Статья: Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися дислексиками.
Оценка 4.6

Статья: Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися дислексиками.

Оценка 4.6
Особые потребности
doc
дефектология
Взрослым
18.02.2019
Статья: Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися дислексиками.
Нарушения чтения (дислексии) являются особенно распространенными в коррекционной школе и оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения ребенка, на его психическое и речевое развитие. В логопедической работе по устранению дислексий должен использоваться принцип поэтапного усложнения заданий. Этот принцип является чрезвычайно важным в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Дислексики.doc
1 Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися дислексиками. Учитель­логопед  КГБОУ «Красноярская школа №4»  Самодурова А.А. Нарушения чтения (дислексии) являются особенно распространенными в коррекционной   школе   и   оказывают   отрицательное   влияние   на   весь   процесс обучения ребенка, на его психическое и речевое развитие. При   устранении   дислексий   необходимо   учитывать,   что   дислексия   не является   изолированным   нарушением.   вызывающие   ее, обусловливают   нарушение   как   устной,  так   и   письменной   речи.  Поэтому   при устранении   дислексий   логопедическое   воздействие   направляется   на   весь комплекс речевых нарушений, на устранение нарушений устной речи, чтения и письма.   Механизмы, Дислексии различаются по своим механизмам и степени выраженности. Особенности нарушений чтения зависят также и от этапа овладения чтением. Поэтому   методика   устранения   данного   нарушения   строится   с   учетом   всех особенностей  его   проявления,  степени  выраженности,  механизмов   дислексий. При   устранении   дислексии   необходимо   опираться   на   достаточно сформированное   звено   психической   функции,   использовать   взаимодействие различных анализаторов. В   логопедической   работе   по   устранению   дислексий   должен использоваться   принцип   поэтапного   усложнения   заданий.   Этот   принцип является   чрезвычайно   важным   в  коррекционной   работе   с  детьми,  имеющими отклонения   в   развитии.   Вырабатываемые   временные   связи   у   них   отличаются нестойкостью,   поэтому   необходимо   предусматривать   большое   количество упражнений,   которые   проводятся   продолжительное   время   до   полной автоматизации. При   устранении   нарушений   чтения   следует   учитывать   и   общие   доступности, дидактические   принципы   ­   индивидуального   подхода, наглядности, конкретности. Для устранения дислексий используем разнообразные виды упражнений. К ним относятся: 1. Упражнения на выработку речевого дыхания. Урок обычно начинаем с дыхательной гимнастики и подготовки голоса. Формировать   навык   владения   дыханием   и   голосом   предлагаем   с   помощью следующих упражнений: Сделать   глубокий   вдох   и   разом   выдохнуть   весь   воздух.   Задуйте   одну большую свечу. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и 2 выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем столько свечек, сколько   вам   лет.  Сделайте  глубокий   вдох  и  постарайтесь   задуть   как  можно больше свечек. Цель:   вырабатывать   плавную,   целенаправленную   воздушную   «Сдуть снежинку»   струю воздуха, идущую посередине языка. Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен.   Боковые   края   языка   прижаты   к   верхним   зубам.   На   кончик   языка положить бумажный квадратик размером 1*1см и сдуть его. Следить, чтобы щеки   не   надувались   и   губы   не   натягивались   на   зубы,   чтобы   дети   как   бы произносили звук ф, а не х. Цель:   вырабатывать   умение   направлять   воздушную   струю   по   середине «Подуть через соломинку» языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. По  середине языка  кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны. «Букет цветов» Представьте,   что   вы   пришли   в   магазин   цветов   и   почувствовали восхитительный аромат цветов. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2­3 раза). «Медвежата» Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы­медведицы кушать. Слова нужно произносить на выдохе протяжно, баском, четко произнося (М) М а м, М а м, м е д у м о л о к а б б ы н а м, н а м. Мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос и «В лифте» наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз. Произнесите свое имя, зажав ручку зубами и губами. «Ручка в зубах» Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного "Работа с таблицей" ряда: 3 Б Н Ш Ж Н Д М Н Д Л Р Ч С Т П С М Н В Д М Л В Ф Л Р Б Г П П Х З Р Т Г Б Ц Ч М К Т П В Б Н Ш К Р Г Х С Ж З Ш Н Х Г З З Ш Н Б П Г В В С З Н К Ц К П Н Щ 2. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения. Эту   работу   начинаем   с   упражнений,   развивающих   речевой   аппарат. Развитие   четкого   произношения   осуществляется   проговариванием скороговорок, чистоговорок. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от медленного проговаривания до максимально четкого, быстрого. Считаем   полезным   начать   работу   с   одной   строки   скороговорки   и   на каждом   занятии   добавлять   новую.   Рекомендуем   выделение   цветным   мелком букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа. На дворе трава, на траве дрова. Проговаривание скороговорок хором: Как на горке, на пригорке Стоят 33 Егорки (глубокий вдох) Раз Егорка, два Егорка ... (и т.д. до полного выдоха) Параллельно с чистоговорками, скороговорками, пословицами  включаем отработку   сочетаний   гласных   и   согласных.   Начали   с   показа   артикуляции основных   гласных:   а,   о,   ы,   и.   Сначала   учащиеся   хором   тренировались   в произношении этих гласных по порядку, затем давались сочетания: а­у, о­а, ы­и, и­о и т.д. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата. После отработки произношения гласных включали  сочетания гласных с согласными: да, до, ду, ды, ди; ла, ло, лу, лы, ли и т.д. Далее   тренировали   учащихся   на   чтении   различного   рода   сочетаний гласных, например: аоуыэ, уоиэы; согласных с­з­ж, ц­ч­ш; слоги: ку, за, ши, ста, три, бра, дро, тру и т.д. Следующий этап работы ­ чтение блоков. Данный этап направлен главным образом   на   системные   тренировки   речевого   аппарата   ребенка,   на   отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений ­ это наиболее часто встречающиеся   в   русском   языке   парные   буквосочетания.   Он   распределен   по группам   таким   образом,   чтобы   строго   последовательно   соблюсти   основной принцип   обучения   от   простого   к   сложному.   Буквосочетания   или   блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске   способствуют   тренировке   глазных   мышц   и   развитию   произвольного внимания. Запись   блоков   производится   непосредственно   во   время   урока   с требованием к учащимся читать их про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором. 4 ба ка бы ку бэ­э­э ли ля Первая группа блоков: во! да лю га му­у­у вы ми до мы же ды мэ­э­э но ай­ай га ­ га ­ га! ба ­ ба ей­ей ек­ек да ­ да ­ да! дя – дя па – па ой­ой! эй ­ эй! ма ­ ма во­во! Ага аут выя ему ива лю бэ уж бай баз дар бош лом Вторая группа блоков: сам бык дом кар сон шар бэр уже зим мыс пол вон зал лот шаг люк бэр муж лук бор луж лос бур лыж лис бук пыж мыс бим паж рис бус маж Третья группа блоков: Бокс зонт фонд борт зонд форт борщ корт прот верх лифт цинк волк лярд шарф толк морж шест полк торт шелк Четвертая группа блоков: взмах спорт тракт вклад треск дрозд взнос столб Днепр взмыл страж Днестр Вверх смысл гвалт Значение   слов,   доступных   пониманию,   логопед   объясняет   сам   в   ходе чтения. Значение отдельных слов предлагает выяснить в словаре. Эти задания дают толчок к самостоятельной работе со словарем. Впоследствии при чтении дети   распределяли   незнакомые   слова   между   собой   для   объяснения   их.   Это оживляет работу на уроках, повышает интерес к чтению, ведет к пополнению активного словаря. 3. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям; С   этой   целью   даются   для   чтения   на   определенное   время   слова   и словосочетания.   Воспитывается   внимание   к   окончанию   слова   (вода­водный, мороз­морозный); к корню слова (булка ­ белка, пилка палка). Для упражнений использовались разные части речи. Довольно   часто   на  занятиях   используем   такой   вид   работы,  как   чтение 5 трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением этих слов. Слова пишутся на двух карточках. Нужно сложить  карточки так, чтобы «Сложи слова» получилось слово (бе ­ реза, ли ­ са, моло ­ ко, пе­тух). Предлагается   прочитать   15   слов,   записанных   одно   под   другим   в   виде «Словесные горки» горки, т.е. каждое слово длиннее предыдущего на одну букву: К О К О Т К Р О Т Б У Л К А С О Р О К А С Н Е Г И Р Ь С О С Е Д Н И Й С О С Е Д С К И Й С К В О Р Е Ч Н И К Д И А П О З И Т И В Ы 1­й   вариант:   Шалунья   ­   резинка   стерла   часть   букв.   Попробуйте «Полустертые слова» восстановить буквы и прочитайте слова. Стерты отдельные элементы букв. 2­й   вариант:   В   словах   стерта   верхняя   или   нижняя   часть.   Догадайтесь, какие слова написаны. Буквы   ­   модницы   смотрят   в   зеркало.   Зеркальное   изображение   буквы обведите   кружком,   а   правильно   написанные   буквы   обведите   красным карандашом.  «Зеркало» 4. Упражнения на развитие оперативной памяти. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из­за слабо развитой   оперативной   памяти.   Работа   над   ее   развитием   ведется   с   помощью зрительных диктантов (И.Т. Федоренко).В каждом из 18 предложенных наборов имеется   шесть   предложений.   Особенность   этих   предложений   такова:   если первое   предложение   содержит   всего   два   слова   (8   букв),то   последнее предложение   восемнадцатого   набора   состоит   уже   из   46   букв.   Наращивание длины предложений происходит постепенно: по 1­2 буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца. Работа над набором ведется в разных   вариантах:   чтение   предложений,   проговаривание   хором   или индивидуально,   коллективное   уточнение   и   исправление   сказанного.   Затем записывается предложение на доске мокрой тряпкой. Это организует ребят на чтение в быстром темпе и точное запоминание. Примеры текстов зрительных диктантов (по И.Т.Федоренко) Предложения Число букв Время экспозиции Набор 1 Тает снег. Идет дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Запели птицы. Поле опустело. Набор 2 Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила осень. Дни стали короче. В лесу много берез. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 6 8 9 10 11 11 12 12 13 13 14 14 15 4 4 5 5 5 6 6 6 6 7 7 8 5. Упражнения на развитие внимания. «Ориентирование на бумаге» В 16 квадратах 12 букв. Посмотрите на них 1 мин. и прикройте. Запишите на отдельном листе бумаги расположение букв в клетках. Если вы безошибочно разместите в клетках 7 букв, можете считать, что у вас хорошая зрительная память. 1 вариант 2 вариант И П О К Ш Н М Я Р А Ц Т О Э И А Ы У И А Ы У О Э «Смотри на точку в книге, что ты видишь?» Упражнение расширяет поле видения. «Упражнения с таблицей Шульте» Таблица Шульте ­ это квадрат 5 х 5, в котором разбросаны числа от 1 ­ 25. 24 23 17 13 2 1 12 9 15 25 5 20 3 21 7 4 18 14 6 16 19 8 11 22 10 7 Ребенок должен как можно быстрее найти их, по порядку называя вслух и показывая   карандашом.   Глаза   должны   смотреть   только   сверху   вниз,   таким образом вырабатывается специальное движение глаза, необходимое для чтения. Систематически   применяемое это  упражнение  значительно  улучшает  технику чтения и развивает внимание. 6.   Упражнения,   развивающие   скорость   чтения   вслух   и   про   себя,   умение угадывать последующий текст. Слабо   читающему   ученику   больше   помогает   такой   вид   работы,   как "чтение за диктором". Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения.  Большую пользу приносит и жужжащее чтение по методике Зайцева В.Н. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто­то быстрее, а кто­ то   медленнее.   Здесь   уже   на   равных   работают   все   учащиеся:   как   быстро читающие, так и читающие медленно. Любимый у учащихся вид чтения ­ ролевое чтение. Чтение по ролям мы проводим с инсценировкой. К такому чтению дети готовятся заранее. Дети сами изготавливают костюмы для инсценировки. Костюмы простые, но оригинальные, главное   они   готовятся   своим   руками.   И   преимуществом   при   распределении ролей для чтения пользуются те, кто готовил костюмы для какой­либо роли. А если несколько учащихся готовят один и тот же костюм, то, наряду с ролевым чтением, проводим синхронное чтение "буксиром" (если один читает хорошо, а другой чуть похуже, второй слышит "образец" чтения и старается успевать за хорошо читающим). Далее приводится разработка урока, на котором используются описанные выше приемы коррекционной работы с детьми­дислексиками. Тема:  «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин Цель:   отрабатывать   навык   выразительного   и   осознанного   чтения,   технику чтения;   познакомить   учащихся   с   творчеством   А.С.   Пушкина   через   сказку «Сказка о рыбаке и рыбке», учить чётко выговаривать звуки и сочетания;  ­развивать мышление,  воображение, связную речь, зрительную память; ­воспитывать   положительные   качества   характера   человека,   чувство   добра, сострадания Оборудование: иллюстрации к сказке, д\карточки по выработке техники чтения,  М\ф «Сказка о рыбаке и рыбке» Ход занятия: I Организационный момент.  Чтение блоков: Ска Сказ Сказка Сказочка сказочница из изб изба избушка старушка 8 ры рыб рыба рыбка рыбак ста стар старый старик старичок Дети, вы любите сказку? Что такое сказка? (Сказка – это история, в которой происходят чудеса). Послушайте фрагмент сказки. II Сообщение темы урока (звучит фрагмент сказки о рыбаке и рыбке) 1 Жил старик со своею старухой У самого синего моря. Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу. Старуха пряла свою пряжу. Из какой сказки прозвучал отрывок? На доске появляется тема урока:  «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин 2 Беседа:  Как называется сказка? Где жили старик со старухой? Что значит «ветхая землянка»? Чем занимался старик? Что делала старуха? Сколько лет жили старик со старухой? III Основная часть урока Чтение   отрывков   из   произведения   учащимися,   а   мы   попробуем   отгадать последнее слово. По мере прочтения вписываем слова в клеточки кроссворда на доске. 1. Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо: Старика старуха забранила: "Дурачина ты… простофиля! Что обозначает слово простофиля?  2. Жил старик со своею старухой У самого синего моря. Старик ловил неводом рыбу. Старуха пряла свою пряжу. Что такое пряжа? Откуда мы можем узнать толкование этого слова? 9 3. На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчевая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, Что такое душегрейка? Маковка? Кичка?  (Учитель объясняет значение этих слов) 4. Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с неё корыто 5. Воротись, дурачина, ты к рыбке; Поклонись ей, выпроси уж избу". 6. Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо Старика старуха …забранила Что обозначает это слово? Оно близко по значению слову отругала   о     П   р п р  я  ж  У     е ю    К о И з   Ш               у  з а  б  р  а  Н и  л  а  б    с     р  ы  о ф и  л  я    о    т     т      Теперь по вертикали можно прочитать слово  (Пушкин) ­Кто знает, кем был Александр Сергеевич Пушкин? Дети: Он был поэтом. Написал сказку о рыбаке и рыбке Александр Сергеевич ПУШКИН ­ русский поэт. [годы жизни 26 мая  1799 — 29 января 1837;  похоронен в Святогорском монастыре,  ныне — Псковская область] 4 Краткая беседа по содержанию сказки. Назовите   героев   сказки.   Какие   герои   являются положительными, а какие отрицательными, на ваш взгляд? 10 Кто вам больше всех понравился в сказке? Кого вам больше   всего жалко в сказке?   Почему?   Как   менялось   море   с   каждым   приходом   старика?   (Море передавало настроение рыбки). 5 Предлагается состояние моря в 5 вариантах, дети должны расположить их по порядку, подобрать название состояния моря к каждому рисунку.   Как  море передаёт настроение рыбки? ­ море слегка разыгралось ­ помутилось синее море ­ неспокойно синее море ­ почернело синее море ­ на море чёрная буря Какое было море, когда старик пришёл последний раз? Найдите в тексте. На море чёрная буря  Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют. Какое настроение было у рыбки? Почему? И буря не только на море, но и в душе старика. Почему? Почему в последний раз ничего не сказала рыбка?  (Она знает, что ее добро никому   ничего   хорошего   не   принесло,   да   и   принести   не   могло…   Поэтому, только хвостиком махнула…) Опишите их характеры героев сказки: Старик, он какой по характеру? (он человек добрый, ласковый… Но, несмотря ни на что, он все­таки, дурачина и простофиля…, безвольный,  даже у рыбки сначала спрашивает: “Что мне делать с проклятою бабой?” Он понимает, что задача, поставленная старухой невыполнима, но он боится… И чем больше он подчиняется ей, тем меньше он заслуживает уважения.) Рыбка,   она   какая?   (Она   добрая…  Благодарная   была   старику,  за   то,  что   он отпустил её в море, поэтому выполняла все его просьбы). Старуха, она какая? (властная, жадная, ненасытная, поэтому осталась  снова у разбитого корыта) V Чтение пословиц. Какая пословица к кому подходит? ­ Много хочешь, да мало получишь. ­ Не умел характер проявить, тебе и битому быть. ­ Ненасытному всё мало. ­ Кто жадный бывает, тот всё потеряет. ­ Кто не умеет за себя постоять, того все обижают. 11 Итог: Чему учит нас сказка? Приложение: Таким образом, только комплексный подход   к коррекционной работе с дислексиками обеспечивает положительные результаты. Литература 1. Брунов Б.П., Морозова Н.П. «Обучение чтению учащихся с нарушениями в интеллектуальном   развитии».   Методические   рекомендации.   Красноярск, КГПУ, 1996. 2. Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению». Начальная школа, 1990  № 8. 3. Оморокова   М.И.,   Рапопорт   И.А.,   Постоловский   И.З.   «Преодоление трудностей». Просвещение – 1990. 4. Ястребова   А.В.,   Спирова   Л.Ф.,   Бессонова   Т.П.   «Учителю   о   детях   с недостатками речи». М., 1996.

Статья: Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися дислексиками.

Статья: Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися дислексиками.

Статья: Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися дислексиками.

Статья: Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися дислексиками.

Статья: Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися дислексиками.

Статья: Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися дислексиками.

Статья: Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися дислексиками.

Статья: Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися дислексиками.

Статья: Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися дислексиками.

Статья: Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися дислексиками.

Статья: Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися дислексиками.

Статья: Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися дислексиками.

Статья: Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися дислексиками.

Статья: Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися дислексиками.

Статья: Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися дислексиками.

Статья: Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися дислексиками.

Статья: Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися дислексиками.

Статья: Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися дислексиками.

Статья: Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися дислексиками.

Статья: Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися дислексиками.

Статья: Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися дислексиками.

Статья: Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися дислексиками.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019