статья «Исследовательская работа при изучении обществознания»

  • Лекции
  • Педсоветы
  • docx
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершая определенные специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними. Исследовательская деятельность на уроках обществознания относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию критического мышления, информационной культуры, творческих способностей, умея ставить цели и пути их реализации.Исследовательская деятельность на уроках обществознания относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию критического мышления, информационной культуры, творческих способностей, умея ставить цели и пути их реализации.
Иконка файла материала Исследовательская работа при изучении обществознания. Сибгатуллина В.В..docx
«Исследовательская работа при изучении обществознания»                                                            Учитель истории и обществознания Сибгатуллина В.В. Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно­деятельностного   подхода,   согласно   которому   учебный   предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершая определенные специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними. Исследовательская деятельность на уроках обществознания относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию критического мышления,   информационной   культуры,   творческих   способностей,   умея ставить цели и пути их реализации. Исследовательская деятельность учащихся ­это деятельность, связанная с   решением   творческой   задачи   с   заранее   неизвестным   решением   и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования практическое  овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные   выводы.   Исследование   с   точки   зрения   учащегося­это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность   позволяет   проявлять   себя   индивидуально   или   в   группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично   достигнутый   результат.   Результат   этой   деятельности­найденный способ решения проблемы, сформулированный зачастую самими учащимися, носит практический характер, имеет важное прикладное значение. Учебный проект   или   исследование,   с   точки   зрения   учителя­это   интегративноедидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать   и   развивать   специфические   умения   проектирования   и   С.83]   Современного   человека   должны   отличать исследования.[1, ответственность   и   инициативность,   продуктивность   и   эффективность, адаптивность   к   динамично   меняющимся   условиям,   способность   к множественным   выборам,   новый   тип   функциональной   грамотности. Формирование   этих   социально   значимых   качеств   и   призвана   решить модернизация образования. §1. Методы исследования применяемые на уроках обществознания При   проведении   исследования   используются   определенные   методы. Метод исследования–это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. При   проведении   исследования   используются   общетеоретические методы:   анализ,   синтез,   сравнение,   индукция,   дедукция,   абстрагирование, обобщение,   конкретизация,   моделирование;   социологические   методы: анкетирование,   интервьюирование,   рейтинг;   социально­психологические методы: социометрия, тестирование, тренинг. Исследовательская   деятельность   учащихся   прописана   и   ФГОС, следовательно,   каждый   ученик   должен   быть   обучен   этой   деятельности. Программы   всех   школьных   предметов   ориентированы   на   данный   вид деятельности.   И   это   не   случайно.   Ведь   именно   в   процессе   правильной самостоятельной   работы   над   созданием   проекта   формируется   культура умственного   труда   учеников.   И   встает   вопрос,   а   какими   методами   нужно работать с учащимися?Методы   исследований   условно   подразделяются   на   теоретические   и эмпирические. Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать   научные   факты,   объяснить   и   предсказать   явления, повысить   надежность   полученных   результатов,   перейти   от   абстрактного   к конкретному   знанию,   установить   взаимоотношения   между   различными понятиями   и   гипотезами,   выделить   среди   них   наиболее   существенные   и второстепенные. Охарактеризуем некоторые теоретические методы исследования. Анализ­мысленное   разложение   исследуемого   целого   и   составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления. Одно и то же исследуемое явление   можно   анализировать   по   многим   аспектам.   Всесторонний   анализ явления позволяет глубже раскрыть его.      Сравнение­ установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.  При сравнении прежде всего необходимо определить основу сравнения­ критерий. Для   того   чтобы   сравнить   между   собой   определенные   явления, необходимо   выделить   в   них   известные   признаки   и   установить,   как   они представлены   в   сравниваемых   объектах.   Несомненно,   составной   частью сравнения всегда является анализ, так как во время сравнения в явлениях следует   вычленить   измеряемые   признаки.   Поскольку   сравнение­это установление   определенных   соотношений   между   признаками   явлений,   то ясно, что в ходе сравнения используется синтез. Обобщение­выделение   в   процессах   и   явлениях   общих   черт,   то   есть обобщение   исследуемого.   Сравнивая   явления   между   собой,   исследователь устанавливает  общие признаки явлений и на основе последних объединяетявления в одну смысловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергалось сравнению. Моделирование­исследование   процессов   и   явлений   при   помощи   их реальных или идеальных моделей. Индукция   и   дедукция­логические   методы   обобщения   полученных эмпирическим   путем   данных.   Индуктивный   метод   предполагает   движение мысли   от   частных   суждений   к   общему   выводу,   дедуктивный–от   общего суждения к частному выводу. К   эмпирическим   (практическим)   методам   исследования   относятся: методы   сбора   и   накопления   данных   (наблюдение,   беседа,   анкетирование, тестирование   и   др.);   методы   контроля   и   измерения   (шкалирование, статистические,   табличные);   методы   оценивания   (самооценка,   рейтинг); методы   внедрения   результатов   исследования   в   практику   (эксперимент, опытное обучение). Наблюдение­целенаправленное, изучение определенного педагогического явления. Наблюдение широко используется в     систематическое науке.   Оно   может   быть   как   основным   методом   накопления   научного материала,   так   и   вспомогательным,   составляющим   часть   какой­то   более общей   методики.   Наблюдение   наряду   с   самонаблюдением   является старейшим исследовательским методом. Наблюдение   как   исследовательский   метод   происходящих   событий. Основные из них:  целенаправленность наблюдения;  аналитический характер наблюдения. Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи которые анализируются, оцениваются и объясняются; комплексность наблюдения. Следует не выпускать из поля зрения ни одной существенной стороны наблюдаемого;  системность   наблюдения.   Необходимо   не   ограничиваться   разовым   а   на   основе   более   или   менее   наблюдений   выявлять «снимком»   наблюдаемого, продолжительных   (пролонгированных) статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период. Анкетирование   метод   массового   сбора   материала   с   помощью специально разработанных опросных листов(анкет). Применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, и   закрытые   в   которых   приходится   выбирать   один   из   готовых   ответов; полузакрытые   (полуоткрытые)­даются   готовые   ответы   и   можно   добавлять собственные ответы; именные, требующие указывать фамилию испытуемого, и анонимные­без   указания   автора   ответов;   полные   и   резюмированные; пропедевтические и контрольные и т.д. Шкалирование­также   один   из   методов   исследования   на   уроках обществознания,   позволяющий   превратить   качественные   факторы   в количественные ряды.  Шкалирование   дает   возможность,   например,   качества   личности изобразить   в   виде   шкалы.   Шкалы   могут   быть   односторонними   и двусторонними.  Например, отношение учащихся к умственному труду можно оценить по пятибалльной односторонней шкале: ­1­отрицательное, ­2­равнодушное, ­3­заинтересованное, ­4­активное,­5­очень активное. Отношение   к   работе   можно   оценивать   по   трехступенчатой двусторонней шкале: +1–очень доволен работой +0­равнодушен ­1­недоволен работой Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с помощью компетентных людей (экспертов), называется рейтингом. § 2. Умения, формирующиеся в исследовательской работе у учащихся на уроках истории и обществознания. Большинство   исследователей   присоединяются   к   концепции К.К.Платонова,   который   считает,   что   «умение­это   способность   выполнять какую­либо   деятельность   или   действие   в   новых   для   него   условиях, приобретенная им на основе ранее полученных знаний и навыков». Исследовательская   функция   учителя   проявляется   при   изучении ученика,   класса,   группы,   при   наблюдении   и   анализе   урока,   при   внесении нового содержание обучения, апробации методов преподавания, при анализе собственного   опыта,   критической   оценке   методических   указаний,   при творческом решении педагогических задач. Чтобы   привести   в   движение   эту   функцию,   учитель   должен   владеть соответствующими педагогическими умениями. [10, С.57]     Исходя   из   названных   составных   элементов,   можно   изменить   и исследовательские   умения:   умение   работать   с   первоисточниками,   умениеразработать   и   провести   эксперимент,   умение   оформить   результаты исследования в виде отчета­реферата, доклада. Анализ указанных умений позволил вычленить их слагаемые. 1. Умение работать с первоисточником: А) библиографические умения: ­знание типов каталогов и навыки работы с ними; ­навык работы со справочной литературой; ­навык ориентировки в профессиональной периодической литературе;           Б) умение вести записи по прочитанному: ­умение видеть структуру изложения материала; ­умение систематизировать материал. 2. Уметь наблюдать явления ( факты): ­уметь выбирать объект наблюдения; ­уметь отделять цель и задачи наблюдения; ­умение проводить наблюдение; ­умение точно и полно фиксировать наблюдаемые явления (факты) ­уметь анализировать данные наблюдения; ­самоконтроль, самооценка. 3. Умение формулировать гипотезу: ­отбор и проверка данных, на которых строится гипотеза; ­проведение вводного эксперимента; ­формулировка гипотезы; ­уточнение гипотезы.4. Умение разрабатывать и проводить эксперимент; обрабатывать и обобщать его результаты: ­умение анализировать; ­умение формулировать гипотезу; ­умение разрабатывать технику и методику эксперимента; ­умение проводить эксперимент; ­уметь проводить итоги эксперимента; ­самоконтроль, самооценка. 5.Умение обобщать материалы в виде отчета­реферата, доклада и т.д.: ­умение писать отчет­реферат, доклад; ­умение видеть проблему и формулировать ее; ­умение анализировать материал; ­умение делать выводы, обобщения; ­умение работать с несколькими источниками; ­уметь анализировать материал.