Статья «Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»
Оценка 4.9

Статья «Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»

Оценка 4.9
Лекции
docx
русский язык +1
Взрослым
19.06.2017
Статья «Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»
Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов школьного курса. Редко сейчас можно встретить людей, которые интересовались бы русским языком и литературой. Высокой целью многолетнего терпеливого труда учителя - словесника провозглашается воспитание любви к родному слову. В своей работе каждый учитель сталкивается с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы. Моё педагогическое кредо – «УЧИТЬ детей УЧИТЬСЯ». Отсюда и вытекает моя главная педагогическая задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов школьного курса. Редко сейчас можно встретить людей, которые интересовались бы русским языком и литературой. Высокой целью многолетнего терпеливого труда учителя - словесника провозглашается воспитание любви к родному слову. В своей работе каждый учитель сталкивается с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы. Моё педагогическое кредо – «УЧИТЬ детей УЧИТЬСЯ». Отсюда и вытекает моя главная педагогическая задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.
выступление«Использование современных технологий в процессе преподавания русского языка ».docx
Для того, чтобы  ученик учился хорошо,                                                                                       нужно, чтобы он учился охотно.                                                                                                                             Л.Н.Толстой             Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных  предметов школьного курса. Редко сейчас можно встретить людей, которые  интересовались бы русским языком и литературой. Высокой целью многолетнего  терпеливого труда учителя ­ словесника провозглашается воспитание любви к родному  слову. В своей работе каждый учитель сталкивается с тем, что некоторые учащиеся не  усваивают материал программы. Моё педагогическое кредо – «УЧИТЬ детей УЧИТЬСЯ».  Отсюда и вытекает моя главная педагогическая задача – пробудить интерес детей к  учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как  программного, так и дополнительного материала. Как же заинтересовать учащихся?                Начнем с урока. Урок в современной школе… Каким он должен быть? Устарели ли  требования, предъявляемые к построению урока, методика его проведения? Конечно же,  нет. Триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) ­ обязательный  компонент любого урока. Однако современная  жизнь вносит свои коррективы в методику  преподавания. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его  общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным.  Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности  учащихся является использование современных технологий в образовательном и  самообразовательном процессе. Уровень интеллектуального развития учащихся будет  повышаться, если систематически применять современные образовательные технологии,  приёмы и методы, способствующие развитию учащихся. Особенность современного урока  заключается в том, что теоретические знания приобретаются активным путём. «Урок – это  зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального  богатства, показатель его кругозора и эрудиции», ­ утверждал  В. Сухомлинский. Эти слова не потеряли своей значимости. Чтобы ученикам было интересно учиться, а нам, учителям,  интересно учить, необходимо повышать свою информационную культуру, идти в ногу со  временем. Именно поэтому я активно использую в своей педагогической деятельности  ИКТ не как дань моде, а как возможность проводить уроки на новом современном уровне.  Что же необходимо сделать, чтобы урок русского языка и литературы был интересным и  увлекательным, чтобы дети могли выражать собственные мысли и принимать нужные  решения? Необходимо внести изменения в содержание и организацию учебного процесса,  процесса обучения.                                                                                 В этом помогут современные образовательные технологии. Какие же технологии я  использую на своих уроках?                                                                                                             1. Информационно­коммуникационные технологии.                                                                     2. Технология "Метод проектов".                                                                                                    3. Технология проблемного обучения.                                                                                            4. Технология модульного обучения.                                                                                              1 5. Тестовые технологии.                                                                                                                   6. Технология интеграции.                                                                                                               7. Игровые технологии.                                                                                                                     8. ЭОР в образовательном процессе.                                                                                               9. Формы и методы, создающие ситуацию успеха.              ИКТ   (информационно­коммуникационные   технологии).          Хочу поделиться опытом внедрения информационных технологий на своих уроках. У меня   в кабинете   русского   языка   установлены   компьютер,   мультимедийный   проектор, создана медиатека по изучаемым предметам, имеется постоянный доступ к сети Internet. Я по­разному   применяю   компьютер   в работе:   на уроках,   на факультативных   занятиях, во внеклассной   работе   по предметам,   в исследовательской   работе,   при   обмене информацией   с учащимися   с помощью   электронной   почты   и т. д.   Компьютер   использую на всех   этапах   обучения:   при   объяснении   нового   материала,   закреплении,   повторении, контроле   знаний,   умений   и навыков.   При   этом   для   ученика   он выполняет   различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий   учителя   и книгу),   наглядное   пособие   (качественно   нового   уровня с возможностями   мультимедиа   и телекоммуникаций),   индивидуальное   информационное пространство,   тренажер,   средство   диагностики   и контроля.   Я применяю   компьютер на уроках   для   того,   чтобы   решать   специальные   практические   задачи,   записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного   языка,   знание   лингвистических   и литературоведческих   терминов, формирование   общеучебных   умений   и навыков.  Основные   преимущества   ИКТ: разнообразие   форм   работы,   деятельность   учащихся,   активизация   внимания,   повышение творческого потенциала личности.  ИКТ помогает осуществлять разноуровневое обучение. Я   на   уроке   использую   электронные   учебники,   справочники,   энциклопедии,   таблицы, видеофильмы,  фонохрестоматии, презентации, тренажеры (показать).                                              Для меня компьютер на уроке – это инструмент с широкими возможностями, позволяющий   красочно   и   интересно   изложить   материал,   подготовить   дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Но необходимо помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по  русскому  языку  и   литературе   не  должно  заменять  традиционные  методы  и   приёмы обучения.   Технология проектов" "Метод                      Суть данной технологии заключается в том, что обучающиеся получают знания в процессе   планирования   и   выполнения   творческих   заданий   ­   проектов.   Метод   проектов задачи: решает ­   учащихся;   развитие   умения   ориентироваться   в   информационном   пространстве; ­ ­ мышления.   навыков познавательных критического творческого следующие развитие развитие и                                   Одна   из   трудных   задач,  которая  стоит  перед  учителем   и  учащимися,   ­  поиск проблемы.   Ядро   проекта   ­   исследовательская   работа   учащихся.   Отличительная   черта метода  проекта ­ поиск информации, которая будет отработана, осмыслена, представлена. Завершение   проекта   ­   презентация   своего   продукта.   На   своих   уроках,   во   внеклассной 2 и на так уровне, работе   метод   проектов   реализую   в   полной   мере,   позволяю   ученикам   создавать качественные и интересные проекты, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Исследовательские проекты моих учащихся оценены высокими баллами как на районном и краевом                          Технология проблемного обучения  очень актуальна на уроках литературы в процессе   анализа   произведений   ("Дубровский",   "Муму",   "Тарас   Бульба"   и   др.)   или   в организации исследовательской работы учащихся.                                                                                     Технологию модульного обучения применяю в среднем звене, чаще на уроках повторения   и   обобщения   материала.   Это   такая   организация   процесса   обучения,   при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на   индивидуально­дифференцированном   подходе.   Роль   учителя   на   модульном   уроке   ­ управление   работой   учащихся:   консультировать   сильных   учеников,   помогать   слабым.   федеральном.                                                                            Цель использования тестовых технологий – определять степень усвоения материала учащимися,  выявлять уровень знаний, умений и навыков, активизировать работу по усвоению учебного материала, создавать ситуацию успеха, готовить к успешной сдаче аттестационного экзамена в форме ОГЭ, ЕГЭ.  На уроках я активно использую тестовые задания при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала на уроках русского языка и литературы, для проведения промежуточного  контроля,  для   проведения  зачётных  и  итоговых  контрольных  работ,  а также   для   осуществления   систематического   индивидуального   и   группового   контроля знаний,   полученных   на   уроках.  На   уроках   я   использую   три   формы   работы   с   тестами: коллективную,   групповую,   индивидуальную.   В   тестах   применяю   разнообразные   виды заданий: задания с выбором односложного ответа «да» и «нет» или с выбором одного из четырёх предложенных вариантов, с кратким ответом в виде одного­двух слов, задания со свободным   развёрнутым   ответом.            Технология   интеграции в   образовании   способствует   формированию   целостной   картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Данная технология развивает целенаправленность, активность, гибкость мышления и   потенциал   самих   учащихся,   побуждает   к   активному   познанию   окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно­следственных связей, к развитию логики,  коммуникативных способностей. Я активно использую эту технологию. На уроках русского   языка   в   качестве   дидактического   материала   предлагаю   фрагменты   текстов художественных произведений различных   авторов, а на уроках литературы осуществляю связь   с   уроками   русского   языка   и   истории   (история   на   страницах   творчества М.Шолохова). На своих уроках я использую музыкальные произведения, записи мастеров слова на дисках, фрагменты экранизации, репродукции картин, провожу видеоэкскурсии. Использование   данной   технологии   расширяет   кругозор   обучающихся,   повышает   их интерес к предметам, а также формирует желание учащихся пополнить багаж   знаний за пределами материала учебника.                                                                                                           Одной из традиционных остаётся  игровая технология. Данная технология обладает огромными   возможностями.   Игровая   форма   занятий   создаётся   при   помощи   игровых приёмов   и   ситуаций,   которые   выступают   как   средство   побуждения,   стимулирования учащихся к учебной деятельности. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться,   мыслить   самостоятельно,   развиваются   внимание,   стремление   к знаниям. Игровые   технологии   занимают   важное   место   в  учебном  процессе,   так  как   не только способствуют воспитанию познавательных интересов, активизации деятельности, но и выполняют ряд других функций:   3 правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, 1) помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; игра   стимулирует   умственную   деятельность   учащихся,   развивает   внимание   и 2) познавательный интерес к предмету; 3) игра – один из приемов преодоления пассивности учеников;     4) в составе команды каждый  ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован   в   лучшем   результате   своей   команды,   стремится   как   можно   быстрее   и успешнее  справиться  с   заданием.  Таким  образом,  соревнование  способствует  усилению работоспособности учащихся. Игровые технологии я использую в 5­6 классах. Это связано с тем, что пятый класс – переходный этап в жизни детей: из начальной школы – в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов.   Задача учителя в это время   ­ сделать так, чтобы встреча   с   незнакомым,   где­то   непонятным   способствовала   возникновению   интереса   к учению.   Включение   в   урок   дидактических   игр   и   игровых   моментов   делает   процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение и предотвращает   преодоление   трудностей   в   усвоении   учебного   материала. всех                  ЭОР   в   образовательном   процессе,   их   преимущества   медиаиллюстрации,   которые   можно   копировать,          Широко использую электронные пособия виртуальной школы "Кирилл и Мефодий", основной   частью   которых   являются   электронные   уроки   литературы   с   5   по   11   классы, представляющие   собой   справочник   по   теории   литературы,   энциклопедические   статьи. Приобщиться к художественному миру поэтов и писателей русской литературы позволяют видеоматериалы,   увеличивать, распечатывать   отдельно   от   текста.   Использую   Большую   энциклопедию   КМ.   Уникальна электронная библиотека текстов "Хрестоматия по русской литературе", содержащая все ключевые произведения школьной программы с 5 по 11 класс, биографии и фотографии писателей.   В   работе   с   поэтическим   наследием   предпочтение   отдаю   электронной хрестоматии   "Русская   поэзия   XV__­   XX   веков".     На   дисках   имеются   справочники   по теоретическому   материалу.   Повысить   грамотность,   развить   навыки   аналитического мышления   учащихся   помогает   учебное   пособие   "Страна   Лингвиния".   Беру   из   этой программы   диктанты,   тренинги,   электронные   статьи   из   словарей   и   справочников.  Для подготовки к ЕГЭ использую электронные пособия издательства "Дрофа". Особо хочется отметить   важность   использования   лингвокультурологического   учебного   пособия   по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии  в курсе "Развитие речи".                   Формы   и   методы,   создающие   ситуацию   успеха            Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того чтобы работа в школе была эффективной,   должен   сработать   эффект   «соленого   огурца».   Главное   ­   создать   рассол, тогда какой бы огурец не был плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой рассол? Что взять за его основу? Педагогу для рассола нужны приемы и методы   создания   ситуации   успеха,   методы,   способствующие   пробуждению   интереса   к предмету.  Какие технологические операции создания ситуаций успеха провожу я? 1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.  «Мы все пробуем и ищем, только так может что­то получиться».  4 2. 3. 4. 5. 6. 7. «Люди   учатся   на   своих   ошибках   и   находят   другие   способы   решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили». Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.  «У вас обязательно получится».  «Я даже не сомневаюсь в успешном результате». Скрытое   инструктирование   ребенка   в   способах   и   формах   совершения деятельности  –   помогает   ребенку   избежать   поражения,   достигается   путем   намека, пожелания.  «Возможно, лучше всего начать с…..».  «Выполняя работу, не забудьте о…..». Внесение   мотива  –   показывает   ребенку   ради   чего,   ради   кого   совершается   эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» Персональная   исключительность  –   обозначает   важность   усилий   ребенка   в предстоящей или совершаемой деятельности.  «Только ты и мог бы….».  «Только тебе я и могу доверить…».  «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…» Мобилизация   активности   или   педагогическое   внушение  –   побуждает   к выполнению конкретных действий.  «Нам уже не терпится начать работу…».  «Так хочется поскорее увидеть…» Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой­то его отдельной детали.  «Тебе особенно удалось то объяснение».  «Больше всего мне в твоей работе понравилось…». «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы». А   теперь   попытаемся   систематизировать   приемы   и   методы   создания   на   уроках ситуации успеха.                  Какие приемы создания ситуации успеха я использую? 1. "Эмоциональное поглаживание". Учитель   с   легкостью   раздает   комплименты.   На   уроке   много   раз   говорит   "молодец", "умница ", "Ребятки, я горжусь вами!". Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.  2.«Умышленная ошибка» Мы ведь привыкли, что  только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая  возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя! Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом  возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания. 3. «Заражение» В   случае,   если   успех   отдельного   школьника   станет   стимулом   для   успеха   других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.                 С чего начинается создание ситуации успеха на уроке?           Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Возможно, с необычного начала   урока.   С   создания   психологического   климата,   обстановки   жизнерадостности, 5 разумного   сочетания   репродуктивных   и   творческих   методов.   С   предвкушения необычности, способности учителя удивлять. Так, например, на этапе «Мотивация   учебной деятельности. Целеполагание»  можно предложить вызывающее интерес к теме урока задание: покажите на пальчиках:  ­ Сколько частей речи вы знаете?  ­ Сколько типов речи вам известно?  ­ Сколько стилей речи существует? и др.   Приступая к этапу  «Работа над   темой урока» предлагаю  вызывающее интерес к теме урока задание:  ­Можно ли написать по­русски рассказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке?  Как вы думаете? Оказывается, можно. Вот как это сделала писательница Людмила  Петрушевская, а вы попробуйте узнать в тексте имена существительные и доказать  это. (Текст у каждого на парте)  — Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках записывая  вопросы, на которые они отвечают. Докажите, что это имена существительные.                              Пуськи бятые  Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:  — Калушата, калушаточки! Бутявка!  Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.  А калуша волит:  — Оее, оее! Бутявка – то некузявая!  Калушата бутявку вычучили.  Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:  — Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!  Физминутка тоже помогает развивать интерес: ­ Игра на внимание “Хлопок – молчок” (игра проводится стоя). Девочки хлопают, если услышат   имена существительные женского рода, а мальчики – мужского: кот, кошка, воробей, лиса, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь, гром, гвоздь, доктор, муха, платок. Помогают поддержать хорошее настроение на уроке интересные приемы рефлексии:  Прием «Незаконченные предложения» 1. Продолжите предложения: «На уроке мне больше всего понравилось…» «Меня удивило…» «Я запомнил, что…»или «Сегодня я узнал…» «Интереснее всего было…» «Мне это пригодится, чтобы…» 2.   Прием «Вопросы друг другу»            Учитель задает вопрос по теме урока и вызывает учащегося. Тот вызывает учащегося, задавая ему свой вопрос по теме. 3. Прием «Составь высказывания»     4.  «Я сегодня научился…» «Я сегодня закрепил знания…»    6 5. Игра «Змейка»     На доске   записаны задания для каждого ряда. Учащиеся по очереди – один человек из ряда – пишут одно слово по заданию. Ряд, все учащиеся которого справятся с заданием быстрее и правильно, выигрывает». 6. Физкультминутка для пальцев  Покажите на пальчиках:  ­ Сколько частей речи вы знаете?  ­ Сколько типов речи вам известно?  ­ Сколько стилей речи существует? и др.     7. Опрос  ­ Расскажите изученную сегодня орфограмму. Приведите примеры.     8. «Смайлик»  ­ Нарисуйте смайлик на полях, который бы отражал вашу подготовку к уроку (настроение на уроке, усвоение  материала).      9.  «Подчеркни нужное слово»        7 1.На   уроке   я   работал активно   /   пассивно 10. «Взаимоопрос» (работа в парах)   ­ 2.Своей  работой   на  уроке я доволен   /   не   доволен 3.Урок для меня показался коротким   /   длинным 4.За   урок   я не   устал   /   устал Задайте   касающихся сегодняшней темы.   друг   другу   по   2   вопроса, Кто из вас увереннее отвечал на вопросы, а кому стоит еще повторить материал?   ­   ­     5.Мое   настроение стало лучше / стало хуже 11. Прием «Микрофон» 6.Материал урока мне был понятен /  не полезен   интересен / скучен /   понятен   бесполезен Что   сегодня   на   уроке   произвело   на   вас большое впечатление, запомнилось? 12. Прием «Градусник»       ­   На   градуснике   36.6   –   это   нормальная   температура   тела   человека.   Какова   ваша температура усвоения сегодняшнего материала урока? Все поняли, получилось – 36.6. Не все в порядке – температура ниже. Запишите вашу температуру на полях тетради. 13. Прием «Перевоплощение» ­ Представьте себя охотничьим ветром. Расскажите на ушко соседу историю сегодняшнего урока (чему вы научились).  Как вы будете это делать: громко, шумно, нежно, тихо? 14. Прием «Баллы»  ­ Поставьте себе от 1 до 10 баллов, в зависимости от того, как вы поняли материал урока. Что бы вам еще хотелось узнать по этой теме?          На  уроке литературы особое место занимают творческие мастерские. Ребята пишут письма литературному герою, сочиняют сказки и стихотворения. Моя задача  ­ не только прививать любовь к слову, но и выявить талантливых детей, развивать их способности. Юных поэтов у меня много. Мы с ними   создаем поэтические сборники «Моя первая книжка».  Учащиеся являются победителями и призерами районных и  краевых конкурсов «Вдохновение». Их работы напечатаны в  краевых альманахах «Вдохновение», стихи  ребят опубликованы в районном сборнике «Вдохновение», который   я издала в прошлом году. Юные дарования имеют возможность печатать свои произведения в нашей школьной газете «ШКОЛА. РУ», главным редактором которой является Ломонос О.С., замдиректора по ВР. Я редактирую эту газету, с удовольствием размещаю творческие работы учащихся. На уроках русского языка и литературы мы с детьми ведем  тетради ­   справочники, в которых   находятся   опорные   конспекты   лингвистического   и   литературоведческого материала. Мастерим  закладки  в учебник и работаем с ними в течение учебного года (показать,   рассказать   о   работе).     Тетради   –   справочники   и   закладка   –   необходимые принадлежности на уроке, которые помогают учащимся вырабатывать орфографическую зоркость, материал. усваивать учебный       8 Во  внеклассной деятельности:  выпуск тематических газет, игры ­ путешествия, съезды   почитателей   русского  языка,     конкурсы   эрудитов  и  знатоков  русского  языка  и литературы, конкурсы чтецов, олимпиады. Всё это помогает ребятам реализовывать свои творческие способности. интеллектуальные способности, развивать                          А сейчас хотелось бы подробней остановиться на методах и приемах, которые недавно   стала   использовать   в   своей   работе.   Думаю,   они   вам   понравятся(   предложить раздаточный   материал).                                                            Письменные дебаты                                                         Методика   письменных   дебатов   открывает   возможность   для   проведения подобного   диалога   в   письменной   форме   при   участии   всех   учеников   класса.   Метод позволяет углубить знания учеников в области заданной темы, учит культуре дискуссии, развивает   способность   к   аргументации.   При   этом   учитель   получает   великолепный материал, который может служить основанием для оценки. Этот метод особенно хорош и эффективен в отношении спорных, неоднозначных тем. Способ проведения 1.        Ученики дома (либо на предварительных занятиях) знакомятся с темой, которая   должна   стать   предметом   дебатов.   Накануне   дебатов   учитель   на   уроке, информируя   учеников   о   предстоящей   теме,   кратко   поясняет,   каким   образом   будут проходить дебаты (это особенно важно, если дебаты проводятся впервые). 2.        Учитель     делит   класс   пополам,   рассаживает   учеников   за   столы, выставленные в ряд по обе стороны класса, и определяет, какую точку зрения будут отстаивать участники каждой группы (например,   группа 1 ­ сторонники, группа 2 ­ противники  данного утверждения). 3.        Далее   учитель   соединяет   учеников   попарно   так,   чтобы   в   каждой   паре оказались   сторонники   противоположных   взглядов.   Обозначим   пары   порядковыми номерами или буквами алфавита. Если в классе нечетное количество учеников, учитель должен подключиться к дискуссии на правах недостающего партнёра. Преподаватель раздает ученикам из группы 1  по листку бумаги в клеточку, обозначив в каждом из них номер (символ) пары. 4.        Ученики,   сидя   по   обе   стороны   класса,   начинают   парный   письменный диалог. Ученикам из группы 1 отводится 5 минут на формулировку одного открытого аргумента в пользу занимаемой ими позиции. Они записывают его на листок в форме одного старательно отредактированного параграфа. В это время ученики второй группы готовятся аргументировать свою точку зрения, которую они смогут изложить во время дебатов. 5.        Затем   листки   переходят   к   партнёрам   противоположного   лагеря (противникам   введения   военного   положения),   которым   отводится   8   минут   на формулировку   и   запись   ответа   на   аргументы  своих   партнёров   по   паре   и   изложение собственных контраргументов. 6.        Такая   процедура   обмена   аргументами   повторяется   2­3   раза,   причем каждый ученик должен обязательно ответить на аргумент партнёра и дописать затем собственный контраргумент. Обычно достаточно 3­4 раундов, чтобы исчерпать знания учеников.   В   последнем   раунде   ученикам   предоставляется   возможность   написать итоговый вывод. После этого работы собираются. 9 7.        Хорошей   формой   подведения   итогов   в   дебатах   является   вопрос, обращенный к обеим сторонам: "Каковы были наилучшие аргументы противника?" 8.        Работы   могут   оцениваться   учителем   индивидуально   или   попарно.   Если учитель планировал выставить оценки за эти работы, он обязан предупредить об этом учеников в самом начале урока.    (объяснить   на   примере   урока   литературы   по   творчеству   В.П.   Астафьева   с   использованием  мультфильма об экологической проблеме)                 Хочу поделиться с вами приемами активного чтения. Думаю, они помогут привить учащимся любовь к чтению. Прием «Чтение с пометами»  Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки: "V" – это я знаю  "+" – это новое для меня "­" – я думаю иначе "?" – необходимо разъяснение "!!" – это меня очень заинтересовало и др. Прием «Толстые и тонкие вопросы»  Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить  столь определенно   невозможно   (толстые   вопросы).   Толстые   вопросы   ­   это   проблемные   вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.  Прием «Чтение с остановками» (раздать тексты) Данный прием содержит все стадии технологии: 1 стадия ­ вызов.  На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. 2 стадия ­ осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление   о   материале.   Особенность   приема   в   том,   что   момент   уточнения   своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.   Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3 стадия ­ рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое   целое.   Формы   работы   с   учащимися   могут   быть   различными:   письмо,   дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению. Упражнения для совершенствования техники чтения 1. Звуковая разминка, куда входит работа над артикуляцией: гласные: А,О,У,Ы,И,Э. сочетания: А­У,А­О,Ы­И, Э­А,И­О. согласные: Г­С­Ж, Ш­Ж­С; согласные и гласные: ЖЕ,ЧЕ,ЩА,ЖРА,ЖРИ; скороговорки: Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата, служат разминкой перед чтением. 2. «Фотоглаз»:  за   отведённое   время   ученик   должен   «сфотографировать»   столбик   слов   и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово. Например: урок                                           город перемена                                   лес школа                                         дорога книга                                          красивый ручка                                         богатство учитель                                     автомобиль 10 обучение                                   играть 3.Найди лишнее слово:     берёза                        нож цветы                         вилка кустарник                  ложка осина                         тарелка опушка                      блюдце трава                          корова портфель                   чашка Использование этого приёма помогает ученикам научиться читать целыми словами. Цель упражнения: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов.            Задачи, стоящие перед учителем  ­ словесником, во многом отличаются от целей и задач   других   учителей   ­   предметников.   Наша   главная   цель   ­   это   душа   ребёнка,   это проблемы   нравственности,   это   развитие   творческой   личности.   Урок   ­   многогранный кристалл,   в   котором   отражается   вся   система   взаимодействия   учителя   и   ученика. Превратить  урок  в  процесс     сотворчества  нам  помогают  современные  образовательные технологии.   Они   помогают   мне   пробудить   у   детей   интерес   к   предмету,   добиваться высокого качества знаний, побеждать на конкурсах, конференциях, олимпиадах. 10 лет наши учащиеся сдают ЕГЭ. В 2007 году средний балл моих учащихся был 33 (это был самый высокий балл в районе). Ежегодно прослеживалась динамика. В 2015 году средний балл – 71.6, что выше районных и краевых показателей, есть 100 баллов по русскому языку.          В заключение хочу обратиться к словам известных талантливых педагогов. Нельзя не согласиться   с   утверждением   Л.Н.Толстого:   «Для   того,   чтобы   ученик   учился   хорошо, нужно,   чтобы   он   учился   охотно».   В.А.   Сухомлинский   писал:   «Успех   в   учении   ­ единственный источник   внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».  11

Статья «Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»

Статья «Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»

Статья «Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»

Статья «Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»

Статья «Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»

Статья «Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»

Статья «Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»

Статья «Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»

Статья «Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»

Статья «Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»

Статья «Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»

Статья «Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»

Статья «Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»

Статья «Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»

Статья «Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»

Статья «Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»

Статья «Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»

Статья «Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»

Статья «Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»

Статья «Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»

Статья «Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»

Статья «Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2017