Статья "Использование сенсорных игр для развития речи детей."

  • Особые потребности
  • docx
  • 20.08.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья предназначена для родителей детей с ОНР. Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать ребёнку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые. Игры с крупой, макаронами, фасолью. Игры с водой. и др.
Иконка файла материала Стаья Использование сенсорных игр для развития речи детей.docx
Использование сенсорных игр для развития речи детей. Сенсорное развитие детей дошкольного  возраста с нарушением речи отличается  качественным своеобразием. Процесс  восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен ­  снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного,  слухового, тактильно­двигательного).  Снижена скорость выполнения  перцептивных операций. Затруднена  ориентировочно­исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и  качеств предметов.  Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать  ребёнку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные,  обонятельные и вкусовые.                                                                                                                                                           Игры с крупой, макаронами и фасолью.Игры с крупами и макаронами имеют большое значение для формирования тактильных  ощущений, развития мелкой моторики, сенсорных эталонов (цвет, размер, форма).  Вариантов игр с крупами множествоЧто понадобится для игр? Большая емкость (боксик  для хранения продуктов, миска, стеклянная или пластиковая, в общем, любая емкость,  которую вы решите отдать под игры); Несколько емкостей поменьше; Крупа (рис, гречка,  манка, пшеничка, пшёнка, ячневая крупа); Бобовые (горох, фасоль); Макароны (чем  разнообразнее – тем лучше); Орехи (целые грецкие, миндаль, кешью); Ситечко для  просеивания; Мелкие игрушечки, монетки, камешки, пуговицы, игрушки от киндер­  сюрпризов; Набор мерных ложечек. Игры с водой  Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать "фонтан", подставив под струю  воды ложку либо пузырёк с узким горлышко – обычно такой эффект приводит детей в  восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в "бассейн", в котором плавают игрушки.  Наполненный водой таз теперь станет "озером", в котором плавают рыбки и уточки.  Солнечный зайчик.  Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и  покажите малышу, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша,  отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего "зайчика". Тени на стене.  Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте её свет на стену. При  помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей  собаки, летящей птицы и т.д. Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и  организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки­ силуэты. Игры со звуками.  Обратите внимание ребёнка на звуки в окружающем мире:  скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваем чай, звон бокалов друг о  друга, скрип тормозов, стук колес поезда и т.д. Игры с мыльными пузырями Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы вызвать у  ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные  трубочки – например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги  толстую трубку для получения большого пузыря. Игры со свечами Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом.Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей – в темной комнате получится  эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище.Игра «Рисуем на крупе» Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по   нему   любую   мелкую   крупу.   Проведите   пальчиком   по   крупе.   Получится   яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие­нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения. А   если   взять   круг   из   картона   и   прицепить   к   нему   прищепки,   что   получится? Солнышко! А солнышко, какое? Круглое! А какого оно цвета?  Желтое!  Тактильные ладошки. 8 изображений ладошек, изготовленных из восьми разных материалов (наждачной  бумаги, пробкового материала, фольги гладкой и ребристой, сукна и пластика) различной  фактуры (гладкие, колючие, рифленые, шершавые).  "Чудесный мешочек". В мешочек сложены различные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик,  кубик, расческа, колесо, зубная щетка и др., из разных материалов и самой разнообразной  формы. Ребенку завязывают глаза, и на ощупь определить предметы и назвать их.