Статья Коучинговые технологии как инструмент профессионализации субъектов образовательного процесса в педагогическом колледже
Оценка 4.8

Статья Коучинговые технологии как инструмент профессионализации субъектов образовательного процесса в педагогическом колледже

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
31.05.2017
Статья  Коучинговые технологии как инструмент профессионализации  субъектов образовательного процесса в педагогическом колледже
Материал был использован для выступления на областной научно-практической конференции «Профессиональное становление: образование, компетентность, инновации» в рамках секции "Механизмы профессионализации как основа формирования профессиональной компетентности студентов". В статье рассматриваются некоторые приёмы коучинговой технологии ("колесо баланса", шкалирование), советы по их применению, а также приводятся примеры их использования в образовательной среде педагогического колледжа.
статья Газалова.docx
Коучинговые технологии как инструмент профессионализации  субъектов образовательного процесса в педагогическом колледже О.В. Газалова,  методист ГБПОУ РО «ВПК» Одним   из   главных   критериев   эффективности   профессионального   самоопределения человека является его способность к поиску личностного смысла в профессиональном труде, самостоятельному   проектированию   своей   профессиональной   жизни.   Без   осознания   этого личностного смысла часто возникает отчуждение от профессии, человек начинает тяготиться   испытывает   постоянное   недовольство   своим своим   профессиональным   выбором, профессиональным положением. В результате это приводит к частой и бессмысленной смене профессии (специальности) и мест работы. Именно   поэтому,   при   подготовке   квалифицированных   рабочих,   служащих   и специалистов среднего звена, на первый план выступает личностная компетентность, которая понимается как владение человеком приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям. Личностно­компетентный человек  обладает навыками планирования  своей трудовой деятельности, ее контроля и регуляции, самостоятельного поиска нестандартных решений. Он способен гибко мыслить и видеть проблему. Личностная компетентность ориентирует также на овладение способностью к самообразованию, самомотивации, придает уверенность в себе и оптимизм, стремление к высокому качеству своей работы. Одним   из   эффективных   путей   достижения   высокого   уровня   личностной   и индивидуальной компетентности будущих квалифицированных специалистов, на наш взгляд, является   использование   в   образовательной   практике   приемов   и   методов,   наработанных   в практике коучинга. В   литературе   коучинг   рассматривается   как   средство   содействия,   помощи   другому человеку   в   поиске   его   собственных   решений   выхода   из   любой   сложной   ситуации.   Это технология партнёрского взаимодействия, которая позволяет переместить человека из зоны проблемы в зону эффективного решения. Методы  коучинга  помогают человеку  найти  в  себе  ресурсы,  которые  нужны ему  в данный момент, и применить их на практике. С помощью коучинга обучающийся в том числе получает эффективные инструменты для развития общих и профессиональных компетенций. Коучинг в образовании – инновационная технология актуализации внутренних ресурсов обучающегося   в   достижении   планируемого   результата.   Коучинг   является   также инновационной   технологией   поддержки   в   обучении   и   индивидуально­личностном   развитии учащихся,   что   особенно   актуально   в   условиях   личностно­ориентированного   образования. Термин «коучинг» ввёл в 20 веке Томас Леонард как термин, обозначающий консультирование по достижению целей.  Основные принципы коучинга:  1) Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни;  2) Обучение на успехе, а не на ошибках;  3) Ориентир не на проблему, а на решение;  4) Направленность: из настоящего в будущее;  5)   Все   ответы   находятся   внутри   человека   –   человек   себя   оценивает   сам,   внешние советы и оценки не нужны.  Основной задачей преподавателя­коуча является стимулирование самообучения, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. Коучинг направлен на раскрытие «спящего» внутреннего потенциала, приведение в действие системы мотивации каждого отдельно взятого человека. Коучинг   можно   рассматривать   как   инновационную   технологию   поддержки   в самоопределении, в обучении и индивидуально­личностном развитии учащихся. Назовём   наиболее   эффективные   приёмы,   которые   экстраполируются   из   сферы психологии   и   управления   в   сферу   образования:   «Колесо   жизненного   баланса»   («Колесо достижений»), «Шкалирование», «Линия времени».  Данные   приёмы   при   условии   содержательного   изменения   можно   применять   при формировании   конструктивных   умений   (целеполагания,   планирования,   прогнозирования, контроля, оценивания, рефлексии) у студентов педагогических специальностей.  Требования   нового   ФГОС   начального   общего   образования   ориентируют   на формирование у младших школьников регулятивных метапредметных умений, составляющих основу учебной деятельности (умения учиться). Регулятивные умения учащихся включают в себя умения целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, рефлексии,   что   полностью   коррелирует   с   конструктивными   педагогическими   умениями. Студенты,   освоившие   приёмы   коучинг­технологии   при   формировании   собственных конструктивных   умений   осознанно   применяют   полученные   знания   в   своей   дальнейшей педагогической практике для формирования у младших школьников регулятивных умений и диагностики их развития.  Опишем содержательно модернизированные приёмы.  1. «Колесо жизненного баланса» («Колесо достижений»). Это   довольно   известное   упражнение,   которое   часто   применяется   для   определения жизненных приоритетов человека. Обучающимся предлагается начертить на листке бумаги круг и поделить его на 6 ­ 10 равных секторов. Каждый сектор – это определенная сфера жизни,   которая   является   приоритетной   для   них   в   данный   момент.   Названия   секторов участники   тренинга   определяют   сами,   поскольку   у   каждого   человека   свои   приоритеты. Например,   в   базовом   упражнении   секторы   могут   называться   так:   отношения,   воспитание детей, карьера, отдых, личностный рост и т.д. Центр круга принимается за ноль и от него во все стороны по лучам откладываются равные отрезки. Максимальное значение равно десяти, соответственно,   каждый   луч   делится   на   10   равных   частей.   Далее   определяется   степень удовлетворенности каждой сферой жизни по десятибалльной шкале, участник отмечает на осях соответствующие значения, и соединяет отметки дугами (рис.1) Заполнив   круг,   обучающиеся   могут   выявить   свои   жизненные   приоритеты,   увидеть направления личностного развития и профессионального роста. Можно использовать данную методику для определения баланса профессионального развития, заполняя соответствующие секторы. Рисунок 1 – Образец использования «Колеса достижений» в базовом упражнении.  Результатом   упражнения   становится   собственно   колесо.  Визуализация   позволяет выделить главное, найти правильное соотношение, составить план, оценить себя. Если колесо получилось   ровное   и   гладкое   (см.   рис.   1   –   справа),   это   свидетельствует   о   гармоничном развитии исследуемых направлений. Неровное колесо (рис. 1 – в центре) – повод задуматься над тем, как исправить положение, какое направление развития требует коррекции. При этом можно рекомендовать следующие вопросы: ­ Что Вы замечаете, глядя на это колесо?  ­ Найдите ключевую область, изменив которую на 1 пункт, начнут изменяться и другие области. ­ Если сдвинуть ее на один пункт,   то, что изменится в каждой из областей? (Если выбранная  область не двигает остальные, то нужно попробовать другую) ­ Какие будут первые, самые легкие шаги для изменения? Колесо   может   быть   изменено   для   каждого   конкретного   случая   индивидуально   в соответствии   с   текущими   потребностями.  Секторы   могут   заполняться   самым   разным содержанием   (разделы   в   изучении   темы,   элементы   занятия,   этапы   проекта,   главные   герои романа и т.д.).  Например, в образовательном пространстве педагогического колледжа целесообразно исследовать следующие направления работы:        повышение квалификации педагогов, самообразование педагогов; работа с родителями; работа по формированию культуры здоровьесбережения; социализация обучающихся; внеклассная (воспитательная) деятельность; организация работы специалистов; применение ИКТ в образовательной деятельности и т.д. При   формировании   конструктивных   умений   (целеполагания,   планирования, прогнозирования,   контроля,   оценивания,   рефлексии)   у   студентов   педагогических специальностей   целесообразно   в   качестве   материала   исследования   выбрать   формируемые умения. В   таком   случае   «Колесо   достижений»     представляет   собой   круг,   разделённый   по секторам,   соответствующим   формируемым   конструктивным   умениям   студентов   (или учащихся) и содержащий оценочные шкалы от 1 до 10 по каждому умению (рис.2).  Рисунок  2 – «Колесо  достижений»  с  перечислением  формируемых  умений соуправления  учением  у студентов и школьников и оценочной шкалой от 1 до 10 по каждому умению.  2. Оценочная шкала (шкалирование).  В   сочетании   с   колесом   баланса   оценочная   шкала   позволяет   проводить   мгновенный анализ готовности к той или иной работе, выбору нового направления.  Для определения важности (роли, очередности, уровня освоения) разных сегментов на колесе   используем   10­балльную   шкалу,   где   0   означает   наименьшую   важность,   стартовый уровень, а 10 – максимальную значимость или первоочередность. Оцениваем каждый сегмент не по стандартным требованиям, а исходя из личного либо коллективного мнения и ситуации занятия. Например,   в   образовательном   пространстве   педагогического   колледжа   студентам могут быть предложены следующие критерии для оценивания себя (своих достижений) по десятибалльной шкале по всем предложенным параметрам: 1 – знаю о существовании такого умения;  2 – понимаю сущностное содержание термина;  3   –   могу   сформулировать   определение   понятия   цеполагание,   планирование, прогнозирование и т.д.;  4 – понимаю, зачем мне необходимо это умение;  5 – умею выполнять данное действие с помощью преподавателя;  6 – умею самостоятельно выполнять данное действие в рамках отдельных учебных дисциплин;  7 – владею данным умением в рамках любых учебных дисциплин;  8 – владею различными способами целеполагания, планирования, прогнозирования и т.д.;  9 – могу обучить другого человека данному умению;  10 – систематически применяю данное умение в любых жизненных ситуациях.  Каждый   обучающийся   в   персональной   карте   с   определённой   периодичностью (например, два­три раза в течение семестра) закрашивает такое количество полос в каждом сегменте круга, которое соответствует уровню сформированности у него конкретного умения. При этом наглядно прослеживается динамика формирования всех умений.  Шкалирование позволяет непрерывно измерять степень приближения к цели, двигаясь снизу вверх или наоборот. Движение снизу вверх 1. 2. Что для Вас 10? Где Вы сейчас находитесь? Опишите, пожалуйста, подробней. 3. другому? А если сдвинуться на один балл выше   – в чем будет разница? Что будет по­ 4. 5. А если еще на один балл? И     так,   пока   не   дойдете   до   10.   В   итоге   –   пошаговый   план   достижения   10, опираясь на текущую ситуацию. Движение сверху вниз 1. Что для Вас 10? 2. 3. 4. 5. 6. Где Вы сейчас находитесь? Опишите, пожалуйста, подробней. Опишите, пожалуйста, 10 подробней (в формате конечного результата). А чем 9 отличается от 10? Что уже будет на 9? А чем 8 отличается от 9? Что уже будет на 8? И     так,   пока   не   дойдете   до   исходной   точки.   В   итоге   –   пошаговый   план достижения 10, опираясь на желаемый результат. Работа   с   колесом   и   шкалированием     может   быть   использована   при   подготовке   педагогических   специальностей   пробных   занятий   (уроков)   в   рамках студентами   производственной практики. На этапах проектирования занятия и его анализа целесообразно совместно со студентом   осуществлять   мониторинг процесса достижения промежуточных целей и оценку достигнутого. Это поможет студенту   найти для себя ответы на следующие ключевые вопросы: «Достигнуты ли поставленные цели?», «Какие изменения были внесены в планы и почему?», «Чему научил данный опыт?», «Что я сделаю теперь по­другому?» и т.д.  В результате студент должен научиться рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед.  Учебная и профессиональная деятельность будет являться эффективной лишь в том случае, когда обучающийся примет на себя ответственность за ее результаты. Для успешного достижения целей студенту также необходима поддержка и признание его успехов со стороны всей   группы   (микрогруппы)   и   преподавателей   колледжа,   т.е.   должна   быть   создана поддерживающая среда. Коучинг­технология призвана формировать поддерживающую среду по достижению поставленных целей.  Примеров   коучинговых   упражнений,   развивающих   личностные   компетенции, достаточно много. Элементы коучинга могут органично вписаться во внеклассную работу с группой   обучающихся.   Мастер   производственного   обучения,   куратор   группы,   классный руководитель, в сотрудничестве с педагогом – психологом может провести серию классных часов, посвященных профессиональному самоопределению, планированию профессиональной карьеры.   Также   методы   и   приемы   коучинга   можно   использовать   в   рамках   дисциплин вариативной   части   учебного   плана,   непосредственно   связанных   с   активизацией профессионального   становления   и   совершенствованием   общеучебных   навыков,   таких   как «Введение   в   специальность»,   «Основы   педагогического   мастерства»,     «Основы   семейного воспитания», «Инновационные педагогические технологии» и др. Таким образом, коучинг является эффективным инструментом деятельности педагога, направленной на активизацию профессионального самоопределения и личностного развития обучающихся.   Тренинги   и   другие   мероприятия,   с   использованием   упражнений   коучинга, позволяют наглядно продемонстрировать обучающимся необходимость личностного роста и планирования   профессиональной   карьеры.   Коучинг   способствует   становлению   культуры профессионального   саморазвития,   организуя   образовательный   процесс   как   процесс «самодвижения» человека.  Использование   технологий   коучинга   может   способствовать   преодолению неуверенности   в   себе,   чувства   неопределенности,   развитию   такого   качества,   как ответственность, так как участники образовательного процесса осознанно и самостоятельно разрабатывают   свои   профессиональные   цели   и   пути   их   достижения,   а,   следовательно, принимают   на   себя   ответственность   за   будущие   и   настоящие   действия.   Таким   образом, коучинг формирует видение будущей карьеры, способствует постановке целей и определению оптимальных шагов их достижения; повышению самостоятельности и ответственности. Список литературы Аткинсон, М. Пошаговая система коучинга: Наука и искусство коучинга [Текст]: [пер. 1. с англ.]/ Мэрилин Аткинсон, Рае Т.Чойс. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 281 с. 2. и   поддержки   индивидуально­   личностного   развития   обучающихся. Гульчевская В.Г. Коучинг – эффективная технология педагогического сопровождения  http://nauka­ it.ru/attachments/article/1331/gulchevskaya_vg_rostov_konf13.pdf.  3. Дмитриева   Е.Н.,   Тренькаева   Н.А.   Возможности   использования   методов   и   приемов коучинга   в   профессионально­личностном   становлении   студентов   /   Е.Н.   Дмитриева,   Н.А. Тренькаева   //   Вестник   Томского   государственного   университета.   Философия.   Социология. Политология.  .  lib  http   ://   vital     2008.  /  access    .  tsu   .  ru   /  vital    /  manager    /  Repository    :000393459.    №     С.   144­147.  URL: 3(4).  /  vtls   Долина   Н.   Коучинг   в   образовании.   Российская   ассоциация   бизнес­образования. 4. rabe.ru/files/137.ppt.  Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков // Вестник практической психологии 5. образования. – 2004. – №1. – С. 46–49. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. – СПб.: 6. Питер, 2003. – 204 с. 7. Пырков   В.Е.,   Южный   федеральный   университет   Коучинговый   подход   в   обучении старшеклассников как технология реализации современного образования. gulchevskaya.ru/wp­ content/uploads/2012/11/coaching_pyrkov.pdf.

Статья Коучинговые технологии как инструмент профессионализации субъектов образовательного процесса в педагогическом колледже

Статья  Коучинговые технологии как инструмент профессионализации  субъектов образовательного процесса в педагогическом колледже

Статья Коучинговые технологии как инструмент профессионализации субъектов образовательного процесса в педагогическом колледже

Статья  Коучинговые технологии как инструмент профессионализации  субъектов образовательного процесса в педагогическом колледже

Статья Коучинговые технологии как инструмент профессионализации субъектов образовательного процесса в педагогическом колледже

Статья  Коучинговые технологии как инструмент профессионализации  субъектов образовательного процесса в педагогическом колледже

Статья Коучинговые технологии как инструмент профессионализации субъектов образовательного процесса в педагогическом колледже

Статья  Коучинговые технологии как инструмент профессионализации  субъектов образовательного процесса в педагогическом колледже

Статья Коучинговые технологии как инструмент профессионализации субъектов образовательного процесса в педагогическом колледже

Статья  Коучинговые технологии как инструмент профессионализации  субъектов образовательного процесса в педагогическом колледже

Статья Коучинговые технологии как инструмент профессионализации субъектов образовательного процесса в педагогическом колледже

Статья  Коучинговые технологии как инструмент профессионализации  субъектов образовательного процесса в педагогическом колледже

Статья Коучинговые технологии как инструмент профессионализации субъектов образовательного процесса в педагогическом колледже

Статья  Коучинговые технологии как инструмент профессионализации  субъектов образовательного процесса в педагогическом колледже
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017