Статья предназначена для родителей детей с ОНР. Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать ребёнку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые. Игры с крупой, макаронами, фасолью. Игры с водой. и др.
Использование сенсорных игр для развития речи детей.
Сенсорное развитие детей дошкольного
возраста с нарушением речи отличается
качественным своеобразием. Процесс
восприятия, который является компонентом
сенсорного развития, несколько затруднен
снижен его темп, сужен объем, недостаточна
точность восприятия (зрительного,
слухового, тактильнодвигательного).
Снижена скорость выполнения
перцептивных операций. Затруднена
ориентировочноисследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и
качеств предметов.
Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать
ребёнку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные,
обонятельные и вкусовые.
Игры с крупой, макаронами и фасолью.Игры с крупами и макаронами имеют большое значение для формирования тактильных
ощущений, развития мелкой моторики, сенсорных эталонов (цвет, размер, форма).
Вариантов игр с крупами множествоЧто понадобится для игр? Большая емкость (боксик
для хранения продуктов, миска, стеклянная или пластиковая, в общем, любая емкость,
которую вы решите отдать под игры); Несколько емкостей поменьше; Крупа (рис, гречка,
манка, пшеничка, пшёнка, ячневая крупа); Бобовые (горох, фасоль); Макароны (чем
разнообразнее – тем лучше); Орехи (целые грецкие, миндаль, кешью); Ситечко для
просеивания; Мелкие игрушечки, монетки, камешки, пуговицы, игрушки от киндер
сюрпризов; Набор мерных ложечек.
Игры с водой
Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать "фонтан", подставив под струю
воды ложку либо пузырёк с узким горлышко – обычно такой эффект приводит детей в
восторг. Наполнив водой таз, организуйте игру в "бассейн", в котором плавают игрушки.
Наполненный водой таз теперь станет "озером", в котором плавают рыбки и уточки.
Солнечный зайчик.
Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и
покажите малышу, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и
т.д. возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша,
отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего "зайчика". Тени на стене.
Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте её свет на стену. При
помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей
собаки, летящей птицы и т.д. Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и
организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки
силуэты. Игры со звуками. Обратите внимание ребёнка на звуки в окружающем мире:
скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваем чай, звон бокалов друг о
друга, скрип тормозов, стук колес поезда и т.д.
Игры с мыльными пузырями
Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. Чтобы вызвать у
ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные
трубочки – например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги
толстую трубку для получения большого пузыря.
Игры со свечами
Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом.Наполнив таз водой, опустите
на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей – в темной комнате получится
эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище.Игра «Рисуем на крупе»
Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте
по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая
контрастная линия. Попробуйте нарисовать какиенибудь предметы (забор, дождик, волны,
буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и
массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится?
Солнышко! А солнышко, какое? Круглое! А какого оно цвета? Желтое!
Тактильные ладошки.
8 изображений ладошек, изготовленных из восьми разных материалов (наждачной
бумаги, пробкового материала, фольги гладкой и ребристой, сукна и пластика) различной
фактуры (гладкие, колючие, рифленые, шершавые).
"Чудесный мешочек".
В мешочек сложены различные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик,
кубик, расческа, колесо, зубная щетка и др., из разных материалов и самой разнообразной
формы. Ребенку завязывают глаза, и на ощупь определить предметы и назвать их.