Пособие для преподавателей ДХШ

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 02.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пособие по композиции в младшей подготовительной группе для преподавателей детских художественных школ. Наглядно и доступно изложен материал, цели и задачи каждого урока, с первой по четвертую четверть. Преподаватели впервые столкнувшись с предметом композиция, могут посмотреть и воспользоваться примерами показанном в пособии.
Иконка файла материала ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДХШ.docx
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для преподавателей детской художественной школы иллюстрированное содержание разделов и тем  по учебному предмету  КОМПОЗИЦИЯ  МЛАДШАЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА Составитель: И.В. Пушина Преподаватель МУ ДО «ДХШ»  МОГО «Ухта»   Введение Творческая   деятельность   человека   развивается   в   двух   различных   направлениях, выражая,   с   одной   стороны,   стремление   отразить   в   рисунке,   скульптуре   или   цвете некоторые объекты и явления окружающего мира: людей, животных, события, с другой, стремление к созданию форм, не существующих  в природе, творимых воображением и фантазией людей. Круг,   квадрат,   треугольник,   шар,   цилиндр,   конус   и   другие   простые   формы   человек повседневно  наблюдал  в  природе:  круглая  луна,  шарообразное  яблоко,  конусообразные полевые цветы и т. п. Все эти формы используются при изготовлении различных предметов. Так возникает проблема сочетания простых форм ­ проблема композиции. У разных людей существует  различное представление о пространстве, разное к нему отношение.   По   традиции   дизайнер   и   архитектор   заботятся   главным   образом   лишь   о визуальной организации того, что видно в сооружении, но при этом не всегда учитывают, что   каждый   потребитель   имеет   собственное,   воспитанное   с   детства,   отношение   к пространству,   и   их   восприятие   композиции   различно.   Момент   учета   «человеческого фактора»   здесь   очень   важен,   так   как   данное   конкретное   пространство   всегда предназначено для конкретных людей, конкретного региона, для конкретного времени, что и отражается на формообразовании как единичного объекта, так и их комплексов. Слово   «композиция»   в   переводе   с   латинского   означает   сочинение,   составление, соединение,   связь,   построение,   структура.   Различают   три   основных   вида   композиции: фронтальную, объемную и глубинно­пространственную. Такое разделение в какой­то мере условно, так как на практике мы имеем дело с сочетанием различных видов композиции. Например,   фронтальная   и   объемная   композиции   входят   в   состав   пространственной, объемная композиция часто складывается из замкнутых фронтальных поверхностей и в то же время является неотделимой частью пространственной среды. Одним   из   основных   понятий   художественного   конструирования   изделий   является композиция   ­   построение   целостного   произведения,   элементы   которого   находятся   во взаимосвязи и гармоническом единстве. При   помощи   композиции   можно   добиться   наибольшей   выразительности   содержания своего произведения. Не   существует   каких   бы   то   ни   было   готовых   рецептов   и   обязательных   правил   в использовании   закономерностей   и   средств   композиции.   Однако   познание   различных примеров,   лежащих   в   основе   общепринятых   понятий,   позволяет   в   каждом   конкретном случае достичь художественной выразительности проектируемого изделия. Изучение   законов   композиции   само   по   себе,   бесспорно,   не   может   заменить   живого творчества,   творческой   интуиции.   Вместе   с   тем   знание   этих   законов   дает   ту профессиональную подготовку, без которой невозможна плодотворная работа. И   главную   роль,   на   начальном   этапе   изучения   композиции,   играет   личный   пример преподавателя, с подробным изложение материала. (В пособии использованы работы учащихся разных преподавателей)1 полугодие 1 четверть ЗАНЯТИЕ № 1.   Раздел 1. Предмет композиция      1.1. Вводное занятие (2 часа) Задачи: Вступительная беседа. Объяснение понятия "композиция" с учетом ее связи с  рисунком и живописью. Выяснение творческих возможностей учащихся.  Задание:  Ознакомительное задание ("Лето")(показ репродукций)(показ преподавателя) Формат А4, гуашь.         ЗАНЯТИЕ № 2,3  1.2. Формат в композиции (4 часа) Задачи: Знакомство с построением изображения с учетом выразительных свойств листа  бумаги (верх­низ, правое ­ левое поля). Вертикальный и горизонтальный формат.  Задание: Композиция в заданном формате.  Темы: "Река", "Поезд", "Улица", "Дерево",  "Высокий дом" и т.п. Формат А4­А3, различные материалы. ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ФОРМАТ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ФОРМАТ ЗАНЯТИЕ № 4 Раздел 2. Настроение в композиции2.1. Передача характера (2 часа) Задачи:  Развитие наблюдательности и образной памяти. Знакомство с особенностями  работы гуашью. Влияние манеры живописи  и цвета на передачу характера, настроения в  композиции. Задание:  Упражнения: приёмы работы гуашью (различные мазки, различные кисти)  (показ преподавателя). Формат А3,  различные материалы.     ЗАНЯТИЕ № 5,6   2.2. Состояние природы (4 часа) Задачи:  Знакомство с передачей композиционными средствами и цветом характера  определенного состояния природы. (демонстрация репродукций, наблюдения природы.) Задание: "Солнечный день", "Ветер", "Снег" или "Дождь" (показ преподавателя). Формат А4­А3, гуашь. Самостоятельная работа: аналогичное задание.ЗАНЯТИЕ № 7,8 2.3. Цветовая гамма (4 часа) Задачи: Знакомство с передачей тонально­цветовыми сочетаниями образов времен года;  знакомство с понятием цветовой гаммы, разъяснение ее роли в композиции. Задание: "Времена года. Осень".(с применением различных мазков, различных кистей) Формат  А4­А3, гуашь.   2 четверть ЗАНЯТИЕ № 9 2.4. Передача характера (2 часа) Задачи:  Развитие наблюдательности и образной памяти. Продолжение знакомства с  выбором формата и компоновкой изображения в листе. Введения понятия силуэт. Задание:  "Животные, птицы".  Формат А4­А3, различные материалы.          ЗАНЯТИЕ № 10,112.5. Гармония в композиции (4 часа) Задачи: Развитие чувства гармонии. Развитие опыта компоновки элементов композиции,  приобретение умения определять главное и второстепенное в работе, создание визуальной  уравновешенности элементов  композиции. Закрепление навыков работы гуашью, создание  гармоничного по цвету листа. Задание:  "Букет цветов" Формат А3, гуашь                  .      Развитие наблюдательности, передача характера. Знакомство с жанром портрета.     ЗАНЯТИЕ № 12,13 2.6. Передача характера (4 часа) Задачи:   (передача характера человека с помощью мимики лица, движения фигуры).  Задание:  "Мой друг", "Моя подруга", "Моя мама". Композиционный портрет. Формат А4­А3,  различные материалы.         ЗАНЯТИЕ № 14,15,16 2.7. Движение в композиции (6 часов) Задачи: Изучение особенностей передачи движения в композиции. Создание  определенного настроения с помощью цветовой палитры и положения фигур относительно  друг друга.  Задание:  "Любимая игра", "Праздник". Формат А3,  различные материалы.2 полугодие 3 четверть ЗАНЯТИЕ № 17,18 2.8. Цветовая гамма (4 часа) Задачи: Передача тонально­цветовыми сочетаниями образа времени года; продолжение  знакомства с понятием цветовой гаммы, разъяснение ее роли в композиции. Задание: "Времена года. Зима". Формат  А4­А3, гуашь.                 ЗАНЯТИЕ № 19 Раздел 3. Фантазия в композиции       3.1. Изображение узора (2 часа) Задачи: Знакомство с особенностями изображения узора с учетом формата. Знакомство с  понятиями ритм (повторение, чередование), декоративное изображение. Задание: Узор в полосе, квадрате. Формат А3, цветные карандаши.                             ЗАНЯТИЕ № 20,21   3.2. Фантазия в композиции (4 часа) Задачи: Способствовать развитию фантазии. Развитие умений в создании декоративного  изображения (преобразование формы и цвета). Задание:  «Сказочная птица». Формат А3, гуашь или другие материалы.ЗАНЯТИЕ № 22,23    3.3. Передача характера  (4 часа) Задачи: Развитие наблюдательности, передача характера. Продолжение знакомства с  жанром портрета. (передача характера с помощью мимики лица, движения фигуры, цвета).  Задание:  Портрет сказочного героя. Формат А3, различные материалы.                                           ЗАНЯТИЕ № 24, 25   3.4. Фантазия в композиции (4 часа) Задачи: Способствовать развитию фантазии. Развитие умений в создании декоративного  изображения (преобразование формы и цвета).  Задание:  "Волшебный замок" ( "Волшебный город", "Сказка"). Формат А3­А4, различные материалы.              ЗАНЯТИЕ № 26, 27, 28 3.5. Фантазия в композиции (6 часов) Задачи:  Развитие фантазии и умений в создании гармоничной композиции. 4 четвертьЗадание:  «Космос». Формат А3, гуашь.     ЗАНЯТИЕ № 29,30   3.6. Цветовая гамма  (4 часа) Задачи: Развитие наблюдательности, передача характера. Передача тонально­цветовыми  сочетаниями образа времени года; продолжение знакомства с понятием цветовой гаммы, ее роли в композиции. Задание:  "Времена года. Весна" (“Образ Весны”). Формат А3, гуашь.              ЗАНЯТИЕ № 31, 32, 33, 34   3.7. Зачёт Задачи: Проверка приобретенных знаний, умений и навыков.  Задание:  "Русские народные сказки". Формат А3, гуашь.  . Сюжетная композиция  (8 часов)

Посмотрите также