статья "Использование технологии позиционного обучения для повышения качества обучения"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 13.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья рассказывает о новой технологии, которую можно использовать на уроках по ФГОС ( по любому предмету). Я рассказываю, в частности, про уроки русского языка и литературы. По данной технологии дети работают в группах, выполняя задания каждый со своей позиции, защищая потом свою точку зрения.
Иконка файла материала Технология позиционного обучения на уроках русского языка и литературы.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8 Использование технологии позиционного обучения на уроках русского языка и литературы для повышения качества обучения Учитель русского языка и литературы Тармакова Елена Владимировна г/о г.Бор .Актуальнейший вопрос­ это  требования ФГОС. До этого счастливого момента Работу начинали с компонента. Шло время, и задуматься пришлось: Теперь и в школе основной ­ по  ФГОС. Чтобы личностные качества развить, Нужно в деятельность всех детей включить: Мотивировать и целеполагать, проектировать её, осуществлять И в систему обращать, Чтоб могли самостоятельно Находить пути решения  Тех проблем, что обнаружили, Их уметь анализировать, А полученные знания  дальше в жизни применять.    Сегодня ФГОС ставит перед школой  очень важные  задачи: научить ученика  учиться,  самостоятельно работать с информацией, текстом, применять  полученные знания и сформированные УУД для решения практических и  жизненных задач         Какие же  условия для этого необходимы? Прежде всего, вовлечение  каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс  пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности для  каждого ученика. И ещё важно  помнить, что  ученик в современной школе­ это субъект учебного процесса.     Эти задачи сложно решить, применяя традиционные методы обучения. А вот  внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс  позволяет решать эти вопросы. Для организации работы с текстом в соответствии с требованиями ФГОС для себя я открыла новую технологию ­ позиционного  обучения, автором которой является доктор психологических наук, профессор  Николай Евгеньевич Веракса.   Педагогическая идея этой технологии заключается в том, чтобы создать  условия для каждого ученика по формированию и развитию умения —  продумывать, разрабатывать, объяснять и защищать свою позицию на основе  изучаемого текста.Дидактическими  особенностями  ТПО является то, что    обучение направлено на развитие метапредметных  результатов: умения  работать с текстом, графически оформлять текстовый материал, творчески  интерпретировать информацию и  ранжировать её по степени новизны и  значимости; создавать свой текст, а также умение представлять свою  определённую позицию;  появляется реальная возможность интеграции отдельных предметов;   создаются условия для вариативности и дифференциации;   формируются направленность на самореализацию, потребность в  рефлексии, в самоутверждении.  Важнейшая особенность обучения состоит в том, что  процесс обучения  происходит в групповой совместной деятельности, при которой  осуществляют­  ся две основные функции, необходимые для успешной деятельности: это  решение поставленных задач (учебных, поведенческих и других);   оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы. Педагогическая технология позиционного обучения состоит из следующих  этапов: 1 этап­ Подготовительный, который включает:  глубокое изучение текста,  и на этом же этапе  подготовка к управлению групповой дискуссией по содержанию текста; 2 этап­ Организационный: на котором  происходит  деление учащихся  на группы,  распределение позиционных ролей между группами , имеющими названия  «тезис», «понятие», «схема», «оппозиция», «апологет», «метод»,  «ассоциация», «символ» и другие, в зависимости от  предмета и изучаемого  материала. Для творческой интерпретации текста  можно добавить позиции  «поэзия», «художники», «театр»; 3этап­  Позиционное чтение: роли,  группа, получив задание, изучает текст с точки зрения своей позиционной   вырабатывает «позицию»: содержание и способы ее презентации; 4этап­ Презентация группой своей позиции перед остальными участниками и  «защита» этой позиции:  каждая группа  выходит и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою  позицию,  группа отвечает на вопросы  учащихся и преподавателя.Как строится урок , если ТПО используется на всех его этапах. . Структура  урока: ­ мотивационная беседа или организационный момент: глубокое изучение текста  всеми учащимися, деление учащихся  на группы (от 2  до 5 человек),  распределение позиционных ролей между группами, предложенных  преподавателем или по выбору самих учащихся  и постановка цели занятия (3  мин);  ­ позиционное чтение: группа изучает текст с точки зрения своей позиционной  роли и вырабатывает предложенную «позицию», содержание и способы ее  презентации  (15­20 мин); ­ презентация группой своей позиции перед остальными участниками и «защита»  этой позиции (20 мин).  ­ подведение итогов (2 мин). Каждый класс я разделяю на группы по разным признакам: сильные и  слабые, лево­ и правополушарные, смешанные, для того чтобы даже низко  мотивированного ученика поставить в ситуацию успеха. И задачи для  разных групп также дифференцированные. Задачи групп: «тезис» ­ выделить и обосновать основные тезисы текста параграфа. «схема» ­ представить текст в виде схемы (кластера), отразить смысловые связи; «упражнения» ­ подобрать упражнения для демонстрации основных понятий  параграфа; «практик» ­ привести примеры, в каких сферах деятельности человека может  использоваться изучаемый материал параграфа; «символ», «ассоциация» ­ выразить понятия, содержащиеся в параграфе с  помощью визуального образа, представить символом (герб, логотип)  «кроссворд» ­ зашифровать понятия, содержащиеся в параграфе в виде ребуса  или кроссворда; «поэзия» ­ придумать в стихотворной форме правила, определения, свойства  понятий содержащихся в параграфе; «апологет (оправдание)» ­ показать правильность изложенных положений  параграфа; «вопрос» ­ подобрать или придумать вопросы и примеры для зачёта по материалу параграфа; «художники»­ нарисовать иллюстрацию к параграфу; «эксперт» ­ оценить, дать анализ ответов групп.    Кроме того, могут быть и другие варианты групп, их можно  убрать или  добавить.Я предлагаю вам рассмотреть  использование  технологии  позиционного  обучения на примере урока  русского  языка  в  9 классе  по теме «Бессоюзное  сложное предложение» на таком этапе урока, как «построение проекта выхода из  затруднения». Цели урока: узнать о бессоюзном сложном предложении, научиться находить  БСП и расставлять в них знаки препинания. Планируемые результаты  УУД: Личностные: самоопределение к деятельности , смыслообразование, умение  преодолевать трудности в выполнении заданий ,самооценка, следование  моральным нормам и этическим требованиям; Регулятивные: волевая саморегуляция  в затруднении, самостоятельное  выделение и формирование цели, умение  сверять свои действия с целью;  планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка  своей  деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и  сверстниками ,осознанные и произвольные речевые  высказывания, выражение  своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью,  аргументирование своего  мнения  и позиции, развитие связной  монологической речи, умение отстаивать  свою точку зрения, аргументируя её, умение учиться  подтверждать аргументы  фактами Познавательные:  совершают  мыслительные операции (обобщение, анализ,  синтез, сравнение), выдвигают гипотезы и обосновывают их поиск, выделяют  необходимую  информацию, устанавливают  причинно – следственные  связи (слайд­скан параграфа ученика)  На этом уроке    количество групп можно сократить, также сократить время на позиционное  чтение и презентацию. Я, например, разделила на такие: эксперты, поэты, художники, схема, тезис, вопрос. В итоге ребята создали кластер, рисунок,  тезисный план,  составили вопросы для зачёта, сочинили небольшое  стихотворение на тему «Бессоюзное сложное предложение», а эксперты  оценивали правильность работы каждой группы.  , так  как технология применяется на одном из этапов урока,     двуплановости обучения: план учащегося Технология ПО  основана на принципе   представляет собой увлекательную творческую разработку  и  защиту  определенной позиции, план учителя — организацию эффективного усвоения  учебного материала.    Большое значение приобретает роль учителя на этапе  «защиты позиции»  в организации и управлении групповой дискуссией. Кроме того, урок с использованием позиционной технологии становится очень   позитивным        Следует отметить значительный обучающий технологии.  Он позволяет не только глубоко изучить учебную  информацию, но и      и эмоционально ярким.        и воспитательный потенциалразвивает умение приводить аргументы, вести  дискуссию, коммуникативные  учебные действия.     Сегодня перед учителем стоит непростая задача ­ мотивировать детей к  учебной деятельности, а у подростков как раз главный вид деятельности­  общение со сверстниками, поэтому к  достоинствам позиционной  технологии   следует отнести и  высокую мотивацию общения, развитие креативности,  повышение самооценки, она «учит школьников учиться».    Актуальность применения ТПО заключается ещё и  в том, что перед ребятами  ставится задача создания и презентации мини­проекта, а продуктом проекта  становятся созданные учащимися тексты­рассуждения.    Таким образом, можно рассматривать технологию позиционного обучения как  инструмент  повышения качества образования современных школьников. Литература:  Веракса Н.Е.  Модель позиционного обучения студентов // Вопросы психологии,  1994. №3. – Методологические основания модели позиционного обучения Сост.  Т.В.Непомнящая, М.В.Чиркова. – Красноярск: “ДарМа­печать”. 2004 – с. 94­103.  Современные модели обучения : практика применения позиционной модели в  образовательном процессе.Сборник статей. Красноярск: Изд. отдел КПК №2,  2000 – с.4­6Санкт­Петербург, 2005.