Статья Методические особенности изучения естествознания в школе для обучающихся с умственной отсталостью
Оценка 4.6

Статья Методические особенности изучения естествознания в школе для обучающихся с умственной отсталостью

Оценка 4.6
Особые потребности
docx
биология +1
Взрослым
08.03.2018
Статья Методические особенности изучения естествознания  в школе для обучающихся с умственной отсталостью
Аннотация. В статье рассматриваются методические особенности изучения естествознания в школе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Естествознание нами выбрано не только в силу важности данного предмета для формирования мировоззрения учащихся, но и в связи с ограниченным числом методических пособий для учителя, особенно с учетом индивидуализации и дифференциации обучения. Ключевые слова: естествознание, природоведение, биология, коррекционная школа, обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), коррекция.Аннотация. В статье рассматриваются методические особенности изучения естествознания в школе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Естествознание нами выбрано не только в силу важности данного предмета для формирования мировоззрения учащихся, но и в связи с ограниченным числом методических пособий для учителя, особенно с учетом индивидуализации и дифференциации обучения. Ключевые слова: естествознание, природоведение, биология, коррекционная школа, обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), коррекция.
Сергеева И.С. Методические особенности изучения естествознания.docx
Методические особенности изучения естествознания  в школе для обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)   Methodological features of natural science study  at school for students with mental retardation  (intellectual disabilities) Сергеева Ирина Сергеевна, учитель биологии  МКОУ «Коррекционная школа № 7»  города Можги Удмуртской Республики Российская Федерация, г. Можга Sergeeva Irina S.  biology teacher at MKOU "Correctional school № 7"  city of Mozhga of the Udmurt Republic  Russian Federation, Mozhga Аннотация.  В   статье   рассматриваются   методические   особенности  изучения естествознания   в   школе   для   обучающихся   с   умственной   отсталостью (интеллектуальными   нарушениями).    Естествознание   нами  выбрано   не   только  в  силу важности данного предмета для формирования мировоззрения учащихся, но и в связи с ограниченным   числом   методических   пособий   для   учителя,   особенно   с   учетом индивидуализации и дифференциации обучения. Ключевые   слова:  естествознание,   природоведение,   биология,   коррекционная школа,   обучающиеся   с   умственной   отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями), коррекция. Одна из важнейших задач коррекционной школы   на современном этапе развития ­ создание   оптимальных   условий   для   обучения,   воспитания   и   всестороннего   развития школьников   с   умственной   отсталостью,   а   также   коррекция   имеющихся   у   них   дефектов психофизического   развития.   Дети   с   нарушением   интеллекта,   вследствие   недоразвития познавательной   деятельности   и   личности   в   целом,   испытывают   значительные   трудности   в процессе   обучения:   неумение   давать   полную   характеристику   предметам,   недостаточное умение   классифицировать   живые   объекты,   затруднение   в   установлении   причинно­ следственных   связей,   неумение   применять   свои   знания   в   практической   деятельности, затруднение   в   осмыслении   естествоведческих   понятий.   В   результате   чего,   немаловажное значение имеет проведение лабораторных, практических работ при изучении естествознания в специальной (коррекционной) школе.  Изучением   проблем   формирования   естествоведческого   материала   у   учащихся   с умственной отсталостью в науке изучали такие ученые, как: Дульнев Г.М., Гамаюнова А.Н., Кабелка   И.В.,   Кручинина   С.С.,   Пузанов   Б.П.,   Шевырёва   Т.В.,   Соломина   Е.Н.   и   другие исследователи. Биология,   как   и   любой   другой   предмет,   имеет   свою   специфику.   На   уроке   в коррекционной школе учащиеся знакомятся с конкретными объектами (растения, животные, человек),   сложными   явлениями   природы   и   их   последующим   развитием.   Урок   может проходить в разнообразных формах: урок, экскурсия, домашние задание, внеурочная работа, внеклассное  занятие  и   др.  Также   как  и   по  форме  различают  несколько   типов  уроков  по содержанию   формируемых   понятий:   морфологические,   анатомические,   физиологические, систематические,   экологические,   агро­   и   зоотехнические,   санитарно­гигиенические   и медицинские. Перед коррекционной школой стоит важная задача создания оптимальных условий для обучения,   всестороннего   развития   обучающихся   с   нарушением   интеллекта,   а   также коррекции   у   них   недостатков.  Под   коррекцией   недостатков   психического   и   физического развития понимается исправление или ослабление этих недостатков и содействие возможно большему   приближению   развития   детей   к   уровню   развития   нормальных   школьников. Основным условием как общего развития, так развития отдельных способностей учащихся является учебная деятельность. Для того, чтобы достичь наибольшего эффекта в развитии учеников, необходима особая направленность учебного процесса. Именно таковой является коррекционно­практическая направленность обучения. Принцип   коррекционно­практической   направленности   заключается   в   том,   что   в процессе   обучения   большое   внимание   уделяется   общему   развитию   детей   с   недостатками интеллекта и коррекции, имеющихся у них дефектов посредством отбора такого учебного материала, который необходим для практической жизни, то есть для социальной адаптации и реабилитации выпускников в обществе. Все знания и навыки учащиеся должны получать в процессе   обучения,   выполнения   упражнений,   практических   работ,   что   обеспечивает активизацию познавательной деятельности, развивать самостоятельность.  Организация   таких   условий   предполагает   глубокое   знание   психологических особенностей   обучающихся,   выявление   их   возможностей.   Необходимо   учитывать,   что   у умственно отсталых детей различия в психике, в уровне физического развития, в состоянии нервной   системы   проявляются   особенно   ярко.   Именно   поэтому   столь   необходим индивидуальный   и   дифференцированный   подход   в   обучении.   Он   предполагает   деление учащихся  на группы  (по интересам, успеваемости и пр.). В практике коррекционных школ таких групп бывает три (основной критерий зачисления ребенка в ту или иную группу   ­ способность к усвоению учебного материала).  К первой группе относятся учащиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом   в   процессе   фронтального   обучения.   Большинство   заданий   ими   выполняется самостоятельно, при выполнении работы, требующей переноса знаний в новые условия, они в основном   правильно   используют   имеющийся   опыт.   Объяснения   им   даются   относительно обобщенно, на доступном их возможностям уровне. При выполнении сравнительно сложных видов работ им нужна активизирующая по­ мощь учителя.  Во  вторую  группу входят дети, также достаточно успешно обучающиеся в классе. Однако   в   ходе   обучения   они   испытывают   несколько   большие   трудности,   чем   учащиеся первой   группы;   они   в   основном   понимают   фронтальное   объяснение   учителя,   неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи учителя обобщения и выводы делать не в состоянии.   Перенос   знаний   в   новые   условия   их   в   основном   не   затрудняет,   но   при   этом заметно снижается темп работы, допускаются ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.  К  третьей  группе относятся учащиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразной помощи со стороны учителя. Им трудно определить главное в изучаемом, отделить его от второстепенного, установить логическую связь между частями.   Далеко   не   полностью   понимая   фронтальное   объяснение,   они   нуждаются   в дополнительных конкретных разъяснениях, малосамостоятельны. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко второй группе. Их действия необходимо постоянно корректировать. Однотипные упражнения они выполняют сами, пока не встретятся с новым видом работы.  Дифференцированный   подход   при     изучении   нового   материала   наиболее   труден. Учитель должен иметь ясное представление о содержании и характере изучаемого материала. Зная «лицо» класса, уровень обучаемости каждого ученика, ему придется определить «зону ближайшего   развития»,   предусмотреть   те   затруднения,   с   которыми   встретятся   дети   в процессе   работы   на   уроке,   и   ту   меру   помощи,   которую   следует   оказать   школьникам,   не снижая их познавательной самостоятельности и активности при овладении знаниями. В   коррекционных   школах   изучение   естественнонаучных   дисциплин   начинается   в   5 классе с дисциплины «Природоведение». В процессе познания окружающего мира, природы у учеников формируются и систематизируются представления о: устройстве живой и неживой природы; сезонных изменениях в окружающей действительности; жизни растений и животных; строении человеческого организма и пр. Дети обучаются наблюдению, видению и слушанию, сравнению   и   обобщению,   установке   несложных   причинно­следственных   связей   и взаимозависимостей природных явлений. Эта работа учащихся играет важную роль в работе по   коррекции   нарушений   умственного   и   психофизического   развития,   их   познавательных интересов.  Содержание   курса   естествознания   в   коррекционной   школе   для   обучающихся   с нарушениями интеллекта отличается от содержания и построения курса биологии массовой школы: объем изучаемой учебной информации меньше, количество специальных терминов определено до минимума, используется более простой классификатор. Содержание учебной дисциплины «Естествознание» предусматривает усвоение элементарных естественнонаучных понятий   и   формирование   умений   оперировать   ими   в   повседневной   деятельности.   В   этих курсах   ведущее   место   занимают   непосредственные   наблюдения   предметов   и   явлений   в природе.   Обязательными   условиями   при   взаимодействии   учащихся   и   информации природоведческого   характера   является   действие   учащегося   по   непосредственным инструкциям учителя, внимательный подбор учебного материала учителем для мотивации деятельности учащихся. Программы   курса   естествознания   в   специальной   школе   предлагают   большое количество различных  практических упражнений и заданий, так как прочное и осознанное усвоение знаний протекает  в процессе их  применения.  Формы заданий  разнообразны. Это общее задание для всех и дополнительные для более сообразительных и сильных учащихся, разветвленные   задания   (более   легкие,   средние,   трудные).   Задания   различной   степени сложности   предлагаются  на   разных   этапах   урока  (при   повторении   пройденного,  изучении нового, в процессе его закрепления). Система  практических   работ  при   изучении  естественных   предметов,  обеспечивает школьникам приобретение и закрепление необходимых знаний, умений и навыков, направлено на   развитие   практических   умений   и   коррекции   психических   процессов.   Учащиеся специальной коррекционной школы на уроках естественного профиля ведут наблюдения за природой и погодой, отмечают изменения, происходящие в живой и неживой природе, делают зарисовки, например строение цветкового растения, строение цветка. Важной   составляющей   уроков   по   естествознанию   является   выполнение   различных лабораторных   и   практических   работ.   Практические   работы,   предлагаемые   учащимся, должны составляться с учетом их возможностей. На уроках естествознания в связи с большим количеством практических и лабораторных работ ученикам необходимо выполнять задания, используя инструкцию педагога и учебника. Ученика нужно научить описывать результаты своей работы.  На   уроках   естествознания   широко   используют   различные  проблемные   задачи   и вопросы, задания, связанные с переносом полученной учебной информации в новую учебную ситуацию. Например, можно задать такие вопросы: «Чем различаются  цветки, опыляемые насекомыми  и ветром?»,  «Почему растения,  опыляемые  насекомыми, как правило,  имеют крупные и яркоокрашенные цветки?». Познавательные задачи вызывают активный интерес у обучающихся, их обсуждают все ученики, но правильный ответ дают обычно учащиеся первой группы. Самостоятельное выполнение учащимися различных заданий помогает более успешно реализовывать   образовательно­воспитательные   и   коррекционные   возможности   предмета. Важнейшим   условием   повышения   эффективности  самостоятельной   деятельности учащихся   на   уроке   следует   признать   включение   самостоятельной   работы   в   качестве необходимого элемента во все этапы урока. Например, заполнение таблицы, распределение природных объектов на группы по одному или двум существенным признакам.  Следует отметить, большое внимание на уроках естествознания специфики учебного предмета много времени отводится на систематическое проведение  словарной работы. На уроках   естествознания   у   учащихся   формируются   биологические   понятия,   применение которых необходимо при решении теоретических и практических задач.  Для закрепления полученных знаний рекомендуются экскурсии в краеведческий музей либо к местам добычи и переработки полезных ископаемых. Особое значение имеют задания, требующие  творческой   деятельности  обучающихся,   применения   ими   знаний   в   новых условиях.  На уроках естественного профиля для формирования специальных представлений и понятий, для показа взаимосвязи между природными явлениями, рекомендуется с помощью программы Microsoft Power Point демонстрировать представления о целостной картине мира. Создание и применение на уроке электронных презентаций весьма актуально. Большие возможности для индивидуализации открываются при выполнении домашних заданий, где, в отличие от урока, ребенок может затратить столько времени, сколько на это потребуется.  Таким   образом,   структурные   и   общие   особенности   урока   естествознания   в коррекционной   школе   являются   многоуровневой   системой,   направленной   на   максимально эффективное  взаимодействие  учителя  и  учащегося  в процессе  обучения.  Учитель  должен предусмотреть   использование   разнообразных   методов,   соответствующих   целям   урока, изучаемому   материалу,   особенностям   познавательной   деятельности   умственно   отсталых учеников, и применять каждый из них там, где он может дать лучший педагогический эффект. Список литературы: 1. Гамаюнова,  А.Н.  Уроки  естествознания  в  специальной   (коррекционной)   школе  VIII вида / А.Н.Гамаюнова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. ­ 2003. ­ №3. ­ С.20­31. 2. Гритченко,   Р.Е.   Активизация   познавательной   деятельности   умственно   отсталых учащихся на уроках естествознания / Р.Е. Гритченко //Дефектология. ­ 2000. ­ №3. ­ С.30­34. 3. Лифанова,   Т.М.   Дидактические   игры   на   уроках   естествознания:   Методические рекомендации / Т.М. Лифанова / М.: Издательство ГНОМ и Д. – 2001. – С.8­11. 4. Худенко, Е.Д. Использование словесных методов обучения на уроках естествознания во вспомогательной школе / Е.Д.Худенко // Дефектология. ­1989. ­ №1. ­ С.30­34. 5. Шевырёва, Т.В. Методические рекомендации по использованию практических методов при   обучении   естествознанию   в   специальных   школах   VIII   вида   /   Т.В.Шевырёва   // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. ­ 2003. ­ №3. ­ С.16­20.

Статья Методические особенности изучения естествознания в школе для обучающихся с умственной отсталостью

Статья Методические особенности изучения естествознания  в школе для обучающихся с умственной отсталостью

Статья Методические особенности изучения естествознания в школе для обучающихся с умственной отсталостью

Статья Методические особенности изучения естествознания  в школе для обучающихся с умственной отсталостью

Статья Методические особенности изучения естествознания в школе для обучающихся с умственной отсталостью

Статья Методические особенности изучения естествознания  в школе для обучающихся с умственной отсталостью

Статья Методические особенности изучения естествознания в школе для обучающихся с умственной отсталостью

Статья Методические особенности изучения естествознания  в школе для обучающихся с умственной отсталостью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2018