В наше время «особенных» детей стало больше. Не все из них могут обучаться в классе вместе со всеми, их необходимо учить индивидуально. Особенные дети требуют и особенных подходов к обучению.
Как правило, "особенные" дети не имеют учебной мотивации, плохо концентрируют внимание, иногда не четко произносят некоторые звуки речи. У них не развита произвольная память, они имеют узкий круг сведений о себе и об окружающем мире, испытывают затруднения при общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому часть урока необходимо посвящать различным дидактическим играм, чтобы развивать универсальные учебные умения. Но самое главное: надо так прожить с ребенком четыре года обучения в начальной школе, чтобы он эти годы вспоминал с радостью.
Статья
Как обучать «особенных» детей
(любой УМК)В наше время «особенных» детей стало больше. Не все из них могут
обучаться в классе вместе со всеми, их необходимо учить индивидуально.
Особенные дети требуют и особенных подходов к обучению.
Как правило, они не имеют учебной мотивации, плохо концентрируют
внимание, иногда у них не сформировано звукопроизношение некоторых
звуков. У «особенных» детей не развита произвольная память, они имеют
узкий круг сведений о себе и об окружающем мире, они испытывают
затруднения при общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому часть
урока необходимо посвящать различным дидактическим играм, чтобы
развивать универсальные учебные умения.
Тренировка произвольного внимания
Задание: найти числа в порядке увеличения; уменьшения
1
8
2
16
25
4
21
29
12
6
4
7
3
5
9
13
1
19
31
27
3
6
23
34
10
35
15
9
18
36
24
14
7
28
32
2
30
17
20
5
22
11
26
33
8
Тренировка произвольной памяти
Игра «Что исчезло?» Выкладывать на стол мелкие игрушки,
геометрические фигуры, запоминать. Угадывать и называть пропавший
предмет.
Расширение знаний об окружающем мире
Уточнить цвета карандашей, соотнести с цветом неба, травы…
Уточнить названия дней недели, их порядок, соотнести их с событиями в
жизни ребенка (выходной, уроки в школе).Уточнить название и порядок месяцев, времен года, соотнести их с событиями
(занятия в школе, каникулы, явления природы, праздники, свой день
рождения).
Уточнить названия городов – столица России, родной город…
Этот список можно продолжать. Бывает, что ребенок не знает элементарного,
даже свой день рождения называет так: «Зимой».
Уточнение и расширение сведений о себе
Фамилия, имя, отчество свое и родителей, бабушек и дедушек. День своего
рождения, домашний адрес. Профессии родителей. При этом уточнять, какая
деятельность стоит за названием той или иной профессии.
Развитие восприятия
Играем в «чудесный мешочек». В непрозрачном мешочке мелкие предметы
разной формы, величины, из разных материалов. В первый раз ребенок
рассматривает все предметы. Затем с закрытыми глазами вытаскивает один из
них и угадывает его. Когда научится распознавать, добавляем задание: опиши
предмет – из чего сделан, какой формы и величины. Например, в мешочке
будут предметы из пластмассы, дерева, стекла, металла, ткани. Пусть будут
шарики, кисточки, ручки, кубики, пружинки, скрепки всякая всячина.
Развитие мелкой моторики
Графические работы: штриховка изображений, раскрашивание рисунков,
рисование штрихом кошечек, собачек, мозаичные работы, настольные узоры
из геометрических фигур, печатание букв, слов и изображений по трафарету.
Технологию мандало терапии впервые стал использовать швейцарский
психиатр Карл Густав Юнг. (Мандала – круг, колесо).
Мандало – терапия не только развивает мелкую моторику, но и снимает
мышечное напряжение, восстанавливает эмоциональное равновесие,
способствует развитию коммуникативных навыков. При раскрашивании
мандал ребенок сам выбирает либо карандаши, либо ручки с цветными
пастами. Обращаем внимание на выбор цвета, так как он сигнализирует о
внутреннем состоянии ребенка. Мандалы можно рисовать самим, используя
трафареты.Кроме того, полезна пальчиковая гимнастика, которая не только сделает
пальчики ловкими, но и будет минутками релаксации на занятии.
Развитие фонематического слуха и формирование звуковой структуры
слова
Для начала – прохлопываем ритм знакомой песни. Затем называем первый,
последний звук в слове, предъявленном на слух, но подкрепленном
изображением.
Повторить слова: телевизор, лекарство, сковорода, космонавт, кинотеатр,
аквариум.
Повторить предложения: Раиса смотрит интересную передачу по телевизору.
На сковороде жарятся котлеты. У метро строится кинотеатр.
Речевая гимнастика
Сначала – зарядка для язычка. «Спортсмен бежит по стадиону» язычок
скользит по деснам по кругу, рот закрыт. Язычок «делает уколы» в щеки, рот
закрыт.Скороговорки вводить не спешим, просто тренируем язычок.
Лариса разбила тарелку.
Слышится шелест сухого камыша.
Часовщик чинит часики.
У наседки шесть цыплят.
В чаще щебечут птицы.
Носильщик тащит вещи.
На дворе трава.
На траве дрова.
Бьют часы на башне Спасской:
Динь дон, динь – дон.
А стенные побыстрее:
Тики – таки, тики – таки.
А карманные спешат:
Тики – тики – так, тики – тики – так.
Бубнит барабан, что побит барабан.
А труба трубит: – «Хорошо, что побит».
Патоку с имбирем варил дядька Симеон.
Тетка Арина кушала, хвалила.
Колпак под колпаком, полколпака под колпаком.
Барашеньки – крутороженьки
По лесам ходят, по горам бродят.
Ориентировка в пространстве и времениРисуем по клеткам сначала со зрительным, а затем со слуховым
восприятием.
Работаем с кубиками Никитина (продаются с иллюстративным материалом).
Знакомим со временем суток, часами. Привязываем к ним события из жизни
ребенка: утренний подъем, занятия в школе, обед, ночной сон и другие
значимые дела.
Коммуникативные навыки
Ребенка нужно социализировать: под присмотром взрослого он должен
проводить перемены со сверстниками, обедать в школьной столовой, бывать
на классных и школьных праздниках. Конечно, нужно учитывать состояние
ребенка, ни к чему его не принуждать.
В заключение хочу добавить: не надо требовать от ребенка невозможного.
Если не способен выполнять математические действия, надо научить его
пользоваться калькулятором. Не может на уроке русского языка много
писать в тетради, часть работы можно выполнить на клавиатуре компьютера.
«Особенному» ребенку освоить калькулятор и компьютер нелегко. Этому
тоже надо обучать специально. Но самое главное: надо так прожить с
ребенком четыре года обучения в начальной школе, чтобы он эти годы
вспоминал с радостью.