В настоящее время жизнь каждого из нас, и взрослого и ребенка, протекает в условиях динамизма и стремительных изменений культурно-социальных процессов, в таких условиях часто приходится импровизировать. Импровизация - это процесс создания продукта без предварительной подготовки, то есть здесь и сейчас. Культурные практики определяют как спектр различных видов самостоятельной и творческой деятельности детей дошкольного возраста.Статья
Статья Культурные практики Русских.docx
Включение дошкольников в культурные практики импровизации через
различные виды музыкальной деятельности
Русских Елена Станиславовна
музыкальный руководитель
МКДОУ детский сад «Рябинка центр развития ребенка»
города Омутнинска Кировской области
С каждым годом увеличивается интерес ученых и педагогов в разных
сферах образования к творческому развитию детей. Отмечается, что именно
культурные практики выступают связующим звеном между образованием и
воспитанием ребенка уже с раннего возраста. Культурные практики определяют
как спектр различных видов самостоятельной и творческой деятельности [6,
108].
В настоящее время жизнь каждого из нас, и взрослого и ребенка, протекает
в условиях динамизма и стремительных изменений культурносоциальных
процессов, в таких условиях часто приходится импровизировать [9].
Импровизация в этом случае выступает как база для развития творческих и
коммуникативных способностей, креативности, адаптивности, мобильности.
Понятие импровизация образовано от латинского слова Improvisus
неожиданный. Импровизация первичный и самый древний вид творчества.
Исторически это наиболее древний тип музицирования, при котором процесс
сочинения музыки происходит во время ее исполнения. Это особый вид
творческой деятельности, в котором совпадают и процесс, и продукт. Таким
образом, импровизация это процесс создания продукта без предварительной
подготовки, то есть здесь и сейчас. В этом смысле музыкальные импровизации
дошкольников несут в себе все признаки профессиональной творческой
деятельности композиторов. Импровизационное творчество детей не возникает само по себе. Оно
опирается на восприятие музыки, музыкальный слух и воображение ребенка,
способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе
имеющегося музыкальнослухового опыта. Педагоги понимают импровизацию
как преобразование ребенком уже имеющегося стандарта, как новую огранку
сформированного эталона посредством фантазии и вдохновения. Импровизация
осуществляется за счет накопленных возможностей ребенка.
Культурная практика импровизации охватывает несколько видов детской
музыкальной деятельности пластические движения, пение и импровизацию на
детских музыкальных инструментах.
Начиная работу по развитию импровизационных способностей детей педагогу
необходимо ещё раз вспомнить о том, что при выполнении даже самых
простейших импровизационных фантазий ребенок должен почувствовать
"успешность" своих "деяний". Что импровизация это эксперимент, она всегда
спонтанна, не всегда соответствует принятым эстетическим нормам и имеет
высокохудожественную ценность. Что главными внешними оценочными
действиями педагога должны быть чувства восхищения, радости, удивления,
изумления. Эта психоэмоциональная атмосфера на занятии и в группе и дома
важна тем, что через "восхищение" и тактичность взрослого развивается азарт
ребенка и его вера в собственную творческую неповторимость и "уникальность".
Первый вид детской музыкальной деятельности, на основе которого можно
развивать импровизационные умения – пение. Обучение певческой импровизации
детей дошкольного возраста строится как игра. Приобщение к певческой
импровизации может начинаться с приветствия как на занятии с музыкальным
руководителем, воспитателем в условиях группы, так можно поиграть в
импровизацию и дома. Пример, импровизируя мелодию, можно задать вопрос, а
ребенок споет ответ. Причем вопросы могут быть любые, чем забавнее, тем активнее дети включаются в игру импровизацию. Что увидел по дороге в детский
сад? Какой высоты у мамы каблуки? Чем пахнет сосулька?
Знакомое детям стихотворениедиалог или польская народная детская
песенка в пересказе Леонида Яхнина так же дает простор для мелодической
импровизации.
Что желаешь, воробей? Мне бы горстку отрубей.
Что ты прячешь, косой? Я поссорился с Лисой!
Приходите к нам, барашки, мы расчешем вам кудряшки.
Нет, спасибо, бебебе, расчешите их себе.
Перевоплотиться и импровизировать в заданном ладу (мажоре или миноре)
поможет игра – переодевание: серая шляпа – минорная, цветная – мажорная, в
зависимости от выбранной шляпы
ребенок примеряет и настроение.
Первоначально педагог может исполнить песню, например в миноре, а ребенку
предложить исполнить её в мажоре. Потом ребенок сам выбирает песню,
настроение и партнера для игры.
Импровизация на определенное настроение. Этот вид импровизаций очень
хорошо сочетается с импровизацией на текст соответствующего содержания,
знакомую песенку или придуманную фразу. Помогают в этом случае
пиктограммыкарточки «Настроение человека» или смайлики.
В младших группах для импровизации подходят игры фонемами свист,
шипение, глиссандирование, шепот, кряхтение, тремолирование связками,
цоканье языком, вдохи, выдохи, возгласы и т. п. Они создают предпосылки к
импровизации музыкальной, поскольку в движении и речи любой ребенок
успешен, эти области для него знакомы, здесь почти сразу возможна игра и
комбинирование. Например, какие чувства может выразить вздох? Радость,
страх, грусть, сожаление и др.
С интересом играют дети со знакомыми природными и бытовыми звуками,
звуками музыкальных инструментов, голосами животных и птиц. С удовольствием изображают звуки шума ливня или лёгкого дождичка, свист,
завывание ветра, цоканье копыт лошадки скачущей далеко или близко, мяуканье
кошки в хорошем настроении или сердитой, голос собаки, которая приветствует
хозяина или потерялась.
Озвучивание стихов со звукоподражанием в младших группах дает
простор для детской фантазии и импровизаций. В стихотворении «Кто как
поет?» М. Картушиной, звукоподражания можно проиграть на музыкальном
инструменте или придумать песенку своему животному.
Вышли гуси на луга, и запели: Гагага! (рубель)
А корова на лугу им ответила: Мумуу! (дудочка)
А овечка во дворе тоже пела: Бебебе! (бубен)
Куры квохчут: Кококо! (ложки)
Кот лакает молоко и мурлычет: Мурмурмур! (маракас)
А потом гоняет кур: МЯУ!!! (треугольник
Здесь необходимо выполнять одно условие – выполняют озвучивание дети
по цепочке, чтобы дать возможность услышать новую песенку героя до конца.
Интересен прием «Донотной записи музыки» предложенный Татьяной
Эдуардовной Тютюнниковой [10].
Он позволяет придумать и
зафиксировать движение звука на
бумаге, а затем озвучить их. В
партитуре можно отражать не
только звуковысотное изменение
голоса, но и с помощью пиктограмм обозначать настроение. Например,
стихотворение «Жук» М. Вехова.
Следующий вид детской музыкальной деятельности – движение под музыку.
Научиться импровизировать в танце и легко, и, в то же время, сложно. Важными
компонентами в создании импровизационного танца являются: пластика тела (свободное владение телом), чувство ритма, заполнение танцевального
пространства, артистичность. Добившись определенных результатов в этом
направлении, в старшем дошкольном возрасте можно переходить к музыкально
пластическим импровизациям.
Можно предложить детям определенную ситуацию: с помощью мимики,
жестов, пластики тела создать миниспектакль (этюд) на заданную тему или
соответствующую музыку. Например, под музыкальный фрагмент "Осенний сон"
Джойса предложить детям придумать танец осенних листьев. «Ветер играет
осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь
на землю». Или, представить и изобразить, как исполняют танец (вальс, польку)
разные сказочные герои на сказочном балу – лиса, заяц, принцесса, Карабас,
Пьеро, Мальвина и др.
Интересен
вид двигательной импровизации
образноигровой.
Проиллюстрировать можно на примере финской народной игры – импровизации
«Фантазеры»[7, 246] . Педагог предлагает детям продолжить фразу «Если б я
был..(веселой лягушкой, старой бабушкой и т.п) то делал бы так…» и
изобразить придуманный образ. После того, как дети принимают игру,
придуманные и воплощенные образы получаются интересными и красочными –
ушастый слоненок, ленивый гусенок, старое дерево, цветная кисточка и др.
Интересен ещё один подход к танцевальной импровизации. Он строится на
закреплении движения за определенным образом, применяются опорные
карточкиобразы. На первом этапе педагогу необходимо придумать и продумать
движения
танца, составить схему танцевальных перестроений, каждому
танцевальному движению придумать образ и зафиксировать его на карточке.
Движение «Солдатик». И. п. – стоим, спина прямая, руки прижаты к
бедрам. Спокойно отклоняться назад и возвращаться в и. п.
Движение «Погремушки, маракасы». И. п. – сидя или стоя, руки согнуты
в локтях, ладони подняты вверх, запястье и пальцы расслаблены. Потряхивание кистей рук в различных ракурсах над головой, имитирующее погремушки
трясунчики и т.п.
Второй этап.
Знакомство детей с движениями танца
и
последовательностью их выполнения. При разучивании танца перед детьми
карточки выставляются в определенной последовательности. При объяснении
нужно акцентировать внимание на том, что смена движения происходит со
сменой музыкальной фразы или куплета песенки. При выполнении выученного
танца детьми, при необходимости, педагог предваряет смену движения танца
звуковым сигналом или жестом.
Третий этап. При самостоятельном выполнении танца дети могут менять
последовательность опорных карточек, добавлять другие образы, добавлять
образы из других танцев. В условиях группы или дома выбирать знакомую
песенку или выбирать музыкальное сопровождение для своего
импровизационного танца по своему усмотрению и выстраивать его рисунок на
своё усмотрение.
Ещё один вид музыкальной деятельности – игра на детских музыкальных
Игра на музыкальных инструментах для развития
инструментах.
импровизационных навыков ценна еще и тем, что может применяться в самых
различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной
музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей и конечно дома.
Музыкальные игрушкиинструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные
игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в
исполнительский коллектив.
Творческие задания для шумового оркестра применяют уже в младших
группах: передать в музыке цокот копыт, волшебный звук падающих снежинок.
Снежинки можно изобразить с помощью звенящих колокольчиков,
треугольников, металлофонов, а цокот копыт — с помощью деревянных ложек,
кубиков. Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какойлибо образ необходимо выразить настроение, характер музыки всадник может скакать
беззаботно, весело, бодро или торопливо, стремительно, решительно; он может
ехать вдалеке, потом приближаться и удаляться.
Игра «Дирижер» позволяет почувствовать себя творцом, взмаху руки
подчиняется целый оркестр. По желанию дирижера он может играть тише,
громче, медленнее, быстрее. Организовать такой оркестр просто – любые
музыкальные инструменты, фонограмма и знание нескольких специальных
движений руками, для того чтобы оркестр понимал, чего желает дирижер. В последнее время с введением информационно коммуникативных
технологий появилась возможность использовать в своей работе ритмические
видео игры, которые формируют у детей
умение читать ритмические
формулы непосредственно в процессе исполнения ритма на музыкальных
инструментах. В условиях нашего детского сада у детей есть возможность
включать такие презентации в группе и в свободной деятельности, придумывать
свои ритмические аккомпанементы и варианты использования инструментов,
что способствует закреплению навыков свободной импровизации.
Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию
многих качеств ребенка – координацию, музыкальность, чувство ритма, а
совместное музыцирование приносит колоссальное удовольствие всем
участникам. Основы
игры на детских музыкальных инструментах дети
получают на занятиях с педагогом. Продолжить игру на
музыкальных инструментах в условиях группы или дома
помогает цветомузыкальная развивающая методика
«Интегрально матричный метод игры» (ИММИГРАД) авторов
Юрия Куриловича и Юлии Жилко (immigrad.com). Согласно
этой методике каждой нотке соответствует определенный
цвет. На специальных карточках, с помощью цветных кружков записывается
мелодия песенки, попевки. Цветом обозначена высота звука. Целый кружок
обозначает долгий звук, а половинка кружка обозначает, что этот звук ровно на
половину короче, чем звук целого кружка. После знакомства и освоения
методики дети с удовольствием импровизируют, придумывают свои мелодии,
закрашивая приготовленные музыкальные трафареты.
Объединяет в себе все вышеперечисленные виды импровизаций –
песенную, двигательную, инструментальную театрализация рассказов, стихов и
сказок. Педагог читает или нараспев рассказывает сюжет. Задача детей в
нужных местах вставить свои примеры вокальных,
двигательных, инструментальных импровизаций. Для активного включения ребенка в игру ему
предлагаются использовать различные средства выразительности игрушки,
шапочкимаски, элементы костюмов, декораций, всевозможные атрибуты.
1. Пошли дети в лес и, чтобы не потеряться, стали аукаться … (в местах
точек – вокальные, инструментальные, двигательные импровизации детей). В
лесу они услышали пение кукушки … и стук дятла … Закапал дождик ... А
потом тучки ушли, и запел соловей …
2. Настало утро, пропел петушок … Часы пробили шесть часов …
Стало слышно, как пастух заиграл на рожке … Коровы начали собираться в
стадо и мычать …
3. Дети собрались идти на день рождения к другу. Они бегом спустились
по лестнице … и пешком пошли по улице ... Когда они пришли к другу, то
каждый из детей поздравил его … Потом они танцевали разные танцы: вальс
– ... и польку –... А потом праздник закончился, и гости пошли к себе домой.
Гости немного устали от шумного праздника, и поэтому каждый из них спел
себе колыбельную песенку –...
Таким образом, успех приобщения ребенка к культурной практике
музыкальной импровизации зависит в большей степени от желания педагога
показать ему волшебный мир фантазии и импровизации, развивать способность
применять стандартные решения, творчески включаться в процесс знакомства с
миром. Освоение навыков музыкальной импровизации запускает механизм
самостоятельного креативного мышления и фантазии ребенка, подпитывая его
дальнейшие культурные практики в самостоятельной деятельности в условиях
группы и дома.
Литература 1. Бугаева З.Н. Музыкальные занятия в детском саду. Москва, «Сталкер»,
2005.
2. Буренина А.И.«Ритмическая мозаика» Санкт – Петербург 2000г.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. Москва,
«Музыка», 1981.
4. Ветлугин Н. Музыкальный букварь. Москва «Музыка» 1986.
5. Горшкова Е. В . "От жеста к танцу. Словарь пантомимических и
танцевальных движений для детей 5—7 лет. Пособие для музыкальных
руководителей ДОУ". М.: Издательство «Гном и Д», 2004. — 144 с.
6. Новикова Е.Б. Опыт включения дошкольников в культурную практику
импровизации. Детский сад: теория и практика, №5 2015 г.
7. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа "Ладушки". Издательство:
Композитор СанктПетербург, 2004. – 368с.
8. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном
воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз.
руководителей дет. садов. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
9. Новикова Е.Б. Феномен импровизации в культуре: монография. Омск:
Издво Ом. Гос. Унта, 2014.
10.Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К.Орфа. М., 2000.
Статья "Культурные практики импровизации"
Статья "Культурные практики импровизации"
Статья "Культурные практики импровизации"
Статья "Культурные практики импровизации"
Статья "Культурные практики импровизации"
Статья "Культурные практики импровизации"
Статья "Культурные практики импровизации"
Статья "Культурные практики импровизации"
Статья "Культурные практики импровизации"
Статья "Культурные практики импровизации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.