Статья: «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Оценка 4.9

Статья: «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Оценка 4.9
Научные работы
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
15.12.2018
Статья:  «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
В современном, быстро меняющемся мире, общество модернизирует цели и задачи школьного образования, что способствует изменению подхода к обучению. Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который направлен на формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД), а так же на развитие различных умений и навыков, таких как действия анализа и самоанализа, вступление в коммуникацию со сверстниками и взрослыми, уважительное отношение к иному мнению, и др. Все это потребовало изменения характера организуемой учителем на уроке деятельности – совместной деятельности.
Statya_Enverova_1.docx
Энверова Элина Нуриевна Учитель начальных классов г. Нефтеюганск  «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» В современном, быстро меняющемся мире, общество модернизирует цели и задачи   школьного   образования,   что   способствует   изменению   подхода   к обучению.   Методологической   основой   ФГОС   НОО   является   системно­ деятельностный подход, который направлен на формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД) [7], а так же на развитие различных умений и навыков, таких как действия анализа и самоанализа, вступление в коммуникацию   со   сверстниками   и   взрослыми,   уважительное   отношение   к иному мнению, и др. Все это потребовало изменения характера организуемой учителем на уроке деятельности – совместной деятельности [7]. При этом деятельностный подход в обучении предполагает организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности учащихся. В   психологии   и   педагогике   совместная   деятельность   рассматривается   как некий   фактор   (условие),   влияющий   на   успешность   и   продуктивность обучения,   на   познавательное,   социальное   и   личностное   развитие   ребенка. Например,   в   работах   по   возрастной   и   педагогической   психологии   (В.   Я. Ляудис,   Г.   А.   Цукерман,   В.   В.   Рубцов)   совместная   деятельность анализируется   как   фактор   личностного   развития   ее   участников   в   первую очередь   интеллектуального   развития.   Авторами   выделены   такие   эффекты учебного   сотрудничества,   как   рост   познавательной   активности   и   объема осваиваемого материала, самокритичности ребенка, социальных навыков [6]. В контексте педагогики совместной деятельности, совместная деятельность педагога и ребенка не просто влияет на протекание и результаты учебного процесса,   а   имеет   собственное   образовательное   содержание   –   то,   что   в   отличии   от   содержания образовывается   в   процессе   образования   образования, которое задается извне в готовом виде и передается ребенку. Вопросы   организации   совместной   деятельности   рассматривала   в   своих работах ученый и педагог Галина Николаевна Прозументова. Ее имя прежде всего связано с концепцией педагогики совместной деятельности и школы. По мнению   ученого,   компетенции   по   организации   совместной   деятельности становятся   важнейшим   компонентом   содержания   образования   наряду   с предметным и метапредметным. Включение совместного действия педагога и ребенка   в   качестве   образовательной   единицы   делает   само   содержание образования «двуxсубъектным»: если в знаниевом подходе оно фокусируется только вокруг ученика (ученик должен знать, уметь, владеть и т. п.), то в совместно­деятельностном подходе содержание образования фокусируется и на   ребенке,   и   на   педагоге:   «чтобы   научить   ребенка...,   педагог   должен...». Галина Николаевна считала, что основная проблема современной школы – не ребенок,   а   педагог   должен,   потому   что   именно   от   его   профессиональной позиции   в   организации   совместной   образовательной   деятельности   и соответствующих   профессиональных   компетенций   зависит   качество образования и успешность ученика. Прозументовой   Г.Н   были   разработаны   модели   организации   совместной деятельности   (авторитарная,   лидерская,   партнерская)   [4].   Успешно организованная совместная деятельность  обусловлена  тем, в какой модели педагогической деятельности учитель выстроит взаимодействие с детьми. В  авторитарной  (трансляционной)   модели   педагог   организует репродуктивно­авторитарный   способ   взаимодействия   с   ребенком   и   свою руководящую позицию как единственно возможную. Учитель­руководитель, ребенок­исполнитель. В  лидерской  модели педагог передает свои полномочия ребенку, вовлекает участников   совместной   деятельности   в   реализацию   общих   замыслов, инициатив, задач. В партнерской модели педагог выступает посредником не между культурой и ребенком, а проявляет особое содержание и педагогической деятельности, и педагогической позиции. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на   приобретение   ими   опыта   разнообразной   деятельности:   учебно­ познавательной,   практической,   социальной.   Поэтому   в   стандарте   особое место   отведено   деятельностному,  практическому   содержанию   образования, конкретным   способам   деятельности,   применению   приобретенных   знаний   и умений в реальных жизненных ситуациях [6]. Одним   из   средств   формирования   творчества   является   литература   для школьников.   Художественно­творческие   способности   обучающихся   –   это стремление детей выразить себя в слове, образе. Для   активизации   интереса   и   развития   художественно­творческих способностей во внеурочной деятельности можно использовать технологию мастерских.   Мастерская   –   синтетическая   многомерная   интегрированная рефлексивная   образовательная   технология,   ориентированная   на   личностно­ деятельностный   подход.   Деятельность   обучающихся   представлена   в продуктивной форме различных планов: интеллектуального, эмоционального, этического, коммуникативного, психологического. На выходе из мастерской младшие школьники могут познать и проявить собственную индивидуальность [9]. Процесс организации совместной деятельности «мастера» и учеников состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из них учебное задание направляет познавательную деятельность учеников. Ученики имеют возможность   выбора   пути   исследования,   средств   достижения   цели,   темпа работы и т.д. Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения объявляется классу. В этот момент знания еще   раз   корректируются   в   результате   сопоставления   своей   позиции   с позициями других групп. В классе организуется самопроверка, самооценка, рефлексия работы и самого процесса познания. Познавательная деятельность учеников в процессе выполнения заданий ­ это альтернатива простой передачи информации [8]. При организации работы литературной мастерской педагог должен помнить об основных правилах, на которых основывается организация деятельности обучающихся в мастерской. Во   –   первых   при   организации   работы   в   литературной   мастерской   следует помнить про равенство всех участников, включая педагога­мастера. Во – вторых работа мастерской строится по определенным этапам, индукция, самоинструкция,   афиширование,   социоконструкция,   социализация, рефлексия. В – третьих это безоценочная деятельность, следует избегать замечаний по отношению к любому ученику, оценка осуществляется через самооценку. В   –   четвертых   следует   создавать   условия,   при   которых   ученики самостоятельно  или  в  группах, без  вмешательства  педагога­мастера,  будут находить нужно информацию к изучаемой проблеме (теме). В – пятых использование методов для организации поисковой и творческой деятельности, например, метод символического видения, метод смысловых ассоциаций,   метод   «Если   бы»,   метод   «Ключевых   слов»,   метод   вживания, прием «Чтение с пометками», прием «Толстый и тонкий вопрос» и др. Таким   образом,  первой   особенностью  организации   работы   мастерской является опора на самостоятельную деятельность младших школьников, чаще всего организуемую как совместную деятельность в творческих подгруппах. Второй   особенностью  организации   работы   мастерской   является   то,   что существенную   роль   играет   работа   педагога   ­   мастера   как   организатора   и руководителя, не задающего цель извне и контролирующего неукоснительное исполнение своих указаний, а формирующего общеучебные, проектировочные, коммуникативные умения обучающихся в процессе совместной деятельности, побуждающего   ребенка   к   самостоятельности,   инициативе,   активности, творчеству. [3] Третьей особенностью организации работы мастерской является применение специфических методов и приемов, направленных на развитие художественно­ творческих   способностей   детей   младшего   школьного   возраста.   Методы   и приемы,   которые   можно   использовать   на   мастерских   для   организации поисковой и творческой деятельности обучающихся. Развитие   способностей   детей   к   творчеству  –   одна   из   актуальных   проблем современной   педагогики,   которая   стоит   перед   учителями,   работающими   с младшими школьниками. Ведь именно в этом возрасте у детей закладывается умение   мыслить,   рассуждать,   творчески   подходить   к   разрешению   тех   или иных   вопросов,   отказываясь   от   общепринятых   шаблонов,   проявлять инициативу и самостоятельность. Знание   структуры   художественно­творческих  способностей  и  особенностей их проявления в младшем школьном возрасте позволяет подобрать формы работы   для   их   развития   во   внеурочной   деятельности. Во   внеурочной деятельности   реализуются   разнообразные   формы   работы,   но   большим потенциалом   для   развития   художественно   –   творческих   способностей является мастерская.   Список литературы: 1. Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова.  — М.: Педагогика­Пресс, 1999. — 536 с. 2. Дусавицкий А. К. Материалы лекций. г. Харьков, 2007 г.  3. Подласый И.П. Педагогика: учебник [Текст] / И.П. Подласый. – 2­е изд., доп. – М.: Юрайт, 2011. – 574 с. 4. Прозументова Г. Н. Школа совместной деятельности. Эксперимент:  развитие цели воспитания и исследовательской деятельности педагогов  школы. Томск, 1994. 41 с 5. Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании.  Исследовательская разработка для учителя. – Рига: Педагогический  центр ''Эксперимент'', 1997  6. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации  детей к школьной жизни ­ М.: Московский центр качества образования,  2010.  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального  общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. ­  М.: Просвещение, 2010. ­ 32 с. ­ (Стандарты второго поколения). 8. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. 9. Технология мастерских как средство развития художественно –  творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://doc4web.ru/nachalnaya­shkola/tehnologiya­masterskih­kak­ sredstvorazvitiya­hudozhestvenno­tvo.html

Статья: «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Статья:  «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Статья: «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Статья:  «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Статья: «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Статья:  «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Статья: «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Статья:  «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Статья: «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Статья:  «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Статья: «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Статья:  «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Статья: «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Статья:  «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2018