Статья "Использование метода проекта в начальных классах"

  • Особые потребности
  • docx
  • 22.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интегрированное содержание, уровневый способ обучения, использование системы проектов – всё это позволяет включить обучаемых процесс «от идеи до реализации» и способствует более полному освоению технологической картины мира. При правильно поставленных задачах развивается потенциал учащихся с разным уровнем подготовки, налаживаются и развиваются связи теоретических знаний и практических умений. Развиваются качества личности: инициативность, коммуникативность, умение планировать, видеть перспективу. Совершенствуются психические процессы: логическое мышление, развивается творческое мышление. Проектная деятельность развивает интерес к закономерностям, учит видеть красоту и гармонию человеческой мысли. Всё это является важнейшим элементом общей культуры.Статья о проектной деятельности в наччальных классах
Иконка файла материала Использование метода проектов.docx
Практика применения метода проектов в начальных классах Шубенок Ольга  Николаевна учитель начальных классов, КГУ « Арзамасская средняя школа», Узункольский  район Пояснительная  записка Современные   педагоги,   организуя   учебный   процесс,   не ограничиваются развитием предметных умений, но ставят перед собой более   высокие   и   важные   задачи:   благотворно   влиять   на   развитие личности   каждого   ребёнка,   выявлять   и   развивать   его   способности, прививать тягу к самообразованию, вкус к творчеству. Творчеству, как и любой другой деятельности, можно научиться. Образовательной среде необходимо   дидактическое   обновление   системы   развития   творческой личности   школьника.   При   этом   особую   актуальность   приобретает вопрос   о   разработке   креативных   технологий   обучения,   развития   и воспитания подрастающего поколения. На   развитие   общеучебных   умений   и   навыков,   отмеченных   в проекте   государственных   стандартов   12   –   летнего   образования,   как считают   многие   учителя   нашей   области,   следуют   направить организацию проектной деятельности учащихся. Это обусловлено тем, что проектная деятельность школьников не только развивает ребёнка, но   и   выполняет   важную   дидактическую   задачу.   Помимо   обучения, воспитания   и   развития   учащихся,   она   снижает   противоречие   двух ведущих   составляющих   процесса   обучения:   естественно   –   научной   и гуманитарной.                Интегрированное   содержание,   уровневый   способ   обучения, использование   системы   проектов   –   всё   это   позволяет   включить обучаемых   процесс «от идеи до реализации» и способствует   более полному   освоению   технологической   картины   мира.   При   правильно поставленных   задачах   развивается   потенциал   учащихся   с   разным уровнем подготовки, налаживаются и развиваются связи теоретических знаний   и   практических   умений.   Развиваются   качества   личности: инициативность,   коммуникативность,   умение   планировать,   видеть перспективу.   Совершенствуются     психические   процессы:   логическое мышление, развивается творческое мышление. Проектная деятельность развивает интерес к закономерностям, учит видеть красоту и гармонию человеческой   мысли.  Всё   это   является   важнейшим   элементом   общей культуры.  Используя  в своей работе метод проектов,  направляю урочную и внеурочную деятельность на формирование личностного отношения к окружающему   миру.   Учащиеся   должны   овладеть   этическими, эстетическими и нравственными нормами. Это одна из главных задачобучения, и служит она верным маяком, главным ориентиром каждому учителю   в   понимании   своей   социальной   роли,   своей   гражданской, личностной позиции в профессиональной деятельности. При   проведении   уроков   и   внеклассных   мероприятий   с использованием   проектной   деятельности   ставлю   основную   цель: превратить   обучение   в   творческий   процесс,   формировать познавательные   интересы   школьников,   развивать   их   способности, воспитывать   ответственность.   Привлечение   родителей   учащихся   к активному   участию   в   УВП   способствует   реализации   социально значимых   проектов.     Собранный   материал   оформлен   в   авторских журналах «МАЯК» по следующим темам: «Метод проектов. Практика применения»,   «Четвероногие   друзья», «Семейные   проекты», «Этот загадочный водный мир!». В каждом из них   есть   пояснительная   записка.   В   содержание   журналов   входят презентации   по   темам,   уроки   и   внеклассные   мероприятия   с использованием   проектов,  созданных  учащимися   и  их   родителями.  В журналах   собраны   фотографии,   рисунки,   поэтические   тетради, пословицы, загадки, литературные произведения, мини – сочинения по темам проектов.   «Выглянуло   солнышко», Не теряет своей актуальности вопрос сохранения здоровья детей на всех этапах образовательного процесса. Создан авторский    журнал «Начальная школа Арзамасская», в котором содержится описание форм и   приёмов   работы   по   здоровьесбережению,   в   данный   журнал   также включён   проект   «Семейная   игротека».   Весь   материал   названных журналов   используется   на   уроках,   внеклассных   мероприятиях, проводятся сюжетно – ролевые игры, профориентационная работа. На основе собранного материала созданы рабочие тетради для учащихся, проводятся   уроки   общения   «В   нашу   гавань   заходите,   корабли!». Работая в центрах, общаясь с учителями – предметниками, учащиеся повышают     свой   интеллектуальный   уровень,   так   как   на   этих   уроках также   используются   проекты,   созданные   детьми   и   их   родителями, соблюдается преемственность начальной школы и среднего звена.После проведения   уроков   и   внеклассных   мероприятий   «маленькие энциклопедии» класса пополняются материалом, собранным учащимися и их родителями. Продуктами проектов являются газеты «Морячок», «Солнышко», сборник пословиц, книжки – малышки, брошюры, альбомы с   рисунками,   презентации.   Уроки   с   использованием   проектов   носят интегрированный   характер,   благодаря   включению   в   проектную деятельность   учащиеся   получают   удовлетворение,   так   как   видят продукт своего собственного труда. Проектная   деятельность   –   результативная   форма   работы   с учащимися начальных классов в малокомплектной школе. Результаты применения   метода   проектов:   учащиеся     рассматривают   проблему   сразных точек зрения, презентуют результаты своего труда, расширяется кругозор   учащихся,     развиваются   интеллектуальные   способности учащихся,     происходит   сотрудничество   семьи   и   школы,   собранный материал   по   теме   проекта   используется   на   уроках   и   внеклассных мероприятиях   в   течение   года,   проекты   позволяют   решать   задачи экологического,   нравственного воспитания,   проводится   профориентационная   работа   с   учащимися, развивается интерес к учению,  умение работать в группе, повышается качество   знаний,   учащиеся   учатся   самостоятельно   добывать   знания, развиваются творческие способности учащихся.   патриотического,   эстетического, Развитие   исследовательской   деятельности   обучающихся относится к числу приоритетных задач казахстанского образования.  Общешкольный проект «Выглянуло солнышко» Руководитель проекта: Ольга  Николаевна  Шубенок   Тип проекта: информационный,  творческий,  недельный Учебные дисциплины:  русский   язык,     литература,   познание мира, изобразительное искусство, музыка Оборудование: рисунки детей и их родителей, сказки, стихотворения, рассказы, песни, произведения устного народного творчества о солнце кроссворды,   предметы   декоративно   –   прикладного   искусства, аппликации Цели проекта: 1        Познавательный   аспект:  увеличение   объёма   знаний   о   солнце, нахождение поэтических, художественных произведений на эту тему  Развивающий   аспект:    развитие   творческих   способностей, 2. способности логически излагать, сопоставлять полученные данные 3.  Воспитательный   аспект:   воспитывать   интерес   к   познанию   мира, внимательное отношение к близким людям,     позитивное отношение к жизни, стремление делать добрые дела Аннотация:   идеей   создания   проекта     послужило   чтение   сказки   «У  :  Почему  нельзя  прожить  без солнышка  в  гостях».   Вопросы  проекта солнышка?   Каким   бывает   солнышко.   Есть   ли   произведения     о солнышке? Какие ассоциации  возникают со словом «солнышко»? Сотрудничество: с психологом  школы (тренинги  «В лучах солнца»),  медработником школы, учителем музыки Продукты   проекта:  альбомы   с   рисунками   солнышек,   газета   класса «Солнышко»,   брошюры   «Я и солнышко» ­   индивидуальные работы, журнал  «МАЯК» для школьной библиотеки» Результативность:   расширение   кругозора учащихся, сотрудничество с   родителями,   раскрытие   творческих   способностей,   развитие творческой   фантазии,   развитие   интереса   к   предметам,   воспитание ответственностиВнеклассное  мероприятие  для  учащихся начальных  классов «Солнечный  круг» Цели: 1.   знакомить   с   произведениями   устного   народного   творчества, заинтересовать   изучением  специальной  и  художественной   литературы по теме,   дать полезные советы и рекомендации по здоровому образу жизни,   активизировать   работу   родителей   при   составлении   семейных проектов;     2. развивать память,   устную речь учащихся, творческую фантазию, коммуникативные   умения,   интеллектуальные   способности   учащихся, музыкальный слух;   3.   воспитывать   внимательное   отношение   к   близким   людям,   своему здоровью,  эстетический вкус  Оборудование:   презентация   «Выглянуло   солнышко»,   «Поэтическая тетрадь»,   рисунки   солнышек,   поделки,   проекты   первого   класса   и учащихся среднего   звена, газеты «Солнышко», семейные проекты Ход мероприятия: 1.Орг. момент. Звучит песня «Солнечный круг» 2.Сообщение целей мероприятия. ­   Приглашаю   вас   на   внеклассное   мероприятие   «Солнечный   круг». Сегодня   мы   подведём   итоги   общешкольного   проекта   «Выглянуло солнышко», узнаем о солнышке много нового.  3.Заклички о солнышке: Солнышко красно, гори, гори ясно, солнышко  красно! В небо пташкой залети, нашу землю освети, чтоб садам и огородам зеленеть, цвести расти! Солнышко красно, гори, гори ясно! В небе рыбкой проплыви, нашу землю оживи, всех на свете ребятишек обогрей, оздорови! Когда долго не было дождя, звали солнышко: Солнышко, покажись, красное снарядись, Чтоб год от года давала нам погода                                Тёплое   летечко,   грибы   в   берестечке,   ягоды   в   лукошко,   зелёного горошка.                                А теперь вспомним украинскую закличку (из проекта учащихся): Приди, приди, солнышко ,под моё оконышко,  Лей щедрее, солнышко, золото в окошечко, Будем   греться   вволю,   как   цветики   в   поле,   деточки   играют,   тебя дожидают. Входит девочка в костюме солнышка. Ребята приветствуют:  ­ Здравствуй, солнце ясное! Здравствуй, солнце красное!   ­ Здравствуйте! Я – Красное Солнышко. Дарю всем радость, тепло и любовь! Ученица:Светит, светит солнце в чистое оконце,  озаряет рощи и цветистый луг. Много,   много   песен   о   тебе   поётся,   добрый,   лучезарный,   золотистый друг. Светит,  светит   солнце,   всюду   так   и   льётся,  в  норку,  словно   мышка, убежала тень. Расцвели улыбки, всё вокруг смеётся. Здравствуй наш прекрасный, новый ясный день! Звучит песня «Выглянуло солнышко». Слова К. Ибряева, музыка Ю. Чичкова 4.   Учащиеся   читают   стихотворения   о   солнышке   из   поэтической тетради. Солнечный клубок не размотаешь, Тянется к нам солнечная нить, Хорошо, что можно, хорошо, что можно Каждому по солнцу подарить! Учитель приглашает  всех посетить «солнечную галерею». (В классе по кругу   размещены   все   рисунки   солнышек   –   проекты).   Звучит классическая   музыка,   все   рассматривают   рисунки,   определяют понравившиеся   солнышки.   Жюри   подводит   итоги   и   называет   итоги конкурса «Зрительские симпатии» 4 НОУ «Знаете ли вы?» (рассказ  учащихся о солнце)  Солнце   –   это     звезда.   И   одна   из   самых   близких   к   Земле.   Это огромный раскалённый шар. А температура на Солнце около 6 тысяч градусов по Цельсию. С земли солнце кажется людям большим плоским «блином». Но это совсем не так. То, что это шар, помог человеку узнать телескоп.   В   нём   находится   большое   увеличительное   стекло,   которое сделано   специально   для   того,   чтобы   рассматривать   небо.   Солнце состоит из огня. Оно не такое, как Земля. В нём нет ничего твёрдого. Хоть Солнце и находится очень далеко от Земли, но его свет доходит до нас за 8 минут и 20 секунд. Другие звёзды, как и Солнце, тоже огромные шары. Некоторые из них даже больше Солнца. Но они находятся от Земли   очень   далеко.   А   солнце   ­   поближе.   Поэтому   оно   кажется человеку очень большим, больше, чем звёзды. Звёзды далеко, поэтому и свет от них слабый. И тепла от них нет. А Солнце ближе, поэтому оно нам ярко светит и отдаёт своё тепло. Солнце намного больше Земли. Внутри такого шара, как Солнце, могло бы поместиться почти полтора миллиона земных шаров. Если лететь к солнцу на самолёте ТУ – 154, то пришлось бы лететь целых 15 лет. Но солнце состоит из огня. И там очень жарко.         5.Медработник школы проводит инструктаж по ТБ  «Летнее солнышко»: Часто ребята думают, что закаливание солнцем – это подольше позагорать. Но для того, чтобы солнце принесло пользу, надо соблюдатьправила. Надо знать, какая доза солнечных лучей для вас допустима. Это можно определить в физиотерапевтическом кабинете поликлиники. У каждого чувствительность кожи к солнечным лучам разная. Загорать надо постепенно. Время загорания надо начинать с 10 – 15 минут (до получаса). Загорать лучше с 9 до 11 часов и с 16 до 18 часов, то есть, когда воздух не слишком разогрет. Нельзя идти на пляж сразу после еды,   следует   подождать   час   –   полтора.   Необходимо   пользоваться светлой,   лучше   белой   косынкой   или     панамкой,   для   того,   чтобы защитить голову от солнечных лучей. Иначе солнечное облучение может привести к солнечному удару. Яркое солнце может вызвать даже ожог глаз, поэтому следует носить летом тёмные очки. После солнечных ванн следует отдых в течение 10 – 15 минут, затем можно искупаться или принять   душ.   Помните,   что   загар   –   это   напряжённая   работа   всего организма, поэтому отдых обязателен. Дети и родители, доктор вам велит, что при солнечном ударе делать надлежит: 1.  Отведите пострадавшего в затемнённое прохладное место 2.     На   голову   следует   положить   холодный   компресс   или   пузырь   со льдом 3.  Можно сделать холодное обтирание 4.  Давайте потерпевшему как можно чаще прохладное питьё. А чтобы не было перегревания тела, а тем более солнечного удара, при котором   может   случиться   даже   рвота   и   судороги,   надо   выполнять следующие   правила.   В   жаркую     солнечную   погоду   следует   носить лёгкую   хлопчатобумажную   одежду,   которая   будет   защищать   ваши плечи,  спину   и   грудь   от   солнечных   ожогов.  На   солнце   нельзя   долго играть  в подвижные игры. Время от времени на 15 – 20 минут следует уходить   в   тень   и   отдыхать.   Если   есть   такая   возможность,   то   чаще окунайтесь в прохладную воду. Пейте побольше прохладных напитков, если вы долго находитесь под жарким солнцем. Помните, родители, запомните, дети: за своё здоровье вы сами в ответе! Приближаться к солнцу опасно. А вот лучи, которые оно посылает на землю, очень нам нужны. Ведь с солнцем человек связывает всю свою жизнь. Оно помогает вырасти хорошему урожаю, оно даёт нам тепло, свет   и   укрепляет   наше   здоровье.   Солнце   люди   называют   нашим светилом. Оно ещё и хороший ориентир для погоды. Вот что говорил народ   издавна     о   приметах   погоды   по   солнцу:   если   зимой   солнце   в серьгах, это к сильному морозу. Если круг туманный – к метели. Если на   закате   солнца   много   облаков   в   виде   полос  –   это   к   дождю.   Если летним вечером солнце зашло за тучу, надо ждать дождя.Если солнце восходит в тумане, значит, погода будет ясной, тихой и душной. Если при восходе солнца душно, то к вечеру надо ждать дождя. 6.Физминутка «Солнечная зарядка». Мы – листочки, мы – листочки. Мы шумим, качаемся, вместе с тёплым ветерком к солнышку мы тянемся. 7. Танец «Луч солнца» (импровизация) 8. Итоги конкурса «В каждом рисунке солнце».  9.   Конкурс   «Солнечные   слова»  (мамы   и   дети   говорят   друг   другу слова, записанные дома – задание к проекту) 10. Презентация  газеты первого класса «СОЛНЫШКО» Сказка «доброе Солнышко и злая Туча» Однажды летом ярко – ярко светило Солнце. Высоко, высоко в небе кружились птицы. День был чудесный! Птицы пели свои песни. Тут появилась Тучка. Она очень рассердилась, стала чёрная – пречерная. Нахмурила туча брови, полился дождь. Но Солнышко не испугалось, её лучи   стали   жёлтыми   –  жёлтыми.  Поняла   Тучка,   что   ей   не   победить Солнце.   Стала   она   смотреть   на   Солнце,   думать   как   бы   извести   его. Смотрела, смотрела Туча на яркое Солнышко и не заметила, как сама расплылась в улыбке. Ведь Добро всегда побеждает Зло. 11. Исполняется песня «Солнечный круг». Каждому   первокласснику   вручается   проект   «Солнечный календарь».         ЛИТЕРАТУРА 1.  Гузеев   В.В.   Метод   проектов   как   частный   случай   интегрированной технологии обучения / В. В. Гузеев  // Директор школы. – 1996. ­ № 6 2.   Землянская   Е.   Н.   Учебные   проекты   младших   школьников   /   Е.   Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. ­ № 9 3.   Митяш   Н.В.   Проектная   деятельность   младших   школьников:   книга для учителей начальных  классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2002. 4.   Селевко   Г.К.   Современные   образовательные   технологии/   Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 1998.