Статья "Использование игровых технологий на уроках иностранного языка"
Оценка 4.6
Документация +3
docx
английский язык
2 кл—6 кл
02.09.2017
Статья излагает материал об использовании игровых технологий на уроках иностранного языка. В ней приводятся различные виды игр, которые могут быть интересны обучающимся на уроке, направленные практически на все виды речевой деятельности. Лексические, грамматические и фонетические игры на уроке делают его намного интереснее и увлекательнее.
Титаренко статья для 17 марта.docx
Е.Г. Титаренко
МБОУ СОШ № 32, учитель английского языка
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Современная методика преподавания иностранного языка за последнее
время обогатилась новейшими технологиями, цель которых – существенно
облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не
обременяющим. Стало хорошей традицией создание видео презентаций для
уроков, использование интернетресурсов, широко применяются интерактивные
доски, компьютеры и смартфоны, аудиокниги и другие гаджеты.
Изменилась и форма урока. Современные преподаватели редко
используют форму лекции при объяснении нового материала, или простого
опроса при проверке знаний. Замечено, что эффективность обучения заметно
улучшается, если применять игровые технологии на уроках иностранного
языка.
По определению, данному Элькониным Д. Б., «игра – это стихийная
школа, предоставляющая ребенку возможность ознакомиться с традициями
поведения людей» [Эльконин 1987: 128].
По мнению Е.И. Пассова, игра – мощный стимул к овладению
иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя
помогающее учителю
иностранного языка,
«универсальное средство,
иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в
увлекательное и любимое учащимися занятие» [Пассов 1991: 118].
Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение
работать в коллективе и с коллективом, а ее умелое использование на уроках
вызывает у учащихся готовность и желание играть и общаться. Игра, как форма
организации урока выполняет следующие задачи: 1. тренирует учащихся в выборе нужного речевого клише;
2. способствует многократному повторению языковых единиц;
3. создает психологическую готовность к реальному речевому общению.
Игра посильна практически каждому ученику. Случается так, что слабый
в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: сообразительность и
находчивость здесь оказываются более важными, чем знания в предмете.
Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение
посильности заданий – все это дает возможность ученику преодолеть
стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка,
снижает боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие
функции:
1. обучающая: развитие памяти, внимания, восприятии информации.
2. воспитательная: воспитание такого качества как внимательное,
гуманное отношение к партнеру по игре.
3. развлекательная: создание благоприятной атмосферы на уроке,
превращение урока в увлекательное приключение.
4. коммуникативная: создание атмосферы иноязычного общения,
установление новых эмоциональнокоммуникативных отношений, основанных на
взаимодействии на иностранном языке.
5. релаксационная: снятие эмоционального напряжения, вызванного
нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
6. развивающая: направлена на гармоничное развитие личностных качеств
для активизации резервных возможностей личности.
Игра требует от каждого учащегося активности, включения в совместную
деятельность. Участники должны получать удовлетворение от осознания того,
что они в состоянии общаться на иностранном языке. При этом игра будет
желанной и результативной, если ее будут ждать как отдыха и развлечения на
фоне трудной и подчас напряженной работы. Существует несколько классификаций игр, однако необходимо
подчеркнуть, что все они условны. Так, одни подразделяют игры на языковые и
коммуникативные, другие на игры на взаимодействие и игры на соревнование,
фонетические и
третьи выделяют лексические,
грамматические,
орфографические [Гальскова 2005: 230].
На уроках английского языка для достижения поставленных целей можно
использовать следующие игры:
1. Лексические игры
Ассоциации
Капитан одной из команд обращается к одному из членов другой команды,
называет какоелибо слово, например «water». Тот ученик должен быстро
назвать подходящие слова.
Например: Water – a fish, a boat, a wavе, a swimmer, a ship.
Если играющий не смог быстро подобрать слова, он выбывает.
Волшебный мешочек
В мешочек кладутся игрушки, названия которых дети знают поанглийски.
Ребёнок опускает, не глядя, руку в мешочек, ощупывает одну игрушку и говорит
что это: “It is a cat”. Затем вынимает из мешочка и смотрит, правильно ли он
сказал.
Числительные
Образуется две команды.
Учитель называет порядковое или
количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее
число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное
числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко.
Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.
Цвета
Ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда,
которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.
Моя тётушка пошла в город и … Учитель объясняет, что ученики должны дополнить фразу «My aunt went
to town and bought…» словом, обозначающим предмет школьного обихода или
одежды.
Pupil 1: My aunt went to town and bought a book.
Pupil 2: My aunt went to town and bought a book and a bag.
Pupil 3: My aunt went to town and bought a book, a bag and a ruler.
Если ученик не может назвать своё слово, он выбывает из игры.
Много слов из одного слова
Учитель называет слово. Ученики должны назвать животных, названия
которых начинаются на буквы, которые есть в этом слове.
Кто лучше запомнит и повторит
Учащиеся слушают скороговорки. Затем они должны воспроизвести их по
памяти. Побеждает тот, кто вспомнит большее количество скороговорок.
Горячая картошка
Позволяет повторить лексику. Проходит в быстром темпе, участие
принимают все. Учитель бросает одному из учеников мяч и называет любое
слово, представляющее собой ту или иную часть речи или относящееся к какой
либо теме. Ученик называет другое слово по заданной теме и передает мяч
другому.
Учащийся, последним назвавший предмет, выигрывает. Нарушивший
правила игры выбывает из нее или платит штраф (стихотворение).
Например: sleep – get up – play – draw – read... a desk – a book – a lesson –
our teacher...
В любой вид деятельности на уроке иностранного языка можно внести
элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную
форму. Например, грамматический урок обычно не вызывает у ребят
энтузиазма, но если включить в него какиелибо грамматические игры, то он
пройдет интересно и без особого напряжения [Арзамасцева 2007: 15]. Учащиеся на таких уроках легко и просто усваивают необходимые
грамматические структуры. Это происходит от того, что игра направлена на
усвоение грамматической стороны речи, а не системы языка.
2. Грамматические игры
Что это?
Игра на закрепление общих вопросов. Ведущий загадывает какойлибо
предмет, находящийся в классе. Пытаясь угадать предмет, ученики задают
только общие вопросы, на которые ведущий отвечает "да" или "нет" (число
вопросов ограничено). Побеждает команда, которая отгадает предмет, задав
меньшее количество вопросов.
Например: Is it a thing? Is it on the wall? Can I see it? Can I eat it? Is it white?
Кругосветное путешествие
Закрепляется конструкция There
is/are и отрабатывается навык
употребления артиклей. "Путешествие" может проходить по классу или по
тематической картинке. Учитель начинает игру: "There is a blackboard on the
wall in front of the pupils". Дальше описание продолжают ученики: "Near the
blackboard there is a door..." Тот, кто ошибся, покидает корабль.
Составь предложение
Тренировка придаточных предложений времени и условия. Класс делится
на две команды. Каждой команде дается вариант главного предложения,
например: I’ll read you a book if...
Участники пишут свои варианты придаточных предложений: you drink
milk, you give me sweets. Правильно составленное предложение приносит
команде балл.
3. Фонетические игры
Угадай звук
Учащиеся хлопают в ладоши, когда слышат слово со звуком [t] ([b]…)
Вставь букву На доске написаны слова, в каждом из которых пропущена одна буква:
например, ad, pn... Учитель произносит звук (например, [e]) и просит ученика
мысленно вставить соответствующую букву в слово и назвать его.
Телеграмма
Класс выбирает водящего. Учитель просит его представить себя в роли
телеграфиста и послать “телеграмму” – сказать по буквам слова, делая паузы
после каждого слова. В паузы вызванный ученик (по очереди из каждой
команды) произносит по одному слову из “телеграммы”. Если ученик ошибся,
его команда теряет очко.
Лучшее произношение
Учитель произносит несколько слов или предложение, бросая мяч одному
из участников игры. Последний должен повторить слова в том же порядке,
копируя произношение и интонацию учителя.
Итак, можно сказать, что обучающие игры (лексические, грамматические,
фонетические) являются сильным мотивирующим фактором в процессе
обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых
явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся,
возникновению желания общаться на иностранном языке. Игра – это
эффективный способ повышения качества и продуктивности обучения
иностранному языку. Использование различных игр на уроке даёт хорошие
результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их
внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной
ситуации, общения во время игры. Игры помогают детям стать творческими
личностями, учат творчески относиться к любому делу. Совместные творческие
игры сближают и взрослых, и детей.
Игра, введенная в учебный процесс на занятиях по иностранному языку, в
качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и
оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и
закреплению ранее полученных знаний. В зависимости от условий, целей и задач, поставленных преподавателем иностранного языка, игра должна чередоваться с
другими видами работы. При этом важно приучать детей разграничивать игру и
учебное занятие. Игры помогают учителю оживить урок, внести естественность
в учебное общение на изучаемом языке, облегчить процесс усвоения языкового
материала, сделать учебный труд интересным.
ЛИТЕРАТУРА
1 Арзамасцева, Н.И. Организация и использование игр при формировании
у учащихся иноязычных грамматических навыков: учебнометодическое пособие
[Текст] / Н.И. Арзамасцева, О.А., Игнатова. – ЙошкарОла: МГПИ им. Н.К.
Крупской, 2007. – 28с.
2 Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам.
Лингводидактика и методика [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез – М.:
Издательский центр « Академия», 2005. – 336с.
3 Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. –
М., 1991. – 223с.
4 Соловова, Е.В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс
лекций / Е.В. Соловова – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.;
5 Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение,
1987. – 350с.
Статья "Использование игровых технологий на уроках иностранного языка"
Статья "Использование игровых технологий на уроках иностранного языка"
Статья "Использование игровых технологий на уроках иностранного языка"
Статья "Использование игровых технологий на уроках иностранного языка"
Статья "Использование игровых технологий на уроках иностранного языка"
Статья "Использование игровых технологий на уроках иностранного языка"
Статья "Использование игровых технологий на уроках иностранного языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.