Статья "Метод проектов в начальной школе"
Оценка 4.7

Статья "Метод проектов в начальной школе"

Оценка 4.7
Лекции
doc
Междисциплинарный 3
3 кл
18.12.2018
Статья "Метод проектов в начальной школе"
Метод проектов может быть эффективно применяться в начальной школе. Благодаря проектным работам, повышается учебная мотивация. У ребят появляется интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Проекты способствуют расширению знаний учащихся, применение их на практике, позволяют выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научат решать новые нетиповые задачи. В статье описывается личный опыт при создании проектов как в урочной так и во внеурочной деятельности.
статья Метод проектов в начальной школе.doc
Метод проектов в начальной школе Чухарева Валентина Васильевна учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Дуван Под ключевыми   компетентностями применительно   к   школьному образованию   понимается   способность   учащихся  находить   и   применять нужную   информацию,   работать   в   команде,   быть   готовым   к   постоянному учению, самостоятельно действовать в той или иной ситуации. Формированию ключевых   компетенция   могут   способствовать   интерактивные     методы обучения, одним из которых является метод проектов.         Метод проектов ориентирует весь образовательный процесс на ребенка, его   интересы,   жизненный   опыт,   индивидуальные   способности.  Школьник становится   не   только   объектом,   но   и   субъектом   обучения.  Учитель   же выступает не носителем готовых  знаний, а создателем условий, советчиком, организатором   познавательной   деятельности.  Под   проектом   понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Метод проектов может быть эффективно применяться   и в начальной школе.         Включать школьников в проектную деятельность начинаю постепенно, с первого   класса.   Вначале   детям   даются   доступные   творческие   задания. Например,     в   первом   классе   провели   проект:   «Игрушечные   спутники человека». Дети рассказывали о своих любимых игрушках, рисовали их. Об игрушках расспрашивали  своих родителей, бабушек и дедушек. Коллективно находили   нужную   информацию   в   книгах,   журналах,     узнавали   историю появления той или иной игрушки. В конце проекта пригласили родителей и провели «Праздник игрушки», где дети представили свои работы.         Во втором классе начали проводить  коллективные  проекты. Для начала познакомила детей с тем, что такое проект, с правилами успешной проектной деятельности. Объяснила, что группы не будут соревноваться между собой, что от работы каждой группы будет зависеть результат. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание. Все должны проявлять активность и вносить   свой  вклад   в  общее   дело.  Ответственность   за  конечный   результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.  К   работе   над   проектами   привлекаются   и   родители,   которые   на протяжении всей работы мотивируют детей, советуют, наблюдают, помогают в сборе информации, оформлении. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя часть работы детей над проектами.  С этой целью провожу родительские   собрания,   на   которых   разъясняю   родителям   суть   метода проектов и его значимость для развития личности детей. Самым   первым   предметным   коллективным   проектом   был   проект   по окружающему   миру   «Золотая   осень».  Цель   проекта:   обобщить   знания   о времени   года   осени.     Работа   над   проектом   была   организована   так,   что   в проектную   деятельность   были   вовлечены   все   ученики   класса.     Ребята поделились на группы. Одна группа искала информацию об осенних месяцах, другая – о жизни животных осенью,   третья группа  ­  о растениях в осеннее время, четвёртая группа находила осенние приметы, пословицы и поговорки. Была и особенная команда. Это осенние именинники. Они писали небольшие рассказы о себе, о семье, о своих интересах, приклеивали фотографии.  В ходе проекта   всем   классом   сходили   на   метеостанцию,   где   понаблюдали   за приборами, которые помогают определить прогноз погоды.   Защита проекта проходила на уроке обобщения знаний.            Наблюдала   за   поведением   детей   при   защите.   Сколько   эмоций,   переживаний, волнений! Одноклассники сами оценивали выступления по трём параметрам: раскрытие темы, выразительность выступления и эстетичность оформления   работы.    Ставили   баллы,   задавали   вопросы.   Некоторые   мамы тоже   присутствовали   при   защите,   чтобы   поддержать   своего   ребёнка, послушать другие выступления. Потом многие родители отмечали, что детям после   подготовки   своего   проекта   стали   легче   даваться   устные   предметы, появилась уверенность в своих силах.                С   таким   же   успехом   прошли   проекты     о   других   временах   года: «Зимушка­зима»,   «Весна   идёт,     весне   дорогу!»,     «Лето,   ах   лето!».  Все материалы были оформлены в красочные сборники.            Стараюсь  значительную   часть   учебного   времени,   отведенного   на повторение   и   закрепление   изученного   материала,   использовать   для организации   проектной   деятельности.  Так  в   третьем   классе   был   выполнен проект по математике «Таблица умножения достойна уважения».    Это был межпредметный   проект.   Были   задействованы   пять   учебных   дисциплин: математика, русский язык, музыка, технология,   изобразительное искусство. Проект длился три  недели. На уроках русского языка по теме проекта писали предложения,   одновременно     знакомясь   с   написанием   числительных.       На уроках   музыки   разучили   песню   «Дважды   два   –   четыре».   На   уроках изобразительного   искусства   нарисовали   «Город   умножения»,   который получился ярким, красочным. Для каждого числа дети «строили» красивый многоэтажный дом, где поселяли числа только из данной таблицы. На уроках технологии   изготовили   математическое   домино,   а   потом   играли   в   эту настольную игру на переменах. Готовясь к  защите проекта, каждый выбирал занятие по душе. Кто­то изготовлял перфокарты, кто­то составлял кроссворд, кто­то искал информацию о Пифагоре. На заключительном уроке, который был   показан   на   РМО   учителей   начальных   классов,     каждый   ученик представил свою презентацию.  Продукт проекта –  сборник заданий по теме «Таблица умножения». Цель была достигнута. Все третьеклассники, играя и творя, смогли выучить таблицу умножения. Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Детям необходимо предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось,   и   услышать   похвалу   в   свой   адрес.  Учитывая   это,    некоторые сочинения по русскому языку пишем не в тетради для творческих работ, а на листе А4, сопровождая написанное рисунком. Потом вкладываем работы в общую   папку,   оформляем   обложку.   В   результате   у   нас   только   в   третьем классе   получились   сборники:   «Ледовый   городок»,   «Книга   рецептов», «Воспоминания о лете», «Моя семья», авторами и иллюстраторами которых были сами дети.                                                                                                          Применяю метод проектов и на уроках литературного чтения. Создаём диафильмы   по   прочитанным   произведениям,   делаем     книжки­малышки «Скороговорки»,   «Загадки», «Пословицы и поговорки» «Фразеологические обороты» и другие. Работу над проектом можно организовать и во внеурочной деятельности. Ведь основная цель внеурочной деятельности, это реализация детьми своих способностей   и   потенциала   личности.  Так  на   занятиях   по   внеурочной деятельности   «Математический   калейдоскоп»   был   осуществлён   проект «Рисуем по клеточкам». Первые узоры диктовала ребятам сама, затем дети раскрашивали рисунки, писали загадки об этом предмете. Некоторые ребята даже   пробовали   сочинять   сами   стихи.   Родители   помогали   составлять презентацию.   Позже   дети   сами   начинали   составлять   свои   графические диктанты. Каждую неделю проходила выставка лучших работ. К концу года у каждого   первоклассника   получилась   тетрадь   с   красочными   рисунками.   В результате   дети   учились   слушать   и,   главное,   слышать   учителя   и одноклассников, узнали много нового, развили свои творческие способности.  В   3­4   классах   во   внеурочное   время   учащиеся   с   большим   интересом выполняют довольно сложные проекты. Готовясь к 80­летию школы, ученики 4 класса решили узнать историю своей родной школы. Родился новый проект, над   которым   ребята   трудились   две   недели.   Придумывали   оформление кабинета, украшали его к приходу гостей. Беседовали со своими родными и близкими о годах учёбы в школе. Всем классом посетили школьный музей, где посмотрели   альбомы   со   старыми   фотографиями.   Выяснили,   что   в   нашей школе учились два Героя Советского Союза Михляев С.А. и Сафонов А.Г., Народный артист России Аскаров С.А., детский писатель Мошковский А.И., призёр Олимпийских игр Ваганов Г.В.   Конечным продуктом стала  настенная газета «Мы все твои дети, родная школа!». Она украсила актовый зал школы на вечере встречи выпускников.         В начальной школе можно выполнять не только коллективные проекты, но и индивидуальные и  групповые. В проекте «Разные времена – разные имена» пожелали   участвовать   пять   человек.   Мы   исследовали   имена   последнего десятилетия ХХ века. Выявили самые популярные в селе имена девочек и мальчиков, узнали истории своих имён.  Решили выпустить  настенную газету. Девочки предложили оформить всю информацию в виде цветочных корзин. В один букет попали имена мальчиков, в другой – имена девочек. Всех тёсок, детей с одинаковыми именами, написали на лепестках одного цветка. Редкие же имена, в единичном экземпляре, написали на зелёных листочках.   Потом вывесили   газету   в   актовом   зале   школы.   Все   ученики   старших   классов   с интересом   читали   нашу   газету,   искали   себя   в   цветочных   букетах,   а   мои третьеклассники с гордостью за этим наблюдали.       Работа над проектом – процесс творческий. Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском решения какой­то проблемы. Так современные дети любят играть в компьютерные игры, а подвижных игр знают   немного.   И   мы   решили   провести   исследовательскую   работу   «Игры детей   трёх   поколений».   Провели   анкетирование,   опросили   родителей, бабушек   и   дедушек,   искали   информацию   в   сети   Интернет,   читали   книги. Потом провели сравнение любимых игр трёх поколений.  В итоге выпустили сборник «Подвижные игры», где описали двадцать игр, оформив рисунками и фотографиями. Этот проект был опубликован на странице российской газеты «Спорт в школе» № 12 за 2009 год. Участники этой работы  учатся уже в 9 классе,   но   до   сих   пор   с   удовольствием   продолжают   принимать   участие   в различных проектах  Ежегодно в нашей школе  проходит Научно­практическая конференция, где   учащиеся   представляют   свои   проекты.   В   прошлом     году   участвовали шесть учеников из класса.   Темы работ были разнообразны, но посвящались все родному селу:  «Семь чудес Дувана», «Говорящие» названия природных объектов села Дувана», «Развитие хоккейного движения в Дуване».   Позже две   работы,   которые   стали   победителями   в   разных   номинациях,     были представлены на районном, зональном и заочном республиканском конкурсах. Данные проекты имеют большое воспитательное значение. Они способствуют формированию патриотизма,     вызывают чувство   гордости за своё село, за своих   односельчан.   В   ходе   проектов   ученики   узнали   много   нового   и интересного  о своей малой родине.                Считаю, что метод проектов можно и нужно применять в начальной школе,   поскольку   здесь   закладывается   «фундамент»   всего   дальнейшего обучения.  Дети   учатся   работать   в   команде,   договариваться   между   собой, находить   нестандартные   решения,  приобретают   навыки   работы   с   книгой   и другими   источниками   информации.   Они   начинают   проявлять   инициативу, мыслить   творчески.   Благодаря   проектным   работам,   повышается   учебная мотивация. У ребят появляется  интерес к исследованию, стремление активно участвовать   в   различных   конкурсах,   олимпиадах.   Проекты   способствовали расширению знаний учащихся, применение их на практике.  Метод проектов позволяет   выявить   и   развить   творческие   возможности   и   способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества детей.   индивидуальные  При   осуществлении   проектов   учитываются способности   учащихся:   сильным   –   сложное,   слабым   –   по   их   реальным возможностям.  Проекты   сплачивают   детей,   развивают   ответственность   за совместную   работу,  желание   помочь   другим,   умение  доводить   до   конца начатое   дело.   Работа   над   проектом   доказала,  что   вместе  учиться     легче, интереснее, эффективнее. Недаром,   девизом   проектной   деятельности   многие   педагоги   считают слова китайской пословицы: «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь».

Статья "Метод проектов в начальной школе"

Статья "Метод проектов в начальной школе"

Статья "Метод проектов в начальной школе"

Статья "Метод проектов в начальной школе"

Статья "Метод проектов в начальной школе"

Статья "Метод проектов в начальной школе"

Статья "Метод проектов в начальной школе"

Статья "Метод проектов в начальной школе"

Статья "Метод проектов в начальной школе"

Статья "Метод проектов в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2018