Статья на тему "Дифференцированный подход как средство повышения уровня мотивации в обучении математике в условиях внедрения ФГОС
Оценка 5

Статья на тему "Дифференцированный подход как средство повышения уровня мотивации в обучении математике в условиях внедрения ФГОС

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
математика
Взрослым
11.06.2018
Статья на тему "Дифференцированный подход как средство повышения уровня мотивации в обучении математике в условиях внедрения ФГОС
Одним из способов формирования мотивации успеха в учебной деятельности школьника является такая организация работы учителя, в которой учитываются индивидуальные особенности обучающихся, Оптимальный результат-использование технологии дифференцированного обучения, позволяющей обучающимся получить право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям.
Статья для всерос. сборника.docx
1) Крамчанинова Надежда Евгеньевна 2) Учитель математики, ГБОУ СОШ № 347 3) Невского района 4) Россия, Санкт­Петербург 5) Kramn1609@yandex.ru Название:  Дифференцированный   подход   как   средство   повышения   уровня мотивации в обучении математике в условиях внедрения ФГОС. Аннотация: Одним из способов формирования учебной   деятельности   школьника   является   такая   организация   работы мотивации   успеха   в учителя,   в   которой   учитываются   индивидуальные   способности обучающихся.   Наиболее   оптимальный   результат   возможен   при использовании технологии дифференцированного обучения. Ключевые   слова:  обучающийся,   успеваемость,   подход,   дифференциация,   развивающее учебно­воспитательный   процесс,   математика, обучение,   уровень   усвоения,   обязательные   результаты,   умения,   группы, мотивация, успех. «Обучение   –   это   ремесло, использующее маленьких трюков».    бесчисленное   количество                                                                                                    Д. Пойа Формирование   у   обучающихся   интеллектуальных   и   творческих способностей, развитие их природных наклонностей и задатков является одной из важнейших задач изучения математики в школе. Исходя из основных положений ФГОС  организация   учебно­воспитательного   процесса   обучения   математике строится таким образом, чтобы каждый обучающийся был оптимально занят учебно­ воспитательной   деятельностью   на   уроках   с   учетом   его   математических способностей и интеллектуального развития, не допускающей пробелов в знаниях и умениях, и в конечном итоге мог получить полноценную базовую математическую подготовку. Именно такой организации обучения математике требует современное состояние   нашего   общества,   когда   от   каждого   выпускника   требуется   высокий уровень   профессионализма   и   такие   деловые   качества   как   предприимчивость, способность   ориентироваться   в   той   или   иной   ситуации,   быстро   и   безошибочно принимать решение, постоянное желание учиться, наблюдать, исследовать. Школа в условиях введения ФГОС ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.    В   последние   годы   значительно   усилился   интерес   учителей общеобразовательной школы к проблеме дифференцированного подхода в обучении школьников математике на различных ступенях математического образования. Этот интерес   во   многом   объясняется   спецификой   такого   предмета,   как   математика. Математика   объективно   является   наиболее   сложным   школьным   предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы, максимальной усидчивости и трудолюбия, умения концентрировать силы на решении поставленной задачи, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. По своим природным способностям, темпу работы и т.д. обучающиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников как с очень высоким, так и с очень   низким   уровнем   развития.   Учитель   обычно   выбирает   методы   и   формы обучения,   ориентированные   на   среднего   ученика.   При   этом   слабым   и   сильным ученикам   уделяется   мало   внимания.   В   этих   условиях   учащиеся   с   хорошими способностями работают без особого напряжения, а слабые учащиеся испытывают возрастающие затруднения. Даже если обеспечить одинаковый исходный минимум знаний   у   всех   школьников,   положительное   отношение   их   к   уроку,   тщательно разработать методику введения нового материала, то, несмотря на равенство этих условий,   новые   знания   все   равно   будут   усвоены   по­разному.   Одни   школьники достаточно полно усвоят новое и смогут применить его в новых, но аналогичных с учебной   обстановкой   условиях,   требующих   самостоятельного   развития   новых знаний (высший уровень усвоения). Другие усвоят существенные стороны нового понятия или закономерности и сумеют применить их к решению задач, близких к тем,   которые   разбирались   в   процессе   объяснения   нового   материала   (средний уровень усвоения). Наконец, будут и такие, кто вынес лишь отдельные, нередко несущественные стороны нового понятия или закономерности и не может применить их   к   решению   даже   простых   задач   (низший   уровень   усвоения).   При   этом потребуется   различное   количество   упражнений   и   различная   мера   помощи   со стороны учителя тем обучающимся, которых предстоит довести до высшего уровня усвоения.  Добиться   усвоения   математического   материала   всеми   учащимися   на одинаково высоком уровне становится просто не возможным. Даже ориентировка на "среднего"   обучающегося   в   обучении   математике   приводит   к   снижению успеваемости в классе, к издержкам воспитательного характера у ряда школьников (потеря интереса к математике, порождение безответственности, нежелание учиться и др.). Нынешнее отношение учащихся к математике характеризуется снижением ее популярности среди школьников. Школьным учителям часто приходится замечать, как  при  переходе   в 6­й, 7­й  и более  старшие   классы  успеваемость  и  интерес  к математике   у   школьников   начинают   снижаться.  Особенно   это   заметно   у большинства   неуспевающих   учеников   с   последовательным   отрицательным отношением к предмету. Но иногда и   вчерашний отличник или твердый хорошист на   глазах   «скатывается»,   хватает   досадные   тройки,   перестает   делать   домашнее задание   и   постепенно   утрачивает   интерес   к   математике.  Поэтому   моя   главная задача,   как   учителя   на   данном   этапе   –   не   упустить   момент   и   внимательно  условия,   позволяющие   стимулировать   познавательную   и проанализировать творческую   деятельность   школьников   через   использование   различных   форм  Важно   включить развивающего   обучения,   направить   их   в   нужное   русло. обучающихся   в   специально   организованную   деятельность,   сделать   их   хозяевами этой деятельности, выработать у них мотивы и цели учебной деятельности, обучить способам ее осуществления. Важно   так   организовать  учебный   процесс,   чтобы   учитывать   различия   между учащимися   и   создавать   оптимальные   условия   для   эффективной   учебной деятельности всех школьников, перестроить содержание, методы, формы обучения, максимально учитывающие их индивидуальные особенности. Подходом,   является дифференциация.  В   Программе   для   общеобразовательных   учреждений   по   который   учитывает   эти   особенности, математике   так   и   отмечается:   «Принципиальным   положением   организации школьного   математического   образования   становится   дифференциация   обучения математике в основной школе.     Под дифференциацией понимают такую систему обучения,   при   которой   каждый   обучающийся,   обладая   некоторым   минимумом общеобразовательной   подготовки,   получает   право   и   возможность   уделять преимущественное   внимание   тем   направлениям,   которые   в   наибольшей   степени отвечают   его   склонностям.   Поэтому   очень     важно,       чтобы   дифференциация обучения математике учитывала потребности всех школьников – не только сильных, но и тех, кому этот предмет дается с трудом, или чьи интересы лежат в других областях,   позволяла   выстраивать   индивидуальные   траектории   их   обучения   и развития. Различают   внутреннюю   и   внешнюю   дифференциацию.   В   свою   очередь внутренняя дифференциация подразделяется на уровневую и индивидуальную, что наиболее применимо в условиях общеобразовательного класса.   На   своих   уроках   я   использую   внутреннюю   дифференциацию.   В   основе уровневой   дифференциации   лежат   два   основных   принципа.   Первый   –   это достижение   всеми   обучающимися   уровня   обязательной   подготовки,   второй   – создание   условий   для   усвоения   материала   повышенного   уровня.   Учитывая   свои способности, интересы, потребности, обучающийся получает возможность выбирать объем   и   глубину   усвоения   учебного   материала.   Достижение   обязательных результатов   обучения   при   таком   подходе   является   объективным   критерием,   на основе которого цель обучения каждого обучающегося может варьироваться: или его   усилия   направятся   на  овладение   материалом   на   более  высоком   уровне,  или продолжится   работа   по   формированию   важнейших   опорных   знаний   и   умений. Именно такой подход приводит к тому, что дифференцированная работа получает прочный фундамент, приобретает реальный, осязаемый для обучающегося смысл. Для   успешного   и   эффективного   осуществления   уровневой   дифференциации необходимо выполнение некоторых условий. Первое условие ­ выделенные уровни усвоения материала и, в первую очередь, обязательные результаты обучения должны быть   открытыми   для   учащихся.     Следующее   важнейшее   условие   –     уровень требований   должен   быть   в   целом   существенно   выше   уровня   обучения,   иначе   и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, а учащиеся, потенциально   Уровневую способные   усвоить   больше, дифференциацию   следует   организовать   в   разнообразных   формах,   которые   не   будут   двигаться   дальше. существенно зависят от индивидуальных подходов учителя, от особенностей класса, от возраста учащихся и др.  В   качестве   основного   пути   осуществления   дифференциации   обучения математике   я   условно   делю   класс   на   сравнительно   одинаковые   по   уровню обучаемости группы: 1   группа   ­   обучающиеся   с   высоким   темпом   продвижения   в   обучении, которые   могут   самостоятельно   находить   решение   изменённых   типовых   или усложнённых задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения. 2   группа   ­   обучающиеся   со   средним   темпом   продвижения   в   обучении, которые могут находить решения изменённых и усложнённых задач, опираясь на указания учителя. 3   группа   ­   обучающиеся   с   низким   темпом   продвижения   в   обучении, которые при усвоении нового материала испытывают определённые затруднения, во многих   случаях   нуждаются   в   дополнительных   разъяснениях,   обязательными результатами овладеют после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложнённых задач пока не проявляют.  Школьники   получают   право   и   возможность   выбирать   тот   уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. При достижении   определенного   уровня   знаний   возможны   перемещения   из   группы   в группу.    В   своей   работе   применяю   все   возможные   сочетания   индивидуальной, групповой   и   фронтальной   работы,   с   использованием   технологий   коллективных способов обучения и групповых способов обучения.  При   изучении   нового   теоретического   материала   использую   проблемный метод   обучения.     Задача   на   этом   этапе   состоит   в   том,   чтобы   заинтересовать обучающихся,  поразить   их   воображение,  заставить   их   удивляться. Знакомство   с новым   материалом   в   нем   осуществляется   в   большинстве   случаев   через   систему заданий.   В   процессе   их   выполнения   обучающиеся   получают   возможность самостоятельно   или   с   моей   минимальной   помощью   познакомиться   с   новым материалом. Для тех, кто испытывает затруднения, предлагаю систему наводящих вопросов   и   указаний.  При   изучении   нового   материала   пытаюсь   раскрыть   его практическую   значимость,   показать   взаимосвязь   с   окружающим   миром, историческими событиями.  На этапе отработки полученных навыков применяю дифференцированный подход, который выражается в следующем: в тот момент, когда одним школьникам объяснения по ходу решения задач становятся уже необязательными, а другим – они еще   нужны,   начинается   одновременно   самостоятельная   и   коллективная   работы. Обучающиеся,   которые   считают,   что   уже   поняли   новый   материал,   работают самостоятельно. Такая самостоятельная работа предлагается по желанию, причём некоторым обучающимся рекомендую воздержаться от самостоятельной работы и продолжить работу с классом. Остальные обучающиеся выполняют коллективную работу: выходят к доске, решают задачи и объясняют их. Причём к доске выходят одновременно 2­3 школьника: один решение комментирует вслух, другие работают молча. На   этапе   закрепления   и   применения   полученных   знаний   основой дифференцированного подхода считаю организацию самостоятельной работы. Здесь больше   всего   содержится   возможностей   для   учета   особенностей   обучающихся. Готовлю четыре варианта заданий. Обучающиеся выбирают вариант самостоятельно. Отдельным   обучающимся   даю   разъяснение   возможных   затруднений   с   целью предотвращения ошибок. Этот прием характерен для этапа первичного закрепления и позволяет выявлять пробелы. Слабым обучающимся для самостоятельной работы обычно готовлю облегченные карточки­задания алгоритмического вида, карточки­ консультанты с планами и образцами решений, сильным – задания на перенос знаний и   умений   в   измененную   или   новую   ситуацию.   Работу   организую   так,   чтобы   не обделить   вниманием   ребят   из   разных   групп:   в   определенные   моменты   урока консультирую, проверяю работу обучающихся, выполняющих один вариант, осталь­ ные   в   это   время   работают   самостоятельно.   Больше   внимания   получают   самые слабые обучающиеся.  Таким   образом,   дифференцированный   подход   на   этапе   закрепления   и применения   знаний   осуществляю   преимущественно   в   виде   заданий   различной трудности и характера: 1 группа ­ нестандартные или более сложные и объемные задания;   2   группа   ­     задания   необязательного   уровня;  3   группа   ­   задания обязательного уровня.  На этапе проверки усвоения полученных знаний важно четко выяснить, на каком уровне усвоено каждым школьником одно и то же знание и умение. Для этого составляю варианты заданий повышенной или пониженной трудности. Обучающиеся самостоятельно   выбирают   уровень   трудности   задания.   Разноуровневые   задания облегчают   организацию   занятий   в   классе,   создают   условия   для   продвижения школьников   в   учебе   в   соответствии   с   их   возможностями,   создают   в   классе благоприятный   психологический   климат.   У   обучающихся   возникает   чувство удовлетворения   после   каждого   верно   решенного   задания.   Успех,   испытанный   в результате   преодоления   трудностей,   дает   мощный   импульс   повышению познавательной   активности.   У   обучающихся,   в   том   числе   и   слабых,   появляется уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми задачами, рискуют пробовать свои силы в незнакомой ситуации, берутся за решение задач более   высокого   уровня.   Все   это   способствует   активизации   мыслительной деятельности   обучающихся,   созданию   положительной   мотивации   к   учению.   При таком   способе   подачи   материала,   его   отработке   у   обучающихся   развивается логическое   мышление,   развиваются   коммуникативные   способности,   повышается активность. Таким   образом,   дифференциация   в   учебном   процессе   в   условиях внедрения   ФГОС   оказывает   действенное   внимание   к   каждому   ученику,   его творческой   индивидуальности   в   условиях   классно­урочной   системы   по   предполагает   разумное   сочетание обязательным   учебным   программам, фронтальных,   групповых   и   индивидуальных   занятий   для   повышения   качества обучения и развития и повышает интерес к такому сложному, но очень интересному предмету, как математика.  Литература: 1) Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М,1996. 2) Дусовицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996.    3)Журнал «Математика в Школе» 2014 – 2016 гг.  4) Зотов Ю.Б. Организация современного урока/ Под ред. П.И. Пидкасистого.  М., 2008 г. 5) Индивидуально­дифференцированный подход к обучению и воспитанию  школьников (проблемы, поиск, опыт): Сборник статей. Орехово­Зуево, 2008.

Статья на тему "Дифференцированный подход как средство повышения уровня мотивации в обучении математике в условиях внедрения ФГОС

Статья на тему "Дифференцированный подход как средство повышения уровня мотивации в обучении математике в условиях внедрения ФГОС

Статья на тему "Дифференцированный подход как средство повышения уровня мотивации в обучении математике в условиях внедрения ФГОС

Статья на тему "Дифференцированный подход как средство повышения уровня мотивации в обучении математике в условиях внедрения ФГОС

Статья на тему "Дифференцированный подход как средство повышения уровня мотивации в обучении математике в условиях внедрения ФГОС

Статья на тему "Дифференцированный подход как средство повышения уровня мотивации в обучении математике в условиях внедрения ФГОС

Статья на тему "Дифференцированный подход как средство повышения уровня мотивации в обучении математике в условиях внедрения ФГОС

Статья на тему "Дифференцированный подход как средство повышения уровня мотивации в обучении математике в условиях внедрения ФГОС

Статья на тему "Дифференцированный подход как средство повышения уровня мотивации в обучении математике в условиях внедрения ФГОС

Статья на тему "Дифференцированный подход как средство повышения уровня мотивации в обучении математике в условиях внедрения ФГОС

Статья на тему "Дифференцированный подход как средство повышения уровня мотивации в обучении математике в условиях внедрения ФГОС

Статья на тему "Дифференцированный подход как средство повышения уровня мотивации в обучении математике в условиях внедрения ФГОС

Статья на тему "Дифференцированный подход как средство повышения уровня мотивации в обучении математике в условиях внедрения ФГОС

Статья на тему "Дифференцированный подход как средство повышения уровня мотивации в обучении математике в условиях внедрения ФГОС

Статья на тему "Дифференцированный подход как средство повышения уровня мотивации в обучении математике в условиях внедрения ФГОС

Статья на тему "Дифференцированный подход как средство повышения уровня мотивации в обучении математике в условиях внедрения ФГОС

Статья на тему "Дифференцированный подход как средство повышения уровня мотивации в обучении математике в условиях внедрения ФГОС

Статья на тему "Дифференцированный подход как средство повышения уровня мотивации в обучении математике в условиях внедрения ФГОС
Скачать файл