Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс
Оценка 4.8

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Оценка 4.8
Научные работы
docx
воспитательная работа
4 кл
20.10.2018
Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс
Данная статья была разработана мной для выступления на городском семинаре по теме "Использование активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ". В ней я привожу активные методы, которые можно использовать для работы по теме урока, и демонстрирую, как я применила эти методы на своих уроках.Данная статья была разработана мной для выступления на городском семинаре по теме "Использование активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ". В ней я привожу активные методы, которые можно использовать для работы по теме урока, и демонстрирую, как я применила эти методы на своих уроках.
выступление.docx
Статья «Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиЭС» для выступления на семинаре.                                                                               МБОУ ЦО №44 г.Тула                                                                                             Подготовила: Волкова Т.В. В процессе работы над темой урока возможно использование таких  методов как метод моральных дилемм и дискуссий, эвристический и  исследовательский методы, метод проектов..      1.   Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для  понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к  реальной жизни, включающей два и более вопроса. Предлагается на основе  анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать  впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.        2.   Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют  развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или  их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в  соответствующей области.  Например, урок «Проповедь Христа» возможно обсуждение проблемной  ситуации: Как поступить, если тебя обидели? Метод “вживания”.  Посредством чувственно­образных и мысленных  представлений ученик пытается “переселиться” в изучаемый объект,  почувствовать и познать его изнутри.  В моменты наилучшего “вживания” ученик задает вопросы объекту ­ себе,  пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы.  Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть эвристический  образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в  устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной  форме. Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в  самонаблюдение ученика, если предварительно удается отождествить себя с  объектом. Тема «Природа ­ волшебные двери к добру и доверию»  Прошу детей встать, закрыть глаза. ­Представьте, что мы с вами находимся на красивой поляне. Вы все красивые  раскидистые дубы.  Ваше тело –могучий высокий ствол, ваши руки – ветви  дуба. Солнышко освещает вас и всегда делится с вами своим теплом.  Вы  в  ответ благодарно киваете ветвями и шумите листьями. Дождик орошает вас  влагой и вы никогда не забываете его благодарить. Ветер овевает дуб своей  прохладой и рассказывает, что он видел в тех местах, которых бывал, а дуб с  признанием и интересом слушает. Птицы любят вить гнезда на ветвях дуба,  потому что он бережно охраняет их птенцов. Уставшие путники с  удовольствием отдыхают в тени дуба и размышляют о жизненных проблемах.  Всем хорошо у дуба, а сам он радуется жизни и окружающему миру, потому  что он наполнен заботой о других и видит в этом свой вклад в красоту  природы. ­А теперь откройте глаза и сядьте на места. Скажите, пожалуйста, какие  чувства и эмоции вы испытывали, когда представляли себя этим дубом?  Приятно ли вам было в этой роли?  ­Почему дуб привлекал к себе все живое и силы природы? ­Чему мы можем у него научиться? (вниманию ко всему живому и заботе о  нем, доброму отношению к окружающему миру. Душа человека откликается  чувствами на все проявления природы и как бы разговаривает с ней.) ­А сейчас посмотрим ваши работы и еще раз насладимся красотой осенней  природы. (Просмотр фотографий, сделанных детьми заранее.) Метод “Если бы…” Ученикам предлагается составить описание или  нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что­либо изменится.  Выполнение учениками подобных заданий не только развивает способность  воображения, но и позволяет им лучше понять устройство реального мира,  фундаментальных основ различных наук. Тема «Жизнь протекает среди людей». Предлагаю детям представить, что  каждый из них попал на необитаемый остров. Все необходимое  для жизни  (еда, дом, вещи и т.д.) есть, но нет ни одного человека.  После размышлений  приходим к выводу, что люди нужны друг другу не только для различных  видов взаимодействия. Окружающие оценивают нас и наши поступки, и на  основе этих оценок мы делаем выводы и решаем, что надо в себе развивать, а  что менять. Метод придумывания     позволяет детям создать ранее неизвестный  продукт в результате их определенных умственных действий. Тема «Каждый интересен», в которой раскрывается суть понятий «дружба» и  «друг». Предлагаю детям придумать  как можно больше вариантов (не менее  30) продолжения фразы «Друг – это…» Например, «Друг – это тот, который в большой шумной компании заметил, что ты ушел». 3.Исследовательский метод – организация обучения, при которой  учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют  гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных,  делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не  получают их в готовом виде. Приведу пример проведения исследовательской работы по теме: «От  добрых правил – добрые слова и поступки». На этапе актуализации знаний вспоминаем, что такое добро и зло,  формулируем каких людей называют добрыми, а каких злыми? Вы считаете  себя добрым или злым человеком? На этапе подготовки к исследовательской деятельности задаю детям  вопрос: «Ребята, а в каком литературном жанре можно чаще всего встретить  борьбу между добром и злом?» (в сказках). Предлагаю игру «Сказки». Я перечисляю сказочных героев (Иван­царевич,  Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас­Барабас,  Красная Шапочка, Гуси­лебеди, Баба­яга, Золушка). Задача учащихся: если  герой добрый­ радостно хлопать в ладоши, если злой­ закрыть лицо ладонями. Далее задаю детям вопросы: ­Чему нас учат сказки? ­Больше злых или добрых поступков совершают герои сказки? Всегда ли добро в сказках побеждает зло? Сообщаю детям, что сегодня мы попробуем найти ответы на эти вопросы и  проведем исследовательскую работу по теме: «Чему нас учат сказки?  Поступки героев сказки? Добро побеждает зло?» После этого начинается непосредственно исследовательская  деятельность учащихся. 1. Учащиеся делятся на 4 групп. Каждая группа получает карточку с  заданиями. Карточка.  1. Тема  2. Цель и задачи. 3.  Гипотеза  4.  Исследование сказки. 5. Результат исследования. 6. Защита исследования. Группам необходимо­ познакомиться с народными и литературными сказками о добре и зле, исследовать, проанализировать произведение и подготовить  выступление по плану: 1. Название сказки, автор (если сказка литературная) 2. О чем эта сказка? 3. Чему нас учит эта сказка? 4. Опишите поступки героев сказки. 5. Выясните, какие герои злые, а какие добрые. Что побеждает в сказке,  добро или зло? 6. Подобрать пословицу, которая отразила бы главную мысль  произведения. 1 группа: сказка «Морозко» 2 группа:  сказка «Цветик­семицветик» В.Катаев 3 группа: сказка «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкин 4 группа: сказка «Конек­Горбунок» П.Ершов. Пословицы для выбора: Не одежда красит человека, а его добрые дела. Скромность украшает человека. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Жизнь дана на добрые дела. Твори добро, чтобы любя добро тебя нашло, зла не верши, чтобы тебя не  погубило зло. Получив задание, дети приступают к самостоятельной работе в своих  группах,  а затем по плану защищают свои работы, доказывая либо опровергая гипотезы. 4. Метод проектов – предлагаю младшим школьникам сделать проекты по  темам курса.  Проекты могут быть как индивидуальными, так и  коллективными («Россия – родина моя»,  «Всюду добрые люди вокруг…»  «Вот что значит настоящий, верный друг», «Ты навсегда в ответе за тех, кого  приручил» и др. Создание проектов способствует развитию познавательных  навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания,  интегрировать знания и умения из различных предметных и творческих  областей, ориентироваться в информационном пространстве, развивает  критическое мышление. Отличительными чертами проектной деятельности на уроках ОРКСЭ  являются:  целеполагание, которое предполагает исследование проблемы и  разработку конкретного продукта;  практическая или теоретическая значимость предполагаемых  результатов;  ориентация на самостоятельную деятельность (индивидуальная,  парная, групповая) учащихся;  сотрудничество учителя и ученика, а также учащихся друг с другом  (групповой проект);  возможность работать в индивидуальном темпе;  формирование жизненно важных компетенций. По доминирующей деятельности выделяют следующие виды проектов:  — исследовательские – напоминающие научное исследование. Они  предполагают выбор темы, связанной с решением творческой,  исследовательской проблемы с характерными для любой научной  работы методами исследования (определение задач исследования,  выдвижение гипотезы, ее последующая проверка);  — прикладные – нацеленные на получение конкретного результата  деятельности;  — информационные – нацеленные на сбор и анализ информации о  каком­либо явлении или объекте для представления классу;  — ролевые и игровые ­ направленные на реконструкцию или  моделирование социальных или деловых ситуаций. Проекты могут быть как индивидуальные, так и коллективные (групповые,  общешкольные, межшкольные и т. д.). В проектной работе применяется следующие этапы. Первый этап – организационный Второй этап – планирование Третий этап – осуществление исследовательской деятельности Четвёртый этап– презентация (защита) Пятый этап – самооценка и внешняя оценка Пример коллективного проета учеников моего класса на тему «Добро и зло». МБОУ ЦО 44 г.Тула Проект на тему: «Добро и зло» Выполнили ученики 4 «Г» класса                                                                             Сергеева Анастасия,                                                                              Ораспаева Надежда,                                                                             Яндуганова Ангелина,                                                                              Долдонова Софья.                                                                            Учитель: Волкова Т.В.                                                                                                                        Цель проекта: формирование нравственных ценностей,  представлений о  добре и зле, побуждение к нравственному самосовершенствованию, к  активным поступкам во имя добра. План. 1.  Понятия: добро и зло. 2. Высказывания великих людей. 3. Добро и зло в русских народных сказках. 4. Добро в поступках. 5. Правила доброты. 6. Пословицы и поговорки. 7. Творите добрые дела. Достается недешево  Счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог?   Этой мерой измерятся   Все земные труды... Может, вырастил деревце? Иль очистил пруды? Может, строишь ракету?  Гидростанцию? Дом? Согреваешь планету     Своим мирным трудом? Иль под снежной порошей         Жизнь спасаешь кому?          Делать людям хорошее – Хорошеть самому.                                    (Л. Татьяничева) Добро и зло являются основными этическими понятиями. Именно знанием о  добре и зле руководствуются люди, совершая хорошие и дурные поступки. С  точки зрения добра и зла человек оценивает как свои поступки, так и  поступки других людей. Благодаря тому, что люди выработали понимание добра и зла, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом,  запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость. Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой  деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Зло ­ это противоположность добра. Это то, что мораль стремится устранить  и исправить. Каждый день человек может сталкиваться со злом, которое стало обыденным, вошедшим в привычку –  грубость, эгоизм, равнодушие к  страданию, чужой боли, хитрость. К сожалению, зло очень распространено и  многолико, а нередко и коварно. Оно не заявляет о себе: «Я – зло! Я –  аморальность!», напротив, зло умеет прикрываться маской добра. Люди всегда задумывались над проблемами добра и зла: философы, политики, писатели, поэты, музыканты, живописцы. Некогда Сократ полагал: «Люди  поступают дурно только потому, что не знают, что считать добром, а что ­  злом». Проблема добра и зла волновала человечество всегда и лучшее доказательство этого высказывание великих мыслителей. «Злой человек вредит самому себе прежде, чем вредит другому».  В. Гюго « Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».  Л.Н.Толстой «Там, где нет различия между счастьем и несчастьем, между радостью и  горем, там нет различия и между добром и злом. Добро ­ это утверждение; зло ­ отрицание стремления к счастью».  Л.Фейербах. «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать  зла».  В. О. Ключевский «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям все  положительное, хорошее, полезное».  Л.Толстой «Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое.   Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид». В.  Розов «Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели».  А. Грин С понятиями добра и зла мы чаще всего сталкиваемся в сказках.  Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности,  неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.  Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. В сказках всегда добро побеждает зло. Через сказки  воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда  мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших  героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется. В  сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро  сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того,  чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости. А как  нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убедились сами, А может не слова — дела важны? Дела — делами, а слова — словами. Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы.                                                              М. Лисянский Добро ­ это светлое и приятное чувство, которое дарит улыбку и радость.  Добро может быть маленьким и большим. Даже самое маленькое, но хорошее  дело принесет кому­нибудь радость. Я думаю,  что этим хорошим качеством  должен обладать каждый человек. Для кого­то добро ­ это помочь другу с  уроками, для кого то ­ спасти кого­нибудь. Для меня добро ­ это всем  помогать, кормить птиц, ухаживать за животными.  Даже если вы помогли  старушке перейти дорогу ­ это тоже большое добро. Если ты сделаешь кому­ нибудь добро, то оно, рано или поздно, обратно к тебе возвратится.  Рядом с  нами живут люди, которые нуждаются в заботе, отзывчивости. Очень важно  уметь замечать, кому и где нужна помощь, помогать людям. Высшей наградой будет само осознание сделанного добра. В этом  проявляется бескорыстное доброе отношение к другому человеку, без каких­ либо расчетов на личную выгоду. Правила доброты. Помогать слабым, больным, маленьким, попавшим в беду. Прощать ошибки других. Не жадничать. Не завидовать. Жалеть других. Помогай другу в беде. Умей с другом разделить радость. Не смейся над недостатками друга. Останови друга, если он делает что­то плохое. Умей принять помощь, совет. Не обманывай друга. Относись к другу как к себе. Умей признавать свои ошибки. Пословицы и поговорки. Злой плачет от зависти, а добрый – от радости. Добро – не лихо, ходит тихо. Добра желаешь – добро и делай. Доброе смолчится, худое молвиться. Доброму и сухарь в пользу, а злому и мясное не впрок. Добро творишь ­ себя возвышаешь, зло творишь ­ себя унижаешь. Лучше всех знает, что такое добро тот, кто испытал зло. Спеши делать добро.     Добрые дела красят человека. Без добрых дел нет доброго имени. Жизнь дана на добрые дела. Злой не верит, что есть добрые люди. Добро век не забудется. Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит     От добра – добра не ищут.       Доброе сердце лучше богатства. Доброе слово – половина счастья. При солнышке тепло, при матушке добро. Доброе слово и кошке приятно. Добро, сделанное втайне, оплатится явно. Худо тому, кто добра не делает никому. Не ищи красоты – ищи доброты.   Как хорошо, что большинство людей в мире преисполнены добра. Да, многие  из нас совершают плохие поступки, делают ошибки, не всегда ведут себя  правильно, но добрые дела мы делаем с наибольшим удовольствием. Этому  способствуют моральные и этические нормы, действующие как в обществе,  так и в сознании каждого человека. Совершать злые поступки – значит,  проявлять слабость, потому что намного сложнее в ответ на насмешку или  подлость улыбнуться или даже в трудную минуту помочь своему обидчику.  Поэтому в мире добро всегда побеждает зло. Нужно стараться никому не делать плохого,  не причинять зла, которое может вернуться назад, а совершать хорошие поступки и учить этому других. И  тогда добро окончательно победит зло!

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс

Статья "Мой опыт использования активных методов обучения на уроках ОРКиСЭ" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2018