Статья "Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности"
Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
16.05.2018
Использование нетрадиционных техник в рисовании способствуют снятию детских страхов, развитию внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром. Потребность детей в рисовании заложена на генетическом уровне, ребенок изучает окружающий мир, что так необходимо для его развития (кляксография, рисование поролоном, шаблон графия, печать листьями, расчесывание краски и т.д.)Сегодня большое внимание уделяется раннему развитию детей: лепка, рисование, аппликация и оригами больше всего способствуют развитию ребенка, помогают приобщить детей дошкольного возраста к миру прекрасного, развить активный интерес к изобразительному искусству, обеспечивают гармоничное развитие и творческую самореализацию у дошкольников, поэтому применение всех этих видов деятельности педагогически целесообразна.
статья+(5).docx
Использование нетрадиционных техник рисования для развития
творческих способностей у дошкольников в изобразительной
деятельности
Истоки способностей и дарований детей — на
кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие нити — ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами, чем
больше мастерства в детской руке, тем умнее
ребёнок.
В. А. Сухомлинский
Сегодня большое внимание уделяется раннему развитию детей: лепка,
рисование, аппликация и оригами больше всего способствуют развитию
ребенка, помогают приобщить детей дошкольного возраста к миру
прекрасного, развить активный интерес к изобразительному искусству,
обеспечивают гармоничное развитие и творческую самореализацию у
дошкольников, поэтому применение всех этих видов деятельности
педагогически целесообразна.
Использование нетрадиционных техник в рисовании способствуют
снятию детских страхов, развитию внутренней гармонии с самим собой и
окружающим миром. Потребность детей в рисовании заложена на
генетическом уровне, ребенок изучает окружающий мир, что так необходимо
для его развития (кляксография, рисование поролоном, шаблон графия,
печать листьями, расчесывание краски и т.д.)
На занятиях с детьми в детском объединении «Радуга», в котором
занимаются дошкольники от 4 до 7 лет, применяются такие нетрадиционные
техники рисования, как техника печатания ладошкой, техника рисования
пальчиками, рисование ватными палочками, тычок жесткой полусухой
кистью, оттиск скомканной бумаги, обрывная аппликация, аппликация из
вырезанного силуэта и скатанных маленьких комочков, мозаикафреска из
крупы (пшено) и мозаикафреска из яичной скорлупы. Такое разнообразие
видов творческой деятельности помогает детям на занятиях лучше
почувствовать созвучие красоты окружающего мира, а чем разнообразнее
детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка,
реализуются его потенциальные возможности и первые проявления
творчества.
Для развития у детей способностей в изобразительной деятельности,
педагог использует на занятиях технику рисования «тычок» жесткой
полусухой кистью. Эта техника не требует от детей специальных умений,
необходимо лишь правильно и доступно детям рассказать, а главное показать
технологическую последовательность в данной технике. Для того, чтобы работа была выполнена красиво и аккуратно, педагог концентрирует внимание
ребят на то, чтобы густой гуаши на кисти была немного, а кисть должна быть
жесткой. После каждого промывания, кисть необходимо сухо вытирать
салфеткой.
В процессе работы в этой технике, педагог непременно
проговаривает, чтобы учащиеся обращали внимание на первый «тычок»
желательно который нужно сделать на отдельном листе, а при выполнении
«тычка» кисть должна находится в вертикальном положении относительно
листа. Далее, когда дети немного освоят эту технику, они переходят на
заготовленный лист для выполнения основной работы. Такая нетрадиционная
техника рисования помогает выражать в своем творчестве свое собственное
«я», через воплощение необычных рисунков, картин и раскрасок.
Не менее увлекательная для ребят является техника рисования
ладошками. Детям нравится оставлять следы своих ладошек на бумаге, а
также у них возникает стремление обыграть свои изображения, для этого, все
что появляется на листе бумаги дети рассматривают, и к тому что получилось
дорисовывают нужные детали – птицу которую надо покормить, рыбу которая
плавает в аквариуме, солнышко спряталось за тучу и т.д. Используя на
занятии технику рисования ладошками, педагог обращает внимание детей и
показывает им как необходимо опускать ладошку в емкость с краской, а
чтобы отпечаток ладошки был четко виден на листе бумаги, необходимо
ладошку правильно положить на лист и сильно прижать всю ладонь и
пальчики к листу бумаги. Пальчиковая живопись помогает развивать у детей
творческое начало, учит самовыражаться, формирует эстетический вкус.
Для развития у детей, фантазии и воображения на занятиях в детском
технику рисования мятой
объединении «Радуга» педагог использует
бумагой, она очень интересна не только дошкольникам, но и опытным
художникам. Техника рисования мятой бумагой, в чемто напоминает
создание изображений штампиками. Для этого творчества подойдут любые
краски: акварельные и гуашевые. Педагог показывает ребятам, как правильно
необходимо разбавить краску, чтобы она была максимально жидкая, а также
рассказывает и показывает учащимся, как смять лист бумаги, опустить
комок в краску и аккуратно приложить, придавливая комком на лист бумаги
равномерно, чтобы получился красивый и необычный отпечаток. Работа в
этой технике развивает мелкую моторику рук, а работа с красками дает
представление о колористике и необычном способе нанесения изображений,
которое позволяет в полной мере проявлять фантазию. Каждый штрих
получается непохожим на предыдущий, поэтому в каждом из них ребенок
видит совершенно разные предметы и соединяет их в единый образ.
Для развития у дошкольников творческого мышления, педагог
использует технику мозаикуфреску из крупы, которая вызывает у детей
большой интерес. Благодаря этой технике на занятиях не только рас
крываются творческие способности детей, но и вырабатывается усидчивость в
этом нелегком, казалось бы на первый взгляд творчестве. Картины из зерна выглядят оригинально и стильно, к тому же ими мы можем украсить стены
дома, а в зависимости от интерьера можно подобрать необходимые сюжеты и
оттенки для картин. Этот вид деятельности совсем несложно освоить с
детьми, если правильно рассказать и показать, как в этой технике можно
мастерить. Еще один плюс состоит в том, что материалы (различные злаки,
крупы, краски и клей) для таких мозаик доступны каждому, и их можно
купить практически в любом магазине.
Для вырабатывания у детей привычки быть усидчивыми, (что является
огромным плюсом для будущих школьников) педагог использует технику
мозаикуфреску из яичной скорлупы.
На занятиях обязательно нужно
рассказать и показать порядок выполнения техники, объяснить детям о
необходимости снятия пленки при выкладывании скорлупы на рисунок,
потому что скорлупа лучше ложится и наклеивается на поверхность без
пленочки. Первые скорлупки в начале работы педагог вместе с ребятами
приклеивает на подготовленный рисунок и показывает, как нужно аккуратно
смазать небольшую поверхность рисунка клеем ПВА, а затем положить
сверху кусочек скорлупы. Педагог обязательно обращает внимание детей, что
между скорлупками должно быть примерно одинаковое расстояние так это
придаст аккуратность и привлекательность всей работе. После заполнения
всего рисунка скорлупой, необходимо сказать учащимся, что работу нужно
отложить до полного высыхания клея, и только после высыхания рисунок
можно покрасить любыми красками.
Для освоения всех выше предложенных нетрадиционных техник педагог
использует дифференцированный подход: есть дети, которые быстро
справляются с заданием, сделав работу быстро и аккуратно, поэтому у детей
есть возможность смастерить еще одну, а то и две поделки. Есть ребята,
которые быстро утомляются во время изготовления поделки или не могут
справится с заданием без помощи педагога, тогда педагог предлагает
отдохнуть детям и уже после переменки педагог с ребенком, помогая ему,
доводит начатое дело до конца.
Результатом по освоению нетрадиционных техник в детском
объединении «Радуга», стало участие в городской выставке работ и
экспозиций по декоративноприкладному искусству и техническому
творчеству «Зеленый пояс Кузбасса». Учащиеся выполнили коллективную
работу: мозаикуфреску из крупы «Птица счастья», за которую были
награждены грамотой управления образования администрации Беловского
городского округа, получив третье место. На выставке «Украшаем свой дом»,
дети представили работы: «Весеннее настроение», «Золотая рыбка»,
«Бабочка» все композиции были выполнены в технике мозаика фреска из
яичной скорлупы.
Кроме этого, педагогом были проведены открытые занятия:
«Веселые снеговики», где использовалась техника обрывной аппликации; «Веточка мимозы», где ребята показали, как они владеют техникой
рисования пальчиками.
Раннее развитие способностей в творчестве уже в дошкольном возрасте
– залог будущих успехов. Известный педагог Валентина Николаевна Шацкая
определила: «Творчество дошкольников как метод наиболее совершенного
овладения определенным видом искусства и формирования творческой
личности». Благодаря использованию нетрадиционных техник на наших
занятиях, дети увлечены, у них воспитываются трудолюбие и усидчивость в
работе, а процесс создания красивых изделий, ненавязчиво, но весьма
продуктивно прививает любовь к творчеству.
Список используемой литературы
1. Горькова, Л.Г., Губанова, Н.Ф. Праздники и развлечения в детском саду. / Л.Г.
Горькова, Н.Ф. Губанова // М.; ВАКО, 2007. – 288с. (Дошкольники: учим,
развиваем, воспитываем). ISBN 5946654675 ISBN 9785946654678 с. 164
167
2. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т.Г. Казакова //
2009г.– С.94 96 с.
3. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/
Т.С. Комарова // 2010г. С. 81 83
Статья "Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности"
Статья "Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности"
Статья "Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности"
Статья "Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.