Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности».
Оценка 4.7

Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности».

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа +2
docx
классное руководство +1
Взрослым
15.01.2018
Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности».
Очнева Людмила Александровна, учитель учительначальных классов МБОУ " Жердевская СОШ". Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности». Внедрение исследовательской деятельности как современной педагогической технологии. Организация исследовательской деятельности школьников и педагогов является одним из наиболее важных путей решения данной задачи. Исследовательская деятельность учащихся и учителей создает в школе новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы как инновационного учебного заведения нового типа.
статья 5.docx
Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности». Очнева   Л.А.   (учитель   начальных   классов,   МБОУ   «Жердевская   средняя общеобразовательная школа») Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная   задача   семьи   и   школы   состоит   в   том,   чтобы   вовремя   увидеть, разглядеть   способности  ребёнка   и  подготовить   почву   для  того,  чтобы  эти способности были реализованы. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно   искать   новые   сведения   о   мире   рассматриваются   как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Поэтому   приоритетным   направлением   системы   обучения   и   воспитания,   по моему   мнению,   является   формирование   у   учащихся   способности самостоятельно,   творчески   осваивать   и   перестраивать   новые   способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Главная задача данного направления – дать ученику возможность развивать интеллект   в   самостоятельной   творческой   деятельности,   с   учётом индивидуальных способностей и склонностей. Проведение учебных исследований я рассматриваю как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом   и   ориентированное   на   развитие   исследовательской,   творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков.  Эту  работу  я  провожу   индивидуально  с каждым ребёнком. Представлю   систему   организации   учебно­исследовательской   деятельности учащихся. Начиная   с   первого   класса,   в   своей   работе   использую   специальные   игры   и занятия,   позволяющие   активизировать   исследовательскую   деятельность ребёнка,   помогающие   осваивать   первичные   навыки   проведения самостоятельных исследований. Первый   этап­это   тренировочные   занятия   с   классом,   дающие   возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования. С первых дней занятий в школе мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда   можно   получить   информацию.   Это   задать   вопросы   самому   себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д. Впоследствии, уже во второй четверти первого класса, провожу урок­тренинг, на   котором   мы   учимся,   как   надо   собрать   всю   доступную   информацию   и обработать   её   так,   как   это   делают   учёные.   Например,   предлагаю   задание, приготовить сообщение о белке. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему­ рисунок. Способность   ребёнка   делать   краткие   записи,   изобретать   значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей.   На   первых   порах   посильную   помощь   оказывают   родители, которым я объясняю цель исследования, их результативность. Они совместно с   детьми   делают   подбор   литературы.   Читают   статьи   по   теме.   А   мы   с учащимися   заносим   необходимую   информацию   на   лист­схему.   Теперь собранные сведения мы анализируем и обобщаем, затем исследователи делают сообщения. После выступления обязательно проводим его обсуждение. Даём слушателям   возможность   задать   вопросы.   Так   ребята   знакомятся   с   общей схемой   деятельности.   Количество   коллективных   занятий   тренировочного плана   не   превышает   у   меня   одного   раза   в   четверть.   На   данном   этапе   я выступаю в роли консультанта­помощника. Начиная   со   второго   класса   работаю   над   формированием   умений   видеть проблемы,   задавать   вопросы,   выдвигать   гипотезы,   давать   определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др. Предлагаю   задания   и   упражнения   для   развития   умения   видеть   проблемы, которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно   из   самых   важных   свойств   в   деле   выявления   проблем   –   способность изменять   собственную   точку   зрения,   смотреть   на   объект   исследования   с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда   и   часто   не   замечается   другими.   Для   этого   выполняем   следующие упражнения:  продолжи неоконченный рассказ;  составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое­то время стали рыбкой в нашей реке Китой, грибом в лесу;  опишите один день вашей воображаемой жизни) или используя данную концовку (…прозвенел звонок с урока, а Даниил продолжал стоять у доски; …и мышонок мирно заснул на руках у Милены);  определи,   сколько   значений   у   предмета   (найди   как   можно   больше вариантов   нетрадиционного,   но   при   этом   реального   использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);  назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.). Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать   гипотезу,   т.   е.   строить   предположения.   В   этом   процессе обязательно   требуется   оригинальность   и   гибкость   мышления, продуктивность,  а также  такие  личностные  качества, как   решительность   и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть   гипотеза,   тем   большей   ценностью   она   обладает.   Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена. "Познание   начинается   с   удивления   тому,   что   обыденно",­   говорили   ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения   проблемы.   Затем   эти   гипотезы   подвергаются   проверке   в   ходе исследования. Построение гипотез ­ основа исследовательского, творческого мышления. В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение:  давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры и т. д.;  другое задание: при каких условиях предмет, например, ветка дерева, листок из книги и т. д. Делая   предположения,   мы   обычно   используем   следующие   слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д. Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения:   показываю   картинки   с   изображением   людей,   животных   и предлагаю задать им вопросы. Другое задание, какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе? Игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем»), либо игра «Угадай, о чём спросили». Я готовлю детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому я приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещё   может   интересовать   тебя   в   этой   проблеме?   Что   ещё   ты   можешь предложить   или  сделать? Эти вопросы пробуждают  любопытство, бросают вызов воображению ребёнка. Также необходимо научить давать определения понятиям. Детям трудно было дать   определение   какому­либо   предмету,   ещё   сложнее   признаку   или действию. Для   того,   чтобы   учиться   определить   понятие,   я   применяю   относительно простые приёмы: описание сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными­классиками или одноклассниками различение (например, весна и осень ­ времена года, но чем они отличаются), обобщение. Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки. Я смотрю на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть. Составление   и   разгадывание   кроссвордов   также   можно   рассматривать   как упражнение в определении понятий. Также с детьми мы учимся классифицировать. Исследование   и   познание   мира   не   сводится   к   восприятию   предметов   и явлений,   их   чувственному   отражению.   Она   предполагает   выделение   в предметах   и   явлениях   общих   существенных   признаков.   С   помощью классификации   люди   не   только   упорядочивают   опыт   в   значимые   для   них блоки,   но   и   преобразовывают   конкретные   наблюдения   в   абстрактные категории.   Классификацией   называют   операцию   определения   понятий   по определённому   основанию   на   непересекающиеся   классы.   Например,   я предлагаю   детям   популярное   задание   «четвёртый   лишний».   Предметы классифицируем   по   основному   признаку,  по   цвету,  по   форме   и   т.  д.  Чем больше   деления,  больше   продуктивность   мышления.  А   это   качество   очень важно   в   творческой   деятельности.   Для   формирования   последних   умений использую   задачи   на   классификацию   с   явными   ошибками.   Такие   задачи позволяют   развивать   и   критическое   мышление,   что   очень   важно   в исследовательской деятельности. Ещё мы учимся наблюдать. Для того, чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Упражнения   на   развитие   внимания   и   наблюдательности:   первое   –   ставлю перед детьми какую­нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками. С   ребятами   учимся   проводить   эксперимент – важнейший   из   методов исследования.   Самые   интересные   эксперименты   –   это,   конечно,   реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения. Эти   и   другие   виды   заданий   позволяют   мне   сформировать   необходимые умения   для   создания   исследовательской   работы   или   проекта   в   четвёртом классе. Как же мы над этим работаем? Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Под моим руководством составляется план­график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти   путь   научного   познания   и   усвоить   его   алгоритм.   Педагогическое руководство   учебными   исследованиями   осуществляется   на   всех   этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта. Темы,   которые   мы   используем   в   своей   работе,   можно   определить   в   три основные группы:  фантастические   ­   ориентированные   на   разработку   несуществующих, фантастических объектов и явлений;  теоретические ­ ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках;  эмпирические ­ проведение собственных экспериментов. Я помню: тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных   пристрастий,   их   интересы   ситуативны.   Действовать   нужно быстро, пока интерес не угас. Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т.   е.   соответствовать   возрастным   особенностям   детей,   решение   её   должно быть   полезно   участникам   исследования.   При   совпадении   интересов   у нескольких школьников организовываю мини­группы. Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини­группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности. На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый   нами   результат   ­   развитие   творческих   способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны   иметь   в   виду,   что   в   данном   случае   мы   имеем   дело   не   с   одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт   ребёнок   своей   головой   и   руками   ­   макет,   проект,   отчёт   и   тому подобное.   Второй,   самый   важный   ­   педагогический:   бесценный   в воспитательном   отношении   опыт   самостоятельной,   творческой, исследовательской   работы,   новые   знания   и   умения,   составляющие   целый спектр   психических   новообразований,   отличающих   истинного   творца   от простого исполнителя. Оба   эти   результата   хорошо   видны   во   время   защиты   детьми   собственных работ.   В   этой   связи   защита   итогов   приобретает   особую   значимость.   Это необходимый этап работы. К   оформлению   результатов   исследования   предъявляются   следующие требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении   чётко   определяются   цели   исследования,   актуальность,   степень изученности   темы,   обзор   литературы.   В   основной   части   в   логической последовательности   излагаются   результаты   исследования.   В   заключении нужно   сделать   выводы,   которые   должны   быть   краткими   и   чёткими, соответствовать целям, задачам, гипотезе. Защита ­ венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения. Выполненные   работы   рецензируются   учителями   на   методических объединениях, где ученик может получить совет для улучшения работы. Для оценки   результатов   и   присуждения   дипломов   формируется   жюри.   В   его состав входят: администратор школы, педагоги и учащиеся, проекты которых занимали призовые места на предыдущих конкурсах. В работе оценивается познавательная   ценность   темы,   оригинальность   и   ценность   собранного материала, структура и логика работы, язык и стиль изложения, ответы на вопросы.   Время   представления   проекта   не   более   5­7   минут.   Кроме   того, отмечаются   работы   по   номинациям:   за   самый   интересный   эксперимент,   за самую   оригинальную   тему,  за   самое   яркое   выступление,   за   самое   научное исследование и т. д. Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими   учёными,   общаясь   между   собой,   находя   единомышленников. Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в городских научно­практических конференциях. Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:  усвоение   алгоритма   научного   исследования   способствует формированию научного мировоззрения учащихся;  значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;  вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт   импульс   к   саморазвитию,   способности   к   самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;  формирует социальный опыт в труде и общении;  способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания как в   области   своего   предмета,   так   и   в   педагогической   науке,   даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет   контакты   на   профессиональный   основе   с   коллегами, родителями учащихся. Исходя   из   вышесказанного,   можно   сделать   вывод,   что   исследовательская тактика   ребёнка   ­   это   не   просто   один   из   методов   обучения.   Это   путь формирования   особого   стиля   детской   жизни   и   учебной   деятельности.   Он позволяет   трансформировать   обучение   в   самообучение,   реально   запускает механизм   саморазвития.   Главное   отличие   детей,   способных   принимать участие в исследовательской работе, ­ наличие у них потребности узнавать новое.   Это   видно   из   мониторинга   мотивации   к   исследовательской деятельности: в первом классе наличие только ситуативного интереса; но уже начиная   со   второго   класса   –   рост   устойчивого   и   обобщённого   интереса   к исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему  развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной  деятельности как умение:  классифицировать;  обобщать;  отбирать все возможные варианты решения;  переключаться с одного поиска решения на другой;  составлять программу действий по своей работе;  рассматривать объект с различных точек зрения;  сравнивать различные объекты и их совокупности;  составлять задания по предложенной теме;  проводить самоконтроль. Наблюдения за учащимися показывает, что процент детей, у которых данные  умения сформированы или частично сформированы, увеличивается по всем  исследуемым модулям. Это говорит о том, что описанная методика работы  активизирует исследовательское поведение детей. Литература 1. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы.  Журнал «Директор школы». ­ М: «Сентябрь»,2002, №2. 2. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Журнал «Директор школы». ­ М: «Сентябрь»,2003, №8. 3. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и  учащегося в современной школе. Журнал «Директор школы». ­ М:  «Сентябрь»,1998, №7

Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности».

Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности».

Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности».

Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности».

Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности».

Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности».

Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности».

Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности».

Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности».

Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности».

Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности».

Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности».

Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности».

Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности».

Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности».

Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности».

Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности».

Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2018