В статье раскрыто понятие и особенности кинетического развития особых детей (детей с ТМНР), которое подразумевает подразумевает развитие всех видов мыслительных процессов: восприятия, памяти, формирование понятий и других. Иными словами - это развитие тех психических процессов, с помощью которых мы осознаем и приобретаем знания, включая ощущение, узнавание, воображение, символизирование, суждение, воспоминание, обучение, размышление и умозаключение.Статья "Кинетическое развитие ребенка – основа когнитивного развития детей с ТМНР ".
МАОУ «Демиховский лицей» Орехово-Зуевского
муниципального района Московской области.
Статья "Кинетическое развитие ребенка – основа
когнитивного развития детей с ТМНР ".
Подготовила Фиклеева Елена Станиславовна.
2018 г.Когнитивное развитие подразумевает развитие всех
видов мыслительных процессов: восприятия, памяти,
формирование понятий и других. Иными словами - это
развитие тех психических процессов, с помощью которых мы
осознаем и приобретаем знания, включая ощущение,
узнавание, воображение, символизирование, суждение,
воспоминание, обучение, размышление и умозаключение.
Ученые-физиологи, исследуя работу механизмов мозга
человека, выявили, что для когнитивного развития ребенка,
необходима чувственная информация, то есть информация,
идущая от органов чувств, в совокупности с личностно -
эмоциональными переживаниями и движением.
Известный выдающийся русский ученый-физиолог,
создатель науки о высшей нервной деятельности И.П. Павлов
считал, что любая мысль заканчивается движением. Он
объяснял это тем, что в результате движения во время
мыслительной деятельности строятся нейронные сети,
позволяющие закрепить новые знания. При этом происходит
выделение специфических веществ,
способствующих
развитию нервной сети.
В свою очередь доктор нейрофизиологических наук и
специалист в области образования К. Ханнафорд, в своей
книге "Мудрое движение" писала: "Глубоко укоренилось в
нашем обществе неправильное представление о том, что ум
и тело - это раздельные явления и что движения не имеют
ничего общего с интеллектом… Это связано с обывательским
взглядом на тело: телесные функции, ощущения и эмоции,
которые обеспечивают нашу жизнь, являются более низкими,
менее человеческими, нежели интеллект… Словно роль тела
2заключается в том, чтобы "переносить" мозг с места на место
и таким образом обеспечивать его важную работу… Но не все
мышление и учение сосредоточено лишь в голове. Напротив,
наше тело, физические упражнения с младенческого
возраста и на протяжении всей жизни играют важнейшую
роль в формировании сети нервных клеток, которая является
результатом учения".
Вот почему когнитивное развитие неподвижного
ребенка или ребенка с ограниченными двигательными
возможностями так проблематично.
Прежде, чем говорить об особенностях и возможностях
когнитивного развития детей с ТМНР,
необходимо
определить, что подразумевается под термином «дети с
тяжелыми множественными нарушениями в развитии».
У данной категории детей наблюдается выраженная
недостаточность когнитивного развития в совокупности с
выраженными двигательными нарушениями. У них страдают
интеллект, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая и
мелкая моторика, само-регуляция поведения и деятельности,
нарушена сенсомоторная координация, они не умеют быстро
и точно начать движение, поменять темп и ритм движений.
Именно двигательные нарушения
детей с ТМНР
являются составной частью основного дефекта и
определяются теми же механизмами, что и основной дефект.
Недостаточность развития мелкой моторики, кинетического
и кинестетического ручного праксиса (то есть способности к
выполнению целенаправленных двигательных актов),
сложных координированных движений определяется
недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры
3головного мозга, а как следствие -
двигательно-кинестетического анализатора.
недоразвитием
В настоящее время одной из актуальных проблем
специалистов, работающих с детьми данной категории,
является организация и осуществление коррекционно-
развивающей работы по развитию кинестетических
и кинетических ощущений и восприятия детей с нарушением
интеллекта.
Двигательное и когнитивное развитие детей с ТМНР
одинаково важно, как и развитие слуха и зрения. Но никогда
нельзя узнать, какого максимального уровня развития в
каждой из этих сфер сможет достичь ребенок с ТМНР. Вполне
допустимо, что развитие будет минимальным, и он никогда
не научится ходить, говорить и самостоятельно обслуживать
себя. Именно это убеждение, до последнего времени,
позволяло думать, что таких детей бессмысленно развивать
и обучать чему-либо.
Несмотря на все вышесказанное, практика педагогов,
работающих с детьми данной категории, показывает, что не
бывает детей, которые не развивались бы совсем. Каждый
ребенок развивается, если этому способствовать. Поэтому
так важно научить ребенка взаимодействовать и общаться с
окружающими его людьми. А еще важнее дать понять этому
ребенку, что он сам может собственной активностью
воздействовать на окружающий его мир. Именно поэтому
развитие двигательной активности,
кинетических и
кинестетических ощущений так важно для детей с ТМНР.
Еще И.М. Сеченов, выдающийся русский ученый, считал,
что «мышечное чувство» является не только регулятором
4но и психофизиологической основой
движения,
пространственного видения,
восприятия времени,
предметных суждений и умозаключений, абстрактно-
словесного мышления, тем самым признавая значимость
кинестетических ощущений в психической деятельности
человека.
Кинестетическое ощущение дает ребенку информацию о
движении и положении его собственного тела в
пространстве.
Возникает оно при раздражении
проприоцепторов (периферических элементов сенсорных
органов), расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и
связках. А уже на основе кинестетической чувствительности
и формируются меж-сенсорные связи, такие как: зрительно-
двигательные, слухо - моторные, двигательно-моторные,
тактильно-двигательные, кожно-кинестетические и другие.
Развитие кинестетической чувствительности не может
быть отделено от кинетического фактора развития детей.
Кинетика - это совокупность телодвижений, которые
использует человек в процессе общения. Она изучает
поведение человека в его невербальных проявлениях, к
которым относятся: мимика, пантомимика, выразительность
и сила проявления чувств, переживаний.
Развитие кинетических и кинестетических ощущений
дает возможность компенсировать нарушенное зрение или
слух у детей с ТМНР. Это определено тем, что этот вид
ощущений, по определению И.М. Сеченова, выступает в виде
«мышечного чувства» и может существенно обостряться при
специальной тренировке,
в процессе которой и
5вырабатывается сознательный контроль движений по
характеристикам их скорости, ритма и силы.
является
Основной целью педагогов, работающих с детьми
развитие максимальной
данной категории,
в
активности и самостоятельности детей с ТМНР
повседневной обстановке, а также формирование навыков
общения с окружающими их людьми путем подбора
соответствующего способа коммуникации, основанного на
сохранных функциях. Поэтому коррекционные занятия с
детьми с ТМНР по развитию кинестетического и
кинетического восприятия направлены на осмысленное
выполнение детьми движений, на формирование у них
способов контроля и самоконтроля за собственными
движениями.
При подборе и проведении коррекционно-развивающих
занятий необходимо учитывать, что кинестетические
ощущения тесно связаны с работой периферических отделов
анализаторов и рецепторов, расположенных на поверхности
тела, воспринимающих раздражения из внешней среды.
Наиболее отчетливо это проявляется в осязании, которое
является комбинацией кинестетических и кожных ощущений,
при которой значимую роль играют зрительный, слуховой,
вестибулярный и другие анализаторы.
По сравнению с нормально развивающимися
сверстниками развитие точности движений, овладение
навыками контроля и самоконтроля у детей с ТМНР
осуществляются в процессе более длительной тренировки,
монотонных повторений. Для развития двигательной
активности детей данной категории необходимо проведение
6специальных упражнений. И основным методом работы с
этими детьми становится метод стимуляции: зрительно-
двигательной,
тактильно-
двигательной и других.
двигательно-слуховой,
Причем в начале работы целесообразно использовать
метод пассивной стимуляции, и только затем активной;
которая будет способствовать адаптации ребенка в
пространстве и его более уверенному освоению, а также
повышению его работоспособности,
статической и
динамической выносливости. Движение в этом случае будет
служить в качестве рабочего инструмента при восприятии
предметов, их свойств и явлений окружающего мира. А
управление собственным телом позволит ребенку с ТМНР
более быстро и точно реагировать на все воздействия
окружающего мира и более правильно воспринимать их.
Вот почему можно сказать, что кинетическое и
кинестетическое развитие лежит в основе когнитивного
развития детей с ТМНР.
Список использованной литературы:
71. Бгажнокова, И.М. Обучение детей с выраженным
недоразвитием интеллекта. Программно – методические
материалы. М. - Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2010 г.
2. Воробьева Е. А., к. п. н. Семенович А. В. Комплексная
методика психомоторной коррекции. – М., 1998 г.
3. Малер А. Р. Помощь детям с недостатками развития. М.,
«Аркти», 2006 г.
4. Миненкова, И.Н. Использование метода базальной
стимуляции в коррекционно-педагогической работе с
детьми с тяжёлыми и или множественными
нарушениями психофизического развития И.Н.
Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях
центра коррекционно-развивающего обучения и
реабилитации: учеб.-метод. пособие С.Е. Гайдукевич и
др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М.
Танка, 2007 г.
5. Нет необучаемых детей! Книга о раннем вмешательстве.
Под ред. Е. В. Кожевниковой, Е. В. Клочковой С – П.,
«Каро», 2007 г.
6. Программа дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением
интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание» Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой, М.,
«Просвещение» 2003 г.
7. Формирование первоначальных представлений о себе у
дошкольников с нарушениями интеллекта Хайртдинова
Л. A. /ж. «Дефектология» №1 – 2002 г.
8