Статья "Использование презентаций к художественным произведениям на уроках русской словесности (5-6 классы)"
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русская литература
5 кл—6 кл
18.01.2017
Статья посвящена работе по использованию презентаций на уроках русской словесности в 5-6 классах. Использование различных презентаций на уроке позволяет развить у детей интерес к предмету. В зависимости от темы, целей и задач существует несколько типов уроков работы с художественным текстом.
Использование презентаций к художественным произведениям на уроках русской словесности.docx
Использование презентаций к художественным произведениям на уроках русской
словесности
(56 классы)
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране
наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную
схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное
сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации
образования является использование информационных технологий в образовательных
дисциплинах, а это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из
результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей
к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать
полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации
этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя разных
стратегий обучения школьников и, в первую очередь, использование информационно
коммуникативных технологий в учебновоспитательном процессе.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более
интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал,
нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио
сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компактдиске.
Использование ИКТ на уроках позволяет перейти от объяснительноиллюстрированного
способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным
субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний
учащимися. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения,
активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий
позволяет:
развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности,
умение принимать оптимальные решения;
расширить возможности предъявления учебной информации;
сформировать у школьников умение работать с информацией,
коммуникативные способности;
усилить мотивацию учения;
активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала;
расширить наборы применяемых учебных задач;
качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;
приобщить школьника к достижениям информационного общества и адекватному
поведению в нем.
повысить уровень орфографической и пунктуационной компетентности учащихся,
реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём
самостоятельной работы.
развить
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала
к урокам можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация”
переводится с английского как "представление”. Мультимедийные презентации это
удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных
программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые
наиболее долго удерживают внимание ребенка. Более того, презентация дает возможность
учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей смены форм деятельности, учета психологопедагогических особенностей
конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться
максимального учебного эффекта.
Использование возможностей программы MS Power Point для создания презентаций
открывает большие перспективы для:
повышения эмоциональности урока, повышения интереса учащихся к учению,
воспитания потребности приобретать новые знания;
создания доброжелательной атмосферы на уроке, активного творческого труда;
школьников;
стимулирования познавательного мышления учеников;
наглядных методов обучения, использование игровых моментов в обучении.
Учеников привлекает новизна проведения уроков с использованием мультимедийных
презентаций. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при
которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами”, они с желанием выполняют
задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед
компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой
литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более
высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При
выполнении практических действий проявляется самоконтроль.
Использование
презентаций позволяет проводить уроки:
• на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)
• обеспечивает наглядность;
• привлекает большое количество дидактического материала;
• повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
• обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к
ученику, применяя разноуровневые задания).
Очень интересными с помощью презентации можно сделать уроки литературы. Портреты
писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из
произведений, составление плана, словарная работа, скороговорки и т.д. всё становится
интересным, если использовать эти современные методы.
Для разработки любого урока, в том числе и с использованием ИКТ, в первую
очередь необходимо определить тему и сформулировать цели и задачи. Если презентация
становится основой урока, то необходимо выделить этапы урока, выстроить логику
рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами урока определить
содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты,
иллюстрации, аудио и видеофрагменты) и только после этого приступить к созданию
слайдов в соответствии с планом урока.
Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то необходимо четко
сформулировать цель использования презентации и, исходя из нее, отобрать,
структурировать и оформить материал. В данном случае необходимо четко ограничивать
время показа презентации, продумывать варианты работы с презентацией на уроке.
Если презентация — творческая работа учащегося или группы учеников, то
необходимо как можно более точно сформулировать ему (им) цель работы, определить
контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на
ее защиту. С презентацией, созданной учеником, знакомиться заранее, особенно если она
играет концептуальную роль в уроке.
Для
уроков изучения художественного произведения тема может быть
сформулирована по названию произведения. Тема и цель урока и будут составлять
содержание 1го и 2го слайдов. Исходя из темы и учебных задач определяется содержание материала и формы
организации деятельности учащихся. Для данного типа уроков содержание материала чаще
всего включает в себя текст изучаемого произведения, иногда несколько текстов.
Формы и виды организации деятельности учащихся на уроках данного типа могут
включать как чтение произведения, его прослушивание, то есть использование
репродуктивного метода, так и анализ текста в форме беседы, постановки и решения
проблемных вопросов, то есть применение частичнопоискового метода.
Что же должно являться содержанием слайдов на урокахпрезентациях данного
типа?
На уроках художественного восприятия произведения, где показ слайдов может
ограничиться по времени несколькими минутами (37) в начале урока либо в конце, это
может быть изображение портрета писателя, формулировка темы урока и учебной задачи,
эпиграф к уроку, иллюстрации учеников или художников, изображение быта эпохи,
описанной в произведении. Хорошо, если показ слайдов будет сопровождаться музыкой.
Цель подобной презентации состоит в воздействии на разные сферы восприятия:
эмоции, мышление, воображение, создание положительного настроя на работу.
Презентации, сопровождающие уроки углублённого изучения произведения,
могут содержать помимо титульных слайды с вопросами разного характера,
стимулирующих аналитическую деятельность учащихся и развитие воображения, слайды с
заданиями для учеников, слайды информативного характера, с иллюстрациями к
произведению, с литературными терминами и др.
Цель подобной презентации – воздействовать на три канала восприятия,
осуществить возможность увеличения объёма изучаемого материала за счёт экономии
времени учителя и учеников, активизировать самостоятельную деятельность школьников,
расширить возможность применения дифференцированного подхода в обучении,
осуществить межпредметные связи, а в целом – способствовать реализации целей,
поставленных учителем. Для уроков, обобщающих изучение произведения, презентации также могут
содержать как иллюстративный и информативный материал, так и материал для
наблюдения, сопоставления, обобщения (вопросы проблемного характера, тексты для
сравнения, таблицы, схемы, кроссворды, тесты). Оправдано использование в данных
презентациях гиперссылок, способствующее более полному обобщению изученного
материала, его системному повторению.
Цель презентаций данного вида уроков – способствовать целостному восприятию
произведения, стиля автора, систематизации знаний, развитию логического мышления.
Я убеждена, что возможности использования ИКТ на уроке неограниченны и все
зависит от тех целей и задач, которые пытается решить учитель в соответствии с темой
урока или программными требованиями.
Говоря о применении информационных технологий и мультимедийных моделей в
процессе обучения, можно сказать, что реализация такого подхода позволяет развивать
интерес к предмету, организовать самостоятельную работу учащихся, реализовать
дифференцированный подход, развивать логическое мышление и навыки самоконтроля.
Переход к информационному обществу открывает новые возможности для
модернизации содержания обучения и методов преподавания. Компьютер становится
мощным средством для структурирования и систематизации математических знаний и
умений, для формирования мировоззрения и развития интеллекта учащегося.
Следует также учесть тот факт, что применение современных технологий на
уроках повышает статус учителя, который идет в ногу не только со временем, но и с
ребятами.
Статья "Использование презентаций к художественным произведениям на уроках русской словесности (5-6 классы)"
Статья "Использование презентаций к художественным произведениям на уроках русской словесности (5-6 классы)"
Статья "Использование презентаций к художественным произведениям на уроках русской словесности (5-6 классы)"
Статья "Использование презентаций к художественным произведениям на уроках русской словесности (5-6 классы)"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.