».
7. Закон «Об образовании».
8. Типовые правила организации деятельности кабинетов коррекции и
инклюзивного образования детей дошкольного возраста.
Проекты:
1. Национальный план действий по развитию инклюзивного образования в
Республике Казахстан.
2. План действий по развитию системы инклюзивного образования в
Республике Казахстан.
3. Методические рекомендации по определению детей с ограниченными
возможностями в инклюзивные (общеобразовательные) организации
образования.
4. Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в
республике Казахстан.
5. Правила о порядке организации деятельности инклюзивных
(общеобразовательных) организаций образования. Более 150 тысяч детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем, живут
в нашей стране и нуждаются в нашей поддержке. Один из путей преодоления их
проблем – продвижение идеи инклюзивного (включающего или
интегрированного образования), о котором говорится в Конвенции о правах
инвалидов, подписанной Казахстаном в 2008 году.
Международные организации отмечают, что в Казахстане, по сравнению с
другими центральноазиатскими республиками, процесс внедрения инклюзивного
образования идет очень активно, – говорит директор департамента среднего
образования Министерства образования и науки Нургали Аршабеков. – Нужно
делать все, чтобы дети с ограниченными возможностями чувствовали равенство.
Кстати, один из опросов показал: более 68% казахстанцев считают, что эти
ребята должны учиться в обычной среде, чтобы быстрее развиваться и
включаться в общество.
Множество проблем стоит на пути детейинвалидов к получению
образования. И родители, и педагоги отлично понимают, что в целом наше
образование еще не готово к приему детей с инвалидностью. Необходима
модернизация среды с целью ее максимальной доступности для особого ребенка.
Так, например, если у ребенка нарушения опорнодвигательного аппарата –
нужно специальное техническое оснащение, подъемники, поручни.
Для детей с нарушениями слуха и зрения необходимо специальное
оборудование.
Специальную подготовку должны иметь педагоги, знать, как оценивать
успехи особых детей. Главный эксперт Национального научнопрактического
центра коррекционной педагогики (ННПЦКП) Роза Сулейменова считает, что
без основательной подготовки кадров проблему инклюзива не решить. Сейчас в
год выпускается до тысячи, специалистовдефектологов. Самым мощным
учебным,
методическим центром является Казахский национальный
педагогический университет имени Абая. Переподготовка специалистов ведется
на базе ННПЦКП. Недавно в Актюбинском педагогическом институте
появилась кафедра дефектологии. И главной их задачей является качество
обучения тех, кто займется на практике коррекционной педагогикой. Ведь
сегодня и дети уже не те, что 10–20 лет назад: мир меняется, в нашу жизнь
прочно вошли компьютер, новые средства связи.
Перед нашим обществом стоит острейшая проблема вовлечения наших
сограждан, имеющих некоторые особенности физического развития в социум,
проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества и
на благо общества. Одним из вариантов решения этой проблемы является развитие в Казахстане
инклюзивного образования, нацеленного на:
• вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
• социализация детейинвалидов в современном обществе;
• создание активной поведенческой установки у детейинвалидов на уверенное
позиционирование себя в современном обществе;
• умение превращать свои недостатки в достоинства;
• изменение отношения современного общества к людям с ограниченными
возможностями.
Инклюзивная политика это правовая политика, в рамках которой
родители должны иметь право выбора школы. Исследования, проводимые в
странах ближнего Зарубежья и в нашей стране, показывают, что сейчас не все
родители желают отдавать своих детей в систему общего образования, так как
понимают, что пока необходимые условия созданы только в системе
специального образования.
Попрежнему остается ряд нерешенных проблем и барьеров на пути
внедрения инклюзивного образования в Казахстане:
Некорректное отношение к детям с ограниченными возможностями.
У нас нет адекватного представления об этих детях. Мы просто боимся того,
чего не знаем.
Отсутствие специально подготовленного педагогического состава.
Пока учителя общей школы не готовы к обучению детей, имеющих отклонения в
развитии.
Государству необходимо поменять стандарты высшего
педагогического образования, уделив особое внимание подготовке специалистов
соответствующего профиля.
Плохая материальнотехническая оснащенность учебных заведений.
Пока же к этому непростому процессу нужно готовиться. Первое, что
следует сделать, – дополнить законодательную базу. Второй важный момент –
необходимы специализированные кадры. Третий нюанс – надо подготовить
основную массу детей к тому, что в их среду придут ребята с особенностями в
развитии. Начинать эту интеграцию следует не со школы, а еще с детского сада. Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной
адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в
общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить чернобелый мир
«особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными
усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его
в лучшую сторону, делая добро.
Для того, чтобы эта система работала, нужно тщательно создавать
классы с меньшей
условия: нужна особая оборудованная среда,
наполняемостью, специально подготовленные педагоги...
Преодолеть особенности развития помогает среда и общество, которое
гуманно и лояльно относится к этим добрым и отзывчивым детям.
Делать любую работу с душой – залог успеха!!!
Список использованной литературы
1. РИА
Новости
http://ria.ru/spravka/20120903/741880407.html#ixzz2QVPzLEbE
2. Статья «Инклюзивное образование: реальный опыт,
проблемы,
перспективы» авторы:Замдиректора по УВР Кузгибекова Г.М.,
3. Статья «Инклюзивное образование: реальный опыт,
проблемы,
перспективы» автор: Драпак В.В. (общеобразовательной средней школы
№ 11 города Новокуйбышевска).
4. Указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118
5. Конвенция «О правах инвалидов».
Статья "Инклюзивное образование в Казахстане"
Статья "Инклюзивное образование в Казахстане"
Статья "Инклюзивное образование в Казахстане"
Статья "Инклюзивное образование в Казахстане"
Статья "Инклюзивное образование в Казахстане"
Статья "Инклюзивное образование в Казахстане"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.