Статья рассказывает о новой технологии, которую можно использовать на уроках по ФГОС ( по любому предмету). Я рассказываю, в частности, про уроки русского языка и литературы. По данной технологии дети работают в группах, выполняя задания каждый со своей позиции, защищая потом свою точку зрения.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8
Использование технологии позиционного обучения
на уроках русского языка и литературы
для повышения качества обучения
Учитель русского языка и литературы
Тармакова Елена Владимировна
г/о г.Бор
.Актуальнейший вопрос это требования ФГОС.
До этого счастливого момента
Работу начинали с компонента.
Шло время, и задуматься пришлось:
Теперь и в школе основной по ФГОС.
Чтобы личностные качества развить,
Нужно в деятельность всех детей включить:
Мотивировать и целеполагать,
проектировать её, осуществлять
И в систему обращать,
Чтоб могли самостоятельно
Находить пути решения
Тех проблем, что обнаружили,
Их уметь анализировать,
А полученные знания
дальше в жизни применять.
Сегодня ФГОС ставит перед школой очень важные задачи: научить ученика
учиться, самостоятельно работать с информацией, текстом, применять
полученные знания и сформированные УУД для решения практических и
жизненных задач
Какие же условия для этого необходимы? Прежде всего, вовлечение
каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс
пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности для
каждого ученика. И ещё важно помнить, что ученик в современной школе это
субъект учебного процесса.
Эти задачи сложно решить, применяя традиционные методы обучения. А вот
внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс
позволяет решать эти вопросы. Для организации работы с текстом в соответствии
с требованиями ФГОС для себя я открыла новую технологию позиционного
обучения, автором которой является доктор психологических наук, профессор
Николай Евгеньевич Веракса.
Педагогическая идея этой технологии заключается в том, чтобы создать
условия для каждого ученика по формированию и развитию умения —
продумывать, разрабатывать, объяснять и защищать свою позицию на основе
изучаемого текста.Дидактическими особенностями ТПО является то, что
обучение направлено на развитие метапредметных результатов: умения
работать с текстом, графически оформлять текстовый материал, творчески
интерпретировать информацию и ранжировать её по степени новизны и
значимости; создавать свой текст, а также умение представлять свою
определённую позицию;
появляется реальная возможность интеграции отдельных предметов;
создаются условия для вариативности и дифференциации;
формируются направленность на самореализацию, потребность в
рефлексии, в самоутверждении.
Важнейшая особенность обучения состоит в том, что процесс обучения
происходит в групповой совместной деятельности, при которой осуществляют
ся две основные функции, необходимые для успешной деятельности: это
решение поставленных задач (учебных, поведенческих и других);
оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
Педагогическая технология позиционного обучения состоит из следующих
этапов:
1 этап Подготовительный, который включает:
глубокое изучение текста,
и на этом же этапе
подготовка к управлению групповой дискуссией по содержанию текста;
2 этап Организационный: на котором происходит
деление учащихся на группы,
распределение позиционных ролей между группами , имеющими названия
«тезис», «понятие», «схема», «оппозиция», «апологет», «метод»,
«ассоциация», «символ» и другие, в зависимости от предмета и изучаемого
материала. Для творческой интерпретации текста можно добавить позиции
«поэзия», «художники», «театр»;
3этап Позиционное чтение:
роли,
группа, получив задание, изучает текст с точки зрения своей позиционной
вырабатывает «позицию»: содержание и способы ее презентации;
4этап Презентация группой своей позиции перед остальными участниками и
«защита» этой позиции:
каждая группа выходит и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою
позицию,
группа отвечает на вопросы учащихся и преподавателя.Как строится урок , если ТПО используется на всех его этапах.
. Структура урока:
мотивационная беседа или организационный момент: глубокое изучение текста
всеми учащимися, деление учащихся на группы (от 2 до 5 человек),
распределение позиционных ролей между группами, предложенных
преподавателем или по выбору самих учащихся и постановка цели занятия (3
мин);
позиционное чтение: группа изучает текст с точки зрения своей позиционной
роли и вырабатывает предложенную «позицию», содержание и способы ее
презентации (1520 мин);
презентация группой своей позиции перед остальными участниками и «защита»
этой позиции (20 мин).
подведение итогов (2 мин).
Каждый класс я разделяю на группы по разным признакам: сильные и
слабые, лево и правополушарные, смешанные, для того чтобы даже низко
мотивированного ученика поставить в ситуацию успеха. И задачи для
разных групп также дифференцированные.
Задачи групп:
«тезис» выделить и обосновать основные тезисы текста параграфа.
«схема» представить текст в виде схемы (кластера), отразить смысловые связи;
«упражнения» подобрать упражнения для демонстрации основных понятий
параграфа;
«практик» привести примеры, в каких сферах деятельности человека может
использоваться изучаемый материал параграфа;
«символ», «ассоциация» выразить понятия, содержащиеся в параграфе с
помощью визуального образа, представить символом (герб, логотип)
«кроссворд» зашифровать понятия, содержащиеся в параграфе в виде ребуса
или кроссворда;
«поэзия» придумать в стихотворной форме правила, определения, свойства
понятий содержащихся в параграфе;
«апологет (оправдание)» показать правильность изложенных положений
параграфа;
«вопрос» подобрать или придумать вопросы и примеры для зачёта по материалу
параграфа;
«художники» нарисовать иллюстрацию к параграфу;
«эксперт» оценить, дать анализ ответов групп.
Кроме того, могут быть и другие варианты групп, их можно убрать или
добавить.Я предлагаю вам рассмотреть использование технологии позиционного
обучения на примере урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное
сложное предложение» на таком этапе урока, как «построение проекта выхода из
затруднения».
Цели урока: узнать о бессоюзном сложном предложении, научиться находить
БСП и расставлять в них знаки препинания.
Планируемые результаты УУД:
Личностные: самоопределение к деятельности , смыслообразование, умение
преодолевать трудности в выполнении заданий ,самооценка, следование
моральным нормам и этическим требованиям;
Регулятивные: волевая саморегуляция в затруднении, самостоятельное
выделение и формирование цели, умение сверять свои действия с целью;
планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка своей
деятельности
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками ,осознанные и произвольные речевые высказывания, выражение
своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументирование своего
мнения и позиции, развитие связной монологической речи, умение отстаивать
свою точку зрения, аргументируя её, умение учиться подтверждать аргументы
фактами
Познавательные: совершают мыслительные операции (обобщение, анализ,
синтез, сравнение), выдвигают гипотезы и обосновывают их поиск, выделяют
необходимую информацию, устанавливают причинно – следственные связи
(слайдскан параграфа ученика)
На этом уроке
количество групп можно сократить, также сократить время на позиционное
чтение и презентацию. Я, например, разделила на такие: эксперты, поэты,
художники, схема, тезис, вопрос. В итоге ребята создали кластер, рисунок,
тезисный план, составили вопросы для зачёта, сочинили небольшое
стихотворение на тему «Бессоюзное сложное предложение», а эксперты
оценивали правильность работы каждой группы.
, так как технология применяется на одном из этапов урока,
двуплановости обучения: план учащегося
Технология ПО основана на принципе
представляет собой увлекательную творческую разработку и защиту
определенной позиции, план учителя — организацию эффективного усвоения
учебного материала. Большое значение приобретает роль учителя на этапе
«защиты позиции» в организации и управлении групповой дискуссией.
Кроме того, урок с использованием позиционной технологии становится очень
позитивным
Следует отметить значительный обучающий
технологии. Он позволяет не только глубоко изучить учебную информацию, но и
и эмоционально ярким.
и воспитательный потенциалразвивает умение приводить аргументы, вести дискуссию, коммуникативные
учебные действия.
Сегодня перед учителем стоит непростая задача мотивировать детей к
учебной деятельности, а у подростков как раз главный вид деятельности
общение со сверстниками, поэтому к достоинствам позиционной технологии
следует отнести и высокую мотивацию общения, развитие креативности,
повышение самооценки, она «учит школьников учиться».
Актуальность применения ТПО заключается ещё и в том, что перед ребятами
ставится задача создания и презентации минипроекта, а продуктом проекта
становятся созданные учащимися текстырассуждения.
Таким образом, можно рассматривать технологию позиционного обучения как
инструмент повышения качества образования современных школьников.
Литература:
Веракса Н.Е. Модель позиционного обучения студентов // Вопросы психологии,
1994. №3.
– Методологические основания модели позиционного обучения Сост.
Т.В.Непомнящая, М.В.Чиркова. – Красноярск: “ДарМапечать”. 2004 – с. 94103.
Современные модели обучения : практика применения позиционной модели в
образовательном процессе.Сборник статей. Красноярск: Изд. отдел КПК №2,
2000 – с.46СанктПетербург, 2005.