Статья к уроку по хореографическому искусству на тему «Балетный театр XX –го века»

  • Лекции
  • docx
  • 20.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация
Иконка файла материала Балет. театр 20 века(Россия).docx
Статья на тему «Балетный театр XX –го века» (составила преподаватель МБОДО ПДШИ Царёва Т.Е.) Презентация «Балетный театр     XX    – го века» Балет в 19 веке в России   занял привилегированное положение среди других видов театрального искусства. Власти уделяли ему большое внимание, предоставляли   государственные   субсидии.   Московская   и петербургская балетная труппы выступали в хорошо оборудованных театрах, а выпускники театральных   училищ   ежегодно   пополняли   штат   танцовщиков,   музыкантов и декораторов. Ещё   в   XIX   веке   в русскую   литературу   и искусство   на   смену романтизму пришел реализм. Балетмейстеры лихорадочно, но безрезультатно пытались создать реалистические спектакли. Они не учитывали, что балет — искусство условное и реализм в балете значительно отличается от реализма в живописи и литературе. Начался кризис балетного искусства. Содержание   спектаклей   было   примитивным   сюжеты   служили   лишь поводом для эффектных танцев, в которых артисты демонстрировали  свое мастерство.   Для   танцоров   главной   стала   отточенность   формы   и техники классического танца, и в этом они достигли виртуозности. Новый этап в истории русского балета начался, когда великий русский композитор П. Чайковский впервые  сочинил музыку для балета. Это было «Лебединое озеро». До этого к балетной музыке серьезно не относились. Она считалась   низшим   видом   музыкального   творчества,   всего   лишь аккомпанементом к танцам. Благодаря Чайковскому балетная музыка стала серьезным искусством наряду с оперной и симфонической музыкой. Раньше музыка полностью зависела от танца, теперь танцу приходилось подчиняться музыке.   Потребовались   новые   средства   выразительности   и новый   подход к созданию спектакля. Начало XX века ознаменовалось новаторскими поисками, стремлением преодолеть   стереотипы   академического   балета  XIX  века.  В   своих   балетах балетмейстер   Большого   театра   А.   А.   Горский   стремился   добиться последовательности   развития   драматического   действия,   исторической достоверности,   старался   усилить   роль   кордебалета   как   массового действующего лица, преодолеть разделённость пантомимы и танца.  Крупный   вклад   в   русское   балетное   искусство   внёс   М.   М.   Фокин, существенно расширив круг идей и образов в балете, обогатив его новыми формами   и   стилями.   Его   постановки   для   «Русских   сезонов»   балетов «Шопениана»,   «Петрушка»,   «Жар­птица»   и   др.   принесли   славу   русскому 1балету за рубежом. Завоевала мировую известность созданная Фокиным для Анны Павловой миниатюра «Умирающий лебедь. В 1911­13 на почве «Русских   сезонов»   образовалась   постоянная   труппа   «Русский   балет   Дягилева». Развитие   балетного   театра   в   России   в   20   веке   можно   разделить   на   несколько этапов. Первый этап: послевоенные годы (1917­1927гг.). В России балет не терял своей значимости в годы после Первой мировой войны и при советской власти, даже когда политическая и экономическая ситуация   угрожала   самому   существованию   Большого   и   Мариинского. Наоборот,  появляются   новые   балетные     студии,   школы,   малые хореографические   коллективы.  1920­е  годы  ­   это   период   экспериментов   в области формы и содержания балетного спектакля. Появляются и постановки на   политические   и   социальные   темы:   в   Москве­   работы   Касьяна Голейзовского,   а   в   Петрограде   (в   1924   переименованном   в   Ленинград)­ постановки Федора Лопухова. Классические спектакли привлекали широкого зрителя, в то время как новаторские опыты Лопухова и Голейзовского были приняты   главным   образом   любителями   и   знатоками   балета.           Второй этап: 1927­1957гг.            В 1927 Тихомировым и Лащилиным в Москве на музыку Р.М.Глиэра поставлен   балет   "Красный   мак".   Он   послужил   прототипом   многих последующих советских балетов: это многоактный спектакль, темой которого служат   благородные   страсти   и   героические   поступки,   а   специально написанная музыка носит симфонический характер.   В 1930­е годы ведущим жанром стала балетная драма.  Такие балеты, как в 1932 "Пламя Парижа" Василия Вайнонена,   в 1934 "Бахчисарайский фонтан" Ростислава Захарова, как в 1939 "Лауренсия Вахтанга Чабукиани и в 1940 "Ромео и Джульетта" Леонида Лавровского (музыка Прокофьева), могут служить примером тех   принципов, которым следовали  не только главные труппы,  но и все примерно 50 театров, которые работали в стране. А именно: ориентация на современную тему, стремление к содержательности, сквозное развитие   действия,   сближение   с   драматическим   спектаклем,   синтез музыкальных и танцевальных форм. Увеличение роли пантомимы и массовых сцен. Преобладали спектакли, ориентированные на советскую политическую   идеологию,   а   манеру   исполнения   отличали   кантиленность   в   исполнении движений   и   гибкость   (особенности   в   области   рук   и   спины),   при 2одновременной   разработке   высоких   прыжков,   акробатических   поддержек (например,   высокий   подъем   на   одной   руке   кавалера)   и   стремительных верчений,   что   придавало   советским   балетам   особую   драматическую экспрессию. Зрители в Западной Европе и США были практически не знакомы с советским балетом до середины 1950­х годов, когда балетные труппы Театра им. Кирова и Большого театра впервые выехали на гастроли на Запад. Интерес к нему вызвало поразительное мастерство балерин Большого театра Галины Улановой,   с   проникновенным   лиризмом   передавшей   чувства   "Жизели   и Джульетты", и Майи Плисецкой, поразившей своей блистательной техникой в роли Одетты­Одилии в "Лебедином озере". Одним из педагогов, способствовавшим выработке этого стиля, была Агриппина Ваганова (1879­1951). Бывшая танцовщица Мариинского театра, она начала преподавать по окончании своей исполнительской карьеры. Став педагогом Ленинградского хореографического училища, Ваганова выработала программу и учебник классического танца и готовила своих учениц, чтобы они   могли   исполнять   как   великие   романтические   балеты   прошлого,   так   и новые советские, с их виртуозной техникой. По всему Советскому союзу, а также   в   Восточной   Европе   в   основу   обучения   была   положена   система Вагановой.                      Третий этап:  рубеж 50­60­х годов ­ золотой период в развитии отечественного балета. Рождаются балеты в постановке Ю.Григоровича («Каменный цветок» С.Прокофьева),   «Легенда   о   любви»   А.Меликова   и   И.Бельского   («Берег надежды» А.Петрова),  «Ленинградская симфония» Д.Шостаковича.  Заслуги этого периода: 1. Возрождение жанра балета­симфонии. 2. Синтез балета – симфонии и балета­пьесы. 3. Тематическое расширение. 4. Соответствие хореографии музыкальной драматургии спектакля. Четвертый этап: начало 70­х ­ середина 80­х годов.  3В   то   время   как   Большой   театр   воплощал   наиболее   эффектные особенности   советского   стиля,   классическая   чистота   танцовщиков Кировского   театра   нашли   выражение   у   таких   артистов,   как:  В.Васильев, М.Плисецкая, Б.Эйфман, Н.Боярчиков, Д.Брянцев, А.Петров,   В.Гордеев и др. В   1961   Нуреев,   один   из   ведущих   танцовщиков   Кировского   театра, остался на Западе во время гастролей труппы во Франции. Два других видных артиста   того   же   театра   ­   Наталья   Макарова   и   Михаил   Барышников   ­ поступили так же (Макарова ­ в Лондоне, Барышников ­ в Канаде). В   1980­х   годах   политическое   давление   на   искусство   в   Советском   Союзе ослабло.   Постепенно   балетмейстеры   начали   вводить   в   репертуар   балеты зарубежных мастеров.  Взаимодействовал балетный театр и с драматическим театром, и с кино.       Пятый этап: новейший (с середины 80­х годов).   Это время свободы творчества, появления большого количества новых хореографических   коллективов   и   балетных   трупп.   Экспериментирование. Распад   Советского   Союза   и   последовавший   экономический   кризис   принес огромные   трудности   балетным   труппам,   которые   до   этого   щедро субсидировались   государством.   Многие   танцовщики   и   педагоги   покинули страну, чтобы обосноваться в США, Англии, Германии и других западных странах.                Господствующее значение приобрёл танец модерн.  Танец модерн — направление в танцевальном искусстве, появившееся ещё в начале XX века как результат ухода от строгих норм балета, в пользу творческой свободы хореографов.             Двадцатый   век   определенно   стал   временем   отрыва ото всего,   на что опирался   балет.   Временем   беспрецедентного   творческого   роста   танцоров и хореографов. Временем шока, удивления и зрителей, которые изменили свое представление о танце. Временем революции в полном смысле этого слова. В тетради: Первый этап: послевоенные годы (1917­1927гг.). Поиск   новых   форм   и   содержания.   Появление   студий,   школ,   малых   хореографических коллективов. Второй этап: 1927­1957гг. Появление   нового   типа   спектакля   ­   «драмбалет».   Интерес   к   героико­освободительной, историко­революционной  темам.  Третий этап: рубеж 50­60­х годов ­ золотой период в развитии  отечественного балета. Возрождение   жанра   балета­симфонии, драматургии спектакля.   соответствие   хореографии   музыкальной 4Четвертый этап: начало 70­х ­ середина 80­х годов.  Взаимодействие   отечественного   балета   с   зарубежным.   Воздействие   на   балетный   театр драматического театра и кино. Пятый этап: новейший (с середины 80­х годов).   Свобода   творчества.   Появление   большого   количества   новых   хореографических коллективов   и   балетных   трупп.   Экспериментирование.   Господствующее   значение   танца модерн. 5

Посмотрите также