Статья "Как обучать "особенных" детей"

  • Особые потребности
  • docx
  • 28.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В наше время «особенных» детей стало больше. Не все из них могут обучаться в классе вместе со всеми, их необходимо учить индивидуально. Особенные дети требуют и особенных подходов к обучению. Как правило, "особенные" дети не имеют учебной мотивации, плохо концентрируют внимание, иногда не четко произносят некоторые звуки речи. У них не развита произвольная память, они имеют узкий круг сведений о себе и об окружающем мире, испытывают затруднения при общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому часть урока необходимо посвящать различным дидактическим играм, чтобы развивать универсальные учебные умения. Но самое главное: надо так прожить с ребенком четыре года обучения в начальной школе, чтобы он эти годы вспоминал с радостью.
Иконка файла материала Как обучать особенных детей.docx
Статья Как обучать «особенных» детей  (любой УМК)В     наше   время   «особенных»   детей   стало   больше.   Не   все   из   них   могут обучаться в классе вместе со всеми,   их необходимо учить индивидуально. Особенные дети требуют и особенных подходов к  обучению.  Как   правило,   они   не   имеют   учебной   мотивации,   плохо   концентрируют внимание,   иногда    у них не сформировано  звукопроизношение  некоторых звуков. У «особенных» детей не   развита произвольная память, они имеют узкий   круг   сведений   о   себе   и   об   окружающем   мире,   они   испытывают затруднения   при   общении   со   сверстниками   и   взрослыми.     Поэтому   часть урока     необходимо   посвящать   различным     дидактическим   играм,   чтобы развивать универсальные учебные умения.  Тренировка произвольного внимания Задание: найти числа в порядке увеличения;  уменьшения 1 8 2 16 25 4 21 29 12 6 4 7 3 5 9 13 1 19 31 27 3 6 23 34 10 35 15 9 18 36 24 14 7 28 32 2 30 17 20 5 22 11 26 33 8 Тренировка произвольной  памяти   Игра «Что исчезло?»  Выкладывать на стол мелкие игрушки,   геометрические фигуры, запоминать. Угадывать и называть пропавший  предмет.  Расширение знаний об окружающем мире Уточнить цвета карандашей, соотнести с цветом неба, травы…  Уточнить названия дней недели, их порядок, соотнести их с событиями в  жизни ребенка (выходной, уроки в школе).Уточнить название и порядок месяцев, времен года, соотнести их с событиями (занятия в школе, каникулы, явления природы, праздники, свой день  рождения). Уточнить названия городов – столица России, родной город… Этот список можно продолжать. Бывает, что ребенок не знает элементарного,  даже свой день рождения называет так: «Зимой». Уточнение и расширение сведений о себе  Фамилия, имя, отчество свое и родителей, бабушек и дедушек. День своего  рождения, домашний адрес. Профессии родителей. При этом уточнять, какая  деятельность стоит за названием той или иной профессии.  Развитие восприятия  Играем в «чудесный мешочек». В непрозрачном мешочке мелкие предметы  разной формы, величины, из разных материалов. В  первый раз ребенок  рассматривает все предметы. Затем с закрытыми глазами  вытаскивает один из них и угадывает его. Когда научится распознавать, добавляем задание: опиши  предмет – из чего сделан, какой формы и величины. Например, в мешочке  будут предметы из пластмассы, дерева, стекла, металла, ткани. Пусть будут   шарики, кисточки, ручки, кубики, пружинки, скрепки ­  всякая всячина.  Развитие мелкой моторики Графические работы:  штриховка изображений, раскрашивание рисунков,  рисование штрихом кошечек, собачек,  мозаичные работы, настольные узоры  из геометрических фигур, печатание букв, слов и изображений  по трафарету.  Технологию мандало ­ терапии  впервые стал использовать швейцарский  психиатр  Карл Густав Юнг. (Мандала  –  круг, колесо).    Мандало – терапия  не только развивает мелкую моторику, но и снимает   мышечное  напряжение,  восстанавливает эмоциональное равновесие,  способствует развитию коммуникативных навыков. При раскрашивании  мандал   ребенок сам выбирает либо карандаши, либо ручки с цветными  пастами. Обращаем внимание на выбор цвета, так как он сигнализирует о  внутреннем состоянии ребенка.  Мандалы можно рисовать самим, используя  трафареты.Кроме того, полезна  пальчиковая гимнастика, которая не только сделает  пальчики ловкими, но и будет минутками релаксации на занятии. Развитие фонематического слуха и формирование звуковой структуры  слова Для начала – прохлопываем ритм знакомой песни.  Затем называем первый,  последний  звук в слове, предъявленном на слух, но подкрепленном  изображением.  Повторить слова: телевизор, лекарство, сковорода, космонавт, кинотеатр,   аквариум. Повторить предложения: Раиса смотрит интересную передачу по телевизору.  На сковороде жарятся котлеты. У метро строится кинотеатр. Речевая гимнастика  Сначала – зарядка для язычка.  «Спортсмен бежит по стадиону» ­ язычок  скользит по деснам по кругу, рот закрыт. Язычок «делает уколы» в щеки, рот  закрыт.Скороговорки вводить не спешим,  просто тренируем язычок. Лариса разбила тарелку. Слышится шелест сухого камыша. Часовщик чинит часики. У наседки шесть цыплят. В чаще щебечут птицы. Носильщик тащит вещи. На дворе трава. На траве дрова. Бьют часы на башне Спасской: Динь ­ дон, динь – дон. А стенные побыстрее: Тики – таки, тики – таки. А карманные спешат: Тики – тики – так, тики – тики – так. Бубнит барабан, что побит барабан. А труба трубит: – «Хорошо, что побит». Патоку с имбирем варил дядька Симеон. Тетка Арина кушала, хвалила. Колпак под колпаком, полколпака под колпаком. Барашеньки – крутороженьки По лесам ходят, по горам бродят. Ориентировка  в пространстве и времениРисуем по клеткам ­ сначала со зрительным, а  затем со слуховым  восприятием.  Работаем с кубиками Никитина  (продаются с иллюстративным материалом). Знакомим  со  временем суток, часами. Привязываем к ним события из жизни  ребенка: утренний подъем, занятия в школе, обед, ночной сон и другие  значимые дела. Коммуникативные навыки Ребенка нужно социализировать: под присмотром взрослого он  должен  проводить перемены со сверстниками, обедать в школьной столовой,  бывать  на классных и школьных праздниках. Конечно, нужно учитывать состояние  ребенка,  ни к чему его не принуждать.  В заключение хочу добавить: не надо требовать от ребенка невозможного.  Если не способен выполнять математические действия, надо научить его  пользоваться калькулятором. Не может на уроке русского языка много   писать в тетради, часть работы можно выполнить на клавиатуре компьютера.  «Особенному» ребенку освоить калькулятор и компьютер нелегко. Этому  тоже надо обучать специально. Но самое главное: надо так прожить с  ребенком четыре года обучения в начальной школе, чтобы он эти годы  вспоминал с радостью.