Статья "Использование метода интеллект-карт в преподавании русского языка и литературы"
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
5 кл—7 кл
07.02.2017
Использование метода интеллект-карты в преподавании русского языка и литературы способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно учащийся усвоил информацию, как структурировал и связал еѐ элементы между собой. В условиях ФГОС реализация данного метода не только стимулирует творческую деятельность обучающихся, но и создаёт коллективный настрой, помогающий формировать навыки самообразования.Статья "Использование метода интеллект-карт в преподавании русского языка и литературы"
использование метода интеллект-карт.docx
Использование метода интеллекткарт на уроках русского языка и
литературы
Современному ребенку для успешной деятельности необходим большой объем
информации. В связи с этим каждый учитель вводит в практику новые формы и приемы обучения
для развития творческого потенциала и самостоятельности на уроках русского языка и литературы.
Важно, чтобы понимание и запоминание предмета стало максимальным. Одно из наиболее
продуктивных направлений работы – это включение в урок схем – интеллект – карты.
Метод интеллекткарт обычно использую при закреплении, обобщении материала.
Обучаю составлению ИК постепенно: сначала совместное составление, затем работа в группе, в
паре и, наконец, индивидуальная работа дома.
Одна из первых интеллекткарт в моей практике по теме «Второстепенные члены
предложения». Далее карты появились по всем пройденным темам, которые вызывали у ребят либо
затруднения, либо особый интерес.
Составление карты сначала с ребятами, потом в группе показало, что определенная часть
урока проходит динамичнее, чем все остальные, и эффективнее. Главное, что ребята составляют
карты с удовольствием. Наблюдаю только положительный результат применения данного метода,
поскольку у обучающихся отрабатывается навык систематизации, группировки материала. Считаю,
что умение из общего выделять частное, переводить материал из формата текста в графический
формат, сокращать информацию, обобщать, развивают критическое мышление, способствует
концентрации памяти, внимания, активизирует мыслительные процессы.
Воспроизводить информацию, полученную на уроке, способен далеко не каждый
школьник, интеллекткарта является, по сути, помощником при пересказе, ведь ребенок подошел к
её созданию ответственно, обдуманно, творчески. При рисовании интеллекткарт вместо длинного
поясняющего текста учу школьников чаще использовать сокращения и аббревиатуры, их легче
записать и легче запомнить, что ускоряет составление интеллекткарт. При необходимости рисуем
стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках. Для большей выразительности нумеруем
ветки и добавляем ореолы. В конце первого занятия обучающихся знакомят всех со своей картой,
ребята отмечают положительные её стороны, предлагают свои варианты, дополняют, обмениваются
мнениями, спорят. В конце концов приходят к мнению, что в картах есть все необходимое, чтобы
мозг заработал с полной отдачей и без напряжения.
Особенно хочу отметить, что создание карты ещё и учит детей сотрудничать, помогать
друг другу, корректировать работу, слышать, оценивать работу каждого участника группы.
Конечно, есть и «подводные камни» при использовании данного метода. Часто дети,
уделяющие слишком много внимания рисунку, форме, забывают о содержательной части карты,
собственно, о прямом её назначении, поэтому обязательно заостряю внимание на том, что первично,
а что вторично при создании интеллекткарты.
Почему, на мой взгляд, метод интеллекткарт эффективен на уроках русского языка и
Использование метода интеллекткарты в преподавании русского языка и литературы
литературы? Вопервых, экономит время, Преимущество данного метода заключается в том, что
90% времени занятия отводится на практику. Вовторых, помогает сворачивать огромное
количество информации. Втретьих, хорошая опора, ясные и понятные конспекты, удовлетворение
от деятельности.
способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации,
активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной
активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного
предмета. Интеллекткарта позволяет увидеть, насколько полно учащийся усвоил информацию, как
структурировал и связал еѐ элементы между собой. В условиях ФГОС реализация данного метода
не только стимулирует творческую деятельность обучающихся, но и создаёт коллективный
настрой, помогающий формировать навыки самообразования. Приложение № 1
Алгоритм построения интеллекткарты (Бьюзен Т.)
Учащиеся берут лист бумаги формата А4 (индивидуальная работа) или ватман (групповая
работа) цветные карандаши, фломастеры.
Кладут лист горизонтально, в его центре располагается картинка или, слово, обозначающее
тему, проблему урока(центральное понятие).
От центрального понятия рисуют в разные стороны цветные стрелки, над которыми
разборчиво подписывают связанные с ним понятия, ассоциации. Рисуя интеллекткарту,
применяют, как можно больше цветов и как можно чаще используют рисунки или
картинки.
От каждой стрелки рисуют несколько более тонких стрелочек – уточнение понятий.
Статья "Использование метода интеллект-карт в преподавании русского языка и литературы"
Статья "Использование метода интеллект-карт в преподавании русского языка и литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.