Статья на тему: «Актуальность педагогической рефлексии на уроках самопознания»
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
Взрослым
20.06.2018
Статья на тему: «Актуальность педагогической рефлексии на уроках самопознания». Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. На своих уроках тоже стала использовать рефлексию и думаю, которая помогает проанализировать познавательную активность моих учащихся.Статья на тему: «Актуальность педагогической рефлексии на уроках самопознания». Материал для психолога, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. На своих уроках тоже стала использовать рефлексию и думаю, которая помогает проанализировать познавательную активность моих учащихся.
статья 2.docx
Статья на тему:
«Актуальность педагогической рефлексии
на уроках самопознания»
«Мыслить – значит говорить с самим
собой…слышать самого себя».
Иммануил Кант
«Будьте внимательны к своим мыслям,
они начало поступков». Древнекитайский философ ЛаоЦзы
Начну с того, что же означает понятие «рефлексия»? Обращаясь в
Филосовский энциклопедический словарь (1983) понятие «рефлексия» (от
латинского reflexio – «обращение назад») первоначально возникло в философии
и означало процесс размышления человека обо всем происходящем в его
собственном сознании. Иными словами, это деятельность самопознания,
раскрывающая человеку содержание его духовного мира.
Первыми, кто ввел понятие рефлексии в употребление, были
древнегреческие философы. Они усматривали назначение рефлексии в
самопознании человека.
В современной мировой философской науке пределы категорий
рефлексии существенно расширились.
Современная психологическая литература, как научного, так и
прикладного характера, можно сказать, насыщена понятием рефлексии:
рефлексивный подход, рефлексивное управление, рефлексивные игры и т.п.
В своем теоретическом, концептуальном понимании рефлексия выступает
как форма активного переосмысления человеком тех или иных содержаний
индивидуального сознания, деятельности, общения.
В широком практическом смысле рефлексия рассматривается как
способность человека к самоанализу, осмыслению и переосмыслению своих
предметно – социальных отношений с окружающим миром и представляет собой
необходимую составную часть развитого интеллекта.
имеет рефлексивную природу.
Умение «властвовать собой», всегда высоко ценимое в человеке, также
Способность к рефлексии неоценима в общении. Благодаря умению
рефлексировать свое поведение и поступки других людей, человек развивает в
себе такие партнерские личностные качества, как проницательность,
отзывчивость, терпимость, тактичность, которые позволяют ему выстраивать
успешные взаимоотношения с людьми.
Стать рефлексирующим педагогом одна из главных задач при развитии
профессионализма. Педагог должен анализировать не только результаты своей
работы, но и каждый проведенный этап урока. Спрашивать себя: «Почему этот
этап урока прошел успешно, а другой не получился?» и т.д. Необходимо
учителю самому ежедневно проводить психологический самоанализ урока и
научить рефлексии своих учеников.
Одним из методических приемов, помогающим ученикам в развитии их
рефлексивных способностей, является ориентировочные вопросы, предлагаемые
в качестве опоры для размышления:
Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился?
Какие задания вызвали у меня наибольший интерес и почему? Как я выполнял задания, каким способом? Что я чувствовал при этом?
Каковы были мои основные трудности и как я их преодолевал? и др.
На своих уроках самопознания я провожу рефлексию в начале и в конце
урока.
На этапе вызова я с помощью рефлексии определяю психологический
настрой на урок и настроение ученика в общем. Для этого я использую приемы
«От сердца к сердцу», «Дерево настроения» и др.
В завершении урока рефлексия в виде таких приемов, как «Плюс, минус,
интересно», «Знал, узнал, хочу узнать» и т.д. Часто использую форму рефлексии
как эссе. Например, при изучении блока о нравственных качествах человека даю
тему эссе из 12 предложений «За что меня можно уважать», а при изучении
блока бережного отношения к природе даю эссе на тему «Если бы я был
птицей».
Учу детей смело выражать свои мысли и ощущения, прислушиваться к
другим и уметь услышать смысл говорящего.
Я ищу приемы рефлексии на каждый свой урок, вызывая интерес у
учеников и активность познавательной деятельности.
Я учу учеников, а они меня, наверное это и есть та модель взаимодействия
учителя и ученика.
Используемая литература:
1. Бизяева А.А. «Психология думающего учителя: педагогическая
рефлексия», Псков, 2004.
Статья на тему: «Актуальность педагогической рефлексии на уроках самопознания»
Статья на тему: «Актуальность педагогической рефлексии на уроках самопознания»
Статья на тему: «Актуальность педагогической рефлексии на уроках самопознания»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.