Интегрированное содержание, уровневый способ обучения, использование системы проектов – всё это позволяет включить обучаемых процесс «от идеи до реализации» и способствует более полному освоению технологической картины мира. При правильно поставленных задачах развивается потенциал учащихся с разным уровнем подготовки, налаживаются и развиваются связи теоретических знаний и практических умений. Развиваются качества личности: инициативность, коммуникативность, умение планировать, видеть перспективу. Совершенствуются психические процессы: логическое мышление, развивается творческое мышление. Проектная деятельность развивает интерес к закономерностям, учит видеть красоту и гармонию человеческой мысли. Всё это является важнейшим элементом общей культуры.Статья о проектной деятельности в наччальных классах
Практика применения метода проектов в начальных классах
Шубенок Ольга Николаевна
учитель начальных классов, КГУ « Арзамасская средняя школа»,
Узункольский район
Пояснительная записка
Современные педагоги,
организуя учебный процесс,
не
ограничиваются развитием предметных умений, но ставят перед собой
более высокие и важные задачи: благотворно влиять на развитие
личности каждого ребёнка, выявлять и развивать его способности,
прививать тягу к самообразованию, вкус к творчеству. Творчеству, как
и любой другой деятельности, можно научиться. Образовательной среде
необходимо дидактическое обновление системы развития творческой
личности школьника. При этом особую актуальность приобретает
вопрос о разработке креативных технологий обучения, развития и
воспитания подрастающего поколения.
На развитие общеучебных умений и навыков, отмеченных в
проекте государственных стандартов 12 – летнего образования, как
считают многие учителя нашей области, следуют направить
организацию проектной деятельности учащихся. Это обусловлено тем,
что проектная деятельность школьников не только развивает ребёнка,
но и выполняет важную дидактическую задачу. Помимо обучения,
воспитания и развития учащихся, она снижает противоречие двух
ведущих составляющих процесса обучения: естественно – научной и
гуманитарной.
Интегрированное содержание, уровневый способ обучения,
использование системы проектов – всё это позволяет включить
обучаемых процесс «от идеи до реализации» и способствует более
полному освоению технологической картины мира. При правильно
поставленных задачах развивается потенциал учащихся с разным
уровнем подготовки, налаживаются и развиваются связи теоретических
знаний и практических умений. Развиваются качества личности:
инициативность, коммуникативность, умение планировать, видеть
перспективу. Совершенствуются психические процессы: логическое
мышление, развивается творческое мышление. Проектная деятельность
развивает интерес к закономерностям, учит видеть красоту и гармонию
человеческой мысли. Всё это является важнейшим элементом общей
культуры.
Используя в своей работе метод проектов, направляю урочную и
внеурочную деятельность на формирование личностного отношения к
окружающему миру. Учащиеся должны овладеть этическими,
эстетическими и нравственными нормами. Это одна из главных задачобучения, и служит она верным маяком, главным ориентиром каждому
учителю в понимании своей социальной роли, своей гражданской,
личностной позиции в профессиональной деятельности.
При проведении уроков и внеклассных мероприятий с
использованием проектной деятельности ставлю основную цель:
превратить обучение в творческий процесс,
формировать
познавательные интересы школьников, развивать их способности,
воспитывать ответственность. Привлечение родителей учащихся к
активному участию в УВП способствует реализации социально
значимых проектов. Собранный материал оформлен в авторских
журналах «МАЯК» по следующим темам: «Метод проектов. Практика
применения»,
«Четвероногие друзья»,
«Семейные проекты», «Этот загадочный водный мир!». В каждом из
них есть пояснительная записка. В содержание журналов входят
презентации по темам, уроки и внеклассные мероприятия с
использованием проектов, созданных учащимися и их родителями. В
журналах собраны фотографии, рисунки, поэтические тетради,
пословицы, загадки, литературные произведения, мини – сочинения по
темам проектов.
«Выглянуло солнышко»,
Не теряет своей актуальности вопрос сохранения здоровья детей
на всех этапах образовательного процесса. Создан авторский журнал
«Начальная школа Арзамасская», в котором содержится описание форм
и приёмов работы по здоровьесбережению, в данный журнал также
включён проект «Семейная игротека». Весь материал названных
журналов используется на уроках, внеклассных мероприятиях,
проводятся сюжетно – ролевые игры, профориентационная работа. На
основе собранного материала созданы рабочие тетради для учащихся,
проводятся уроки общения «В нашу гавань заходите, корабли!».
Работая в центрах, общаясь с учителями – предметниками, учащиеся
повышают свой интеллектуальный уровень, так как на этих уроках
также используются проекты, созданные детьми и их родителями,
соблюдается преемственность начальной школы и среднего звена.После
проведения уроков и внеклассных мероприятий «маленькие
энциклопедии» класса пополняются материалом, собранным учащимися
и их родителями. Продуктами проектов являются газеты «Морячок»,
«Солнышко», сборник пословиц, книжки – малышки, брошюры, альбомы
с рисунками, презентации. Уроки с использованием проектов носят
интегрированный характер, благодаря включению в проектную
деятельность учащиеся получают удовлетворение, так как видят
продукт своего собственного труда.
Проектная деятельность – результативная форма работы с
учащимися начальных классов в малокомплектной школе. Результаты
применения метода проектов: учащиеся рассматривают проблему сразных точек зрения, презентуют результаты своего труда, расширяется
кругозор учащихся,
развиваются интеллектуальные способности
учащихся, происходит сотрудничество семьи и школы, собранный
материал по теме проекта используется на уроках и внеклассных
мероприятиях в течение года, проекты позволяют решать задачи
экологического,
нравственного
воспитания, проводится профориентационная работа с учащимися,
развивается интерес к учению, умение работать в группе, повышается
качество знаний, учащиеся учатся самостоятельно добывать знания,
развиваются творческие способности учащихся.
патриотического,
эстетического,
Развитие исследовательской деятельности обучающихся
относится к числу приоритетных задач казахстанского образования.
Общешкольный проект «Выглянуло солнышко»
Руководитель проекта: Ольга Николаевна Шубенок
Тип проекта: информационный, творческий, недельный
Учебные дисциплины: русский язык, литература, познание мира,
изобразительное искусство, музыка
Оборудование: рисунки детей и их родителей, сказки, стихотворения,
рассказы, песни, произведения устного народного творчества о солнце
кроссворды, предметы декоративно – прикладного искусства,
аппликации
Цели проекта:
1 Познавательный аспект: увеличение объёма знаний о солнце,
нахождение поэтических, художественных произведений на эту тему
Развивающий аспект:
развитие творческих способностей,
2.
способности логически излагать, сопоставлять полученные данные
3. Воспитательный аспект: воспитывать интерес к познанию мира,
внимательное отношение к близким людям, позитивное отношение к
жизни, стремление делать добрые дела
Аннотация: идеей создания проекта послужило чтение сказки «У
: Почему нельзя прожить без
солнышка в гостях». Вопросы проекта
солнышка? Каким бывает солнышко. Есть ли произведения
о
солнышке? Какие ассоциации возникают со словом «солнышко»?
Сотрудничество: с психологом школы (тренинги «В лучах солнца»),
медработником школы, учителем музыки
Продукты проекта: альбомы с рисунками солнышек, газета класса
«Солнышко», брошюры «Я и солнышко» индивидуальные работы,
журнал «МАЯК» для школьной библиотеки»
Результативность: расширение кругозора учащихся, сотрудничество
с родителями, раскрытие творческих способностей, развитие
творческой фантазии, развитие интереса к предметам, воспитание
ответственностиВнеклассное мероприятие для учащихся начальных классов
«Солнечный круг»
Цели:
1. знакомить с произведениями устного народного творчества,
заинтересовать изучением специальной и художественной литературы
по теме, дать полезные советы и рекомендации по здоровому образу
жизни, активизировать работу родителей при составлении семейных
проектов;
2. развивать память, устную речь учащихся, творческую фантазию,
коммуникативные умения, интеллектуальные способности учащихся,
музыкальный слух;
3. воспитывать внимательное отношение к близким людям, своему
здоровью, эстетический вкус
Оборудование: презентация «Выглянуло солнышко», «Поэтическая
тетрадь», рисунки солнышек, поделки, проекты первого класса и
учащихся среднего звена, газеты «Солнышко», семейные проекты
Ход мероприятия:
1.Орг. момент. Звучит песня «Солнечный круг»
2.Сообщение целей мероприятия.
Приглашаю вас на внеклассное мероприятие «Солнечный круг».
Сегодня мы подведём итоги общешкольного проекта «Выглянуло
солнышко», узнаем о солнышке много нового.
3.Заклички о солнышке:
Солнышко красно, гори, гори ясно, солнышко красно! В небо пташкой
залети, нашу землю освети, чтоб садам и огородам зеленеть, цвести
расти! Солнышко красно, гори, гори ясно! В небе рыбкой проплыви,
нашу землю оживи, всех на свете ребятишек обогрей, оздорови!
Когда долго не было дождя, звали солнышко:
Солнышко, покажись, красное снарядись,
Чтоб год от года давала нам погода
Тёплое летечко, грибы в берестечке, ягоды в лукошко, зелёного
горошка.
А теперь вспомним украинскую закличку (из проекта учащихся):
Приди, приди, солнышко ,под моё оконышко,
Лей щедрее, солнышко, золото в окошечко,
Будем греться вволю, как цветики в поле, деточки играют, тебя
дожидают.
Входит девочка в костюме солнышка. Ребята приветствуют:
Здравствуй, солнце ясное! Здравствуй, солнце красное!
Здравствуйте! Я – Красное Солнышко. Дарю всем радость, тепло и
любовь!
Ученица:Светит, светит солнце в чистое оконце, озаряет рощи и цветистый луг.
Много, много песен о тебе поётся, добрый, лучезарный, золотистый
друг.
Светит, светит солнце, всюду так и льётся, в норку, словно мышка,
убежала тень. Расцвели улыбки, всё вокруг смеётся.
Здравствуй наш прекрасный, новый ясный день!
Звучит песня «Выглянуло солнышко».
Слова К. Ибряева, музыка Ю. Чичкова
4. Учащиеся читают стихотворения о солнышке из поэтической
тетради.
Солнечный клубок не размотаешь,
Тянется к нам солнечная нить,
Хорошо, что можно, хорошо, что можно
Каждому по солнцу подарить!
Учитель приглашает всех посетить «солнечную галерею». (В классе по
кругу размещены все рисунки солнышек – проекты). Звучит
классическая музыка, все рассматривают рисунки, определяют
понравившиеся солнышки. Жюри подводит итоги и называет итоги
конкурса «Зрительские симпатии»
4 НОУ «Знаете ли вы?» (рассказ учащихся о солнце)
Солнце – это звезда. И одна из самых близких к Земле. Это
огромный раскалённый шар. А температура на Солнце около 6 тысяч
градусов по Цельсию. С земли солнце кажется людям большим плоским
«блином». Но это совсем не так. То, что это шар, помог человеку узнать
телескоп. В нём находится большое увеличительное стекло, которое
сделано специально для того, чтобы рассматривать небо. Солнце
состоит из огня. Оно не такое, как Земля. В нём нет ничего твёрдого.
Хоть Солнце и находится очень далеко от Земли, но его свет доходит до
нас за 8 минут и 20 секунд. Другие звёзды, как и Солнце, тоже огромные
шары. Некоторые из них даже больше Солнца. Но они находятся от
Земли очень далеко. А солнце поближе. Поэтому оно кажется
человеку очень большим, больше, чем звёзды. Звёзды далеко, поэтому и
свет от них слабый. И тепла от них нет. А Солнце ближе, поэтому оно
нам ярко светит и отдаёт своё тепло. Солнце намного больше Земли.
Внутри такого шара, как Солнце, могло бы поместиться почти полтора
миллиона земных шаров. Если лететь к солнцу на самолёте ТУ – 154, то
пришлось бы лететь целых 15 лет. Но солнце состоит из огня. И там
очень жарко.
5.Медработник школы проводит инструктаж по ТБ
«Летнее солнышко»:
Часто ребята думают, что закаливание солнцем – это подольше
позагорать. Но для того, чтобы солнце принесло пользу, надо соблюдатьправила. Надо знать, какая доза солнечных лучей для вас допустима.
Это можно определить в физиотерапевтическом кабинете поликлиники.
У каждого чувствительность кожи к солнечным лучам разная. Загорать
надо постепенно. Время загорания надо начинать с 10 – 15 минут (до
получаса). Загорать лучше с 9 до 11 часов и с 16 до 18 часов, то есть,
когда воздух не слишком разогрет. Нельзя идти на пляж сразу после
еды, следует подождать час – полтора. Необходимо пользоваться
светлой, лучше белой косынкой или панамкой, для того, чтобы
защитить голову от солнечных лучей. Иначе солнечное облучение может
привести к солнечному удару. Яркое солнце может вызвать даже ожог
глаз, поэтому следует носить летом тёмные очки. После солнечных ванн
следует отдых в течение 10 – 15 минут, затем можно искупаться или
принять душ. Помните, что загар – это напряжённая работа всего
организма, поэтому отдых обязателен.
Дети и родители, доктор вам велит,
что при солнечном ударе делать надлежит:
1. Отведите пострадавшего в затемнённое прохладное место
2. На голову следует положить холодный компресс или пузырь со
льдом
3. Можно сделать холодное обтирание
4. Давайте потерпевшему как можно чаще прохладное питьё.
А чтобы не было перегревания тела, а тем более солнечного удара, при
котором может случиться даже рвота и судороги, надо выполнять
следующие правила. В жаркую солнечную погоду следует носить
лёгкую хлопчатобумажную одежду, которая будет защищать ваши
плечи, спину и грудь от солнечных ожогов. На солнце нельзя долго
играть в подвижные игры. Время от времени на 15 – 20 минут следует
уходить в тень и отдыхать. Если есть такая возможность, то чаще
окунайтесь в прохладную воду. Пейте побольше прохладных напитков,
если вы долго находитесь под жарким солнцем.
Помните, родители, запомните, дети:
за своё здоровье вы сами в ответе!
Приближаться к солнцу опасно. А вот лучи, которые оно посылает на
землю, очень нам нужны. Ведь с солнцем человек связывает всю свою
жизнь. Оно помогает вырасти хорошему урожаю, оно даёт нам тепло,
свет и укрепляет наше здоровье. Солнце люди называют нашим
светилом. Оно ещё и хороший ориентир для погоды. Вот что говорил
народ издавна о приметах погоды по солнцу: если зимой солнце в
серьгах, это к сильному морозу. Если круг туманный – к метели. Если
на закате солнца много облаков в виде полос – это к дождю. Если
летним вечером солнце зашло за тучу, надо ждать дождя.Если солнце восходит в тумане, значит, погода будет ясной, тихой и
душной. Если при восходе солнца душно, то к вечеру надо ждать дождя.
6.Физминутка «Солнечная зарядка».
Мы – листочки, мы – листочки. Мы шумим, качаемся, вместе с тёплым
ветерком к солнышку мы тянемся.
7. Танец «Луч солнца» (импровизация)
8. Итоги конкурса «В каждом рисунке солнце».
9. Конкурс «Солнечные слова» (мамы и дети говорят друг другу
слова, записанные дома – задание к проекту)
10. Презентация газеты первого класса «СОЛНЫШКО»
Сказка «доброе Солнышко и злая Туча»
Однажды летом ярко – ярко светило Солнце. Высоко, высоко в
небе кружились птицы. День был чудесный! Птицы пели свои песни. Тут
появилась Тучка. Она очень рассердилась, стала чёрная – пречерная.
Нахмурила туча брови, полился дождь. Но Солнышко не испугалось, её
лучи стали жёлтыми – жёлтыми. Поняла Тучка, что ей не победить
Солнце. Стала она смотреть на Солнце, думать как бы извести его.
Смотрела, смотрела Туча на яркое Солнышко и не заметила, как сама
расплылась в улыбке. Ведь Добро всегда побеждает Зло.
11. Исполняется песня «Солнечный круг».
Каждому первокласснику вручается проект «Солнечный
календарь».
ЛИТЕРАТУРА
1. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной
технологии обучения / В. В. Гузеев // Директор школы. – 1996. № 6
2. Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников / Е. Н.
Землянская // Начальная школа. – 2005. № 9
3. Митяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга
для учителей начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. – М.:
Вентана – Граф, 2002.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К.
Селевко. М.: Народное образование, 1998.