Статья "Логопедические традиции"

  • Мероприятия
  • docx
  • 22.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье предложен авторский подход к организации логопедических традиций с детьми с нарушением речи. Представлен практический и речевой материал, который поможет разнообразить детские будни, повысить мотивацию к коррекционно-образовательному процессу, создать положительный эмоциональный фон. Актуальность статьи - в ее практической направленности для педагогов, работающих с детьми с нарушением речи.
Иконка файла материала для публикации.docx
Вязовик Т.М., учитель­логопед , муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Золотая рыбка» комбинированного вида», г. Верхняя Салда, Свердловской области Аннотация к статье «Логопедические традиции» В статье предлагается авторский подход к организации «логопедических» традиций с   детьми   дошкольного   возраста   с   нарушением   речи.   Представлен   оригинальный практический   и   речевой   материал,   который   поможет   разнообразить   детские   будни, повысить мотивацию к коррекционно­образовательному процессу, создать положительный эмоциональный фон. Актуальность   статьи   –   в   ее   практической   направленности   для   педагогов   и специалистов, работающих с детьми с нарушением речи. С первого января 2014 года вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный   стандарт   дошкольного   образования.   Одной   из   задач,   на   которые направлен   ФГОС     ДО,   является   обеспечение   равных   возможностей   для   полноценного развития   каждого   ребенка   в   период   дошкольного   детства   независимо   от психофизиологических особенностей. Наше дошкольное учреждение посещают дети с тяжелыми нарушениями речи.  Формирование у них грамматически правильной, лексически богатой и фонетически  четкой речи, дающей возможность речевого общения – основная задача  коррекционно­ логопедического обучения. Стремясь сделать это обучение результативным, смотивировать детей,  актуализировать их «речевой» опыт, я попыталась разнообразить эту трудоемкую, иногда  однообразную деятельность за счет введения некоторых «логопедических» традиций,  которые вносят в жизнь детей положительные эмоции, ощущение комфорта,  удовлетворенности. Участие детей в мероприятиях, являющихся традициями, дает им возможность  самореализации, самовыражения, позволяет испытать чувство собственной значимости,  заслужить одобрение и признание окружающих сверстников, взрослых. Содержание логопедических традиций – это комплексная синтетическая  деятельность, которая построена на разноплановом действии – программном и  импровизированном, предполагая творческое самовыражение каждого ребенка в  разнообразных ролях. Дети всегда ожидают от этих мероприятий чего­то необычного,  яркого, запоминающегося. Нашими логопедическими традициями являются:  Вернисаж «Необычная буква»      Логопедический праздник «Трудный звук, ты наш друг!»  «Мотивация успеха» «Полянка красивой речи» «Логопедический портфель» «День рождения звука»                                     Вернисаж «Необычная буква» Каждый сезон с детьми проводятся «буквенные» выставки.«Необычная буква» ­ творческое, обучающее событие для детей, которые совместно с логопедом и воспитателями изготавливают буквы, с которыми познакомились. Осенью открывается   «Осенний   буквенный   вернисаж».   Зимой   можно   полюбоваться   «Зимней коллекцией букв», а весной нас радуют «Весенние буковки». Участники наших буквенных вернисажей должны выполнять обязательное условие: в каждое время года буквы нужно изготавливать из узнаваемых сезонных материалов. Осенью буквы предлагается делать из листьев, шишек, семян, сухих цветов, травинок. Зимние буквы – из еловых веточек, елочного дождика, блесток и мишуры, из бумажных снежинок.   Весенние   буквы   требуют   нарисованных   почек   и   цветочков,   имитации птичьих гнездышек и изображений самих птичек.                                                 «Мотивация успеха» В осуществлении коррекционно­логопедической    работы с детьми с нарушением речи   необходимым   условием   является   ее   индивидуализация,   мотивированность, дифференцированный подход. Учитывая   симптомокомплекс     речевой   патологии   у   моих   воспитанников, обязательно следует отметить у них нарушение эмоционально­волевой сферы. Поэтому важно   найти   приемы,   формы   работы,   способствующие   формированию   желания   и потребности в правильном звукопроизношении. Эффективным средством повышения продуктивности этой деятельности является постоянная   стимуляция,   выражающаяся   в   одобрении,   поощрении   и   т.д.   Поддержать положительную мотивацию помогают мне «листики успеха», украшение елочек веселыми смайликами и т.д. Они раздаются детям за успешное выполнение какого­либо задания. В конце года выявляется победитель. «Полянка красивой речи» ­ это своего рода экран результатов коррекционной  «Полянка красивой речи» работы в разделе звукопроизношения. Фотографии детей помещаются к картинке только в  случае полной автоматизации звука в разговорной речи. Это тоже создание для детей  «ситуации успеха», через которую они осознают результативность своего труда.  «Логопедический портфель» Логопедический портфель появляется на начальном этапе коррекционной работы. Я знакомлю с ним детей и объясняю, что портфель – это необходимый школьный атрибут каждого   первоклассника.   В   первый   класс   дети   должны   пойти,   научившись   правильно произносить все звуки русского языка. Поэтому в портфель будем складывать те буквы, звуки   которых   правильно   произносятся   детьми.   Таким   образом,   портфель   становится предметом детских достижений. В конце подготовительной логопедической группы, перед выпуском   детей   в   первый   класс,   мы   с   гордостью   проверяем   содержимое   нашего логопедического портфеля, радуемся своим успехам и достижениям.  «День рождения звука» Коррекционная работа, осуществляемая с детьми­логопатами, требует постоянной эмоциональной   поддержки.   А   проблема   мотивации   –   одна   из   центральных   в логопедической   работе,   т.к.   у   детей   нередко   пропадает   желание   «трудиться».   В   этом случае   одним   из   средств   оптимизации   процесса   коррекции   может   служить   проведение развлечения «День рождения звука».  Это   мероприятие   ориентировано   на   конкретных   детей,   у   которых автоматизировался   тот   или   иной   звук.   Они   находятся   в   центре   всеобщего   внимания взрослых и детей, показывают свои умения в произношении нового звука, читают стихи,рассказывают чистоговорки. На празднике поется традиционный «Каравай», проводятся игры   с   автоматизируемым   звуком,   буквой.   В   конце   мероприятия   дети   дарят «именинникам» заранее подготовленные подарки.  Логопедический праздник «Трудный звук, ты мой друг!» Этот праздник – показатель результативности деятельности логопеда и детей. Он проводится в тесном сотрудничестве воспитателя, логопеда, музыкального руководителя и становится   плодом   их   совместного   труда.   Праздник   проводится   по   окончании подготовительной к школе группы.  Творческий характер деятельности, поддержание положительного эмоционального настроя,   необходимость   совершенного   владения   речью,   ее   выразительными   средствами выступают как основные условия праздника. Участию детей в празднике предшествует подготовительная работа по разучиванию драматизации, стихотворений, песен про звуки, танцев, где сочетаются речь и движения. При   проведении   такой   работы   осуществляется   активизация   словаря   детей, автоматизация   звуков   в   разговорной   речи,   отрабатывается   возможность   произвольно изменять   темп   речи,   высоту,   силу   и   модуляцию   голоса,   использовать   различные   виды интонации. Участие   в   подобных   праздниках   помогает   детям   открыть   еще   что­то   новое, интересное в родном языке, обнаружить в себе имеющийся потенциал. Такие   мероприятия   укрепляют   положительную   самооценку,   порождают   еще большую уверенность и чувство удовлетворенности от достигнутых результатов.  В   конце   праздника   все   дети   получают   Дипломы   об   окончании   логопедической группы.                                 Сценарий логопедического праздника                                 «Трудный звук, ты наш друг»               (с использованием информационно­компьютерных технологий) Дети входят в зал под музыку, садятся на стульчики. Логопед: Сегодня у нас необычный праздник, а праздник красивой и правильной речи. И он посвящен  всем вам, детям, которые два года ходили в нашу логопедическую группу и все научились правильно произносить звуки нашего родного языка. Сегодня вы расскажите о своих успехах и порадуетесь друг за друга. А начнем мы наш праздник с веселой песенки. (Звучит песня на мелодию В.Шаинского «Улыбка» ­ «Мы на праздник речи собрались...») Дети садятся на стульчики.      Ребенок:           Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск волны,                          А бывают звуки речи, мы их тоже знать должны.                         Звуки четко произносим, слушаем внимательно,                         Буквы правильно читаем, пишем их старательно. Логопед:  А теперь послушайте интересную историю про мальчика, у которого язык был непослушный. Выходят девочка и мальчик и читают стих в диалоге: Пять лет Сереже в январе, пока – четыре, пятый, Но с ним играют во дворе и взрослые ребята. А как на санках, например, он с гор слетает смело. Сереже только буква Р немножко портит дело. На брата сердится сестра, зовут ее Марина, А он стоит среди двора, кричит: «Ты где, Малина?»Твердит Марина: «Рак, ручей», Марина учит брата. Он повторяет «Лак, лучей»,­ вздыхая виновато. Она твердит:»Прижми язык, прижми покрепче к небу». Он, как прилежный ученик, берется за учебу. Она твердит: «Скажи метро», «В метро поедем к дяде». «Нет»,­ отвечает он хитро, «В автобус лучше сядем». Не так легко сказать «ремень», «мороз», «река», «простуда», Но как­то раз в январский день с детьми случилось чудо. Сережа делал язычком гимнастику старательно, И логопеда слушал он советы все внимательно. Теперь рычит он, словно лев, раскатисто и громко, Ему завидуют теперь дворовые девчонки. Логопед: Очень интересную историю рассказали нам ребята про Сережу. Среди вас тоже были дети, у которых не получалось правильно произносить звук Р. Но после больших стараний они подружились с этим самым трудным звуком в русском языке. Убедитесь в этом сами. Сейчас они загадают вам загадки, четко произнося звук Р.  1 ребенок: Водяные мастера строят дом без топора,                     Дом из хвороста и тины и огромные плотины.(бобры)   2 ребенок: Как на ровной на дорожке вижу красные сережки,                   Я на чудо набрела, кружку с верхом набрала. (земляника) Логопед: А сейчас мы с вами разделимся на две команды. Каждая команда должна угадать свое название, правильно разложив карточки с буквами. (Детям выдаются наборы карточек с буквами, они составляют названия своих команд «Умники», «Знайки».) Логопед: Из чего состоят слова? (из слогов) Если дружат П и А – получается слог ПА, Если дружат М и У – замычит корова «МУ». А без слога, пусть простого, не родится наше слово. Логопед: Из написанных на листе бумаги каждая команда должна составить как можно больше слов и записать их (дети работают в подгруппах) Логопед:  Когда два года назад в нашу группу пришли…(имена детей), они не умели правильно произносить звук Л. Но они много трудились и старались, и теперь этот звук произносят правильно. (Выходят дети и рассказывают стихи, «насыщенные» звуком Л). Логопед: Мы с вами знаем, что все звуки и буквы в русском языке можно разделить на две большие группы, какие? (гласные и согласные). Сейчас нам …(имя ребенка) прочитает «Гимн звукам русского языка». Гласные тянутся в песне звонкой, могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь. Логопед: Ну а раз гласные тянутся в песне звонкой, давайте вместе споем песню про звук и букву А (дети поют песню про букву А). Логопед: Давайте отдохнем и поиграем в игру «Гласные и согласные буквы». (по залу раскидываются   буквы,   1   подгруппа   собирает   гласные   буквы,   а   2   подгруппа   – согласные). Логопед: Предлагаю отдохнуть и послушать логопедические частушки:1 ребенок: На уроки к логопеду аж вприпрыжку я бегу,                   Ведь учительнице строгой показать язык смогу. 2 ребенок: Мы расселись по порядку, дружно делаем зарядку,                   Не ногами, не руками, а своими языками. 3 ребенок: Должен каждый офицер говорить отлично эР,                   Ведь иначе он солдат не построит в ровный ряд. 4 ребенок: Не понять никак нам Дашу, ведь во рту у Даши каша,                   Но не гречка, и не плов, эта каша­то из слов. Логопед:  Ребята,   к   нам   в   детский   сад   поступило   письмо   из   Буквенного   царства, Звукового   государства   от  Королевы   правильной   речи.  Внимание   на   экран: «Здравствуйте, ребята! До меня дошла весть, что многие дети вашего детского сада научились правильно произносить все звуки, читать и писать. Я этому очень рада! Ведь мое звуковое царство, буквенное государство становится от этого все сильнее и сильнее. Тот, кто вступает в мое царство Правильной речи, должны пройти 3 этапа и получить почетное звание. Вы готовы? Тогда отправимся в путь!» (1 этап, 2 этап, 3 этап – интерактивные игры на интерактивной доске.) Королева Правильной речи  (голос за кадром): «Молодцы, ребята! Вы грамотно прошли   все   три   этапа.   Поздравляю   вас   с   почетным   званием   «Будущий первоклассник»! Логопед:  Вот и подошел к концу наш праздник красивой и правильной речи. И я с уверенностью говорю, что каждый из вас сегодня может сказать: «Трудный звук, ты мой друг!», потому что вы подружились со всеми звуками нашего русского языка. Когда люди чего­то достигают в жизни, им вручают дипломы. И сегодня я вам тоже вручу дипломы об окончании логопедической группы, ведь вы достигли очень многого – вы научились правильно говорить (детям вручаются дипломы и памятные подарки).