Статья: «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Оценка 4.9
Научные работы
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
15.12.2018
В современном, быстро меняющемся мире, общество модернизирует цели и задачи школьного образования, что способствует изменению подхода к обучению. Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который направлен на формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД), а так же на развитие различных умений и навыков, таких как действия анализа и самоанализа, вступление в коммуникацию со сверстниками и взрослыми, уважительное отношение к иному мнению, и др. Все это потребовало изменения характера организуемой учителем на уроке деятельности – совместной деятельности.
Statya_Enverova_1.docx
Энверова Элина Нуриевна
Учитель начальных классов
г. Нефтеюганск
«МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
В современном, быстро меняющемся мире, общество модернизирует цели и
задачи школьного образования, что способствует изменению подхода к
обучению. Методологической основой ФГОС НОО является системно
деятельностный подход, который направлен на формирование у обучающихся
универсальных учебных действий (УУД) [7], а так же на развитие различных
умений и навыков, таких как действия анализа и самоанализа, вступление в
коммуникацию со сверстниками и взрослыми, уважительное отношение к
иному мнению, и др. Все это потребовало изменения характера организуемой
учителем на уроке деятельности – совместной деятельности [7]. При этом
деятельностный подход в обучении предполагает организацию интенсивной,
постоянно усложняющейся деятельности учащихся.
В психологии и педагогике совместная деятельность рассматривается как
некий фактор (условие), влияющий на успешность и продуктивность
обучения, на познавательное, социальное и личностное развитие ребенка.
Например, в работах по возрастной и педагогической психологии (В. Я.
Ляудис, Г. А. Цукерман, В. В. Рубцов) совместная деятельность
анализируется как фактор личностного развития ее участников в первую
очередь интеллектуального развития. Авторами выделены такие эффекты
учебного сотрудничества, как рост познавательной активности и объема
осваиваемого материала, самокритичности ребенка, социальных навыков [6].
В контексте педагогики совместной деятельности, совместная деятельность
педагога и ребенка не просто влияет на протекание и результаты учебного процесса, а имеет собственное образовательное содержание – то, что
в отличии от содержания
образовывается в процессе образования
образования, которое задается извне в готовом виде и передается ребенку.
Вопросы организации совместной деятельности рассматривала в своих
работах ученый и педагог Галина Николаевна Прозументова. Ее имя прежде
всего связано с концепцией педагогики совместной деятельности и школы. По
мнению ученого, компетенции по организации совместной деятельности
становятся важнейшим компонентом содержания образования наряду с
предметным и метапредметным. Включение совместного действия педагога и
ребенка в качестве образовательной единицы делает само содержание
образования «двуxсубъектным»: если в знаниевом подходе оно фокусируется
только вокруг ученика (ученик должен знать, уметь, владеть и т. п.), то в
совместнодеятельностном подходе содержание образования фокусируется и
на ребенке, и на педагоге: «чтобы научить ребенка..., педагог должен...».
Галина Николаевна считала, что основная проблема современной школы – не
ребенок, а педагог должен, потому что именно от его профессиональной
позиции в организации совместной образовательной деятельности и
соответствующих профессиональных компетенций зависит качество
образования и успешность ученика.
Прозументовой Г.Н были разработаны модели организации совместной
деятельности (авторитарная, лидерская, партнерская) [4]. Успешно
организованная совместная деятельность обусловлена тем, в какой модели
педагогической деятельности учитель выстроит взаимодействие с детьми.
В
авторитарной
(трансляционной)
модели педагог организует
репродуктивноавторитарный способ взаимодействия с ребенком и свою
руководящую позицию как единственно возможную. Учительруководитель,
ребенокисполнитель. В лидерской модели педагог передает свои полномочия ребенку, вовлекает
участников совместной деятельности в реализацию общих замыслов,
инициатив, задач.
В партнерской модели педагог выступает посредником не между культурой и
ребенком, а проявляет особое содержание и педагогической деятельности, и
педагогической позиции.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается
на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно
познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое
место отведено деятельностному, практическому содержанию образования,
конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и
умений в реальных жизненных ситуациях [6].
Одним из средств формирования творчества является литература для
школьников. Художественнотворческие способности обучающихся – это
стремление детей выразить себя в слове, образе.
Для активизации интереса и развития художественнотворческих
способностей во внеурочной деятельности можно использовать технологию
мастерских. Мастерская – синтетическая многомерная интегрированная
рефлексивная образовательная технология, ориентированная на личностно
деятельностный подход. Деятельность обучающихся представлена в
продуктивной форме различных планов: интеллектуального, эмоционального,
этического, коммуникативного, психологического. На выходе из мастерской
младшие школьники могут познать и проявить собственную индивидуальность
[9].
Процесс организации совместной деятельности «мастера» и учеников состоит
из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из них учебное
задание направляет познавательную деятельность учеников. Ученики имеют возможность выбора пути исследования, средств достижения цели, темпа
работы и т.д. Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по
данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе.
На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой, и
только после этого точка зрения объявляется классу. В этот момент знания
еще раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с
позициями других групп. В классе организуется самопроверка, самооценка,
рефлексия работы и самого процесса познания. Познавательная деятельность
учеников в процессе выполнения заданий это альтернатива простой передачи
информации [8].
При организации работы литературной мастерской педагог должен помнить
об основных правилах, на которых основывается организация деятельности
обучающихся в мастерской.
Во – первых при организации работы в литературной мастерской следует
помнить про равенство всех участников, включая педагогамастера.
Во – вторых работа мастерской строится по определенным этапам, индукция,
самоинструкция,
афиширование,
социоконструкция,
социализация,
рефлексия.
В – третьих это безоценочная деятельность, следует избегать замечаний по
отношению к любому ученику, оценка осуществляется через самооценку.
В – четвертых следует создавать условия, при которых ученики
самостоятельно или в группах, без вмешательства педагогамастера, будут
находить нужно информацию к изучаемой проблеме (теме).
В – пятых использование методов для организации поисковой и творческой
деятельности, например, метод символического видения, метод смысловых ассоциаций, метод «Если бы», метод «Ключевых слов», метод вживания,
прием «Чтение с пометками», прием «Толстый и тонкий вопрос» и др.
Таким образом, первой особенностью организации работы мастерской
является опора на самостоятельную деятельность младших школьников, чаще
всего организуемую как совместную деятельность в творческих подгруппах.
Второй особенностью организации работы мастерской является то, что
существенную роль играет работа педагога мастера как организатора и
руководителя, не задающего цель извне и контролирующего неукоснительное
исполнение своих указаний, а формирующего общеучебные, проектировочные,
коммуникативные умения обучающихся в процессе совместной деятельности,
побуждающего ребенка к самостоятельности, инициативе, активности,
творчеству. [3]
Третьей особенностью организации работы мастерской является применение
специфических методов и приемов, направленных на развитие художественно
творческих способностей детей младшего школьного возраста. Методы и
приемы, которые можно использовать на мастерских для организации
поисковой и творческой деятельности обучающихся.
Развитие способностей детей к творчеству – одна из актуальных проблем
современной педагогики, которая стоит перед учителями, работающими с
младшими школьниками. Ведь именно в этом возрасте у детей закладывается
умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к разрешению тех или
иных вопросов, отказываясь от общепринятых шаблонов, проявлять
инициативу и самостоятельность.
Знание структуры художественнотворческих способностей и особенностей
их проявления в младшем школьном возрасте позволяет подобрать формы
работы для их развития во внеурочной деятельности. Во внеурочной
деятельности реализуются разнообразные формы работы, но большим потенциалом для развития художественно – творческих способностей
является мастерская.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова.
— М.: ПедагогикаПресс, 1999. — 536 с.
2. Дусавицкий А. К. Материалы лекций. г. Харьков, 2007 г.
3. Подласый И.П. Педагогика: учебник [Текст] / И.П. Подласый. – 2е изд.,
доп. – М.: Юрайт, 2011. – 574 с.
4. Прозументова Г. Н. Школа совместной деятельности. Эксперимент:
развитие цели воспитания и исследовательской деятельности педагогов
школы. Томск, 1994. 41 с
5. Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании.
Исследовательская разработка для учителя. – Рига: Педагогический
центр ''Эксперимент'', 1997
6. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации
детей к школьной жизни М.: Московский центр качества образования,
2010.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ.
М.: Просвещение, 2010. 32 с. (Стандарты второго поколения).
8. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование [Текст] / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
9. Технология мастерских как средство развития художественно –
творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://doc4web.ru/nachalnayashkola/tehnologiyamasterskihkak
sredstvorazvitiyahudozhestvennotvo.html
Статья: «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Статья: «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Статья: «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Статья: «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Статья: «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Статья: «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Статья: «МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.