Статья «Исследовательская работа при изучении обществознания»
Оценка 4.7

Статья «Исследовательская работа при изучении обществознания»

Оценка 4.7
Лекции +1
docx
обществознание +1
Взрослым
13.04.2018
Статья «Исследовательская работа при изучении обществознания»
Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершая определенные специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними. Исследовательская деятельность на уроках обществознания относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию критического мышления, информационной культуры, творческих способностей, умея ставить цели и пути их реализации.Исследовательская деятельность на уроках обществознания относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию критического мышления, информационной культуры, творческих способностей, умея ставить цели и пути их реализации.
Исследовательская работа при изучении обществознания. Сибгатуллина В.В..docx
«Исследовательская работа при изучении обществознания»                                                            Учитель истории и обществознания Сибгатуллина В.В. Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно­деятельностного   подхода,   согласно   которому   учебный   предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершая определенные специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними. Исследовательская деятельность на уроках обществознания относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию критического мышления,   информационной   культуры,   творческих   способностей,   умея ставить цели и пути их реализации. Исследовательская деятельность учащихся ­это деятельность, связанная с   решением   творческой   задачи   с   заранее   неизвестным   решением   и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования практическое  овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные   выводы.   Исследование   с   точки   зрения   учащегося­это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность   позволяет   проявлять   себя   индивидуально   или   в   группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично   достигнутый   результат.   Результат   этой   деятельности­найденный способ решения проблемы, сформулированный зачастую самими учащимися, носит практический характер, имеет важное прикладное значение. Учебный проект   или   исследование,   с   точки   зрения   учителя­это   интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать   и   развивать   специфические   умения   проектирования   и   С.83]   Современного   человека   должны   отличать исследования.[1, ответственность   и   инициативность,   продуктивность   и   эффективность, адаптивность   к   динамично   меняющимся   условиям,   способность   к множественным   выборам,   новый   тип   функциональной   грамотности. Формирование   этих   социально   значимых   качеств   и   призвана   решить модернизация образования. §1. Методы исследования применяемые на уроках обществознания При   проведении   исследования   используются   определенные   методы. Метод исследования–это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. При   проведении   исследования   используются   общетеоретические методы:   анализ,   синтез,   сравнение,   индукция,   дедукция,   абстрагирование, обобщение,   конкретизация,   моделирование;   социологические   методы: анкетирование,   интервьюирование,   рейтинг;   социально­психологические методы: социометрия, тестирование, тренинг. Исследовательская   деятельность   учащихся   прописана   и   ФГОС, следовательно,   каждый   ученик   должен   быть   обучен   этой   деятельности. Программы   всех   школьных   предметов   ориентированы   на   данный   вид деятельности.   И   это   не   случайно.   Ведь   именно   в   процессе   правильной самостоятельной   работы   над   созданием   проекта   формируется   культура умственного   труда   учеников.   И   встает   вопрос,   а   какими   методами   нужно работать с учащимися? Методы   исследований   условно   подразделяются   на   теоретические   и эмпирические. Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать   научные   факты,   объяснить   и   предсказать   явления, повысить   надежность   полученных   результатов,   перейти   от   абстрактного   к конкретному   знанию,   установить   взаимоотношения   между   различными понятиями   и   гипотезами,   выделить   среди   них   наиболее   существенные   и второстепенные. Охарактеризуем некоторые теоретические методы исследования. Анализ­мысленное   разложение   исследуемого   целого   и   составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления. Одно и то же исследуемое явление   можно   анализировать   по   многим   аспектам.   Всесторонний   анализ явления позволяет глубже раскрыть его.      Сравнение­ установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.  При сравнении прежде всего необходимо определить основу сравнения­ критерий. Для   того   чтобы   сравнить   между   собой   определенные   явления, необходимо   выделить   в   них   известные   признаки   и   установить,   как   они представлены   в   сравниваемых   объектах.   Несомненно,   составной   частью сравнения всегда является анализ, так как во время сравнения в явлениях следует   вычленить   измеряемые   признаки.   Поскольку   сравнение­это установление   определенных   соотношений   между   признаками   явлений,   то ясно, что в ходе сравнения используется синтез. Обобщение­выделение   в   процессах   и   явлениях   общих   черт,   то   есть обобщение   исследуемого.   Сравнивая   явления   между   собой,   исследователь устанавливает  общие признаки явлений и на основе последних объединяет явления в одну смысловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергалось сравнению. Моделирование­исследование   процессов   и   явлений   при   помощи   их реальных или идеальных моделей. Индукция   и   дедукция­логические   методы   обобщения   полученных эмпирическим   путем   данных.   Индуктивный   метод   предполагает   движение мысли   от   частных   суждений   к   общему   выводу,   дедуктивный–от   общего суждения к частному выводу. К   эмпирическим   (практическим)   методам   исследования   относятся: методы   сбора   и   накопления   данных   (наблюдение,   беседа,   анкетирование, тестирование   и   др.);   методы   контроля   и   измерения   (шкалирование, статистические,   табличные);   методы   оценивания   (самооценка,   рейтинг); методы   внедрения   результатов   исследования   в   практику   (эксперимент, опытное обучение). Наблюдение­целенаправленное, изучение определенного педагогического явления. Наблюдение широко используется в     систематическое науке.   Оно   может   быть   как   основным   методом   накопления   научного материала,   так   и   вспомогательным,   составляющим   часть   какой­то   более общей   методики.   Наблюдение   наряду   с   самонаблюдением   является старейшим исследовательским методом. Наблюдение   как   исследовательский   метод   происходящих   событий. Основные из них:  целенаправленность наблюдения;  аналитический характер наблюдения. Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи которые анализируются, оцениваются и объясняются;  комплексность наблюдения. Следует не выпускать из поля зрения ни одной существенной стороны наблюдаемого;  системность   наблюдения.   Необходимо   не   ограничиваться   разовым   а   на   основе   более   или   менее   наблюдений   выявлять «снимком»   наблюдаемого, продолжительных   (пролонгированных) статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период. Анкетирование   метод   массового   сбора   материала   с   помощью специально разработанных опросных листов(анкет). Применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, и   закрытые   в   которых   приходится   выбирать   один   из   готовых   ответов; полузакрытые   (полуоткрытые)­даются   готовые   ответы   и   можно   добавлять собственные ответы; именные, требующие указывать фамилию испытуемого, и анонимные­без   указания   автора   ответов;   полные   и   резюмированные; пропедевтические и контрольные и т.д. Шкалирование­также   один   из   методов   исследования   на   уроках обществознания,   позволяющий   превратить   качественные   факторы   в количественные ряды.  Шкалирование   дает   возможность,   например,   качества   личности изобразить   в   виде   шкалы.   Шкалы   могут   быть   односторонними   и двусторонними.  Например, отношение учащихся к умственному труду можно оценить по пятибалльной односторонней шкале: ­1­отрицательное, ­2­равнодушное, ­3­заинтересованное, ­4­активное, ­5­очень активное. Отношение   к   работе   можно   оценивать   по   трехступенчатой двусторонней шкале: +1–очень доволен работой +0­равнодушен ­1­недоволен работой Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с помощью компетентных людей (экспертов), называется рейтингом. § 2. Умения, формирующиеся в исследовательской работе у учащихся на уроках истории и обществознания. Большинство   исследователей   присоединяются   к   концепции К.К.Платонова,   который   считает,   что   «умение­это   способность   выполнять какую­либо   деятельность   или   действие   в   новых   для   него   условиях, приобретенная им на основе ранее полученных знаний и навыков». Исследовательская   функция   учителя   проявляется   при   изучении ученика,   класса,   группы,   при   наблюдении   и   анализе   урока,   при   внесении нового содержание обучения, апробации методов преподавания, при анализе собственного   опыта,   критической   оценке   методических   указаний,   при творческом решении педагогических задач. Чтобы   привести   в   движение   эту   функцию,   учитель   должен   владеть соответствующими педагогическими умениями. [10, С.57]     Исходя   из   названных   составных   элементов,   можно   изменить   и исследовательские   умения:   умение   работать   с   первоисточниками,   умение разработать   и   провести   эксперимент,   умение   оформить   результаты исследования в виде отчета­реферата, доклада. Анализ указанных умений позволил вычленить их слагаемые. 1. Умение работать с первоисточником: А) библиографические умения: ­знание типов каталогов и навыки работы с ними; ­навык работы со справочной литературой; ­навык ориентировки в профессиональной периодической литературе;           Б) умение вести записи по прочитанному: ­умение видеть структуру изложения материала; ­умение систематизировать материал. 2. Уметь наблюдать явления ( факты): ­уметь выбирать объект наблюдения; ­уметь отделять цель и задачи наблюдения; ­умение проводить наблюдение; ­умение точно и полно фиксировать наблюдаемые явления (факты) ­уметь анализировать данные наблюдения; ­самоконтроль, самооценка. 3. Умение формулировать гипотезу: ­отбор и проверка данных, на которых строится гипотеза; ­проведение вводного эксперимента; ­формулировка гипотезы; ­уточнение гипотезы. 4. Умение разрабатывать и проводить эксперимент; обрабатывать и обобщать его результаты: ­умение анализировать; ­умение формулировать гипотезу; ­умение разрабатывать технику и методику эксперимента; ­умение проводить эксперимент; ­уметь проводить итоги эксперимента; ­самоконтроль, самооценка. 5.Умение обобщать материалы в виде отчета­реферата, доклада и т.д.: ­умение писать отчет­реферат, доклад; ­умение видеть проблему и формулировать ее; ­умение анализировать материал; ­умение делать выводы, обобщения; ­умение работать с несколькими источниками; ­уметь анализировать материал.

Статья «Исследовательская работа при изучении обществознания»

Статья «Исследовательская работа при изучении обществознания»

Статья «Исследовательская работа при изучении обществознания»

Статья «Исследовательская работа при изучении обществознания»

Статья «Исследовательская работа при изучении обществознания»

Статья «Исследовательская работа при изучении обществознания»

Статья «Исследовательская работа при изучении обществознания»

Статья «Исследовательская работа при изучении обществознания»

Статья «Исследовательская работа при изучении обществознания»

Статья «Исследовательская работа при изучении обществознания»

Статья «Исследовательская работа при изучении обществознания»

Статья «Исследовательская работа при изучении обществознания»

Статья «Исследовательская работа при изучении обществознания»

Статья «Исследовательская работа при изучении обществознания»

Статья «Исследовательская работа при изучении обществознания»

Статья «Исследовательская работа при изучении обществознания»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2018