Статья "Использование ИКТ как средство формирования и развития УУД на уроках географии"
Оценка 4.8

Статья "Использование ИКТ как средство формирования и развития УУД на уроках географии"

Оценка 4.8
Научные работы
docx
география
8 кл
12.06.2017
Статья "Использование ИКТ как средство формирования и развития УУД на уроках географии"
В статье представлен собственный педагогический опыт по использованию информационно - коммуникационных технологий на уроке географии. Использование информационно - коммуникационных технологий открывает новые перспективы и поразительные возможности для обучения географии. Компьютер позволяет использовать на уроке презентации, диаграммы, таблицы, тренировочно - диагностические тесты в текстовом варианте Word , в табличном редакторе Excel , в тестовой оболочке, просмотреть отрывок видеофильма или видеофрагмента, анимационной карты, а также применять отдельные электронные материалы, электронные энциклопедии, интерактивные тренажеры, знакомиться с историческими источниками.Статья по опыту работы
Использование ИКТ как средство формирования и развития УУД на уроках географии.docx
Составитель разработки: Прищепа Маргарита Евгеньевна, учитель географии МБОУ ООШ п. Лытка Афанасьевского района Кировской области Использование информационно ­ коммуникационных технологий как средство формирования и развития универсальных учебных действий на уроках географии. В   профессиональной   деятельности   учителя   всегда   есть   простор   для поиска,   педагогического   творчества   и   уже   не   на   уровне   традиционной методики,   а   на   следующем   ­   технологическом   уровне.   Внедрение   и использование   технологии   как   составной   части   методики   предмета предполагает   получение   гарантированного   педагогического   результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся. Вот   почему   так   важно   использовать   технологии   обучения,   иными словами   организацию   учебной   деятельности   школьников   с   чётко   заданной целью и планируемыми результатами.  Информационно­коммуникационные   технологии   одни   из   самых актуальных в современном образовании, так как они направлены на развитие ключевых   компетентностей:   информационной, технологической, на формирование ребёнка как субъекта обучения.   коммуникативной, Преимуществом   использования   информационно­коммуникационных технологий   является   то,   что   они   сочетаются   с   различными  современными образовательными   технологиями,   направленными   на   формирование познавательной и творческой активности учащихся. Основной   принцип   профессиональной   деятельности   педагога заключается   в   том,   чтобы   научить   ребенка   учиться,   для   того   чтобы   он понимал:  что он делает и для чего он это делает. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а приучался добывать их сам, и это было бы для него увлекательно и интересно. Поэтому, для формирования и развития универсальных   учебных   действий   по   географии,   применяется   довольно большой спектр форм обучения, способствующих развитию познавательного интереса, а также формированию глубоких и прочных знаний. Использование   информационно   ­   коммуникационных   технологий открывает  новые  перспективы  и  поразительные  возможности  для  обучения географии.   Компьютер   позволяет   использовать   на   уроке   презентации, диаграммы,   таблицы,   тренировочно   ­   диагностические   тесты   в   текстовом варианте   Word   ,   в   табличном   редакторе   Excel   ,   в   тестовой   оболочке, просмотреть   отрывок   видеофильма   или   видеофрагмента,   анимационной карты, а также применять отдельные электронные материалы, электронные 1 энциклопедии,   интерактивные   тренажеры,   знакомиться   с   историческими источниками. С   появлением   в   школах   мультимедийных   дисков   по   предметам появилась   дополнительная   возможность   использования   компьютерных технологий на уроках географии в разных классах.  В зависимости от дидактических целей и этапов урока в педагогическом процессе применяются следующие виды компьютерных программ:   мультимедиа­учебники;  демонстрационные;   тренажеры;   контролирующие;   справочно­информационные;  Прикладной пакет программ Microsoft Office: ­ Microsoft Word; ­ Microsoft Power Point; ­ Microsoft Excel; ­ Microsoft Publisher. Использование   мультимедийных   учебников   значимо   в   учебном процессе, так как повышается эффекетивность урока, появляются широкие возможности для индивидуального подхода к учащимся, для формирования ключевых   компетенций;   растёт   уровень   обучаемости;   изменяется   роль учителя:   устанавливаются   партнерские   отношения   между   субъектами учебного процесса. Каждый   урок   или   этап   урока   в   зависимости   от   целей   и   задач предполагает применение разных программных средств.  В   начале   урока   используется   технология   компьютерного   теста «Географическая разминка». Знание карты учениками определяется быстро, так   как   опрос   требует   минимум   времени.   При   этом   идёт   активизация внимания у учеников, развивается зрительная память. Учащимся предлагается вспомнить географическую карту материка или отдельного   региона.   Цветными   стрелками,   звёздочками   или   цифрами выделяются географические объекты. Ученикам необходимо их назвать. 2 Выполняя   компьютерные   тесты,   у   учащихся   есть   возможность контролировать   и   оценивать   свою   деятельность,   определять   степень   своей успешности выполнения работы. На   уроках,   где   требуется   работа   со   статистическим   материалом, используется   табличный   редактор  MS   Excel.   Уроки   получаются   более интересные   и   наглядные,   когда   учащиеся   на   слайдах   проводят   анализ различных   графических   представлений,   переводя   «скучные»   цифры   в наглядные   графики,   диаграммы.   Также   даю   возможность   учащимся   самим поработать   в   данной   программе:   заносить   данные,   строить   графики   и диаграммы, а затем анализировать.  Также   табличный   редактор  MS   Excel  применяется   также   при составлении   климатограмм.   Использование   электронных   таблиц   в определение типов климата для указанных пунктов является одним из серии уроков­практикумов   в   8­х   классах.   На   этих   уроках   дети   самостоятельно составляют   диаграммы,   обрабатывают   табличную   информацию,   проводят расчеты, руководствуясь карточкой с заданием.  Заранее   готовится   электронная   таблица,   например   «Температура   и Образец карточки­задания осадки в Кировской области» (в 8 классе при изучении темы «Климат»).   • Определите максимальную и минимальную температуры, максимальное и минимальное количество осадков, используя функции МАХ и MIN в Excel.   • Рассчитайте амплитуду температур по формуле: амплитуда = МАХ­ MIN.    •   Вычислите   среднегодовые   показатели   температур   и   осадков,   используя статистическую функцию СРЗНАЧ.   •   Вычислите   годовое   количество   осадков,   используя   математическую функцию СУММ.  • Постройте гистограмму осадков и графиков температур.   • На основе полученных данных определите тип климата в данном пункте.  3 При   выполнении   заданий   с   использованием   табличного   редактора учащиеся учатся самостоятельно: работать по инструкции учителя, с текстом, со статистическим материалом; использовать электронные таблицы; создавать графические   объекты   и   базы   данных;   осваивать   новые   способы   сбора   и обработки информации; анализировать отобранную информацию, сравнивать и   интерпретировать   её   в   соответствии   с   поставленной   задачей;  оценивают степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Мультимедийные   технологии   являются   одними   из   наиболее перспективных и популярных педагогических информационных технологий. Самой доступной и удобной для подготовки наглядности на уроках является программа создания компьютерных презентаций MS Power Point. Чаще всего обращаются к ней на уроках при необходимости продемонстрировать тот или иной   наглядный   материал,   который   представляется   в   виде   графического изображения, таблицы, видеосюжета.  На   уроках   применяем   готовые   презентации   коллег   из   Интернет­ ресурсов,   а   также   свои   собственные.   Часто   предлагаем   учащимся   самим создать   презентацию   по   различным   темам.   Перед   творческой   работой   с каждым учащимся проводится индивидуальная работа: формулируем тему, разрабатываем   план,   продумываем   оформление   слайдов.   Перед   тем   как презентация будет показана на уроке, проводится консультация: проверяем содержание слайдов, составляем тезисы для выступления, прочитываем.  Применение на уроках интерактивных презентаций, созданных учителем и   учащимися,   позволяет   эффективно   проводить   различные   этапы   урока   в зависимости от целей и задач.  Учащиеся имеют возможность принимать активное участие в создании уроков, тем самым формируя навыки самостоятельной работы по предмету, а так же навыки владения информационными  компьютерными технологиями. При   подготовке   к   урокам   ученики   могут   использовать   Интернет­ресурсы, образовательные   сайты   как   информационное   поле,   позволяющее   получить 4 дополнительную   оперативную,   актуальную   информацию   по   темам   урока. Рекомендуем такие Интернет – ресурсы:  1. http://geo.metodist.ru. − Методическая лаборатория географии 2. http://www.geo2000.nm.ru. – Географический портал 3. http://geotest.nm.ru. – Сборник тестов по географии 4. http://rgo.ru. – География сети 5.  http://www.wwf.ru/reserves/unesco.html  ­  Всемирное   природное   наследие ЮНЕСКО 6. http://nature.synnegoria.com/ ­ Чудеса природы  7. http://www.3planet.ru/nature/botany.htm ­ Третья планета (карты, природа)  8. http://www.mirgeografii.ru – Мир географии. Использование данных программ формирует у учащихся умение вести самостоятельный   поиск,   анализ,   отбор   информации,   её   преобразование, сохранение,   передачу   и   презентацию   с   помощью   технических   средств.   Во время презентации своих работ учащиеся учатся слушать и понимать речь других,   с   достаточной   полнотой   и   точностью   выражать   свои   мысли, формулировать   и   аргументировать   своё   мнение,   публично   защищать   свою позицию. Можно предложить учащимся индивидуальные творческие работы: эссе, рефераты,   составление   кроссвордов,   занимательных   викторин   в   текстовом редакторе  Microsoft  Word,  в   старших   классах   ­   создание   рекламных проспектов (буклетов) по разной тематике в редакторе Microsoft Publisher. При выполнении творческих заданий средствами ИКТ  формируется и развивается   познавательная   активность   и   интерес,   интеллектуальные   и творческие способности учащихся, создаётся ситуация успеха. Таким   образом,   использование   ИКТ   на   уроке   даёт   возможность учащимся   развивать   самостоятельность,   расширять   кругозор,   успешно усваивать   новые   знания,   умения   и   компетентности,   использовать мультимедийные и Интернет – ресурсы, навыки исследовательской работы, приёмы   самоконтроля   и   самооценки,   т.е.   способствует   формированию универсальных   учебных   действий:   регулятивных, коммуникативных,   познавательных,   а   также   воспитанию   информационной культуры.    личностных, Элберт  Хаббард   говорил,  что  цель  обучения  ребенка   состоит  в  том, чтобы   сделать   его   способным   развиваться   дальше   без   помощи   учителя.   И одним   из   таких   средств   развития   является   информационно   – коммуникационные   технологии,  обеспечивают   возможности учащегося   самостоятельно   осуществлять   учебную   деятельность,   ставить учебные   цели,  искать   и   использовать   необходимые   средства   и   способы   их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Данная технология создаёт условия для гармоничного развития личности, её   которые 5 самореализации и непрерывного образования, что является одним важнейших требований современности. Список литературы: 1. Баранов   А.С.,   Суслов   В.Г.,   Шейнис   А.И.   Компьютерные   технологии   в школьной географии. ­ М.: Издательский Дом «Генжер», 2004. – 80с. 2. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на  уроках  географии:  Методическое  пособие   для  учителя. – М.: «5  за знания», 2006. – 128с. 3. Долгорукова   С.В.,   Елисеева   Л.И.,   Кугут   И.А.,   Федорова   О.П.   Уроки географии с использованием информационных технологий 6 ­ 9 классы. М.: Глобус, 2010.  4. http://www.geo2000.nm.ru. 5. http://geo.metodist.ru/ 6

Статья "Использование ИКТ как средство формирования и развития УУД на уроках географии"

Статья "Использование ИКТ как средство формирования и развития УУД на уроках географии"

Статья "Использование ИКТ как средство формирования и развития УУД на уроках географии"

Статья "Использование ИКТ как средство формирования и развития УУД на уроках географии"

Статья "Использование ИКТ как средство формирования и развития УУД на уроках географии"

Статья "Использование ИКТ как средство формирования и развития УУД на уроках географии"

Статья "Использование ИКТ как средство формирования и развития УУД на уроках географии"

Статья "Использование ИКТ как средство формирования и развития УУД на уроках географии"

Статья "Использование ИКТ как средство формирования и развития УУД на уроках географии"

Статья "Использование ИКТ как средство формирования и развития УУД на уроках географии"

Статья "Использование ИКТ как средство формирования и развития УУД на уроках географии"

Статья "Использование ИКТ как средство формирования и развития УУД на уроках географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2017