Статья "Использование ИКТ как средство формирования и развития УУД на уроках географии"
Оценка 4.8
Научные работы
docx
география
8 кл
12.06.2017
В статье представлен собственный педагогический опыт по использованию информационно - коммуникационных технологий на уроке географии. Использование информационно - коммуникационных технологий открывает новые перспективы и поразительные возможности для обучения географии. Компьютер позволяет использовать на уроке презентации, диаграммы, таблицы, тренировочно - диагностические тесты в текстовом варианте Word , в табличном редакторе Excel , в тестовой оболочке, просмотреть отрывок видеофильма или видеофрагмента, анимационной карты, а также применять отдельные электронные материалы, электронные энциклопедии, интерактивные тренажеры, знакомиться с историческими источниками.Статья по опыту работы
Использование ИКТ как средство формирования и развития УУД на уроках географии.docx
Составитель разработки: Прищепа Маргарита Евгеньевна, учитель географии
МБОУ ООШ п. Лытка Афанасьевского района Кировской области
Использование информационно коммуникационных технологий как
средство формирования и развития универсальных учебных действий на
уроках географии.
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для
поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной
методики, а на следующем технологическом уровне. Внедрение и
использование технологии как составной части методики предмета
предполагает получение гарантированного педагогического результата
деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период
оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима
принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции
учитывала бы индивидуальные особенности учащихся.
Вот почему так важно использовать технологии обучения, иными
словами организацию учебной деятельности школьников с чётко заданной
целью и планируемыми результатами.
Информационнокоммуникационные технологии одни из самых
актуальных в современном образовании, так как они направлены на развитие
ключевых компетентностей:
информационной,
технологической, на формирование ребёнка как субъекта обучения.
коммуникативной,
Преимуществом использования информационнокоммуникационных
технологий является то, что они сочетаются с различными современными
образовательными технологиями,
направленными на формирование
познавательной и творческой активности учащихся.
Основной принцип профессиональной деятельности педагога
заключается в том, чтобы научить ребенка учиться, для того чтобы он
понимал: что он делает и для чего он это делает. Чтобы он не привыкал
получать знания в готовом виде, а приучался добывать их сам, и это было бы
для него увлекательно и интересно. Поэтому, для формирования и развития
универсальных учебных действий по географии, применяется довольно
большой спектр форм обучения, способствующих развитию познавательного
интереса, а также формированию глубоких и прочных знаний.
Использование информационно коммуникационных технологий
открывает новые перспективы и поразительные возможности для обучения
географии. Компьютер позволяет использовать на уроке презентации,
диаграммы, таблицы, тренировочно диагностические тесты в текстовом
варианте Word , в табличном редакторе Excel , в тестовой оболочке,
просмотреть отрывок видеофильма или видеофрагмента, анимационной
карты, а также применять отдельные электронные материалы, электронные
1 энциклопедии, интерактивные тренажеры, знакомиться с историческими
источниками.
С появлением в школах мультимедийных дисков по предметам
появилась дополнительная возможность использования компьютерных
технологий на уроках географии в разных классах.
В зависимости от дидактических целей и этапов урока в педагогическом
процессе применяются следующие виды компьютерных программ:
мультимедиаучебники;
демонстрационные;
тренажеры;
контролирующие;
справочноинформационные;
Прикладной пакет программ Microsoft Office:
Microsoft Word;
Microsoft Power Point;
Microsoft Excel;
Microsoft Publisher.
Использование мультимедийных учебников значимо в учебном
процессе, так как повышается эффекетивность урока, появляются широкие
возможности для индивидуального подхода к учащимся, для формирования
ключевых компетенций; растёт уровень обучаемости; изменяется роль
учителя: устанавливаются партнерские отношения между субъектами
учебного процесса.
Каждый урок или этап урока в зависимости от целей и задач
предполагает применение разных программных средств.
В начале урока используется технология компьютерного теста
«Географическая разминка». Знание карты учениками определяется быстро,
так как опрос требует минимум времени. При этом идёт активизация
внимания у учеников, развивается зрительная память.
Учащимся предлагается вспомнить географическую карту материка или
отдельного региона. Цветными стрелками, звёздочками или цифрами
выделяются географические объекты. Ученикам необходимо их назвать.
2 Выполняя компьютерные тесты, у учащихся есть возможность
контролировать и оценивать свою деятельность, определять степень своей
успешности выполнения работы.
На уроках, где требуется работа со статистическим материалом,
используется табличный редактор MS Excel. Уроки получаются более
интересные и наглядные, когда учащиеся на слайдах проводят анализ
различных графических представлений, переводя «скучные» цифры в
наглядные графики, диаграммы. Также даю возможность учащимся самим
поработать в данной программе: заносить данные, строить графики и
диаграммы, а затем анализировать.
Также табличный редактор MS Excel применяется также при
составлении климатограмм.
Использование электронных таблиц в
определение типов климата для указанных пунктов является одним из серии
уроковпрактикумов в 8х классах. На этих уроках дети самостоятельно
составляют диаграммы, обрабатывают табличную информацию, проводят
расчеты, руководствуясь карточкой с заданием.
Заранее готовится электронная таблица, например «Температура и
Образец карточкизадания
осадки в Кировской области» (в 8 классе при изучении темы «Климат»).
• Определите максимальную и минимальную температуры, максимальное и
минимальное количество осадков, используя функции МАХ и MIN в Excel.
• Рассчитайте амплитуду температур по формуле: амплитуда = МАХ MIN.
• Вычислите среднегодовые показатели температур и осадков, используя
статистическую функцию СРЗНАЧ.
• Вычислите годовое количество осадков, используя математическую
функцию СУММ.
• Постройте гистограмму осадков и графиков температур.
• На основе полученных данных определите тип климата в данном пункте.
3 При выполнении заданий с использованием табличного редактора
учащиеся учатся самостоятельно: работать по инструкции учителя, с текстом,
со статистическим материалом; использовать электронные таблицы; создавать
графические объекты и базы данных; осваивать новые способы сбора и
обработки информации; анализировать отобранную информацию, сравнивать
и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей; оценивают
степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Мультимедийные технологии являются одними из наиболее
перспективных и популярных педагогических информационных технологий.
Самой доступной и удобной для подготовки наглядности на уроках является
программа создания компьютерных презентаций MS Power Point. Чаще всего
обращаются к ней на уроках при необходимости продемонстрировать тот или
иной наглядный материал, который представляется в виде графического
изображения, таблицы, видеосюжета.
На уроках применяем готовые презентации коллег из Интернет
ресурсов, а также свои собственные. Часто предлагаем учащимся самим
создать презентацию по различным темам. Перед творческой работой с
каждым учащимся проводится индивидуальная работа: формулируем тему,
разрабатываем план, продумываем оформление слайдов. Перед тем как
презентация будет показана на уроке, проводится консультация: проверяем
содержание слайдов, составляем тезисы для выступления, прочитываем.
Применение на уроках интерактивных презентаций, созданных учителем
и учащимися, позволяет эффективно проводить различные этапы урока в
зависимости от целей и задач.
Учащиеся имеют возможность принимать активное участие в создании
уроков, тем самым формируя навыки самостоятельной работы по предмету, а
так же навыки владения информационными компьютерными технологиями.
При подготовке к урокам ученики могут использовать Интернетресурсы,
образовательные сайты как информационное поле, позволяющее получить
4 дополнительную оперативную, актуальную информацию по темам урока.
Рекомендуем такие Интернет – ресурсы:
1. http://geo.metodist.ru. − Методическая лаборатория географии
2. http://www.geo2000.nm.ru. – Географический портал
3. http://geotest.nm.ru. – Сборник тестов по географии
4. http://rgo.ru. – География сети
5. http://www.wwf.ru/reserves/unesco.html Всемирное природное наследие
ЮНЕСКО
6. http://nature.synnegoria.com/ Чудеса природы
7. http://www.3planet.ru/nature/botany.htm Третья планета (карты, природа)
8. http://www.mirgeografii.ru – Мир географии.
Использование данных программ формирует у учащихся умение вести
самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Во
время презентации своих работ учащиеся учатся слушать и понимать речь
других, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
формулировать и аргументировать своё мнение, публично защищать свою
позицию.
Можно предложить учащимся индивидуальные творческие работы: эссе,
рефераты, составление кроссвордов, занимательных викторин в текстовом
редакторе Microsoft Word, в старших классах создание рекламных
проспектов (буклетов) по разной тематике в редакторе Microsoft Publisher.
При выполнении творческих заданий средствами ИКТ формируется и
развивается познавательная активность и интерес, интеллектуальные и
творческие способности учащихся, создаётся ситуация успеха.
Таким образом, использование ИКТ на уроке даёт возможность
учащимся развивать самостоятельность, расширять кругозор, успешно
усваивать новые знания, умения и компетентности, использовать
мультимедийные и Интернет – ресурсы, навыки исследовательской работы,
приёмы самоконтроля и самооценки, т.е. способствует формированию
универсальных учебных действий:
регулятивных,
коммуникативных, познавательных, а также воспитанию информационной
культуры.
личностных,
Элберт Хаббард говорил, что цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. И
одним из таких средств развития является информационно –
коммуникационные технологии,
обеспечивают возможности
учащегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить
учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их
достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Данная технология создаёт условия для гармоничного развития личности, её
которые
5 самореализации и непрерывного образования, что является одним важнейших
требований современности.
Список литературы:
1. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в
школьной географии. М.: Издательский Дом «Генжер», 2004. – 80с.
2. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика
на уроках географии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за
знания», 2006. – 128с.
3. Долгорукова С.В., Елисеева Л.И., Кугут И.А., Федорова О.П. Уроки
географии с использованием информационных технологий 6 9 классы.
М.: Глобус, 2010.
4. http://www.geo2000.nm.ru.
5. http://geo.metodist.ru/
6
Статья "Использование ИКТ как средство формирования и развития УУД на уроках географии"
Статья "Использование ИКТ как средство формирования и развития УУД на уроках географии"
Статья "Использование ИКТ как средство формирования и развития УУД на уроках географии"
Статья "Использование ИКТ как средство формирования и развития УУД на уроках географии"
Статья "Использование ИКТ как средство формирования и развития УУД на уроках географии"
Статья "Использование ИКТ как средство формирования и развития УУД на уроках географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.