В статье предложен авторский подход к организации логопедических традиций с детьми с нарушением речи. Представлен практический и речевой материал, который поможет разнообразить детские будни, повысить мотивацию к коррекционно-образовательному процессу, создать положительный эмоциональный фон. Актуальность статьи - в ее практической направленности для педагогов, работающих с детьми с нарушением речи.
Вязовик Т.М., учительлогопед , муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 5 «Золотая рыбка» комбинированного вида»,
г. Верхняя Салда, Свердловской области
Аннотация к статье «Логопедические традиции»
В статье предлагается авторский подход к организации «логопедических» традиций
с детьми дошкольного возраста с нарушением речи. Представлен оригинальный
практический и речевой материал, который поможет разнообразить детские будни,
повысить мотивацию к коррекционнообразовательному процессу, создать положительный
эмоциональный фон.
Актуальность статьи – в ее практической направленности для педагогов и
специалистов, работающих с детьми с нарушением речи.
С первого января 2014 года вступил в силу новый Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования. Одной из задач, на которые
направлен ФГОС ДО, является обеспечение равных возможностей для полноценного
развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от
психофизиологических особенностей.
Наше дошкольное учреждение посещают дети с тяжелыми нарушениями речи.
Формирование у них грамматически правильной, лексически богатой и фонетически
четкой речи, дающей возможность речевого общения – основная задача коррекционно
логопедического обучения.
Стремясь сделать это обучение результативным, смотивировать детей,
актуализировать их «речевой» опыт, я попыталась разнообразить эту трудоемкую, иногда
однообразную деятельность за счет введения некоторых «логопедических» традиций,
которые вносят в жизнь детей положительные эмоции, ощущение комфорта,
удовлетворенности.
Участие детей в мероприятиях, являющихся традициями, дает им возможность
самореализации, самовыражения, позволяет испытать чувство собственной значимости,
заслужить одобрение и признание окружающих сверстников, взрослых.
Содержание логопедических традиций – это комплексная синтетическая
деятельность, которая построена на разноплановом действии – программном и
импровизированном, предполагая творческое самовыражение каждого ребенка в
разнообразных ролях. Дети всегда ожидают от этих мероприятий чегото необычного,
яркого, запоминающегося.
Нашими логопедическими традициями являются:
Вернисаж «Необычная буква»
Логопедический праздник «Трудный звук, ты наш друг!»
«Мотивация успеха»
«Полянка красивой речи»
«Логопедический портфель»
«День рождения звука»
Вернисаж «Необычная буква»
Каждый сезон с детьми проводятся «буквенные» выставки.«Необычная буква» творческое, обучающее событие для детей, которые совместно с
логопедом и воспитателями изготавливают буквы, с которыми познакомились. Осенью
открывается «Осенний буквенный вернисаж». Зимой можно полюбоваться «Зимней
коллекцией букв», а весной нас радуют «Весенние буковки».
Участники наших буквенных вернисажей должны выполнять обязательное условие:
в каждое время года буквы нужно изготавливать из узнаваемых сезонных материалов.
Осенью буквы предлагается делать из листьев, шишек, семян, сухих цветов, травинок.
Зимние буквы – из еловых веточек, елочного дождика, блесток и мишуры, из бумажных
снежинок. Весенние буквы требуют нарисованных почек и цветочков, имитации
птичьих гнездышек и изображений самих птичек.
«Мотивация успеха»
В осуществлении коррекционнологопедической работы с детьми с нарушением
речи необходимым условием является ее индивидуализация, мотивированность,
дифференцированный подход.
Учитывая симптомокомплекс
речевой патологии у моих воспитанников,
обязательно следует отметить у них нарушение эмоциональноволевой сферы. Поэтому
важно найти приемы, формы работы, способствующие формированию желания и
потребности в правильном звукопроизношении.
Эффективным средством повышения продуктивности этой деятельности является
постоянная стимуляция, выражающаяся в одобрении, поощрении и т.д. Поддержать
положительную мотивацию помогают мне «листики успеха», украшение елочек веселыми
смайликами и т.д. Они раздаются детям за успешное выполнение какоголибо задания. В
конце года выявляется победитель.
«Полянка красивой речи» это своего рода экран результатов коррекционной
«Полянка красивой речи»
работы в разделе звукопроизношения. Фотографии детей помещаются к картинке только в
случае полной автоматизации звука в разговорной речи. Это тоже создание для детей
«ситуации успеха», через которую они осознают результативность своего труда.
«Логопедический портфель»
Логопедический портфель появляется на начальном этапе коррекционной работы. Я
знакомлю с ним детей и объясняю, что портфель – это необходимый школьный атрибут
каждого первоклассника. В первый класс дети должны пойти, научившись правильно
произносить все звуки русского языка. Поэтому в портфель будем складывать те буквы,
звуки которых правильно произносятся детьми. Таким образом, портфель становится
предметом детских достижений. В конце подготовительной логопедической группы, перед
выпуском детей в первый класс, мы с гордостью проверяем содержимое нашего
логопедического портфеля, радуемся своим успехам и достижениям.
«День рождения звука»
Коррекционная работа, осуществляемая с детьмилогопатами, требует постоянной
эмоциональной поддержки. А проблема мотивации – одна из центральных в
логопедической работе, т.к. у детей нередко пропадает желание «трудиться». В этом
случае одним из средств оптимизации процесса коррекции может служить проведение
развлечения «День рождения звука».
Это мероприятие ориентировано на конкретных детей,
у которых
автоматизировался тот или иной звук. Они находятся в центре всеобщего внимания
взрослых и детей, показывают свои умения в произношении нового звука, читают стихи,рассказывают чистоговорки. На празднике поется традиционный «Каравай», проводятся
игры с автоматизируемым звуком, буквой. В конце мероприятия дети дарят
«именинникам» заранее подготовленные подарки.
Логопедический праздник «Трудный звук, ты мой друг!»
Этот праздник – показатель результативности деятельности логопеда и детей. Он
проводится в тесном сотрудничестве воспитателя, логопеда, музыкального руководителя и
становится плодом их совместного труда. Праздник проводится по окончании
подготовительной к школе группы.
Творческий характер деятельности, поддержание положительного эмоционального
настроя, необходимость совершенного владения речью, ее выразительными средствами
выступают как основные условия праздника.
Участию детей в празднике предшествует подготовительная работа по разучиванию
драматизации, стихотворений, песен про звуки, танцев, где сочетаются речь и движения.
При проведении такой работы осуществляется активизация словаря детей,
автоматизация звуков в разговорной речи, отрабатывается возможность произвольно
изменять темп речи, высоту, силу и модуляцию голоса, использовать различные виды
интонации.
Участие в подобных праздниках помогает детям открыть еще чтото новое,
интересное в родном языке, обнаружить в себе имеющийся потенциал.
Такие мероприятия укрепляют положительную самооценку, порождают еще
большую уверенность и чувство удовлетворенности от достигнутых результатов.
В конце праздника все дети получают Дипломы об окончании логопедической
группы.
Сценарий логопедического праздника
«Трудный звук, ты наш друг»
(с использованием информационнокомпьютерных технологий)
Дети входят в зал под музыку, садятся на стульчики.
Логопед: Сегодня у нас необычный праздник, а праздник красивой и правильной речи.
И он посвящен всем вам, детям, которые два года ходили в нашу логопедическую
группу и все научились правильно произносить звуки нашего родного языка. Сегодня вы
расскажите о своих успехах и порадуетесь друг за друга. А начнем мы наш праздник с
веселой песенки. (Звучит песня на мелодию В.Шаинского «Улыбка» «Мы на праздник
речи собрались...»)
Дети садятся на стульчики.
Ребенок: Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи, мы их тоже знать должны.
Звуки четко произносим, слушаем внимательно,
Буквы правильно читаем, пишем их старательно.
Логопед: А теперь послушайте интересную историю про мальчика, у которого язык
был непослушный.
Выходят девочка и мальчик и читают стих в диалоге:
Пять лет Сереже в январе, пока – четыре, пятый,
Но с ним играют во дворе и взрослые ребята.
А как на санках, например, он с гор слетает смело.
Сереже только буква Р немножко портит дело.
На брата сердится сестра, зовут ее Марина,
А он стоит среди двора, кричит: «Ты где, Малина?»Твердит Марина: «Рак, ручей», Марина учит брата.
Он повторяет «Лак, лучей», вздыхая виновато.
Она твердит:»Прижми язык, прижми покрепче к небу».
Он, как прилежный ученик, берется за учебу.
Она твердит: «Скажи метро», «В метро поедем к дяде».
«Нет», отвечает он хитро, «В автобус лучше сядем».
Не так легко сказать «ремень», «мороз», «река», «простуда»,
Но както раз в январский день с детьми случилось чудо.
Сережа делал язычком гимнастику старательно,
И логопеда слушал он советы все внимательно.
Теперь рычит он, словно лев, раскатисто и громко,
Ему завидуют теперь дворовые девчонки.
Логопед: Очень интересную историю рассказали нам ребята про Сережу. Среди вас тоже
были дети, у которых не получалось правильно произносить звук Р. Но после больших
стараний они подружились с этим самым трудным звуком в русском языке. Убедитесь в
этом сами. Сейчас они загадают вам загадки, четко произнося звук Р.
1 ребенок: Водяные мастера строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины и огромные плотины.(бобры)
2 ребенок: Как на ровной на дорожке вижу красные сережки,
Я на чудо набрела, кружку с верхом набрала. (земляника)
Логопед: А сейчас мы с вами разделимся на две команды. Каждая команда должна
угадать свое название, правильно разложив карточки с буквами.
(Детям выдаются наборы карточек с буквами, они составляют названия своих команд
«Умники», «Знайки».)
Логопед: Из чего состоят слова? (из слогов)
Если дружат П и А – получается слог ПА,
Если дружат М и У – замычит корова «МУ».
А без слога, пусть простого, не родится наше слово.
Логопед: Из написанных на листе бумаги каждая команда должна составить как можно
больше слов и записать их (дети работают в подгруппах)
Логопед: Когда два года назад в нашу группу пришли…(имена детей), они не умели
правильно произносить звук Л. Но они много трудились и старались, и теперь этот звук
произносят правильно.
(Выходят дети и рассказывают стихи, «насыщенные» звуком Л).
Логопед: Мы с вами знаем, что все звуки и буквы в русском языке можно разделить на
две большие группы, какие? (гласные и согласные).
Сейчас нам …(имя ребенка) прочитает «Гимн звукам русского языка».
Гласные тянутся в песне звонкой, могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка, но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.
Логопед: Ну а раз гласные тянутся в песне звонкой, давайте вместе споем песню про
звук и букву А (дети поют песню про букву А).
Логопед: Давайте отдохнем и поиграем в игру «Гласные и согласные буквы». (по залу
раскидываются буквы, 1 подгруппа собирает гласные буквы, а 2 подгруппа –
согласные).
Логопед: Предлагаю отдохнуть и послушать логопедические частушки:1 ребенок: На уроки к логопеду аж вприпрыжку я бегу,
Ведь учительнице строгой показать язык смогу.
2 ребенок: Мы расселись по порядку, дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками, а своими языками.
3 ребенок: Должен каждый офицер говорить отлично эР,
Ведь иначе он солдат не построит в ровный ряд.
4 ребенок: Не понять никак нам Дашу, ведь во рту у Даши каша,
Но не гречка, и не плов, эта кашато из слов.
Логопед: Ребята, к нам в детский сад поступило письмо из Буквенного царства,
Звукового государства от Королевы правильной речи. Внимание на экран:
«Здравствуйте, ребята! До меня дошла весть, что многие дети вашего детского
сада научились правильно произносить все звуки, читать и писать. Я этому очень
рада! Ведь мое звуковое царство, буквенное государство становится от этого все
сильнее и сильнее. Тот, кто вступает в мое царство Правильной речи, должны
пройти 3 этапа и получить почетное звание. Вы готовы? Тогда отправимся в путь!»
(1 этап, 2 этап, 3 этап – интерактивные игры на интерактивной доске.)
Королева Правильной речи (голос за кадром): «Молодцы, ребята! Вы грамотно
прошли все три этапа. Поздравляю вас с почетным званием «Будущий
первоклассник»!
Логопед: Вот и подошел к концу наш праздник красивой и правильной речи. И я с
уверенностью говорю, что каждый из вас сегодня может сказать: «Трудный звук, ты мой
друг!», потому что вы подружились со всеми звуками нашего русского языка. Когда
люди чегото достигают в жизни, им вручают дипломы. И сегодня я вам тоже вручу
дипломы об окончании логопедической группы, ведь вы достигли очень многого – вы
научились правильно говорить (детям вручаются дипломы и памятные подарки).