Статья "Компетентностный подход в образовании: сущность и основные характеристики"

  • Научно-исследовательская работа
  • doc
  • 15.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье рассматривается и анализируется сущность и основные характеристики компетентностного подхода в образовании. Дается развернутое определение квалификационного подхода, компетентностного подхода, процесса обучения в компетентностноориентированном ключе. Приводится структурная группировка ключевых компетенций, а так же модель формирования компетенций, с описанием содержимого внутренних блоков.
Иконка файла материала Статья Олейник, Савин, Шатова2019 -2(1).doc
ФГБОУ ВО "Государственный Университет Землеустройства" ГБПОУ "Первый Московский Образовательный Комплекс" ГБПОУ ДЗМ "Медицинский колледж № 5" ОП 2 Тема работы: Компетентностный подход в образовании: сущность и основные характеристики. Секция 1: Компетентностный подход в образовании как основа ФГОС: сущность и механизмы реализации. Авторы: Олейник Т.В., профессор, высшая категория, д.и.н., к.э.н., ФГБОУ ВО "ГУЗ". Савин А.Б., преподаватель спецдисциплин, высшая категория, к.и.н., доц., ГБПОУ «1МОК». Шатова Е.А., преподаватель профессиональных модулей, высшая категория, ГБПОУ ДЗМ "МК № 5" ОП 2.2 Москва, 2019 год Оглавление: Сущность и основные характеристики компетентностного подхода в образовании........................................................................33 Сущность и основные характеристики компетентностного подхода в образовании. Федеральные государственные образовательные стандарты призваны стать стандартами   нового   поколения,   обеспечивающими   дальнейшее   развитие уровневого   высшего   и   среднего   профессионального   образования   с   учетом требований рынка труда.  Изменения в сфере труда, где взаимозаменяемость работников уступает место   персонализации   задач,   привели   к   пониманию   того,   что   содержание понятия «квалификация» является недостаточной  мерой для проектирования образовательного   результата   в   высшем   профессиональном   образовании. Квалификация   означает   преобладание   рамочной   деятельности   в   устойчивых профессиональных полях и алгоритмах.  Квалификационный   подход  предполагает,   что   профессиональная образовательная   программа   ориентирована,   как   правило,   на   овладение процессами   создания   и   преобразования   объектов   (предметов)   труда   и соотносится с их характеристиками, при этом факторы, такие как способности,   оказывающие   влияние   на   профессиональную готовность   личности, продуктивность, в программе обучения не рассматриваются. Устранить противоречия между ожиданиями бизнеса и образовательным результатом,   гарантированным   российской   системой   образования,   призван компетентностный подход, который рассматривается в рамках Болонского процесса как концептуальная основа организации высшего профессионального образования, «своего рода инструмент усиления социального диалога высшей школы   с   миром   труда,   средством   углубления   их   сотрудничества   и восстановления в новых условиях взаимного доверия». Вопрос о компетенциях и   квалификациях   ­   это   вопрос   о   целях   образования   и   измерении образовательного результата.4 Компетентностный   подход   представляет   собой   «метод   моделирования результатов обучения и их представления как норм качества высшего и среднего профессионального образования». Выражение   результатов   образования   в   терминах   компетенций способствует   формированию   студентоцентрированной   направленности образовательного   процесса,   когда   акцент   с   содержания   (что   преподают) переносится на результат (какими компетенциями владеет студент, что он будет знать и готов делать). При этом преподаватель и студент становятся равными субъектами учебного процесса с разными задачами и ответственностью, но с единой образовательной целью. Обучение в компетентностноориентированном  ключе  есть процесс приобретения опыта решения значимых практико­ориентированных проблем на следующем этапе социализации – этапе профессионального труда.  Результатом   компетентностноориентированного   обучения   является подготовленность   к   продуктивному   самостоятельному   и   ответственному действию. При компетентностноориентированном  обучении эталон решения и достижения задачи в принципе не задаются, а обучение и проверка результата ведется   на   задачах,   ориентирующих   на   решение   выявленной   проблемы. Компетентностный   подход   не   отвергает,   а   дополняет   знаниевоцентрическую парадигму образования. Компетентностный   подход  ­  это   подход,   при   котором   результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.  Образовательный результат в контексте Болонского процесса должен быть представлен   «профессиональной   подготовленностью   выпускника   к   рынку труда», который понимается как «использование совокупности знаний, умений, компетенций,   а   также   личностных   характеристик   для   успешного   роста выпускников   высших   учебных   заведений   в   выбранной   профессии   и   для5 расширения   перспектив   их   трудоустройства,   в   чем   заинтересованы   как   сами выпускники, так и общество, экономика в целом и работодатели, в частности». Центральным   моментом   организации   компетентностноориентированного обучения   является   принцип   ответственности   и   инициативы   самих   учащихся, происходит   смещение   акцентов   с   односторонней   авторитарной   позиции преподавателя   на   активную,   ответственную   и   самостоятельную   позицию   в обучении студентов. Ключевые   компетенции   ­   это   то,   что   дает   ключ   к   становлению компетентности. Если эти ключевые компетенции сформированы, это значит, что   у   человека   есть   некий   особый   ресурс   достижения   высокого   уровня компетентности в любом виде деятельности. Что это за особый ресурс и как его сформировать ­ это и есть главная проблема «компетентностного подхода». Структурная группировка компетенций. А.В. Хуторской, основываясь на главных целях образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности   ученика,   позволяющих   ему   овладевать   социальным   опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе, выделяет следующие группы ключевых компетенций: 1. Ценностно­смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными   ориентирами   ученика,   его   способностью   видеть   и   понимать окружающий   мир,   ориентироваться   в   нем,   осознавать   свою   роль   и предназначение,   уметь   выбирать   целевые   и   смысловые   установки   для   своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности; от   них   зависит   индивидуальная   образовательная   траектория   ученика   и программа его жизнедеятельности в целом. 2.  Общекультурные компетенции. Названные компетенции связаны с познанием и опытом деятельности в области национальной и общечеловеческой6 культуры;   духовно­нравственными   основами   жизни   человека   и   человечества, отдельных   народов;   культурологическими   основами   семейных,   социальных, общечеловеческих   явлений   и   традиций;   ролью   науки   и   религии   в   жизни человека.   Сюда   же   относится   опыт   освоения   учеником   картины   мира, расширяющийся до культурологического и всечеловеческого понимания мира. 3.  Учебно­познавательные   компетенции.   Это   совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей   элементы   деятельности   логической,   методологической   и общеучебной. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает   креативными   навыками:   добыванием   знаний   непосредственно   из окружающей   действительности,   владением   приемами   учебно­познавательных проблем,   действий   в   нестандартных   ситуациях.   В   рамках   этих   компетенций определяются   требования   функциональной   грамотности:   умение   отличать факты   от   домыслов,   владение   измерительными   навыками,   использование вероятностных, статистических и иных методов познания. 4.  Информационные   компетенции.   Эти   компетенции   предполагают навыки   деятельности   по   отношению   к   информации   в   учебных   предметах   и образовательных   областях,   а   также   в   окружающем   мире;   владение современными   средствами   информации   и   информационными   технологиями; поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу. 5.  Коммуникативные  компетенции.   Данные   компетенции   включают знание   языков,   способов   взаимодействия   с   окружающими   и   удаленными событиями   и   людьми;   навыки   работы   в   группе,   коллективе,   владение различными социальными ролями. 6.  Социально­трудовые компетенции. Это компетенции, связанные с выполнением   роли   гражданина,   наблюдателя,   избирателя,   представителя,7 потребителя, покупателя, клиента и т.д.; с правами и обязанностями в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. 7.  Компетенции   личностного   самосовершенствования.   Эти компетенции   направлены   на   освоение   способов   физического,   духовного   и интеллектуального   саморазвития,   эмоциональной   саморегуляции   и самоподдержки;   развитие   необходимых   современному   человеку   личностных качеств,   формирование   психологической   грамотности,  культуры   мышления   и поведения. В целом, большинство авторов сходятся во мнении, что компетентностью нельзя «владеть» ­ это не сумма чего­то, что можно освоить как, например, сумму знаний, умений и навыков. Но компетентность может формироваться (в процессе освоения того или иного вида деятельности) и может проявляться ­ в том, насколько успешной будет у человека эта освоенная им деятельность.  Возникает   вопрос   ­   как   помочь   студенту   стать   потенциально компетентным   в   любом   виде   деятельности,   с   которым   его   может   столкнуть жизнь. Вот тут­то и может идти речь о так называемых ключевых компетенциях как   об   особых   способностях,   которые   и   позволяют   человеку   максимально эффективно становиться компетентным в тех или иных областях деятельности. Реализация компетентностного подхода позволит разрешить противоречия между   требованиями   к   качеству   образования,   предъявляемые   государством, обществом, работодателем, и его образовательными результатами. Модель формирования компетенций. Для   реализации   компетентностного   подхода   необходимо   разработать модель формирования общих и профессиональных компетенций. Так, в работе Л.Д.   Давыдова   [1]   представлена   модель   формирования   профессиональной компетентности, результативный блоки.    включающая   содержательный,   процессуальный   иСодержательный блок включает: определение требований, предъявляемых к  квалифицированному  специалисту  (в том  числе  со  стороны  работодателя): требования   к   содержанию   знаний,   умений   и   навыков,   необходимые   для 8 компетентного   выполнения   профессиональной   деятельности   по   уровням (общепрофессиональные,   определение   профессиональные,   специальные); структуры и состава компетенций и качеств; конструирование учебных планов, программ;   определение   технологий   формирования   компетенций;   разработка мониторинга   образовательного   процесса   и   сформированности   компетенций обучаемых.  Отбор и структурирование учебного материала производится, исходя из анализа   видов   профессиональной   деятельности,   каждая   из   которых конкретизируется посредством действий и операций специалиста.  Совокупность   теоретических   знаний   выстраивается   после   детального описания всех составляющих деятельности и выделения базовых компонентов знаний, умений и навыков по специальности, по предметам профессионального цикла,   по   содержанию   и   организации   практической   деятельности   студентов. Затем   происходит   уточнение   и   корректировка   учебных   и   рабочих   планов, программ.  Процесс формирования профессиональной компетентности предполагает определение   принципов,   условий,   технологий,   факторов,   подходов,   которые   конкретизировать   и   соотнести   требования позволяют   определить, квалификационных   характеристик,   стандартов   образования,   компонентов профессиональной   деятельности,   ее   доминирующих   видов,   профессионально важных   качеств,   значимых   личностных   качеств,   интересов,   склонностей, способностей специалистов. Кроме этого определяются  технологии контроля развития компонентов профессиональной компетентности студентов. Процессуальный   блок   ориентирован   на   осуществление   педагогической деятельности   по   формированию   компетенций   обучающихся,   на   реализацию9 принципов, педагогических условий, использование технологических подходов в обучении,   внешних   и   внутренних   факторов,   которые   обеспечат   реализацию намеченной   цели.   Необходимо   разработать   деятельностную   составляющую   и обеспечить   методы   и   формы   контроля   сформированности   компонентов профессиональной   компетентности   студентов.   Наиболее   приоритетным способом   трансформации   теоретических   знаний   в   практические   умения является практика.  Выполнение   профессиональных   заданий   на   практике   предусмотрено   на протяжении всей профессиональной подготовки студентов.  Диагностический   блок   включает   проведение   мониторинга   динамики формирования   профессиональной   компетентности   студентов.   Для   этого необходимо   определить   критерии   по   всем   видам   компетенций,   показатели владения обобщенной структурой профессиональной деятельности и установить уровни сформированности компетенций студентов. Исследователями,   преподавателями   была   разработана   принципиально новая   концептуальная   основа   профессиональной   подготовки   специалистов, которая   позволила   будущему   специалисту   самостоятельно   осваивать профессиональные умения, навыки, и квалифицировано выполнять конкретную профессиональную   деятельность   в   соответствии   с   предписанными профессиональными стандартами, но, к сожалению, это лишь отчасти решило проблему подготовки компетентного специалиста.  Компетентность специалиста является основным показателем проявления различных   уровней   самопродвижения   личности   в   профессиональном пространстве, и является личностно значимым качеством развития специалиста. [3] Именно поэтому, задача высшего и среднего образования определяется как повышение   качества   профессионального   образования,   и   признается   одной   из актуальных задач для всего мирового сообщества.Решение   этой   проблемы   связано   с   модернизацией   содержания образования,   оптимизацией   педагогических   технологий   и   с   оптимальным поиском   путей   улучшения   подготовки   специалистов,   за   счет   формирования синергетического мышления.  1011 Список литературы: 1. Давыдов Л.Д. Модернизация содержания среднего профессионального образования на основе компетентностной модели специалиста: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2006. – 26 с. 2.   Дмитриенко   Н.   А.   К   вопросу   о   формировании   компетентного специалиста   //   Молодой   ученый.   ­   2010.   ­   №4.   ­   С.   319­322.   ­   URL https://moluch.ru/archive/15/1383/ 3.   Зимняя   И.А.   Ключевые   компетентности   как   результативно­целевая основа   компетентностного   подхода   к   образованию.   И.А.   Зимняя.   Авторская версия.­   М.:   Исследовательский   центр   проблем   качества   подготовки специалистов, 2004. 4. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь   2012   https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/   —   М.: г.).   Буки­Веди,   2012.   —   URL