Статья к уроку по хореографическому искусству на тему «Балетный театр XX –го века»
Оценка 4.9

Статья к уроку по хореографическому искусству на тему «Балетный театр XX –го века»

Оценка 4.9
Лекции
docx
музыка +1
Взрослым
19.01.2017
Статья к уроку по хореографическому искусству на тему  «Балетный театр XX –го века»
Презентация
Балет. театр 20 века(Россия).docx
Статья на тему «Балетный театр XX –го века» (составила преподаватель МБОДО ПДШИ Царёва Т.Е.) Презентация «Балетный театр     XX    – го века» Балет в 19 веке в России   занял привилегированное положение среди других видов театрального искусства. Власти уделяли ему большое внимание, предоставляли   государственные   субсидии.   Московская   и петербургская балетная труппы выступали в хорошо оборудованных театрах, а выпускники театральных   училищ   ежегодно   пополняли   штат   танцовщиков,   музыкантов и декораторов. Ещё   в   XIX   веке   в русскую   литературу   и искусство   на   смену романтизму пришел реализм. Балетмейстеры лихорадочно, но безрезультатно пытались создать реалистические спектакли. Они не учитывали, что балет — искусство условное и реализм в балете значительно отличается от реализма в живописи и литературе. Начался кризис балетного искусства. Содержание   спектаклей   было   примитивным   сюжеты   служили   лишь поводом для эффектных танцев, в которых артисты демонстрировали  свое мастерство.   Для   танцоров   главной   стала   отточенность   формы   и техники классического танца, и в этом они достигли виртуозности. Новый этап в истории русского балета начался, когда великий русский композитор П. Чайковский впервые  сочинил музыку для балета. Это было «Лебединое озеро». До этого к балетной музыке серьезно не относились. Она считалась   низшим   видом   музыкального   творчества,   всего   лишь аккомпанементом к танцам. Благодаря Чайковскому балетная музыка стала серьезным искусством наряду с оперной и симфонической музыкой. Раньше музыка полностью зависела от танца, теперь танцу приходилось подчиняться музыке.   Потребовались   новые   средства   выразительности   и новый   подход к созданию спектакля. Начало XX века ознаменовалось новаторскими поисками, стремлением преодолеть   стереотипы   академического   балета  XIX  века.  В   своих   балетах балетмейстер   Большого   театра   А.   А.   Горский   стремился   добиться последовательности   развития   драматического   действия,   исторической достоверности,   старался   усилить   роль   кордебалета   как   массового действующего лица, преодолеть разделённость пантомимы и танца.  Крупный   вклад   в   русское   балетное   искусство   внёс   М.   М.   Фокин, существенно расширив круг идей и образов в балете, обогатив его новыми формами   и   стилями.   Его   постановки   для   «Русских   сезонов»   балетов «Шопениана»,   «Петрушка»,   «Жар­птица»   и   др.   принесли   славу   русскому 1 балету за рубежом. Завоевала мировую известность созданная Фокиным для Анны Павловой миниатюра «Умирающий лебедь. В 1911­13 на почве «Русских   сезонов»   образовалась   постоянная   труппа   «Русский   балет   Дягилева». Развитие   балетного   театра   в   России   в   20   веке   можно   разделить   на   несколько этапов. Первый этап: послевоенные годы (1917­1927гг.). В России балет не терял своей значимости в годы после Первой мировой войны и при советской власти, даже когда политическая и экономическая ситуация   угрожала   самому   существованию   Большого   и   Мариинского. Наоборот,  появляются   новые   балетные     студии,   школы,   малые хореографические   коллективы.  1920­е  годы  ­   это   период   экспериментов   в области формы и содержания балетного спектакля. Появляются и постановки на   политические   и   социальные   темы:   в   Москве­   работы   Касьяна Голейзовского,   а   в   Петрограде   (в   1924   переименованном   в   Ленинград)­ постановки Федора Лопухова. Классические спектакли привлекали широкого зрителя, в то время как новаторские опыты Лопухова и Голейзовского были приняты   главным   образом   любителями   и   знатоками   балета.           Второй этап: 1927­1957гг.            В 1927 Тихомировым и Лащилиным в Москве на музыку Р.М.Глиэра поставлен   балет   "Красный   мак".   Он   послужил   прототипом   многих последующих советских балетов: это многоактный спектакль, темой которого служат   благородные   страсти   и   героические   поступки,   а   специально написанная музыка носит симфонический характер.   В 1930­е годы ведущим жанром стала балетная драма.  Такие балеты, как в 1932 "Пламя Парижа" Василия Вайнонена,   в 1934 "Бахчисарайский фонтан" Ростислава Захарова, как в 1939 "Лауренсия Вахтанга Чабукиани и в 1940 "Ромео и Джульетта" Леонида Лавровского (музыка Прокофьева), могут служить примером тех   принципов, которым следовали  не только главные труппы,  но и все примерно 50 театров, которые работали в стране. А именно: ориентация на современную тему, стремление к содержательности, сквозное развитие   действия,   сближение   с   драматическим   спектаклем,   синтез музыкальных и танцевальных форм. Увеличение роли пантомимы и массовых сцен. Преобладали спектакли, ориентированные на советскую политическую   идеологию,   а   манеру   исполнения   отличали   кантиленность   в   исполнении движений   и   гибкость   (особенности   в   области   рук   и   спины),   при 2 одновременной   разработке   высоких   прыжков,   акробатических   поддержек (например,   высокий   подъем   на   одной   руке   кавалера)   и   стремительных верчений,   что   придавало   советским   балетам   особую   драматическую экспрессию. Зрители в Западной Европе и США были практически не знакомы с советским балетом до середины 1950­х годов, когда балетные труппы Театра им. Кирова и Большого театра впервые выехали на гастроли на Запад. Интерес к нему вызвало поразительное мастерство балерин Большого театра Галины Улановой,   с   проникновенным   лиризмом   передавшей   чувства   "Жизели   и Джульетты", и Майи Плисецкой, поразившей своей блистательной техникой в роли Одетты­Одилии в "Лебедином озере". Одним из педагогов, способствовавшим выработке этого стиля, была Агриппина Ваганова (1879­1951). Бывшая танцовщица Мариинского театра, она начала преподавать по окончании своей исполнительской карьеры. Став педагогом Ленинградского хореографического училища, Ваганова выработала программу и учебник классического танца и готовила своих учениц, чтобы они   могли   исполнять   как   великие   романтические   балеты   прошлого,   так   и новые советские, с их виртуозной техникой. По всему Советскому союзу, а также   в   Восточной   Европе   в   основу   обучения   была   положена   система Вагановой.                      Третий этап:  рубеж 50­60­х годов ­ золотой период в развитии отечественного балета. Рождаются балеты в постановке Ю.Григоровича («Каменный цветок» С.Прокофьева),   «Легенда   о   любви»   А.Меликова   и   И.Бельского   («Берег надежды» А.Петрова),  «Ленинградская симфония» Д.Шостаковича.  Заслуги этого периода: 1. Возрождение жанра балета­симфонии. 2. Синтез балета – симфонии и балета­пьесы. 3. Тематическое расширение. 4. Соответствие хореографии музыкальной драматургии спектакля. Четвертый этап: начало 70­х ­ середина 80­х годов.  3 В   то   время   как   Большой   театр   воплощал   наиболее   эффектные особенности   советского   стиля,   классическая   чистота   танцовщиков Кировского   театра   нашли   выражение   у   таких   артистов,   как:  В.Васильев, М.Плисецкая, Б.Эйфман, Н.Боярчиков, Д.Брянцев, А.Петров,   В.Гордеев и др. В   1961   Нуреев,   один   из   ведущих   танцовщиков   Кировского   театра, остался на Западе во время гастролей труппы во Франции. Два других видных артиста   того   же   театра   ­   Наталья   Макарова   и   Михаил   Барышников   ­ поступили так же (Макарова ­ в Лондоне, Барышников ­ в Канаде). В   1980­х   годах   политическое   давление   на   искусство   в   Советском   Союзе ослабло.   Постепенно   балетмейстеры   начали   вводить   в   репертуар   балеты зарубежных мастеров.  Взаимодействовал балетный театр и с драматическим театром, и с кино.       Пятый этап: новейший (с середины 80­х годов).   Это время свободы творчества, появления большого количества новых хореографических   коллективов   и   балетных   трупп.   Экспериментирование. Распад   Советского   Союза   и   последовавший   экономический   кризис   принес огромные   трудности   балетным   труппам,   которые   до   этого   щедро субсидировались   государством.   Многие   танцовщики   и   педагоги   покинули страну, чтобы обосноваться в США, Англии, Германии и других западных странах.                Господствующее значение приобрёл танец модерн.  Танец модерн — направление в танцевальном искусстве, появившееся ещё в начале XX века как результат ухода от строгих норм балета, в пользу творческой свободы хореографов.             Двадцатый   век   определенно   стал   временем   отрыва ото всего,   на что опирался   балет.   Временем   беспрецедентного   творческого   роста   танцоров и хореографов. Временем шока, удивления и зрителей, которые изменили свое представление о танце. Временем революции в полном смысле этого слова. В тетради: Первый этап: послевоенные годы (1917­1927гг.). Поиск   новых   форм   и   содержания.   Появление   студий,   школ,   малых   хореографических коллективов. Второй этап: 1927­1957гг. Появление   нового   типа   спектакля   ­   «драмбалет».   Интерес   к   героико­освободительной, историко­революционной  темам.  Третий этап: рубеж 50­60­х годов ­ золотой период в развитии  отечественного балета. Возрождение   жанра   балета­симфонии, драматургии спектакля.   соответствие   хореографии   музыкальной 4 Четвертый этап: начало 70­х ­ середина 80­х годов.  Взаимодействие   отечественного   балета   с   зарубежным.   Воздействие   на   балетный   театр драматического театра и кино. Пятый этап: новейший (с середины 80­х годов).   Свобода   творчества.   Появление   большого   количества   новых   хореографических коллективов   и   балетных   трупп.   Экспериментирование.   Господствующее   значение   танца модерн. 5

Статья к уроку по хореографическому искусству на тему «Балетный театр XX –го века»

Статья к уроку по хореографическому искусству на тему  «Балетный театр XX –го века»

Статья к уроку по хореографическому искусству на тему «Балетный театр XX –го века»

Статья к уроку по хореографическому искусству на тему  «Балетный театр XX –го века»

Статья к уроку по хореографическому искусству на тему «Балетный театр XX –го века»

Статья к уроку по хореографическому искусству на тему  «Балетный театр XX –го века»

Статья к уроку по хореографическому искусству на тему «Балетный театр XX –го века»

Статья к уроку по хореографическому искусству на тему  «Балетный театр XX –го века»

Статья к уроку по хореографическому искусству на тему «Балетный театр XX –го века»

Статья к уроку по хореографическому искусству на тему  «Балетный театр XX –го века»
Скачать файл