Как помирить конфликтующих учеников?
Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Конфликты в жизни класса неизбежны. Каждая личность уникальна, из этой уникальности следует разница интересов и целей. Ученики в школьном классе могут быть совершенно разными, но так или иначе они вынуждены уживаться друг с другом. Учителю в первую очередь необходимо сформировать правильное отношения к конфликтным ситуациям
Как помирить конфликтующих учеников?
Преподавательорганизатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Конфликты в жизни класса неизбежны. Каждая личность
уникальна, из этой уникальности следует разница интересов и
целей. Ученики в школьном классе могут быть совершенно разными, но так
или иначе они вынуждены уживаться друг с другом. Учителю в первую
очередь необходимо сформировать правильное отношения к конфликтным
ситуациям. Противоречие между учениками не должно пугать преподавателя,
постарайтесь отнестись к нему спокойно, как к неотъемлемой части классной
жизни. Рассматривайте конфликт между учениками как воспитательный
прием, возможность для обеих сторон вынести из него новый опыт и навыки
взаимодействия.
Конфликты — всегда во вред?
Появление конфликтных ситуаций в обществе – не отрицательное явление, а
лишь один из признаков его динамичного развития. Обществоведы выделяют
конструктивные и деструктивные конфликты.
Деструктивные конфликты — это столкновение интересов, в ходе которого
одна или обе стороны конфликта не приходят к согласию, не добиваются
своих целей и остаются неудовлетворенными, такие итоги ведут к нарастанию
напряженности, обидам и агрессии.
Конструктивные конфликты — являются важным воспитательным этапом в
жизни каждого ребенка. Это ситуации, когда обе стороны приходят к
решению, удовлетворяющему их обоюдные интересы. Такие конфликты учат
детей искать альтернативные выходы из ситуаций, договариваться, слушать и
понимать друг друга. Задача преподавателя — добиться конструктивного
решения любой конфликтной ситуации в классе.Что приводит к конфликтам?
Отвечая на этот вопрос, важно разделять причину и повод. Причины для
конфликта, как правило, комплексные, сформированные за долгое время и
часто совершенно несвязанные с поводом. Повод – это ситуацияискра,
«последняя капля», которая переполняет емкость с недовольством и
приводит к «вспыхиванию» конфликта. Поводом может послужить
деструктивная конфликтная ситуация в прошлом.
Проявления конфликтов:
Оскорбления и травля
Порча личного имущества
Драки и агрессия
Обман, дезинформация
Открытая враждебность
Причины конфликтов:
Соперничество
Личная неприязнь
Зависть к ученикамлюбимчикам или детям из обеспеченных семей
Неумение заинтересовать (стремление привлечь внимание
иррациональным способом)
Непринятие другого (нового ученика или ребенка с другими
интересами, привычками, манерой общения)
Что должен делать учитель?1. Своевременно вмешиваться в конфликт, если он принял тяжелую форму и
затяжной характер, чтобы не допустить появления серьезных
психологических и физических травм у учеников.
2. Сохранять спокойствие, подходить к решению вопроса с «холодной
головой», внимательно анализируя ситуацию.
3. Индивидуально общаться с каждым участником конфликта, узнавать его
позицию, цели и мотивацию.
4. Вести открытый диалог с обеими сторонами конфликта, давать высказаться
каждому и выслушивать каждого от начала и до конца. Собеседники получат
возможность избавиться от недопонимания. 5. Выявления
причин конфликта, целей учеников, совместный поиск решения проблемы с
учетом предложений с каждой стороны. Примирение и выводы, которые дадут
детям ценный опыт и навыки для их дальнейшего взаимодействия. Этот
алгоритм достаточно общий, ведь все конфликты трудно подогнать
под единый шаблон. Каждая ситуация индивидуальна и требует от
учителя внимательного отношения и поиска особого подхода.
А как вы решали конфликты, возникающие между учениками?