В наше время «особенных» детей стало больше. Не все из них могут обучаться в классе вместе со всеми, их необходимо учить индивидуально. Особенные дети требуют и особенных подходов к обучению.
Как правило, "особенные" дети не имеют учебной мотивации, плохо концентрируют внимание, иногда не четко произносят некоторые звуки речи. У них не развита произвольная память, они имеют узкий круг сведений о себе и об окружающем мире, испытывают затруднения при общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому часть урока необходимо посвящать различным дидактическим играм, чтобы развивать универсальные учебные умения. Но самое главное: надо так прожить с ребенком четыре года обучения в начальной школе, чтобы он эти годы вспоминал с радостью.
Как обучать особенных детей.docx
Статья
Как обучать «особенных» детей
(любой УМК) В наше время «особенных» детей стало больше. Не все из них могут
обучаться в классе вместе со всеми, их необходимо учить индивидуально.
Особенные дети требуют и особенных подходов к обучению.
Как правило, они не имеют учебной мотивации, плохо концентрируют
внимание, иногда у них не сформировано звукопроизношение некоторых
звуков. У «особенных» детей не развита произвольная память, они имеют
узкий круг сведений о себе и об окружающем мире, они испытывают
затруднения при общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому часть
урока необходимо посвящать различным дидактическим играм, чтобы
развивать универсальные учебные умения.
Тренировка произвольного внимания
Задание: найти числа в порядке увеличения; уменьшения
1
8
2
16
25
4
21
29
12
6
4
7
3
5
9
13
1
19
31
27
3
6
23
34
10
35
15
9
18
36
24
14
7
28
32
2
30
17
20
5
22
11
26
33
8
Тренировка произвольной памяти
Игра «Что исчезло?» Выкладывать на стол мелкие игрушки,
геометрические фигуры, запоминать. Угадывать и называть пропавший
предмет.
Расширение знаний об окружающем мире
Уточнить цвета карандашей, соотнести с цветом неба, травы…
Уточнить названия дней недели, их порядок, соотнести их с событиями в
жизни ребенка (выходной, уроки в школе). Уточнить название и порядок месяцев, времен года, соотнести их с событиями
(занятия в школе, каникулы, явления природы, праздники, свой день
рождения).
Уточнить названия городов – столица России, родной город…
Этот список можно продолжать. Бывает, что ребенок не знает элементарного,
даже свой день рождения называет так: «Зимой».
Уточнение и расширение сведений о себе
Фамилия, имя, отчество свое и родителей, бабушек и дедушек. День своего
рождения, домашний адрес. Профессии родителей. При этом уточнять, какая
деятельность стоит за названием той или иной профессии.
Развитие восприятия
Играем в «чудесный мешочек». В непрозрачном мешочке мелкие предметы
разной формы, величины, из разных материалов. В первый раз ребенок
рассматривает все предметы. Затем с закрытыми глазами вытаскивает один из
них и угадывает его. Когда научится распознавать, добавляем задание: опиши
предмет – из чего сделан, какой формы и величины. Например, в мешочке
будут предметы из пластмассы, дерева, стекла, металла, ткани. Пусть будут
шарики, кисточки, ручки, кубики, пружинки, скрепки всякая всячина.
Развитие мелкой моторики
Графические работы: штриховка изображений, раскрашивание рисунков,
рисование штрихом кошечек, собачек, мозаичные работы, настольные узоры
из геометрических фигур, печатание букв, слов и изображений по трафарету.
Технологию мандало терапии впервые стал использовать швейцарский
психиатр Карл Густав Юнг. (Мандала – круг, колесо).
Мандало – терапия не только развивает мелкую моторику, но и снимает
мышечное напряжение, восстанавливает эмоциональное равновесие,
способствует развитию коммуникативных навыков. При раскрашивании
мандал ребенок сам выбирает либо карандаши, либо ручки с цветными
пастами. Обращаем внимание на выбор цвета, так как он сигнализирует о
внутреннем состоянии ребенка. Мандалы можно рисовать самим, используя
трафареты. Кроме того, полезна пальчиковая гимнастика, которая не только сделает
пальчики ловкими, но и будет минутками релаксации на занятии.
Развитие фонематического слуха и формирование звуковой структуры
слова
Для начала – прохлопываем ритм знакомой песни. Затем называем первый,
последний звук в слове, предъявленном на слух, но подкрепленном
изображением.
Повторить слова: телевизор, лекарство, сковорода, космонавт, кинотеатр,
аквариум.
Повторить предложения: Раиса смотрит интересную передачу по телевизору.
На сковороде жарятся котлеты. У метро строится кинотеатр.
Речевая гимнастика
Сначала – зарядка для язычка. «Спортсмен бежит по стадиону» язычок
скользит по деснам по кругу, рот закрыт. Язычок «делает уколы» в щеки, рот
закрыт. Скороговорки вводить не спешим, просто тренируем язычок.
Лариса разбила тарелку.
Слышится шелест сухого камыша.
Часовщик чинит часики.
У наседки шесть цыплят.
В чаще щебечут птицы.
Носильщик тащит вещи.
На дворе трава.
На траве дрова.
Бьют часы на башне Спасской:
Динь дон, динь – дон.
А стенные побыстрее:
Тики – таки, тики – таки.
А карманные спешат:
Тики – тики – так, тики – тики – так.
Бубнит барабан, что побит барабан.
А труба трубит: – «Хорошо, что побит».
Патоку с имбирем варил дядька Симеон.
Тетка Арина кушала, хвалила.
Колпак под колпаком, полколпака под колпаком.
Барашеньки – крутороженьки
По лесам ходят, по горам бродят.
Ориентировка в пространстве и времени Рисуем по клеткам сначала со зрительным, а затем со слуховым
восприятием.
Работаем с кубиками Никитина (продаются с иллюстративным материалом).
Знакомим со временем суток, часами. Привязываем к ним события из жизни
ребенка: утренний подъем, занятия в школе, обед, ночной сон и другие
значимые дела.
Коммуникативные навыки
Ребенка нужно социализировать: под присмотром взрослого он должен
проводить перемены со сверстниками, обедать в школьной столовой, бывать
на классных и школьных праздниках. Конечно, нужно учитывать состояние
ребенка, ни к чему его не принуждать.
В заключение хочу добавить: не надо требовать от ребенка невозможного.
Если не способен выполнять математические действия, надо научить его
пользоваться калькулятором. Не может на уроке русского языка много
писать в тетради, часть работы можно выполнить на клавиатуре компьютера.
«Особенному» ребенку освоить калькулятор и компьютер нелегко. Этому
тоже надо обучать специально. Но самое главное: надо так прожить с
ребенком четыре года обучения в начальной школе, чтобы он эти годы
вспоминал с радостью.
Статья "Как обучать "особенных" детей"
Статья "Как обучать "особенных" детей"
Статья "Как обучать "особенных" детей"
Статья "Как обучать "особенных" детей"
Статья "Как обучать "особенных" детей"
Статья "Как обучать "особенных" детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.