Ударение функционирует в устной речи и является одним из средств её звуковой организации. Неверная постановка ударения является одной из самых распространённых проблем . В статье кратко рассказывается о важности и особенностях изучения его в школе, о необходимости как для выработки навыка грамотного письма, так и для воспитания произносительно-слуховой культуры младших школьников.
ИЗУЧЕНИЕ УДАРЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.docx
ИЗУЧЕНИЕ УДАРЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ.
Школьная система работы над ударением связана со всеми
разделами курса по изучению русского языка: фонетикой,
лексикой, морфологией и т.д.Основывается она на навыках,
полученных в первом классе : как делятся слова на слоги, что
такое ударение, как определяется его место в слове.
Слогоотделение в русском языке является фонетическим
т.е. звуки располагаются в пределах слога в порядке
восходящей звучности (от менее звучного согласного – к
более звучному гласному). Самым трудным здесь является
отнесение к предыдущему или последующему слогу двух и
более согласных, стоящих между гласными( сес - стра или
сест-ра?).
При делении слов на слоги рекомендуется простой прием.
Нужно подставить руку под подбородок и проследить,
сколько раз подбородок надавит на руку. Можно также
простукивать слоги карандашом. Самым трудным для учащихся является нахождение
ударного слога , правильное определение места ударения.
Ударный слог можно выговаривать протяжно, можно тянуть.
Когда школьники это усвоят, они легко выделяют ударный
гласный по его большей длительности произношения и силе
звучания . Постукивая карандашом при делении слова на
слоги , ударный слог следует выделить более сильным
ударом.
От умения определить место ударения , различать ударные
и безударные слоги зависит орфографическая грамотность
многих учащихся.Ведь правописание безударных гласных,
правописание согласных в корнях слов , правописание
падежных окончаний существительных , окончаний
прилагательных и другие написания основаны именно на
умении находить ударный слог. Систематические
упражнения на слуховое восприятие, выделение ударения в
любом слове , постоянное внимание к ударению при изучении любой темы курса русского языка – единственный
путь в обучении находить место ударения.
Навыки в постановке литературного ударения не могут
быть усвоены только во время уроков. Это трудная ,
многолетняя работа. Ударение воспринимается только
слухом, нужное слово должно звучать. Поэтому основным
приемом здесь должно быть чтение вслух отдельных слов ,
словосочетаний или предложений. Надо опираться на слух,
слуховую память, языковое чутье учащихся для того , чтобы
они запомнили слова с нормативным ударением. Необходимо
практиковать как можно чаще выразительное чтение
выученных наизусть стихотворений , хоровое чтение ;
заниматься упражнениями, которые развивают речевой слух
учащихся и постоянно фиксируют их внимание на ударении.
Большим стимулом для развития норм ударения являются
уроки русской литературы, работа в кружках выразительного
чтения, ораторского искусства, драматических кружках;
подготовка литературных вечеров, диспутов, утренников,
читательских конференций, вечеров поэзии, организация и
проведение «Недели русской речи», факультатива по
орфозпии, конкурса чтецов и т. д.
Статья :"Изучение ударения в начальной школе".
Статья :"Изучение ударения в начальной школе".
Статья :"Изучение ударения в начальной школе".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.