Статья "Компьютер - польза или вред. Компьютер - помощник или нет?"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 23.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной статье рассматривается вопрос о современных информационных технологиях, об их положительных и отрицательных сторонах. Автор знакомит читателей с направлениями работы, которые учитель может применять на уроках обществознания и истории в условиях насыщенного информационного поля компьютерных технологий. Даны рекомендации по повышению качества обученности учащихся с помощью ИКТ технологий.
Иконка файла материала Статья.docx
«Компьютер ­ польза или вред? Компьютер ­ помощник или нет?» Приобщение   современного   школьника   к   вопросам   исторического   и обществоведческого   образования   происходит   в   условиях   насыщенного информационного поля системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель   должен   быть   вооружен   современными   методиками   и   новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. На помощь учителю приходят современные информационно­коммуникативные технологии, которые способны:  стимулировать познавательный интерес к предмету;  придать   учебной   работе   проблемный,   творческий,   исследовательский характер;  индивидуализировать   процесс   обучения   и   развивать   самостоятельную деятельность школьников;  повышать производительность труда;  устанавливаться межпредметные связи с информатикой.  Однако не стоит проводить уроки с применением ИКТ ежедневно. Так как доказано и их негативное влияние на учеников:  влияют на физическое и психологическое здоровье;  учащимся­ аудиалам сложно воспринимать информацию с экрана дисплея;  сложность восприятия больших объемов информации;  нарушают взаимодействие учитель­ученик. Учителю необходимо помнить­компьютер ­ не замена учителя на уроке, а составляющая урока.    Использование   компьютерных   технологий   в   обучении   истории   и обществознания может осуществляться учителем в нескольких направлениях:  мультимедийные   энциклопедии,  предназначенные   для   осуществления вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения;  программы­репетиторы   ­   ориентированные   на   заключительный   этап обучения.   "Репетитор   по   истории"   ­   это   тестирующая   программа   для школьников и абитуриентов;  мультимедиапрезентации,   как   созданные   самим   учителем,   так   и презентации  для   творческого   представления   учащимися   своего интеллектуального   продукта.   (домашней   работы,   реферата,   доклада, сообщения и т.п.).  программы   ­   библиотеки   (сборники   различных   текстов),   снабженные поисковыми   системами.   Они   являются   электронной   версией   бумажных изданий; задачники ­ программы, позволяющие организовать процесс приобретения новых   знаний   в   увлекательной   форме.   По   форме   эти   программы напоминают игры, но по сути содержат в себе серьезные учебные задачи.  Интернет. Не  выходя из школы и не посещая библиотек, можно найти самую   свежую   информацию,   поскольку   в   Интернете   имеется   огромное количество баз данных и самых различных знаний. При работе с Интернет ресурсами   учителю   необходимо   помнить,  что   доступ  учащихся  должен быть   только   к   образовательным   ресурсам,   где   материал   специально подобран для учебных целей. Не стоит пренебрегать испытанными и надежными средствами аудио и  видео записями.  Их оперативность и маневренность, возможность повторного применения, использование стоп­кадра ­ неоспоримые достоинства для урока. Прослушивание и просмотр создают эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес к истории как к предмету обучения.        Учителю при подборе аудио книг и видео фильмов   для урока необходимо помнить,   что   не   вся   информация   высокого   эстетического   уровня.   Поэтому, перед   проведением   урока   учитель   просто   обязан   сделать   предварительную работу по отбору качественного материала, который будет воздействовать на ученика   эмоционально,   нести   в   себе   познавательную   и   фактологическую значимость   для   эффективного   решения   поставленных   образовательных, развивающих и воспитательных задач. Одним   из   основополагающих   моментов   в   использовании   компьютера   и информационно­коммуникационных   технологий   на   уроке   является проектирование самого урока. 1 этап. Проектирование урока. Прежде   чем   приступать   к   разработке   какого­либо   урока,   необходимо ответить на важные вопросы: кому это нужно и зачем?  Необходимо   определить контингент слушателей: кто они?  учесть возрастную группу;  учесть уровень компьютерной грамотности. 2 этап. Постановка целей и задач. Определив целевую группу учащихся, нужно понять и сформулировать, какие цели   и   задачи   мы   ставим   перед   ними,   какие   навыки   планируем   у   них сформировать, чему хотим обучить на данном конкретном уроке.  Целью   является   конечный   результат   данного   урока,   к   которому   вы стремитесь, в то время как задачи обучения ­ это этапы выполняемых работ, действия, которые вы совершаете для достижения поставленной цели. Компьютер является лишь средством обучения, которые выполняет на уроке определённые функции. 3 этап. Выбор темы и отбор содержания.Определив целевую аудиторию и сформулировав цели, необходимо отобрать тематическое   содержание   урока,   которое   позволит   данной   фокусной   группе достичь вышеназванных целей.  То есть нужно сформулировать основные критерии отбора темы, которые, по сути, будут являться кратчайшим путем достижения целей. 4 этап. Форма и содержание обучения. Формы обучения всегда имеют четко очерченное содержание и в то же время они зависят от различных условий, например, количество учащихся в классе влияет   на   выбор   учителем   таких   форм   обучения,   как   индивидуальные, групповые и фронтальные.  Различают формы обучения:  по месту проведения занятий­школьные, внешкольные, дистанционные;   по времени ­классные, внеклассные;   по   виду   учебной   деятельности­урок,   лекция,   лабораторная   работа, консультация, зачет, семинар;   по   степени   участия   преподавателя­самостоятельная,   формы взаимообучения, программированное обучение.  В   процессе   применения   ИКТ   на   уроках   формируется   человек,   умеющий действовать   не   только   по   образцу,   но   и   самостоятельно,   получающий необходимую   информацию   из   максимально   большего   количества   источников, умеющий   ее   анализировать,   выдвигать   гипотезы,   экспериментировать,   делать выводы. Происходит   развитие   личности   обучаемого,   подготовка   учащихся   к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:  развитие   наглядно­образного,   интуитивного,   творческого   видов мышления;  развитие коммуникативных способностей;  формирование умений принимать оптимальные решения;  формирование   информационной   культуры,   умений   осуществлять обработку информации. ИКТ влияет на все уровни учебно­воспитательного процесса, обеспечивая:  повышение эффективности и качества обучения за счет реализации ИКТ;  обеспечение   побудительных   мотивов,   обуславливающих   активизацию познавательной деятельности;  углубление межпредметных связей.   Применение   ИКТ   незаменяемое   средство   в   домашнем   воспитании   и обучении. Для использования в домашних условиях разрабатывается большое количество   обучающих   систем   типа   "Домашний   репетитор"   по   всем общеобразовательным   дисциплинам.   Технологии   обучения   в   таких   системах имеют   репродуктивный   характер,   основное   их   назначение   ­подготовка   к выпускным   или   вступительным   экзаменам,   повторение   пройденного   в   школеучебного   материала.   Кроме   того,   имея   дома   компьютер,   школьник   получает возможность более эффективно и качественно выполнять домашние задания. В этом случае средства ИКТ являются средством индивидуализации обучения и совершенствования учебной деятельности школьников. Большое значение для детей   с   ограниченными   возможностями   играет   Интернет,  как   средство социальной   адаптации.    Имея   дома   свободный   доступ   в   Интернет,   ребенок получает   возможность   участвовать   в   сетевых   проектах,   получает   доступ   к разнообразной   информации,   получает   возможность   проявить   социальную активность.   Безусловно,   школьник   должен   быть   готов   к   восприятию   любой информации   (в   том   числе   негативной).   Для   правильного   восприятия   любой информации у него должно быть развито критическое мышление, на что особое внимание необходимо уделять всем учителям и родителям. Таким образом, очевидно, что применение информационных технологий различного   назначения   в   образовании   и   воспитании   учащихся   предоставляют возможности совершенствования целей, содержания, методов, организационных форм, технологий, средств подготовки, обучающихся в условиях расширенного доступа   к   информации,   а   также   выступают   одним   из   показателей профессиональной компетентности педагога.  Какие бы вы не использовали технологии, помните: «Большое значение для   эффективности   использования   технических   средств   имеет   обстановка,   в которой   они   применяются,   доброжелательность   учителя   и   его профессионализм!». Список использованной литературы 1.Волков А.В. Современные мультимедиа // Компьютер ­ ИНФО, 2012 2.Зимина А.А. Интерактивные технологии на уроках права//Учитель в школе.  М.:Гармония,2009 3.Оливер В., Оливер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ ­ Санкт­ Петербург, 2011   школе.natalirudenko@mail.ru         4.Руденко   Н.Н.   Использование   ИКТ   в   процессе   обучения   в           5.Садовскя А.Г. // Применение ИКТ на уроках истории и обществознания// Материалы VII   Международной научно­практической конференции «Освоение и внедрение современных образовательных технологий.­ М.: Спутник, 2014                  6.Щелухина А.С. Возможности использования ИТ в преподавании блока дисциплин «Культура и искусство», http://isoproject.ru/vmk2­1­paper1.doc