Особо важное внимание в курсе математики 6 класса отводится изучению отрицательных чисел. Это сложная тема. Ученики усваивают ее с трудом. Без четкого усвоения этой темы трудности возникнут и в последующих классах. Верным способом усваения этой темы является работа с числовой прямой
Изучение отрицательных чисел в 6 классе.docx
Тема "Изучение отрицательных чисел в 6 классе"
Тема отрицательных чисел является традиционно трудной для усвоения
шестиклассниками. Вместе с тем, это тот фундамент, на котором строится
дальнейшее изучение математики. Без прочного овладения этим материалом
ученики будут испытывать значительные сложности при обучении в
последующих классах.
Понятие об отрицательных числах возникло в практике очень давно,
причем при решении таких заданий, где из меньшего числа приходилось
вычитать большее число. Египтяне, вавилоняне, а также древние греки не
знали отрицательных чисел и для производства вычислений математики того
времени пользовались счетной доской. А так как знаков «плюс» и «минус» не
существовало, то они на этой доске положительные числа отмечали красными
счетными палочками, а отрицательные – синими. И отрицательные числа
долгое время назывались словами, которые означали долг, недостача, а
положительные трактовались как имущество.
В древнем Китае примерно 2100 лет тому назад умели также
складывать и вычитать положительные и отрицательные числа.
Отрицательные числа трактовали как долг, а положительные как имущество.
Люди с некоторым недоверием относились к отрицательным числам, считая
их не совсем реальными, истолкование их как имущество – долг вызвало
недоумение: как можно «складывать» и «вычитать» имущество и долг.
В XVII веке великий французский математик Рене Декарт предложил
откладывать отрицательные числа на числовой оси влево от нуля.
Отрицательные числа получили реальное истолкование. Их стали признавать
наравне с положительными.
Для введения отрицательных чисел мы обычно используем
демонстрационные модели термометра. Отвлечённый от оси разговор о
повышениях и понижениях температуры проходит обычно нормально: учащиеся могут сложить два последовательных изменения температуры и
определить, что получилось в результате – повышение или понижение и на
сколько градусов. Температура может быть как выше нуля, так и ниже нуля.
Со знаком «+» и со знаком «
Любое положительное число больше нуля : 5 > 0;
Любое отрицательное число меньше нуля: 7 < 0;
Любое отрицательное число < положительного: 7 < 5
Но как только мы даем иллюстрацию сложения на оси, то неизбежно
переходим к сложению « разнородных» слагаемых – «отметки» и
«изменения», т.е смешиваем порядковый номер и количественный аспекты
понимания числа. Рассмотрение же примеров с изменениями на +2 и 3
требует постоянного внутреннего перевода: повышение на 2 и понижение на
Стоит ли удивляться, что этот материал вызывает затруднения у многих
учащихся. Работу с отрицательными числами я строю с опорой на
количественный аспект числа, ведя рассуждения о наличии и долге или
выигрыше и проигрыше. Для такой работы я изготовила игральные кости –
кубики с нанесёнными на их гранях обозначениями чисел от 1 до 6. Кубики
лучше взять красного и синего цвета (ассоциация по цвету – тепло и холодно).
Так же каждый ребенок делает из цветной бумаги изображение граней таких
кубиков. Это дает возможность мне проводить различные упражнения на
устном счете и сразу видеть обратную связь.
При умножении двух чисел с разными знаками в результате получается
отрицательное число, модуль которого равен произведению модулей
множителей.
«+» * «» = «»
«» * «+» = «» При умножении двух чисел с одинаковыми знаками в результате
получается положительное число, модуль которого равен произведению
модулей множителей.
«» * «» = «+»
«+» * «+» = «+»
При сравнении целых отрицательных чисел, можно представить их на
координатной прямой.
Например, точка А с координатой 7 левее, чем точка В с координатой
3.
Поэтому: 7 < 3. Из двух отрицательных чисел больше то, у
которых модуль меньше.
Примеров с отрицательными числами существует множество, а вот
задач с отрицательным ответом в школьном учебнике математики не найти.
Поэтому приходится искать такие задачи в дополнительной литературе.
Например: Попробуйте в тексте найти положительные и отрицательные
величины и сделайте выводы об их использовании в жизни.
Площадь Кунгурской Ледяной пещеры составляет 106,5 гектаров. Ее
поверхность усеяна многочисленными карстовыми воронками, крупнейшие из
которых достигают 5060 метров в диаметре и 1012 м в глубине.
В первом Бриллиантовом гроте пещеры зимой температура может
достигать 15, 20 градусов, хотя в центре пещеры постоянная весна: +5 °C
летом и зимой при 100% влажности.
В каменной нише Полярного грота скрывается массивная ледяная
колонна, напоминающая застывший водопад. Ее еще описывал профессор
М.Я. Киттара 165 лет назад.
Большое подземное озеро находится в гроте «Титанический» (площадь
– 1300 кв.м., ширина 38 м, глубина достигает 3 м., температура воды
постоянная +5 °C). В другом гроте – «Романтиков» экскурсанты могут любоваться небольшим озером с так называемым сифоном – подводным
каналом, который опускается ниже уровня озера на 45 м.
С появлением отрицательных чисел произошел большой толчок
развития науки математики. Теперь стало возможным вычитание из меньшего
числа большее. Это нужно для того, чтобы без трудностей решать уравнения и
задачи.
Отрицательные числа наряду с положительными числами и с числом
нуль в науках служат для измерения величин, которые могут изменяться в
двух противоположных направлениях от принятого начала отсчета.
Статья "Изучение отрицательных чисел в 6 классе"
Статья "Изучение отрицательных чисел в 6 классе"
Статья "Изучение отрицательных чисел в 6 классе"
Статья "Изучение отрицательных чисел в 6 классе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.