Статья "Кинетическое развитие – основа когнитивного развития детей с ТМНР ".
Оценка 4.7

Статья "Кинетическое развитие – основа когнитивного развития детей с ТМНР ".

Оценка 4.7
Особые потребности
docx
дефектология +1
Взрослым
16.02.2018
Статья "Кинетическое развитие – основа когнитивного развития детей с ТМНР ".
В статье раскрыто понятие и особенности кинетического развития особых детей (детей с ТМНР), которое подразумевает подразумевает развитие всех видов мыслительных процессов: восприятия, памяти, формирование понятий и других. Иными словами - это развитие тех психических процессов, с помощью которых мы осознаем и приобретаем знания, включая ощущение, узнавание, воображение, символизирование, суждение, воспоминание, обучение, размышление и умозаключение.Статья "Кинетическое развитие ребенка – основа когнитивного развития детей с ТМНР ".
Статья Кинетическоразвитие ребенка – основа когнитивного развития детей с ТМНР.docx
МАОУ «Демиховский лицей» Орехово-Зуевского муниципального района Московской области. Статья "Кинетическое развитие ребенка – основа когнитивного развития детей с ТМНР ". Подготовила Фиклеева Елена Станиславовна. 2018 г. Когнитивное развитие подразумевает развитие всех видов мыслительных процессов: восприятия, памяти, формирование понятий и других. Иными словами - это развитие тех психических процессов, с помощью которых мы осознаем и приобретаем знания, включая ощущение, узнавание, воображение, символизирование, суждение, воспоминание, обучение, размышление и умозаключение. Ученые-физиологи, исследуя работу механизмов мозга человека, выявили, что для когнитивного развития ребенка, необходима чувственная информация, то есть информация, идущая от органов чувств, в совокупности с личностно - эмоциональными переживаниями и движением. Известный выдающийся русский ученый-физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Он объяснял это тем, что в результате движения во время мыслительной деятельности строятся нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При этом происходит выделение специфических веществ, способствующих развитию нервной сети. В свою очередь доктор нейрофизиологических наук и специалист в области образования К. Ханнафорд, в своей книге "Мудрое движение" писала: "Глубоко укоренилось в нашем обществе неправильное представление о том, что ум и тело - это раздельные явления и что движения не имеют ничего общего с интеллектом… Это связано с обывательским взглядом на тело: телесные функции, ощущения и эмоции, которые обеспечивают нашу жизнь, являются более низкими, менее человеческими, нежели интеллект… Словно роль тела 2 заключается в том, чтобы "переносить" мозг с места на место и таким образом обеспечивать его важную работу… Но не все мышление и учение сосредоточено лишь в голове. Напротив, наше тело, физические упражнения с младенческого возраста и на протяжении всей жизни играют важнейшую роль в формировании сети нервных клеток, которая является результатом учения". Вот почему когнитивное развитие неподвижного ребенка или ребенка с ограниченными двигательными возможностями так проблематично. Прежде, чем говорить об особенностях и возможностях когнитивного развития детей с ТМНР, необходимо определить, что подразумевается под термином «дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии». У данной категории детей наблюдается выраженная недостаточность когнитивного развития в совокупности с выраженными двигательными нарушениями. У них страдают интеллект, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, само-регуляция поведения и деятельности, нарушена сенсомоторная координация, они не умеют быстро и точно начать движение, поменять темп и ритм движений. Именно двигательные нарушения детей с ТМНР являются составной частью основного дефекта и определяются теми же механизмами, что и основной дефект. Недостаточность развития мелкой моторики, кинетического и кинестетического ручного праксиса (то есть способности к выполнению целенаправленных двигательных актов), сложных координированных движений определяется недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры 3 головного мозга, а как следствие - двигательно-кинестетического анализатора. недоразвитием В настоящее время одной из актуальных проблем специалистов, работающих с детьми данной категории, является организация и осуществление коррекционно- развивающей работы по развитию кинестетических и кинетических ощущений и восприятия детей с нарушением интеллекта. Двигательное и когнитивное развитие детей с ТМНР одинаково важно, как и развитие слуха и зрения. Но никогда нельзя узнать, какого максимального уровня развития в каждой из этих сфер сможет достичь ребенок с ТМНР. Вполне допустимо, что развитие будет минимальным, и он никогда не научится ходить, говорить и самостоятельно обслуживать себя. Именно это убеждение, до последнего времени, позволяло думать, что таких детей бессмысленно развивать и обучать чему-либо. Несмотря на все вышесказанное, практика педагогов, работающих с детьми данной категории, показывает, что не бывает детей, которые не развивались бы совсем. Каждый ребенок развивается, если этому способствовать. Поэтому так важно научить ребенка взаимодействовать и общаться с окружающими его людьми. А еще важнее дать понять этому ребенку, что он сам может собственной активностью воздействовать на окружающий его мир. Именно поэтому развитие двигательной активности, кинетических и кинестетических ощущений так важно для детей с ТМНР. Еще И.М. Сеченов, выдающийся русский ученый, считал, что «мышечное чувство» является не только регулятором 4 но и психофизиологической основой движения, пространственного видения, восприятия времени, предметных суждений и умозаключений, абстрактно- словесного мышления, тем самым признавая значимость кинестетических ощущений в психической деятельности человека. Кинестетическое ощущение дает ребенку информацию о движении и положении его собственного тела в пространстве. Возникает оно при раздражении проприоцепторов (периферических элементов сенсорных органов), расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. А уже на основе кинестетической чувствительности и формируются меж-сенсорные связи, такие как: зрительно- двигательные, слухо - моторные, двигательно-моторные, тактильно-двигательные, кожно-кинестетические и другие. Развитие кинестетической чувствительности не может быть отделено от кинетического фактора развития детей. Кинетика - это совокупность телодвижений, которые использует человек в процессе общения. Она изучает поведение человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся: мимика, пантомимика, выразительность и сила проявления чувств, переживаний. Развитие кинетических и кинестетических ощущений дает возможность компенсировать нарушенное зрение или слух у детей с ТМНР. Это определено тем, что этот вид ощущений, по определению И.М. Сеченова, выступает в виде «мышечного чувства» и может существенно обостряться при специальной тренировке, в процессе которой и 5 вырабатывается сознательный контроль движений по характеристикам их скорости, ритма и силы. является Основной целью педагогов, работающих с детьми развитие максимальной данной категории, в активности и самостоятельности детей с ТМНР повседневной обстановке, а также формирование навыков общения с окружающими их людьми путем подбора соответствующего способа коммуникации, основанного на сохранных функциях. Поэтому коррекционные занятия с детьми с ТМНР по развитию кинестетического и кинетического восприятия направлены на осмысленное выполнение детьми движений, на формирование у них способов контроля и самоконтроля за собственными движениями. При подборе и проведении коррекционно-развивающих занятий необходимо учитывать, что кинестетические ощущения тесно связаны с работой периферических отделов анализаторов и рецепторов, расположенных на поверхности тела, воспринимающих раздражения из внешней среды. Наиболее отчетливо это проявляется в осязании, которое является комбинацией кинестетических и кожных ощущений, при которой значимую роль играют зрительный, слуховой, вестибулярный и другие анализаторы. По сравнению с нормально развивающимися сверстниками развитие точности движений, овладение навыками контроля и самоконтроля у детей с ТМНР осуществляются в процессе более длительной тренировки, монотонных повторений. Для развития двигательной активности детей данной категории необходимо проведение 6 специальных упражнений. И основным методом работы с этими детьми становится метод стимуляции: зрительно- двигательной, тактильно- двигательной и других. двигательно-слуховой, Причем в начале работы целесообразно использовать метод пассивной стимуляции, и только затем активной; которая будет способствовать адаптации ребенка в пространстве и его более уверенному освоению, а также повышению его работоспособности, статической и динамической выносливости. Движение в этом случае будет служить в качестве рабочего инструмента при восприятии предметов, их свойств и явлений окружающего мира. А управление собственным телом позволит ребенку с ТМНР более быстро и точно реагировать на все воздействия окружающего мира и более правильно воспринимать их. Вот почему можно сказать, что кинетическое и кинестетическое развитие лежит в основе когнитивного развития детей с ТМНР. Список использованной литературы: 7 1. Бгажнокова, И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно – методические материалы. М. - Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 г. 2. Воробьева Е. А., к. п. н. Семенович А. В. Комплексная методика психомоторной коррекции. – М., 1998 г. 3. Малер А. Р. Помощь детям с недостатками развития. М., «Аркти», 2006 г. 4. Миненкова, И.Н. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития И.Н. Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007 г. 5. Нет необучаемых детей! Книга о раннем вмешательстве. Под ред. Е. В. Кожевниковой, Е. В. Клочковой С – П., «Каро», 2007 г. 6. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой, М., «Просвещение» 2003 г. 7. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушениями интеллекта Хайртдинова Л. A. /ж. «Дефектология» №1 – 2002 г. 8

Статья "Кинетическое развитие – основа когнитивного развития детей с ТМНР ".

Статья "Кинетическое развитие – основа когнитивного развития детей с ТМНР ".

Статья "Кинетическое развитие – основа когнитивного развития детей с ТМНР ".

Статья "Кинетическое развитие – основа когнитивного развития детей с ТМНР ".

Статья "Кинетическое развитие – основа когнитивного развития детей с ТМНР ".

Статья "Кинетическое развитие – основа когнитивного развития детей с ТМНР ".

Статья "Кинетическое развитие – основа когнитивного развития детей с ТМНР ".

Статья "Кинетическое развитие – основа когнитивного развития детей с ТМНР ".

Статья "Кинетическое развитие – основа когнитивного развития детей с ТМНР ".

Статья "Кинетическое развитие – основа когнитивного развития детей с ТМНР ".

Статья "Кинетическое развитие – основа когнитивного развития детей с ТМНР ".

Статья "Кинетическое развитие – основа когнитивного развития детей с ТМНР ".

Статья "Кинетическое развитие – основа когнитивного развития детей с ТМНР ".

Статья "Кинетическое развитие – основа когнитивного развития детей с ТМНР ".

Статья "Кинетическое развитие – основа когнитивного развития детей с ТМНР ".

Статья "Кинетическое развитие – основа когнитивного развития детей с ТМНР ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018