Статья История становления профориентации в мире и в России
Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
Взрослым
20.10.2018
Часто датой возникновения профориентации считают начало XX века. Так как в 1903 году во Франции появился первый кабинет профориентации, а в 1908 году в США было открыто первое профконсультационное бюро. На самом деле элементы профориентации можно обнаружить еще в глубокой древности. Так, еще в третьем тысячелетии до н. э. в Древнем Вавилоне проводились испытания для выпускавшихся писцов. Так как писец был центральной фигурой древней цивилизации, то его проверяли на умение разбираться в тканях, металлах, растениях и т. д. В Китае существовала должность правительственного чиновника, и был своего рода профотбор на эту должность. Молодые люди сдавали экзамены. Тему экзамена часто задавал сам император и на заключительном этапе он устраивал непосредственную проверку знаний. Так же элементы профориентации можно найти в спартанской системе воспитания воинов или в римской системе отбора и обучения гладиаторов.
конспект.docx
История становления профориентации в мире и в России
Часто датой возникновения профориентации считают начало XX века. Так как в 1903
году во Франции появился первый кабинет профориентации, а в 1908 году в США
было открыто первое профконсультационное бюро. На самом деле элементы
профориентации можно обнаружить еще в глубокой древности. Так, еще в третьем
тысячелетии до н. э. в Древнем Вавилоне проводились испытания для выпускавшихся
писцов. Так как писец был центральной фигурой древней цивилизации, то его
проверяли на умение разбираться в тканях, металлах, растениях и т. д. В Китае
существовала должность правительственного чиновника, и был своего рода
профотбор на эту должность. Молодые люди сдавали экзамены. Тему экзамена часто
задавал сам император и на заключительном этапе он устраивал непосредственную
проверку знаний. Так же элементы профориентации можно найти в спартанской
системе воспитания воинов или в римской системе отбора и обучения гладиаторов.
Можно найти целое множество таких примеров, которые указывали бы на ранее
зарождение профориентации. Но если мы будем говорить о профориентации как об
общественном процессе, который включает в себя как профдиагностику и
профотбор, так и профпросвещение, профконсультацию, профессиональное
воспитание, то станет ясно, что такая профориентация могла появиться только при
дифференциации и интеграции отдельных наук. Следовательно, все приведенные
выше исторические примеры следует назвать скорее предысторией, нежели историей
профориентации.
Началом истории профориентации можно считать период модернизации, когда
огромный поток людей хлынул из сел в города в поисках работы. Так как
производственный процесс набирал все большие обороты, росла и роль
квалификации рабочих. Именно тогда в Бостоне (США) было профориентационное
бюро, о котором говорилось выше. Вскоре такие бюро стали открывать в Испании,
Финляндии, Швейцарии и других странах.
Первые профориентационные службы работали на основе «трехфакторной модели»
американца Ф. Парсона. Модель эта строилась на трех факторах:
Изучение психических и личностных особенностей претендента на профессию.
Изучение требований профессии и формулирование их в психологических
терминах.
Сопоставление вышеназванных факторов и принятие решения о
рекомендуемой профессии, которое происходит на основе соответствия
особенностей человека требованиям профессии.
На эту теорию опирались вплоть до середины XX века. Впервые эту модель оспорил
Д. Е. Сьюпер, который рассматривал выбор профессии как длительный процесс,
который зависит от предшествующего опыта человека. В этом процессе, по его
мнению,
Новый
методологический подход основывался на изучении особенностей
профессионального развития в разных видах деятельности.
важную роль играют индивидуальные особенности. Конечно, в разных странах профориентация развивалась своим путем. К примеру, во
Франции становление профориентации проходило в несколько этапов:
В 20е гг. упор делался непосредственно на устройстве человека на работу.
4050е гг. определение профпригодности производилось при помощи
психодиагностических тестов.
С 70х гг. основным направлением стало воспитание молодежи
самостоятельно делать выбор.
История развития профориентации в России имеет свои особенности. В России об
элементах профориентации можно говорить уже со времен Петра I. Точнее с
подписания указа об «отрешении дураков от наследства». Это означало, что детей
должны были свидетельствовать, это своего рода диагностика. В 1733 году Н.
Татищев в своей работе «Разговор двух товарищей о пользе наук и училищ»
классифицирует науки. Так же, он выделяет «тщетные» и «вредительские» науки. К
тщетным он относит такие науки как хиромантия, физиогномика. К вредительским
такие как колдунство, ворожба.
Первое бюро по профконсультации было открыто в России в 1927 году, в
Ленинграде, при институте по изучению мозга. Особое внимание уделялось
индивидуальным качествам подростков. Выявляли утомляемость, обучаемость и
использовали тестовые методики для проверки знаний. Сотрудники данного бюро
разработали ряд методических пособий, на основе которых можно было составить
предварительное заключение о направленности подростка.
Человека как личность в те годы изучали в основном только учителя и доктора. И
подход к изучению личности был вполне примитивным. Пытались напрямую
соотнести успехи в учебе с составом крови, особое внимание уделяли
физиологическому состоянию подростка в условиях жизни в семье. Индивидуальные
же особенности личности во внимание не принимались.
Следующий период в нашей стране был не самым лучшим в истории развития
профессиональной ориентации. Все потому, что в 30х годах XX века в СССР была
практически решена проблема массовой безработицы, и деятельность бирж труда не
была сильно востребована. К тому же сильно повлияло на остановку развития
профориентации Постановление ВКП (б) «О педологических извращениях в системе
Наркомпроса» от 4 июля 1936 года.
В 50х – 60х годах, в СССР был период «оттепели». Он характеризовался
ослаблением тоталитарнобюрократических тенденций. Именно в этот период
профориентация начинает развиваться с новой силой. Но уже в конце 60х годов
темпам развития пришлось приостановиться. Теперь профориентацию не запрещали,
но загоняли в определенные рамки.
В 1984 году, накануне «перестройки» появилось постановление «О реформе
общеобразовательной и профессиональной школы». Оно дало огромный импульс для
развития профориентации.
В школах начинают открываться кабинеты
профконультации. По всей стране открывается около шестидесяти региональных
2 центров профориентации молодежи. Но уже в начале 90х финансирование
профориентации существенно сократилось.
Сегодня в России активно создаются региональные службы занятости населения,
которые помогают решать проблемы самоопределения подрастающего поколения. Но
надо заметить, что профориентационная работа в школах позволяет более
углубленно изучить интересы и индивидуальные особенности подростков, поэтому
профессиональной ориентации в школах должно быть отведено особое место.
3
Статья История становления профориентации в мире и в России
Статья История становления профориентации в мире и в России
Статья История становления профориентации в мире и в России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.