Статья "Использование технологии позиционного обучения для повышения качества обучения"
Оценка 4.8

Статья "Использование технологии позиционного обучения для повышения качества обучения"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
русская литература +2
5 кл—11 кл +1
13.11.2018
Статья "Использование технологии позиционного обучения для повышения качества обучения"
Статья рассказывает о новой технологии, которую можно использовать на уроках по ФГОС ( по любому предмету). Я рассказываю, в частности, про уроки русского языка и литературы. По данной технологии дети работают в группах, выполняя задания каждый со своей позиции, защищая потом свою точку зрения.
Технология позиционного обучения на уроках русского языка и литературы.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8 Использование технологии позиционного обучения на уроках русского языка и литературы для повышения качества обучения Учитель русского языка и литературы Тармакова Елена Владимировна г/о г.Бор . Актуальнейший вопрос­ это  требования ФГОС. До этого счастливого момента Работу начинали с компонента. Шло время, и задуматься пришлось: Теперь и в школе основной ­ по  ФГОС. Чтобы личностные качества развить, Нужно в деятельность всех детей включить: Мотивировать и целеполагать, проектировать её, осуществлять И в систему обращать, Чтоб могли самостоятельно Находить пути решения  Тех проблем, что обнаружили, Их уметь анализировать, А полученные знания  дальше в жизни применять.    Сегодня ФГОС ставит перед школой  очень важные  задачи: научить ученика  учиться,  самостоятельно работать с информацией, текстом, применять  полученные знания и сформированные УУД для решения практических и  жизненных задач         Какие же  условия для этого необходимы? Прежде всего, вовлечение  каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс  пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности для  каждого ученика. И ещё важно  помнить, что  ученик в современной школе­ это субъект учебного процесса.     Эти задачи сложно решить, применяя традиционные методы обучения. А вот  внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс  позволяет решать эти вопросы. Для организации работы с текстом в соответствии с требованиями ФГОС для себя я открыла новую технологию ­ позиционного  обучения, автором которой является доктор психологических наук, профессор  Николай Евгеньевич Веракса.   Педагогическая идея этой технологии заключается в том, чтобы создать  условия для каждого ученика по формированию и развитию умения —  продумывать, разрабатывать, объяснять и защищать свою позицию на основе  изучаемого текста. Дидактическими  особенностями  ТПО является то, что    обучение направлено на развитие метапредметных  результатов: умения  работать с текстом, графически оформлять текстовый материал, творчески  интерпретировать информацию и  ранжировать её по степени новизны и  значимости; создавать свой текст, а также умение представлять свою  определённую позицию;  появляется реальная возможность интеграции отдельных предметов;   создаются условия для вариативности и дифференциации;   формируются направленность на самореализацию, потребность в  рефлексии, в самоутверждении.  Важнейшая особенность обучения состоит в том, что  процесс обучения  происходит в групповой совместной деятельности, при которой  осуществляют­  ся две основные функции, необходимые для успешной деятельности: это  решение поставленных задач (учебных, поведенческих и других);   оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы. Педагогическая технология позиционного обучения состоит из следующих  этапов: 1 этап­ Подготовительный, который включает:  глубокое изучение текста,  и на этом же этапе  подготовка к управлению групповой дискуссией по содержанию текста; 2 этап­ Организационный: на котором  происходит  деление учащихся  на группы,  распределение позиционных ролей между группами , имеющими названия  «тезис», «понятие», «схема», «оппозиция», «апологет», «метод»,  «ассоциация», «символ» и другие, в зависимости от  предмета и изучаемого  материала. Для творческой интерпретации текста  можно добавить позиции  «поэзия», «художники», «театр»; 3этап­  Позиционное чтение: роли,  группа, получив задание, изучает текст с точки зрения своей позиционной   вырабатывает «позицию»: содержание и способы ее презентации; 4этап­ Презентация группой своей позиции перед остальными участниками и  «защита» этой позиции:  каждая группа  выходит и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою  позицию,  группа отвечает на вопросы  учащихся и преподавателя. Как строится урок , если ТПО используется на всех его этапах. . Структура  урока: ­ мотивационная беседа или организационный момент: глубокое изучение текста  всеми учащимися, деление учащихся  на группы (от 2  до 5 человек),  распределение позиционных ролей между группами, предложенных  преподавателем или по выбору самих учащихся  и постановка цели занятия (3  мин);  ­ позиционное чтение: группа изучает текст с точки зрения своей позиционной  роли и вырабатывает предложенную «позицию», содержание и способы ее  презентации  (15­20 мин); ­ презентация группой своей позиции перед остальными участниками и «защита»  этой позиции (20 мин).  ­ подведение итогов (2 мин). Каждый класс я разделяю на группы по разным признакам: сильные и  слабые, лево­ и правополушарные, смешанные, для того чтобы даже низко  мотивированного ученика поставить в ситуацию успеха. И задачи для  разных групп также дифференцированные. Задачи групп: «тезис» ­ выделить и обосновать основные тезисы текста параграфа. «схема» ­ представить текст в виде схемы (кластера), отразить смысловые связи; «упражнения» ­ подобрать упражнения для демонстрации основных понятий  параграфа; «практик» ­ привести примеры, в каких сферах деятельности человека может  использоваться изучаемый материал параграфа; «символ», «ассоциация» ­ выразить понятия, содержащиеся в параграфе с  помощью визуального образа, представить символом (герб, логотип)  «кроссворд» ­ зашифровать понятия, содержащиеся в параграфе в виде ребуса  или кроссворда; «поэзия» ­ придумать в стихотворной форме правила, определения, свойства  понятий содержащихся в параграфе; «апологет (оправдание)» ­ показать правильность изложенных положений  параграфа; «вопрос» ­ подобрать или придумать вопросы и примеры для зачёта по материалу параграфа; «художники»­ нарисовать иллюстрацию к параграфу; «эксперт» ­ оценить, дать анализ ответов групп.    Кроме того, могут быть и другие варианты групп, их можно  убрать или  добавить. Я предлагаю вам рассмотреть  использование  технологии  позиционного  обучения на примере урока  русского  языка  в  9 классе  по теме «Бессоюзное  сложное предложение» на таком этапе урока, как «построение проекта выхода из  затруднения». Цели урока: узнать о бессоюзном сложном предложении, научиться находить  БСП и расставлять в них знаки препинания. Планируемые результаты  УУД: Личностные: самоопределение к деятельности , смыслообразование, умение  преодолевать трудности в выполнении заданий ,самооценка, следование  моральным нормам и этическим требованиям; Регулятивные: волевая саморегуляция  в затруднении, самостоятельное  выделение и формирование цели, умение  сверять свои действия с целью;  планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка  своей  деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и  сверстниками ,осознанные и произвольные речевые  высказывания, выражение  своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью,  аргументирование своего  мнения  и позиции, развитие связной  монологической речи, умение отстаивать  свою точку зрения, аргументируя её, умение учиться  подтверждать аргументы  фактами Познавательные:  совершают  мыслительные операции (обобщение, анализ,  синтез, сравнение), выдвигают гипотезы и обосновывают их поиск, выделяют  необходимую  информацию, устанавливают  причинно – следственные  связи (слайд­скан параграфа ученика)  На этом уроке    количество групп можно сократить, также сократить время на позиционное  чтение и презентацию. Я, например, разделила на такие: эксперты, поэты, художники, схема, тезис, вопрос. В итоге ребята создали кластер, рисунок,  тезисный план,  составили вопросы для зачёта, сочинили небольшое  стихотворение на тему «Бессоюзное сложное предложение», а эксперты  оценивали правильность работы каждой группы.  , так  как технология применяется на одном из этапов урока,     двуплановости обучения: план учащегося Технология ПО  основана на принципе   представляет собой увлекательную творческую разработку  и  защиту  определенной позиции, план учителя — организацию эффективного усвоения  учебного материала.    Большое значение приобретает роль учителя на этапе  «защиты позиции»  в организации и управлении групповой дискуссией. Кроме того, урок с использованием позиционной технологии становится очень   позитивным        Следует отметить значительный обучающий технологии.  Он позволяет не только глубоко изучить учебную  информацию, но и      и эмоционально ярким.        и воспитательный потенциал развивает умение приводить аргументы, вести  дискуссию, коммуникативные  учебные действия.     Сегодня перед учителем стоит непростая задача ­ мотивировать детей к  учебной деятельности, а у подростков как раз главный вид деятельности­  общение со сверстниками, поэтому к  достоинствам позиционной  технологии   следует отнести и  высокую мотивацию общения, развитие креативности,  повышение самооценки, она «учит школьников учиться».    Актуальность применения ТПО заключается ещё и  в том, что перед ребятами  ставится задача создания и презентации мини­проекта, а продуктом проекта  становятся созданные учащимися тексты­рассуждения.    Таким образом, можно рассматривать технологию позиционного обучения как  инструмент  повышения качества образования современных школьников. Литература:  Веракса Н.Е.  Модель позиционного обучения студентов // Вопросы психологии,  1994. №3. – Методологические основания модели позиционного обучения Сост.  Т.В.Непомнящая, М.В.Чиркова. – Красноярск: “ДарМа­печать”. 2004 – с. 94­103.  Современные модели обучения : практика применения позиционной модели в  образовательном процессе.Сборник статей. Красноярск: Изд. отдел КПК №2,  2000 – с.4­6Санкт­Петербург, 2005.

Статья "Использование технологии позиционного обучения для повышения качества обучения"

Статья "Использование технологии позиционного обучения для повышения качества обучения"

Статья "Использование технологии позиционного обучения для повышения качества обучения"

Статья "Использование технологии позиционного обучения для повышения качества обучения"

Статья "Использование технологии позиционного обучения для повышения качества обучения"

Статья "Использование технологии позиционного обучения для повышения качества обучения"

Статья "Использование технологии позиционного обучения для повышения качества обучения"

Статья "Использование технологии позиционного обучения для повышения качества обучения"

Статья "Использование технологии позиционного обучения для повышения качества обучения"

Статья "Использование технологии позиционного обучения для повышения качества обучения"

Статья "Использование технологии позиционного обучения для повышения качества обучения"

Статья "Использование технологии позиционного обучения для повышения качества обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018