Статья "Координирующая роль школьного консилиума в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья".
Статья "Координирующая роль школьного консилиума в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья".
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
администрации
Взрослым
20.01.2018
В статье представлен опыт работы школы по организации школьного психолого-медико-педагогического консилиума, освещены цели и задачи данной работы по поддержке ребенка с проблемами в обучении или поведении. Также описаны виды школьного консилиума и этапы работы сопровождения учащихся школы различными специалистами учреждения.
Статья МБОУ Школа №54 О.В.Головиной.docx
Координирующая роль школьного консилиума в индивидуальном психолого
педагогическом сопровождении учащихся с ограниченными возможностями
здоровья
Головина Оксана Владимировна, учитель начальных классов,
заместитель директора по учебной работе в начальной школе, председатель
психологомедикопедагогического консилиума школы (ПМПк)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №54» г.
Рязани
В настоящее время детей, которым требуется специализированная помощь,
становится все больше и больше.
Развитие современной школы требует от педагогов не только знания особенностей
школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей
профессионального их сопровождения, умения определить индивидуальный маршрут
образования с учетом состояния здоровья, психофизических и индивидуальных
особенностей и возможностей.
Психологопедагогическое сопровождение мы рассматриваем как особый вид
помощи ребенку, обеспечивающий эффективность его развития в условиях
образовательного процесса. А значит, что необходимо создавать условия для развития и
самореализации любого школьника.
Реализация сопровождения возможна при тесном сотрудничестве специалистов
различного профиля.
Основной формой взаимодействия специалистов МБОУ «Школа №54» г. Рязани,
объединяющихся для психологомедикопедагогического сопровождения обучающихся с
отклонениями в развитии, выступает школьный психологомедикопедагогический
консилиум (ПМПк),
деятельность которого регламентируется нормативными
документами федерального, регионального и школьного уровня.
Целью организации школьного ПМПк является разработка и планирование системы
комплексного сопровождения учащихся в рамках образовательного процесса в
соответствии со специальными потребностями, возрастными и индивидуальными
особенностями обучающихся – во имя сохранения здоровья всех детей.
Задачи ПМПк школы:
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в
адаптации, обучении и поведении.
2. Профилактика физических, интеллектуальных, эмоционально – личностных перегрузок
ребенка.
3. Выявление резервных и актуальных возможностей развития обучающегося.
4. Определение характера, продолжительности и эффективности специальной помощи.
5. Разработка плана коррекционноразвивающих мероприятий с целью преодоления
отклонений в развитии детей.
6. Консультирование в ходе разрешения сложных педагогических ситуаций. 7. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка,
диагностику его состояния.
8. Организация взаимодействия между педагогами и специалистами школы, участвующими в
деятельности ПМПК, формирование целостных представлений о причинах , характере,
возможных путях трудностей ребенка.
ПМПк создаётся приказом директора школы на учебный год.
Согласно Положения о ПМПк, участниками консилиума нашей школы являются:
председатель ПМПк, зам. директора по УР;
секретарь, педагог психолог школы.
Члены комиссии:
учительлогопед;
зам. директора во ВР;
руководитель МО начальной школы;
социальный педагог;
школьный медицинский работник.
Работа по психологомедикопедагогическому сопровождению учащихся организуется
в соответствии с планом работы школьного ПМПк, который разрабатывается в августе с
учётом проведённого анализа и выделенных проблем предыдущего учебного года. План
работы школьногоПМПк включается в общий план работы школы на учебный год.
Детей, нуждающихся в создании специальных условий, мы выявляем ещё на 1 ступени
образования, в процессе обучения в Школе развития «Радуга». К итогу обучения в Школе
развития, организуется группа детей с нарушениями речи и психических процессов.
Школьные консилиумы бывают плановыми и внеплановыми.
Плановый консилиум нашего учреждения решает следующие задачи:
определение путей психологомедикопедагогического сопровождения ребенка;
выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно
развивающего маршрута;
решение вопроса об изменении образовательного маршрута, коррекционноразвивающей
работы при завершении обучения (учебного года).
Как правило, плановые консилиумы проводятся не реже 1 раза в квартал. Стартовый
сентябрь; промежуточные – ноябрь, февраль; итоговый – май.
Внеплановые консилиумы организуются по запросу специалиста или педагога.
Задачи внепланового консилиума в нашем учреждении следующие:
принятие какихлибо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам;
изменение направления коррекционноразвивающей работы в изменившейся ситуации или
в случае ее неэффективности;
изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения
или подбор иного типа учебного заведения).
Психологопедагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями
здоровья в нашей школе осуществляется через три уровня: базовый, адаптационный и
специализированный. Базовый уровень индивидуального психологопедагогического сопровождения
учащихся с ОВЗ реализует основное содержание и образовательные технологии
специального образования и имеет профилактическую направленность. Объектом
психологопедагогического сопровождения на базовом уровне выступает весь контингент
школы, т.е. все учащиеся с момента поступления и до момента окончания школы.
На базовом уровне психологопедагогического сопровождения школьный ПМПк
практически не задействован, его функционирование связано с наблюдениями за детьми
учителямипредметниками и классными руководителями в качестве ведущих
специалистов индивидуального сопровождения. В частности учитель начальных классов,
принимающий новый класс или нового ребенка.
Адаптационный уровень психологопедагогического сопровождения учащихся носит
групповой характер.
Объектами психологопедагогического сопровождения и
обсуждения на заседаниях школьного ПМПк на данном уровне выступают группы
учащихся 1х классов и вновь скомплектованных 5х,10х классов.
Комплексное диагностическое обследование учащихся на адаптационном уровне
проводится педагогомпсихологом школы, совместно с классными руководителями и
учителямипредметниками.
Полученные данные психологопедагогического сопровождения учащихся на
адаптационном уровне отражаются педагогомпсихологомв аналитических справках
образовательного учреждения. Результаты адаптационного уровня обсуждаются на
заседаниях школьного консилиума и протоколируются.
Координирующая роль школьного консилиума значительно повышается на
специализированном уровне психологопедагогического сопровождении учащихся с ОВЗ,
в основе которого лежит исключительно индивидуальная работа специалистов с
учащимся. Остановимся на данном уровне более детально.
Специализированный уровень психологопедагогического сопровождения
предназначен для детей с выраженными трудностями в развитии и обучении. Объектами
сопровождения на данном уровне выступают дети со значительными нарушениями
здоровья, с трудностями в адаптации и учебе, с эмоциональноволевыми нарушениями, с
выраженными дефектами развития.
В связи с особенностями каждой категории детей психологопедагогическое
сопровождение на данном уровне требует разработки индивидуального плана
сопровождения учащихся и максимального участия каждого педагога и специалиста.
Этапы работы школьногоПМПк на специализированном уровне следующие:
1 этап. Запрос консилиуму на обследование ребенка.
Такой запрос можно рассматривать как предварительный этап сопровождения
ребенка.
Существует договор между образовательным учреждением и родителями,
который регламентирует деятельность школьногоПМПк.
2 этап.Обследование ребенка специалистами консилиума. Работа специалистов консилиума по обследованию детей может осуществляться как
предварительно каждым специалистом индивидуально, так и коллективно на заседании
консилиума.
Первичный прием проводитпедагогпсихолог нашего учреждения. Далее в своих
рекомендациях он определяет необходимость участия в обследовании других
специалистов, а в некоторых случаях и определяет последовательность проведения
обследований (консультаций) специалистами разных профилей.
Данный этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми
специалистами консилиума.
После проведения обследования ребенка, специалисты проводят коллегиальное
обсуждение полученных результатов.
Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет выработать единое
представление о характере и особенностях развития ребенка и определить содержание
коррекционноразвивающих мероприятий, которые помогут ребенку.
Завершается второй этап работы консилиума, выработкойрекомендаций по
определению образовательного маршрута в соответствии с особенностями и
возможностями ребенка, а также необходимых для его развития психологических
коррекционных и развивающих программ и коллегиально составляется заключение.
3 этап.Согласованная деятельность специалистов по коррекционноразвивающей
работе.
На этом этапе обсуждается координация и согласованность последующего
взаимодействия специалистов друг с другом. При необходимости определяется
последовательность включения различных специалистов в работу с ребенком.
4 этап.Реализация рекомендаций консилиума.
На данном этапе специалистами учреждения даются рекомендации педагогам и
родителям обучающегося,определяется содержание индивидуального сопровождения
ребёнка.
Таким образом, выстраивается индивидуальный план коррекционноразвивающих
мероприятий. Как правило, это коррекционноразвивающие мероприятия внеурочного
плана или подключение специальной психологической помощи непосредственно к
процессу обучения ребенка.
Коррекционная работа в нашем учреждении проходит в индивидуальном или
групповом режиме. В соответствии с особенностями развития ребенка и наличием
соответствующих специалистов в школе определяются направленность, интенсивность и
продолжительность циклов занятий.
Завершается данный этап работы динамическим обследованием ребенка, т.е. даётся
оценка его состояния после окончания цикла коррекционноразвивающей работы или
проводится итоговое обследование. Если обучающемуся необходима углубленная диагностики или необходимо
разрешить какойлибо конфликтный или спорный вопрос, специалисты ПМПк
рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в городскую психолого
медикопедагогическую комиссию (ПМПК).
5 этап.Оценка эффективности коррекционноразвивающей работы.
На данном этапе оценивается изменение состояния ребенка и необходимость
дальнейшей работы с ним.
Если работа продолжается, то она проходит опять же по этой схеме.
По результатам деятельности консилиума оформляется следующая документация:
протоколы заседаний консилиума;
протокол первичного обследования ребенка;
представления на учащихся;
карта динамического развития ребенка (содержит представления, выписку из протокола с
указанием рекомендаций, планирование коррекционных занятий и работы ребенка,
программу комплексного развития).
Таким образом, специалистами ПМПк «Школы №54» г. Рязани осуществляется
сопровождение обучения детей, которое подразумевает включение деятельности того
специалиста, в помощи которого нуждается ребенок, во все сферы учебно
воспитательного процесса.
За три последних года работы ПМПк школы наблюдается положительная динамика
работы с учащимися и их родителями.
Учебный год
2014/2015
2015/2016
2016/2017
Количество
учащихся,
состоящие на
учёте ПМПк
8
15
9
Результаты коррекционноразивающей работы
С
С
С
положительной
незначительной
отрицательной
динамикой
динамикой
динамикой
7
13
8
1
2
1
0
0
0
Однако в ходе работы школьного консилиума мы сталкиваемся с проблемами и
трудностями.
Качество образования зависит от степени готовности учителей работать с
детьми с особенностями в развитии. Многие учителя все еще испытывают значительные
трудности в организации учебновоспитательного процесса. Многие затруднения связаны
с нехваткой знаний смежных с педагогикой дисциплин, таких как психология, медицина,
социология, коррекционная педагогика. Немаловажную роль играет и моральная
готовность педагога работать с данной категорией детей.
Очень важно, когда проблема выявляется специалистами и педагогами, как
можно раньше. Часто педагоги и родители поздно обнаруживают нарушения нормального хода развития ребенка. В результате ребёнку несвоевременно оказывается коррекционная
помощь.
Бывает, что в консилиум часто поступают запросы со следующей
формулировкой: «Сделайте чтонибудь с учеником...». При этом учитель в большинстве
случаев «отходит в сторону», делегируя ответственность за решение проблемы
специалистам ПМПк.
Только совместный анализ проблемы ребенка, выработанный в процессе
консультативного сопровождения, план помощи ему, помогут учителю предпринять
конкретные действия по организации поддержки ребенка с проблемами в обучении или
поведении.
Статья "Координирующая роль школьного консилиума в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья".
Статья "Координирующая роль школьного консилиума в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья".
Статья "Координирующая роль школьного консилиума в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья".
Статья "Координирующая роль школьного консилиума в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья".
Статья "Координирующая роль школьного консилиума в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья".
Статья "Координирующая роль школьного консилиума в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.