Пособие по композиции в младшей подготовительной группе для преподавателей детских художественных школ. Наглядно и доступно изложен материал, цели и задачи каждого урока, с первой по четвертую четверть. Преподаватели впервые столкнувшись с предметом композиция, могут посмотреть и воспользоваться примерами показанном в пособии.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для преподавателей детской художественной школы
иллюстрированное содержание разделов и тем
по учебному предмету
КОМПОЗИЦИЯ МЛАДШАЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Составитель: И.В. Пушина
Преподаватель МУ ДО «ДХШ»
МОГО «Ухта»
Введение
Творческая деятельность человека развивается в двух различных направлениях,
выражая, с одной стороны, стремление отразить в рисунке, скульптуре или цвете
некоторые объекты и явления окружающего мира: людей, животных, события, с другой,
стремление к созданию форм, не существующих в природе, творимых воображением и
фантазией людей.
Круг, квадрат, треугольник, шар, цилиндр, конус и другие простые формы человек
повседневно наблюдал в природе: круглая луна, шарообразное яблоко, конусообразные
полевые цветы и т. п. Все эти формы используются при изготовлении различных предметов.
Так возникает проблема сочетания простых форм проблема композиции.
У разных людей существует различное представление о пространстве, разное к нему
отношение. По традиции дизайнер и архитектор заботятся главным образом лишь о
визуальной организации того, что видно в сооружении, но при этом не всегда учитывают,
что каждый потребитель имеет собственное, воспитанное с детства, отношение к
пространству, и их восприятие композиции различно. Момент учета «человеческого
фактора» здесь очень важен, так как данное конкретное пространство всегда
предназначено для конкретных людей, конкретного региона, для конкретного времени, что
и отражается на формообразовании как единичного объекта, так и их комплексов.
Слово «композиция» в переводе с латинского означает сочинение, составление,
соединение, связь, построение, структура. Различают три основных вида композиции:
фронтальную, объемную и глубиннопространственную. Такое разделение в какойто мере
условно, так как на практике мы имеем дело с сочетанием различных видов композиции.
Например, фронтальная и объемная композиции входят в состав пространственной,
объемная композиция часто складывается из замкнутых фронтальных поверхностей и в то
же время является неотделимой частью пространственной среды.
Одним из основных понятий художественного конструирования изделий является
композиция построение целостного произведения, элементы которого находятся во
взаимосвязи и гармоническом единстве.
При помощи композиции можно добиться наибольшей выразительности содержания
своего произведения.
Не существует каких бы то ни было готовых рецептов и обязательных правил в
использовании закономерностей и средств композиции. Однако познание различных
примеров, лежащих в основе общепринятых понятий, позволяет в каждом конкретном
случае достичь художественной выразительности проектируемого изделия.
Изучение законов композиции само по себе, бесспорно, не может заменить живого
творчества, творческой интуиции. Вместе с тем знание этих законов дает ту
профессиональную подготовку, без которой невозможна плодотворная работа.
И главную роль, на начальном этапе изучения композиции, играет личный пример
преподавателя, с подробным изложение материала.
(В пособии использованы работы учащихся разных преподавателей)1 полугодие
1 четверть
ЗАНЯТИЕ № 1.
Раздел 1. Предмет композиция
1.1. Вводное занятие (2 часа)
Задачи: Вступительная беседа. Объяснение понятия "композиция" с учетом ее связи с
рисунком и живописью. Выяснение творческих возможностей учащихся.
Задание: Ознакомительное задание ("Лето")(показ репродукций)(показ преподавателя)
Формат А4, гуашь.
ЗАНЯТИЕ № 2,3
1.2. Формат в композиции (4 часа)
Задачи: Знакомство с построением изображения с учетом выразительных свойств листа
бумаги (верхниз, правое левое поля). Вертикальный и горизонтальный формат.
Задание: Композиция в заданном формате. Темы: "Река", "Поезд", "Улица", "Дерево",
"Высокий дом" и т.п.
Формат А4А3, различные материалы.
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ФОРМАТ
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ФОРМАТ
ЗАНЯТИЕ № 4
Раздел 2. Настроение в композиции2.1. Передача характера (2 часа)
Задачи: Развитие наблюдательности и образной памяти. Знакомство с особенностями
работы гуашью. Влияние манеры живописи и цвета на передачу характера, настроения в
композиции.
Задание: Упражнения: приёмы работы гуашью (различные мазки, различные кисти)
(показ преподавателя). Формат А3, различные материалы.
ЗАНЯТИЕ № 5,6
2.2. Состояние природы (4 часа)
Задачи: Знакомство с передачей композиционными средствами и цветом характера
определенного состояния природы. (демонстрация репродукций, наблюдения природы.)
Задание: "Солнечный день", "Ветер", "Снег" или "Дождь" (показ преподавателя).
Формат А4А3, гуашь. Самостоятельная работа: аналогичное задание.ЗАНЯТИЕ № 7,8
2.3. Цветовая гамма (4 часа)
Задачи: Знакомство с передачей тональноцветовыми сочетаниями образов времен года;
знакомство с понятием цветовой гаммы, разъяснение ее роли в композиции.
Задание: "Времена года. Осень".(с применением различных мазков, различных кистей)
Формат А4А3, гуашь.
2 четверть
ЗАНЯТИЕ № 9
2.4. Передача характера (2 часа)
Задачи: Развитие наблюдательности и образной памяти. Продолжение знакомства с
выбором формата и компоновкой изображения в листе. Введения понятия силуэт.
Задание: "Животные, птицы".
Формат А4А3, различные материалы.
ЗАНЯТИЕ № 10,112.5. Гармония в композиции (4 часа)
Задачи: Развитие чувства гармонии. Развитие опыта компоновки элементов композиции,
приобретение умения определять главное и второстепенное в работе, создание визуальной
уравновешенности элементов композиции. Закрепление навыков работы гуашью, создание
гармоничного по цвету листа.
Задание: "Букет цветов" Формат А3, гуашь
.
Развитие наблюдательности, передача характера. Знакомство с жанром портрета.
ЗАНЯТИЕ № 12,13
2.6. Передача характера (4 часа)
Задачи:
(передача характера человека с помощью мимики лица, движения фигуры).
Задание: "Мой друг", "Моя подруга", "Моя мама". Композиционный портрет.
Формат А4А3, различные материалы.
ЗАНЯТИЕ № 14,15,16
2.7. Движение в композиции (6 часов)
Задачи: Изучение особенностей передачи движения в композиции. Создание
определенного настроения с помощью цветовой палитры и положения фигур относительно
друг друга.
Задание: "Любимая игра", "Праздник". Формат А3, различные материалы.2 полугодие
3 четверть
ЗАНЯТИЕ № 17,18
2.8. Цветовая гамма (4 часа)
Задачи: Передача тональноцветовыми сочетаниями образа времени года; продолжение
знакомства с понятием цветовой гаммы, разъяснение ее роли в композиции.
Задание: "Времена года. Зима". Формат А4А3, гуашь.
ЗАНЯТИЕ № 19
Раздел 3. Фантазия в композиции
3.1. Изображение узора (2 часа)
Задачи: Знакомство с особенностями изображения узора с учетом формата. Знакомство с
понятиями ритм (повторение, чередование), декоративное изображение.
Задание: Узор в полосе, квадрате. Формат А3, цветные карандаши.
ЗАНЯТИЕ № 20,21
3.2. Фантазия в композиции (4 часа)
Задачи: Способствовать развитию фантазии. Развитие умений в создании декоративного
изображения (преобразование формы и цвета).
Задание: «Сказочная птица».
Формат А3, гуашь или другие материалы.ЗАНЯТИЕ № 22,23
3.3. Передача характера (4 часа)
Задачи: Развитие наблюдательности, передача характера. Продолжение знакомства с
жанром портрета. (передача характера с помощью мимики лица, движения фигуры, цвета).
Задание: Портрет сказочного героя. Формат А3, различные материалы.
ЗАНЯТИЕ № 24, 25
3.4. Фантазия в композиции (4 часа)
Задачи: Способствовать развитию фантазии. Развитие умений в создании декоративного
изображения (преобразование формы и цвета).
Задание: "Волшебный замок" ( "Волшебный город", "Сказка").
Формат А3А4, различные материалы.
ЗАНЯТИЕ № 26, 27, 28
3.5. Фантазия в композиции (6 часов)
Задачи: Развитие фантазии и умений в создании гармоничной композиции.
4 четвертьЗадание: «Космос». Формат А3, гуашь.
ЗАНЯТИЕ № 29,30
3.6. Цветовая гамма (4 часа)
Задачи: Развитие наблюдательности, передача характера. Передача тональноцветовыми
сочетаниями образа времени года; продолжение знакомства с понятием цветовой гаммы, ее
роли в композиции.
Задание: "Времена года. Весна" (“Образ Весны”).
Формат А3, гуашь.
ЗАНЯТИЕ № 31, 32, 33, 34
3.7. Зачёт
Задачи: Проверка приобретенных знаний, умений и навыков.
Задание: "Русские народные сказки". Формат А3, гуашь.
. Сюжетная композиция (8 часов)