Статья «Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы»
Оценка 4.7

Статья «Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы»

Оценка 4.7
Педсоветы +1
doc
русский язык
Взрослым
16.01.2017
Статья «Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы»
В данной статье «Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы» представлен опыт работы педагога по использованию личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку и литературы. Одной из эффективных технологий обучения русскому языку и литературы в является технология личностно-ориентированного обучения, исходным пунктом которого является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося. Данная технология позволяет конструировать учебные тексты, подбирать и разрабатывать дидактический материал, использовать разнообразные формы контроля за личностным развитием обучающегося в ходе овладения знаниями. В статье рассмотрены наиболее эффективные формы, методы и приемы организации личностно-ориентированных уроков русского языка и литературы, которые позволяют педагогу добиться реализации целей и задач урока, повысить его результативность.Статья «Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы»
Применение личностно - ориентированного обучения.doc
Личностно­ориентированное обучение  на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) Современные требования  системы образования требуют формирования в человеке не столько   социально   типичного,   сколько   ярко   индивидуального   начала,   которое   позволяет человеку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся мире.  Исследователи   отмечают, что современным школьникам свойственны приземленность мыслей и действий, а также раскрепощенность  и независимость, что  диктует потребность в применении педагогами новых подходов и методов взаимодействия с обучающимися.  Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых. Так, возникла     необходимость   построения   такой   системы   обучения   и   воспитания   школьников, которая бы полным образом удовлетворяла всем требованиям, предъявляемым к современному учебно ­ воспитательному процессу в школе. Модернизация   образования   предполагает   ориентацию   не   только   на   усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его  личности.  В основе личностно­ориентированного обучения и воспитания   лежит, прежде всего, индивидуальность   каждого   ребёнка,   его   развития   как   индивида.   Эта   актуальная   тема является одной из главных в профессии учителя русского языка и литературы, особенно в наши дни, когда в системе образования наметились новые ориентиры и направления, но, по­ прежнему,   нельзя   забывать   прежде   всего   о   личности   ученика.   Поэтому     целью   является развитие     индивидуальных   способностей     каждого   ученика.   А   формы     дифференциации, организуемые на уроке, позволяют развивать  еще и самостоятельность ученика. Технология   личностно­ориентированного   обучения   на   уроках   русского   языка   и литературы подразумевает специальный подбор учебного текста, дидактического материала.  На уроках русского языка и литературы я часто использую метод работы     в парах. Успевающие  обучающиеся получают дифференцированные задания повышенной сложности, слабые отрабатывают навык при помощи выполнения разноуровневых упражнений под моим непосредственным руководством.  В планировании и организации учебного процесса главное место отводится активной, разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности учащихся.  Рассмотрим наиболее эффективные  формы, методы и приемы организации личностно­ ориентированных   уроков   русского   языка   и   литературы,   которые   позволяют   добиться реализации целей и задач урока, повысить его результативность. ФГОС ООО требует обеспечения  культурной речевой среды на уроке русского языка литературы, чего   можно достичь при условии чтения обучающимися   образцов правильной, грамотной и красивой речи, поэтому необходимо давать   ученикам возможность: ­ иметь своё мнение по любому вопросу (думать  свободно); ­ говорить непринуждённо, эмоционально; ­ читать на уроке (и вне урока) как можно больше; ­ самостоятельно анализировать текст; ­ писать много (рекомендую ежедневное списывание с печатного текста).    В   процессе   анализа   текста   ученики   выделяют   те   языковые   средства,   которые участвуют в создании образов, сюжета, дают характеристики героям.           Как правило, основным источником взаимодействия учителя и обучающегося на уроке становится речь. Речевое взаимодействие можно представить следующим образом: Вербальные  средства Невербальные  средства Устная ­ письменная речь. Монологическая – диалогическая речь. Кинетическая система знаков. Организация пространства и времени. Визуальный контакт. Основным   моментом в организации успешного урока является мотивация ученической деятельности.   Обучающиеся   должны   четко   понимать,   для   чего   они   изучают   тот   или   иной материал на уроке, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы.  По   возможности,   применяя   наводящие   вопросы,   через   выполнение   специальных заданий я подвожу обучающихся  к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Это также основное требование ФГОС ООО. Так, например, после объявления темы урока задаю вопросы следующего плана: ­ О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? ­ Какие задачи вы можете поставить перед собой? ­ Где могут пригодиться вам знания, которые вы приобретете на сегодняшнем уроке? Вопросы могут звучать по­разному в зависимости от темы, типа и вида урока, однако результат останется  неизменным: осознавая  значимость изучаемого материала, обучающиеся проявят  интерес к материалу, станут работать более вдумчиво и внимательно. На уроках русского языка и литературы обучающиеся учатся передавать (выражать) свои мысли, чувства при говорении и письме, а также воспринимать чужие мысли, переживая при   слушании   и   чтении.   Таким   образом,   решается   важная   задача   по   обучению   понимания смысла высказывания и выражения своих мыслей в соответствующей форме. На уроках русского языка часто используются небольшие тексты разного типа речи: повествования,   описания   и   рассуждения.   Обучающиеся   старших   классов   должны   уметь выразить своё отношение к предмету описания, дать оценку поступку героя произведения, как его   поступки   могут   повлиять   на   ситуацию,   как   с   положительной,   так   и   с   отрицательной стороны. Большой   упор   делаю   на   то,   что   старшеклассникам   стыдно   допускать   большое количество   ошибок   при   письме,   плохо   читать.   Всё   это   побуждает   их   к   самостоятельному чтению   художественных   произведений,   которые   я   рекомендую   им   для   прочтения,   даю установку на грамотное письмо. Не   реже   1­2   раз   в   четверть   провожу   уроки   делового   письма,   на   которых   учащиеся учатся   оформлять   деловые   бумаги:   писать   заявление,   расписку,   доверенность,   грамотно составлять   автобиографию,   объяснительную   записку.   Все   эти   знания   пригодятся   им   в дальнейшей жизни. Оценивание   выполненной   учащимися   работы   производится   мною   с   точки   зрения субъективных   возможностей   ученика,   с   тем,   чтобы   осуществлялось   его   стимулирование   к дальнейшей   активной   учебной   деятельности.   А   также   реализовывался   принцип индивидуального подхода и дифференцированного обучения. На уроках литературы личностно­ориентированное обучение предполагает  обращение к личному опыту обучающихся. Главным    здесь  является  научить  детей  сопереживать.  Это  одна  из  самых  трудных задач, которая стоит перед учителем. Необходимо, чтобы на уроке не осталось безучастных. Мнение каждого ребенка должно заслуживать внимания, поскольку  уважительное отношение к личности ученика, к его мнению вызывает у него желание работать на каждом уроке. Педагогу   необходимо   создавать   и   поддерживать   на   уроках   атмосферу доброжелательности и делового сотрудничества. Таким   образом,   личностно­ориентированный   подход   к   обучению   на   уроках   русского языка и литературы способствует развитию умений и навыков каждого ученика в той мере, в какой позволяют это сделать его природные задатки. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков,  а также опыт самостоятельной личности и личной ответственности обучающихся.

Статья «Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы»

Статья «Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы»

Статья «Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы»

Статья «Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы»

Статья «Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы»

Статья «Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017